Авиационное вооружение кораблей

 

В 1916 году Гранд-Флитом была органи­зована специальная "Комиссия по авиации", которая должна была исследовать возмож­ность вооружения кораблей флота самолета­ми . При этом в первую очередь думали о разведчиках и истребителях для защиты от цеппелинов. Предполагалось, что корабель­ные самолеты будут иметь специальную конструкцию, позволяющую им использоваться на флоте.

Снабжение кораблей авиацией началось с оборудования крейсеров стартовыми пло­щадками для самолетов. Вскоре от крейсеров перешли к дредноутам. Однако использование самолетов с кораблей требовало изменения тактики флота. Так, например, корабль для запуска самолета должен был покинуть строй или кильватерную линию. Чтобы устранить это затруднение было решено устанавливать взлетные площадки поверх орудийных башен, которые при необходимости можно было раз­вернуть в нужном направлении (которое за­висело от направления ветра). Это предло­жение было впервые успешно опробовано на линейном крейсере "Repulse". Однако воз­можность запуска самолета в ходе сражения была несколько ограничена.

В начале 1918 года на всех линейных крейсерах были установлены стартовые пло­щадки для одноместного истребителя. Однов­ременно обдумывалась возможность оснащения боевых кораблей двухместными самолета­ми-разведчиками. Это позволило бы сильно расширить возможности корабельной развед­ки. Однако это требовало установки более длинных площадок, необходимых для взлета более тяжелого самолета. Проблема была ре­шена посредством удлинения площадок специ­альной съемной приставкой, которую при не­обходимости можно было закрепить на ство­лах орудий. Первый успешный старт с такой площадки был произведен на самолете "Sopwith" 4 апреля 1918 года с борта ли­нейного крейсера "Australia". После этого в срочном порядке была разработана прог­рамма установки длинных площадок на носо­вых башнях линейных крейсеров, так как на кормовых башнях уже имелась площадка для одноместного истребителя. Фактически же такое расположение было принято не на всех кораблях. Например, на старых линейных крейсерах стартовые площадки устанавлива­лись на бортовых башнях, некоторые корабли имели только один истребитель (без развед­чика ) .

Так как использование самолетов на линейных крейсерах показало их достаточную эффективность, было предложено установить их и на линейных кораблях. К концу 1918 года все дредноуты Гранд-Флита несли на борту самолеты-истребители. В 1919 году было принято решение об оснащении линкоров самолетами-разведчиками-корректировщиками стрельбы. В течение всего 1920 года про­должалась ускоренное оборудование линкоров авиационным вооружением.

Однако развитие авиационного дела не стояло на месте. Самолеты становились все более тяжелыми и стартовые площадки стано­вились негодными для их запуска. Выход из этой ситуации видели в применении ката­пульт, но так как еще не было достаточно совершенных систем, пригодных для установ­ки их на линкорах и крейсерах внимание моряков-авиаторов постелено переключилось на специальные авианосные корабли. К снабже­нию линкоров и крейсеров катапультами мо­ряки вернулись только в 30-х годах.