Противовоздушная оборона

 

Еще в 1914 году моряки начали задумы­ваться о вооружении кораблей противоаэропланной артиллерией. Однако здесь на первое место вставала проблема создания лафета для такого орудия. Оружейные фирмы отнес­лись к этой задаче достаточно внимательно и вскоре такой лафет был создан для 76,2-мм.скорострельного орудия. Некоторые ко­рабли были вооружены подобными орудиями еще до начала войны, а к 1916 году боль­шинство дредноутов имело по два таких ору­дия.

Возросшая активность немецких дири­жаблей над Северным морем привела в 1916 году к необходимости разработки зенитных орудий большего калибра. Примерно в это время создалась ситуация, когда число 76,2-мм.стволов оказалось меньше произве­денных для них лафетов. Поэтому было реше­но переоборудовать 44 лафета для установки на них 102-мм.скорострельных орудия "Mk.V" или "Mk.VII". Однако известно, что эти бо­лее эффективные зенитки не были установле­ны на кораблях типа "Queen Elisabeth". Эти линкоры, равно как и построенные позже, имели 76,2-мм.зенитки еще долгое время после окончания войны.

Приспособление лафетов для 102-мм.ору­дий было временной мерой. Для них была разработана собственная конструкция лафета "Mk.III". Эти зенитки стали стандартным зенитным оружием линейного флота в 20-е и начало 30-х годов.

Хотя усиление зенитного вооружения можно считать прогрессирующим направлени­ем, надо отметить, что его использование в годы войны было весьма ограниченным. Единственной стоящей целью для них были немецкие цеппелины. Когда они появлялись на приемлемой дальности, оставалось только сделать достаточно удачный выстрел, что в то время было не так просто. Судить об этом можно хотя бы по тому факту, что в 1914-15 годах в армии на один сбитый само­лет приходилось около 100.000 выпущенных снарядов. В конце войны эта цифра снизилась до 4000 выстрелов. Это был впечатляю­щий прогресс, однако все же эффективность зенитного вооружения по-прежнему остава­лась незначительной. При этом следует при­нять во внимание, что условия использова­ния зениток на флоте были несравненно ху­же, чем у армии.

В конце войны в охоте за цеппелинами уже могли участвовать бортовые истребите­ли. Несмотря на все "за" и "против" возможностей флотской авиации уже в то время приходилось признавать, что в случае быстрого развития авиации, оснащения ее торпедами и бомбами, она станет в самом недалеком будущем реальной угрозой безо­пасности дредноутов. Причем в то время не считали, что самолет может потопить дред­ноут, однако возможность нанесения ему серьезного повреждения вполне допускалась (вплоть до выхода корабля из строя и поте­ри возможности его участия в линейном бою) В связи с этим внимание к зенитному воору­жению не снижалось.

После войны вопросами зенитной оборо­ны кораблей занималась "Морская комиссия", которая и разработала предложения, наце­ленные на усиление корабельных средств ПВО. Было обращено большое внимание на разработку устройств управления зенитным огнем, создание крупнокалиберных (150 и 130 мм.) зенитных установок, а с 1921 года многоствольных зенитных установок ближ­него действия. Правда, работы эти велись весьма медленно. Лишь в начале 30-х годов на вооружение была принята система управ­ления зенитным огнем типа "Mk.I" и восьмиствольная 2-хфунтовая установка зенитных автоматов "Pom-Pom". Из двух проектов тя­желого зенитного вооружения реализована оказалась только идея 130-мм.орудня, одна­ко и оно было изготовлено в единственном экземпляре. Только стремительное развитие авиации в 30-х годах заставило обратить на противовоздушную оборону кораблей более пристальное внимание.