Подводная защита
Чтобы анализировать действия торпедных и минных попаданий, еще до войны в Англии были проведены обширные эксперименты со старыми линейными кораблями "Hood" и "Royal Sovereign". Основной целью был поиск наиболее эффективных средств защиты корабля от подобных повреждений, а также средств улучшения уже существующих конструкций.
Эти опыты привели к решению утолщить противоторпедные переборки, а также к установке бортовых наделок - булей. Последние сперва были установлены на некоторых старых крейсерах типа "Edgar". Они состояли в то время из внешней воздушной камеры и внутреннего пространства, заполняемого водой. Хотя очевидно, что эти опыты имели огромное значение, их результаты оказались не совсем надежными и достоверными. После начала боевых действий появилась возможность получить более верные результаты, основанные на научных изысканиях. Наиболее важные опыты проводились на специально изготовленных секциях, изображающих отдельные части корабля в натуральную или уменьшенную величину - так называемые "Чатамские плоты" ["Chatham-Floss"]. Эксперименты с ними продолжались в течение всей войны и не закончились после окончания боевых действий. Благодаря им было получено огромное количество разнообразной ценнейшей информации.
Главные принципы защиты кораблей булями (в период войны) были следующие:
- Разрушительный эффект подводного взрыва весьма быстро убывает с увеличением расстояния. Поэтому первое требование подводной защиты гласит, что необходимо принять все возможные меры, чтобы взрыв происходил на возможно дальнем расстоянии от главной противоторпедной переборки корабля. По этой же причине указанная переборка должна располагаться по возможности ближе к середине корабля. Пространство между переборкой и наружной кромкой корабля можно считать зоной подводной защиты. Это пространство делится на две продольные части внешняя и внутренняя.
- Важно, чтобы внешнее пространство было пустым и, таким образом, служило своеобразным воздушным буфером, воспринимающим резкое повышение давления при взрыве. Следует учитывать, что для уменьшения энергии взрыва важна не величина объема расширительной камеры, а ширина ее.
- После взрыва большие массы газо-водяной смеси с большой скоростью устремляются во внешнее воздушное пространство. Их разрушительный эффект может быть в большой степени снижен посредством распределения их мощи на наиболее возможном расстоянии от борта, а также разрушением ничего не значащих для корабля конструкций или материалов. Это достигается устройством пустой расширительной камеры непосредственно позади обшивки. Последнюю в этом случае следует делать возможно тонкой и без массивных связей во избежание образования опасных для корабля осколков. Позади расширительной камеры, за тонкой переборкой устраивается специальная камера разрушения, заполненная, например, полыми трубами, целлюлозой, углем или водой. Причем начинка камеры не только снижает силу удара, но еще к тому же улавливает осколки и обломки конструкций, которые с большой силой разбрасываются взрывом.
- Заполнение водой внешнего расширительного пространства или удаление ее из камеры разрушения для исправления крена или дифферента, естественно, вредит защитному эффекту булей. Поэтому делать это возможно только в случае крайней необходимости.
- В бортовых бункерах, внутри их и у самой противоторпедной переборки обычно хранится определенная масса жидкого топлива. В случае сильного подводного взрыва у борта существует возможность, что хотя переборка и останется целой, но в результате действия ударной волны взрывной эффект может передаться на нефтяные бункеры, вызвав гидравлический удар. В результате целостность стенок может быть нарушена и нефть может просачиваться из бункера. Для предотвращения этого следует сперва расходовать нефть именно из этих бункеров.
Були давали кораблю достаточно хорошую защиту, однако днище оставалось под угрозой повреждений от взрывов мин и близких разрывов. Лучшей и единственной зашитой днища от повреждений такого рода в то время считалось двойное дно, разделенное на ячейки продольными и поперечными связями. Ячейки обычно заполнялись жидкостью на 50 % своего объема - обычно топливом, а в районе боевых погребов - водой. Эти ячейки получили название "защитные водяные бункеры".
Следующей важной разработкой военного периода стало внедрение паравана, дающего некоторую защиту от мин. Этот прибор был изобретен капитаном 2-го ранга Бэрни (C.D.Burney) и в мае 1915 года установлен на одном из эсминцев. Испытания показали его эффективность и в 1915-1917 годах параванами были оснащены все корабли Королевского Флота.