Линейный крейсер проекта 1921 года
Первые проекты линейных крейсеров, создавались на основе крейсера "Hood" и мало отличались от прототипа. В наибольшей степени это относится к проекту "К-2" (цифра в обозначении проекта обозначала количество стволов в каждой башне главного калибра ), который предполагалось вооружить четырьмя двухорудийными башнями. Следующий проект "К-3" отличался тем, что предусматривал уже трехорудийные башни, расположенные по схеме, позже признанной классической для линкоров с тремя башнями - две в носу линейно-возвышенно и одна в корме.
Существенное отличие этих проектов от ;Hood" было в том, что их главный калибр составляли 457-мм.орудия. Это вызвало громадное увеличение размеров кораблей - настолько, что конструкторам пришлось сделать корму транцевой, чтобы ограничить наибольшую длину корабля. В противном случае ни один существующий док не смог бы принять эти корабли. С транцевой кормой они могли рассчитывать на докование (учитывая только верфи ВМФ) в Розайте и Портсмуте. Кроме того, большая осадка проектируемых кораблей не позволяла проход Суэцким каналом (в то время максимальная допустимая осадка для канала составляла только 9,46 метров). Впрочем, предполагаемые работы по углублению канала могли решить эту проблему.
В процессе работы над проектом "К-3" он был довольно существенно модернизирован. Вызвано это было желанием увеличить скорость корабля на 0,5 узла. Первоначальное изменение состояло в увеличении наибольшей ширины корабля до 34,65 метров, длина между перпендикулярами увеличилась до 260,78 метров, водоизмещение до 52.500 тонн. В дальнейшем ширина увеличилась до 34,80 метров, а водоизмещение - до 52.800 тонн. В новом виде корабль уже не мог рассчитывать на проход Суэцким и Панамским каналами (в Панамском канале ширина кораблей ограничивалась 33,55 метрами). Ни одна военная верфь не могла бы принять эти корабли для докования. Теперь оно могло производиться только в коммерческом доке "Gladstone" в Ливерпуле или в полученном от Германии новом плавучем доке.
Оба проекта типа "К" представляли собой гладкопалубные корабли. Выбор такой архитектуры обуславливался желанием повысить надводный борт в корме, так как первый опыт плаваний "Hood" показал, что в штормовую погоду и на высоких ходах корма постоянно заливалась водой, что затрудняло использование орудийных башен. Кроме того, увеличение высоты борта в корме позволяло получить большие свободные закрытые объемы в кормовой части корпуса и обещало увеличение плавучести в кормовой оконечности.
Следующий проект "J-3" являлся развитием проекта "К-3" в сторону уменьшения размеров корпуса. Как следствие этого, главный калибр был снижен до 381-мм.с длиной ствола орудия 50 калибров, а толщина основной броневой палубы - до 102 мм. Водоизмещение снизилось почти на 10.000 тонн, длина уменьшилась до 247,05 метров, при этом отпала необходимость в транцевой корме. Корабль мог приниматься любым доком, пригодным для "Hood", мог также проходить Суэцким и Панамским каналами. Общий внешний вид соответствовал проекту "К-3", однако в отношении защиты имелись изменения - були и бортовая броня располагались по типу крейсера "Hood", а не внутри корпуса как на "К-3". Также как и на "Hood" палуба бака не доходила до кормы, однако для обеспечения удобной работы башни "X" в свежую погоду барбет башни бы приподнят до высоты башни "А". По сравнению с проектами типа "К" проект "J-3" был шагом назад.
Следующий проект "I-3" представляет собой кардинально новое решение проблемы защиты погребов. В этом проекте было решено воплотить предложение разместить зарядные погреба ниже снарядных. Это потребовало бы устроить погреба несколько более узкими и длинными на протяжении корпуса, что, впрочем, имело и лучшие стороны - теперь они располагались бы дальше от борта, что обеспечивало более надежную защиту от подводного взрыва у борта.
Однако конструкторы решили эту проблему несколько иначе. Экономия места (и, что немаловажно, веса) в этом проекте достигалась концентрацией тяжелой артиллерии ближе к носу корабля - в наиболее широком месте. Благодаря этому под погреба выделились достаточно большие объемы по ширине и длине, поэтому их протяженность оказалась не больше, чем на других кораблях. Само собой улучшались условия защиты - длину пояса можно было уменьшить, а для подводной защиты предоставить больше места по ширине корабля. На этом проекте предусматривалась установка третьей башни "X" между носовой надстройкой и дымовыми трубами, машинно-котельные отделения размещались дальше в корме. Однако очень существенным недостатком такого размещения являлся мертвый угол в корме корабля, который удалось максимально уменьшить, заузив кормовую надстройку. Тем не менее он оставался достаточно велик - 40 градусов. К тому же из-за воздействия дульных газов на надстройки стрельба на острых кормовых углах рекомендовалась только в крайних случаях, что, no-существу, еще более увеличивало мертвый угол.
В проекте "I-3" было несколько усилено (в сравнении с проектом "К-3") палубное бронирование над погребами, однако над механизмами и вне цитадели оно было слабее. Это объяснялось тем, что скорость корабля предполагалась больше, к тому же были усилены конструкции корпуса. Следствием этого было то, что водоизмещение корабля оказалось лишь немного меньше, чем у проекта К-3", и он не смог бы доковаться ни в Розайте, ни в Портсмуте. На "I-3" конструкторы вновь вернулись к транцевой корме, однако ширина и осадка позволяли кораблю проходить Панамским каналом, а после углубительных работ - и Суэцким.
После проекта "I-3" конструкторы отошли от большого водоизмещения. Адмиралтейство установило жесткий предел, однако от крупного, 457-мм.калибра отказаться не пожелало. Поэтому на трех декабрьских вариантах проекта типа "Н-3" количество стволов главного калибра было уменьшено до шести в двух трехорудийных башнях. Этим добились существенной экономии веса, позволившей не только уменьшить величину корабля, но и усилить палубную защиту погребов. Скорость кораблей варьировалась в пределах 33,25 - 33,75 узлов, что приближало их в этом отношении к американским линейным крейсерам типа "Lexington". Все три проекта мало отличались между собой.
В проекте "Н-3.а" обе орудийные башни были установлены в носовой части линейно-возвышенно, в проекте "Н-3.b" обе башни располагались также в носовой части, однако вторая из них не возвышалась над первой, а была установлена позади носовой надстройки. Проект отличался также тем, что корпус был увеличен по ширине и водоизмещению. Третий проект "Н-3.с" внешне не отличался от второго, но орудийные башни были установлены палубой ниже, благодаря чему водоизмещение корабля (при меньшей ширине) оказалось наименьшим из этих трех вариантов. Существенный недостаток всех трех проектов - недостаточное количество орудий в залпе, тем более, что скорострельность такого крупного калибра сравнительно меньше.
Развитием проектов "Н-3" стал проект "G-3", также разработанный в декабре 1920 года. На нем конструкторы, по-прежнему ограниченные в водоизмещении корабля, пошли на некоторое уменьшение калибра, но зато сохранили три трехорудийные башни, обеспечивая тем самым кораблю полноценную разбивку залпов. Размещение орудий и внутреннее устройство корабля было сходно с проектом "I-3".
Однако начальник управления кораблестроения (Director of Naval Construction) не поддержал этот проект. Он указал, что принятый калибр орудий неприемлем. По его мнению гораздо удобней было бы взять три двухорудийные башни с орудиями 457-мм. калибра. В результате такого изменения проектный эскиз и величина кораблей практически не изменились бы.
Горизонтальная защита "G-3" над погребами была аналогична кораблям проекта "Н-3" и проектировавшимся в это время линкорам, а над машинными отделениями примерно соответствовала защите крейсера "Hood", хотя по абсолютной величине была несколько сильнее. Предполагаемая скорость оценивалась в 33 узла - при условии, что 18 высокопроизводительных (узкотрубных) водотрубных котлов будут в состоянии обеспечить паром (в форсированном режиме) установку мощностью 180.000 WPS.
13 декабря 1920 года состоялось рассмотрение проектов "G-3" и "Н-3". Оно состоялось в адмиралтействе, под председательством Третьего Морского Лорда. Проект "Н-3" вызвал много нареканий, особенно в отношении вооружения - сокращение числа стволов затрудняло управление стрельбой (неполноценные залпы) и ограничивало число орудий в круговом обстреле. В результате обсуждения для дальнейшей разработки был отобран проект "G-3", однако было высказано пожелание увеличить толщину брони над механизмами до 76,2 мм. (где было 50,8 мм) и до 102 мм. (где было 76,2 мм). Было отмечено также, что для транспортировки боезапаса к кормовым 152-мм.орудиям из кормовых погребов задействовано слишком много личного состава. В связи с этим обсуждался вопрос о применении 3-орудийных башен противоминного калибра, но окончательно все-таки остановились на решении переразметить уже запланированные башни. Управлению кораблестроения было поручено внедрить эти пожелания и предоставить проект на новое рассмотрение. В качестве компенсации добавочных весов были определены следующие мероприятия:
- Уменьшение числа 152-мм. башен с восьми до шести, что принесет экономию 100 тонн. Остальные башни было необходимо разместить так, чтобы без большого увеличения персонала обеспечить достаточно быструю подачу боезапаса;
- 356-мм. поясную броню по высоте уменьшить на 305 мм, что приносило еще 115 тонн. При этом углубление броневого пояса ниже проектной ватерлинии будет составлять 1,37 метра вместо 1,57 метра, а возвышение над ватерлинией 2,79 метра вместо 2,89 метра;
- Уменьшение толщины башенного бронирования. Морской штаб согласился принять 406-мм. лобовые и 305-мм. боковые плиты. Это давало 75 тонн;
- В стремлении получить добавочный вес была пересмотрена 24,3-мм. и 27,4-мм. броневая палуба над погребами. При этом защита погребов не должна была ставиться под вопрос и в целом должна быть сохранена первоначальная толщина за счет перераспределения брони. Это добавляло еще 125 тонн.
Несмотря на все ухищрения конструкторам не хватало еще 710 тонн. Поэтому было решено, что в спецификации водоизмещение должно быть увеличено с 46.500 до 47.500 тонн.
После пересмотра проекта в нем были произведены дополнительные изменения в отношении бронирования;
- Палуба над механизмами сделана одной толщины, равной 102 мм.;
- Шахта боевой рубки вместо одинаковой толщины 203 мм. на некоторой своей части утоньшена до 152 мм.
- Промежуточная палуба в носу толщиной 190,5 и 102 мм. утоньшена в 102-мм. части до толщины 76,2 мм.;
- Промежуточная палуба в корме толщиной 198,1 и 76,2 мм. утоньшена в 198,1-мм. части до 190,5 мм.;
- Кормовой траверз цитадели утолщен с 254 мм. до 305 мм.
Весовая нагрузка проекта в ходе разработки основывалась на нагрузках крейсера "Hood" и походила на прежнюю, но некоторые статьи изменились, в частности:
- Вооружение стало 7300 ts.
- Бронирование увеличилось до 14.050 ts.
- Корпус увеличился до 17.290 ts.
В начале 1921 года проект был дополнительно изменен. Калибр главной артиллерии был снижен до 406 мм., а мощность энергетической установки - до 160.000 WPS.
Проектная скорость теперь не предполагалась выше 31-32 узлов. Причина этого мероприятия достаточно точно неизвестна, но можно считать, что произошло это из-за обнаружившейся невозможности форсирования узкотрубных котлов. Поэтому первоначально планировавшиеся к установке 18 подобных котлов (производительностью для 10.000 WPS каждый) были заменены 20 котлами (для 8000 WPS каждый) с общей производительностью пара, достаточной для 160.000 WPS. Это снизило общий вес установки, что также отразилось на спецификации весовых нагрузок.
Точная причина снижения калибра также недостаточно ясна, но можно вполне уверенно предположить, что наряду с неудобством 420-мм.калибра (об этом уже говорилось) здесь имели место и соображения экономии веса.
Все эти мероприятия позволили произвести усиление противоминного и зенитного вооружения корабля. В пересмотренном виде проект предполагал шестнадцать 152-мм.орудий и шесть 120-мм.зенитных пушек.
В еще большей степени полученная весовая экономия была использована для улучшения броневой защиты, это позволило отменить все предполагаемые ранее изменения. Более того, броневой пояс был увеличен по площади и теперь простирался по высоте от 1,37 метра ниже проектной ватерлинии до 2,97 метра выше ватерлинии. По длине главный пояс и броневая палуба были продолжены в корму и теперь заключали внутрь себя погреба противоминной артиллерии.
Кормовой траверз было решено оставить той же толщины (254 мм.), но зато установить в оконечностях еще две бронированные переборки - первую (127 мм.) перед помещением носового торпедного аппарата, вторую (102 мм.) позади помещения рулевых машин.
Лобовая броня башен была усилена до 431,7 мм., а боковая - до 330 мм.
Изменилось также бронирование промежуточной палубы в оконечностях (вне цитадели), но в незначительной степени.
Отменили также изменение защиты шахты боевой рубки. Ее толщина 203 м.была оставлена на всем протяжении.
Результатом всех этих изменений было незначительное увеличение водоизмещения (до 48.000 тонн) и уменьшение длины (между перпендикулярами 250,10 м.).
Распределение весовых нагрузок также изменилось:
Корпус корабля 17.860 тонн
Бронирование 14.700 тонн
Вооружение 7.050 тонн
Механизмы 5.950 тонн
Топливо 1.200 тонн
Общее снаряжение 1.000 тонн
Адмиралтейский резерв 240 тонн
ВСЕГО 48.000 тонн
Однако, эти изменения вызвали и дискуссии обратного порядка. Уменьшение скорости до 31-32 узлов привело к резкой критике проекта. В феврале 1921 года рассматривался вопрос о возможности ее повторного повышения, но, как оказалось, повышение скорости только на 0,5 узла потребовало увеличения мощности до 180.000 WPS. А это тянуло за собой увеличение водоизмещения (минимум на 200 тонн) и длины (на 7,62 м.) В результате вновь пришли к проблеме возможности докования и прохода каналов. Расчеты показывали, что из военных верфей докование корабля могла обеспечить только верфь в Портсмуте и только лишь тогда, когда будет приставлен батопорт к внешнему доковому затвору (что считалось довольно рискованным предприятием). К тому же необходимость размещения дополнительного оборудования энергетической установки требовала некоторого пространства по ширине корабля, а это уменьшало ширину подводной защиты. Само собой увеличивалась расчетная стоимость корабля (на 350 тысяч фун.ст.), а также эксплуатационные расходы, затраты на топливо и др.(в том числе жалование команде). И все-таки решающим фактором в этом вопросе оставалась возможность новых крейсеров с 32 узлами превзойти американских "Lexington'ов", ибо первоначально представители морского штаба требовали даже 33 узлов. Английских адмиралов успокаивало только то, что сравнение крейсеров проекта "G-3" и американских "Lexington" в отношении защиты говорило не в пользу американцев. Превосходство в скорости на 1 узел, no-мнению англичан, давало американцам лишь незначительное тактическое преимущество, которое легко могло быть потеряно из-за всякого рода причин (например обрастание корпуса или др.). Правда, оставались еще японские корабли, однако англичане вполне резонно исходили из того, что они по конструкции более соответствовали английским крейсерам, а значит тоже не могли достичь скорости выше 32 узлов.
В результате всех обсуждений Морской штаб не посчитал нужным жертвовать имеющимися достоинствами проекта в пользу довольно незначительного увеличения скорости, и поэтому проект в целом был одобрен адмиралтейством. Аргументы, подкрепляющие принятие проекта 32-узлового корабля, были изложены 18 февраля 1921 года в докладной записке секретаря Первого Морского Лорда (Assistent Chief of Naval Staff) контр-адмирала Четфилда (Rear-Admiral Sir Alfred Ernie Montacute Chatfield), направленной в Морской штаб между 18 и 23 февраля. Четфилд с тревогой отмечал недостаток сведений о японских кораблях. Он предлагал даже послать телеграмму британскому морскому атташе в Японии, с пожеланиями разузнать побольше о японских проектах, или, в качестве альтернативы этому, в порядке двустороннего информационного обмена опросить японского морского атташе в Лондоне.
В феврале 1921 года эскизы и спецификации проекта "G-3" были одобрены адмиралтейством и Управление кораблестроения получило задание на детальную разработку проекта. Через шесть месяцев, 12 августа 1921 года, адмиралтейство одобрило окончательные спецификации, мидель, теоретический чертеж. Менее, чем через месяц, 3 сентября 1921 года, адмиралтейство объявило представителям крупных судостроительных фирм, что оно готово рассмотреть их предложения о получении заказа на постройку. Эти приглашения получили верфи "Vickers", "Beardmore", "John Brown", "Fairfield", "Cammell Laird", "Armstrong", "Swan Hunter" и "Harland & Wolff". Вскоре были получены предварительные сметы на постройку кораблей (во всех предложениях содержались расчеты, включающие долю прибыли верфей в 700.000 фун.ст.):
"Beardmore" 3.786.332 фун.ст.
"John Brown" 3.879.000 фун.ст.
"Fairfield", 3.900.000 фун.ст.
"Swan Hunter" 3.977.175 фун.ст.
Энергетическая установка для корабля верфи "Swan Hunter" должна была идти в подзаказе от фирмы "Parsons". Для остальных кораблей силовые установки должны были изготовить сами верфи-строители. После рассмотрения предложений адмиралтейством, 26 октября 1921 года были выданы строительные заказы на новые корабли.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТОВ "К-2" И "К-3"
(оба проекта - октябрь 1920 года).
Проект корабля | ед.изм.| "К-2" | "К-3"
Водоизмещение |
ts. |
53.100 |
52.000 |
Длина между перпендикулярами |
м. |
259,25 |
259,25 |
Длина наибольшая |
м. |
269,93 |
269,93 |
Ширина наибольшая |
м. |
32,33 |
32,33 |
Осадка носом |
м. |
10,06 |
9,91 |
Осадка кормой |
м. |
10,36 |
10,19 |
Мощность механизмов |
WPS |
144.000 |
144.000 |
Скорость при проектной осадке |
уз. |
ок. 30 |
30 |
Наибольший запас топлива (нефти) |
ts. |
5000 |
5000 |
Запас топлива при проектной осадке |
ts. |
1200 |
1200 |
Запас угля (вспом. топливо) |
ts. |
60 |
60 |
Вооружение: Главный калибр |
|
8 457-мм. |
9 457-мм. |
Противоминный калибр |
|
16 152-мм. |
16 152-м. |
Зенитный калибр |
|
6 120-мм. |
6 120-мм. |
Зенитные автоматы |
|
4 Пом-Пом |
4 Пом-Пом |
Торпедные аппараты |
|
2 ТТ |
2 ТТ |
БРОНИРОВАНИЕ
Главный пояс |
|
305 |
305 |
Траверзы цитадели |
|
280 |
280 |
Барбеты |
|
305 и 254 |
305 и 254 |
Башни главного калибра: |
лоб |
381 |
381 |
|
бок |
305 |
305 |
|
крыша |
203 |
203 |
Боевая рубка: стенки |
|
254; 305 и 381 |
254; 305 и 381 |
Крыша |
|
203 |
203 |
Шахта |
|
280 |
280 |
купол поста УАС |
|
152 и 102 |
152 и 102 |
СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ
Борта | 44,4; 25,4 и 19 | 38; 25,4 и 19
Кожухи дымовых труб | - | -
СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ
Главная палуба над боепогребами Палуба бака Верхняя палуба Промежуточная палуба в носу Промежуточная палуба в корме |
25,4 31,7 и 38 177,8 и 152 152; 76,2 и 50,8 152 и 76,2 |
25,4 31,7 и 38 177,8 и 152 152; 76,2 и 50,8 152 и 76,2 |
ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ
Корпус корабля и судовые системы |
18.900 |
19.150 |
Бронирование и защитные плиты |
17.310 |
16.060 |
Вооружение |
8. 770 |
8.670 |
Механизмы |
5.670 |
5.670 |
Топливо |
1.200 |
1.200 |
Общее снаряжение |
1.000 |
1.000 |
Адмиралтейский резерв |
250 |
250 |
ВСЕГО 53.100 52.000
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТОВ "J-3" и "I-3"
(оба проекта ноябрь 1920 года).
Проект корабля |
ед .изм. |
"J-3" |
"I-3" |
Водоизмещение |
ts. |
43.100 |
51.750 |
Длина между перпендикулярами |
м |
247,05 |
271,45 |
Длина наибольшая |
м. |
262,30 |
282,13 |
Ширина наибольшая |
м. |
31,72 |
32,94 |
Осадка носом |
м. |
8,84 |
9,91 |
Осадка кормой |
м. |
9,14 |
10,19 |
Мощность механизмов |
WPS |
151.000 |
180.000 |
Скорость при проектной осадке |
уз. |
32 |
32,5 |
Наибольший запас топлива (нефти) |
ts. |
5000 |
5000 |
Запас топлива при проектной осадке |
ts. |
1200 |
1200 |
Запас угля (вспом. топливо) |
ts. |
60 |
60 |
Вооружение: Главный калибр |
|
9 381-мм. |
9 457-мм. |
Противоминный калибр |
|
12 152-мм. |
16 152-мм. |
Зенитный калибр |
|
6 120-мм. |
5 120-мм. |
Зенитные автоматы |
4 Pom- Pom |
4 Pom- Pom |
|
Торпедные аппараты 2 ТТ 2 ТТ |
|||
|
|||
БРОНИРОВАНИЕ |
|||
Главный пояс Траверз цитадели носовой |
305 305 |
305 280 |
|
кормовой |
305 |
254 |
|
Барбеты |
305 |
305 |
|
Башни главного калибра: лоб |
381 |
381 |
|
бок |
305 |
305 |
|
крыша |
203 |
203 |
|
Боевая рубка: стенки |
254; 305 и 381 |
305 |
|
крыша |
203 |
152 |
|
шахта |
280 |
203 |
|
купол поста УАС |
152 и 102 |
127 и 76,2 |
СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ
Борта |
44,4; 25,4 и 19 |
44,4; 25,4 и 19 |
Кожухи дымовых труб |
- |
— |
СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ |
||
Главная палуба |
31,7 |
- |
Палуба бака |
50,8; 38 и 31,7 |
50,8 |
Верхняя палуба над погребами |
102 |
177,8 и 203 |
над механизмами |
102 |
102 и 127 |
Промежуточная палуба в носу |
102; 76,2 и 50,8 |
177,8; 127 и 102 |
Промежуточная палуба в корме |
102; 76,2 и 50,8 |
152; 177,8; 127 и 102 |
ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ |
||
Корпус корабля и судовые системы |
15.640 |
19.590 |
Бронирование и защитные плиты |
12.780 |
14.600 |
Вооружение |
6.740 |
8.670 |
Механизмы |
6.430 |
€.430 |
Топливо |
1.200 |
1.200 |
Общее снаряжение |
910 |
1.000 |
Адмиралтейский резерв |
160 |
260 |
ВСЕГО |
43.100 |
51.750 |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТОВ "Н-3"
(декабрь 1920 года).
Проект корабля | ед.изм.| "Н-3.а" | "Н-3.b" | "Н-3.с"
Водоизмещение |
ts. 44.500 |
45.000 |
43.750 |
Длина между перпендикулярами |
м. 251,63 |
251,63 |
251,63 |
Длина наибольшая |
м. 262,30 |
262,30 |
262,30 |
Ширина наибольшая |
м,, 32,03 |
32,33 |
31,70 |
Осадка носом |
м. 9,91 |
9,91 |
9,91 |
Осадка кормой |
м. 10,19 |
10,19 |
10,19 |
Мощность механизмов |
WPS 180.000 |
180.000 |
180.000 |
Скорость при проектной осадке |
уз. 33,5 |
33,25 |
33,75 |
Наибольший запас топлива (нефти) |
ts. 5000 |
5000 |
5000 |
Запас топлива при проектной осадке |
ts. 1200 |
1200 |
1200 |
Запас угля ( вспом. топливо) |
ts. 60 |
60 |
60 |
Вооружение: Главный калибр |
6 457-мм. |
6 457-мм. |
6 457-мм. |
Противоминный калибр |
16 152-мм. |
16 152-м. |
16 152-м. |
Зенитный калибр |
5 120-мм. |
5 120-мм. |
5 120-мм. |
Зенитные автоматы |
4 Пом-Пом |
4 Пом-Пом |
4 Пом-Пом |
Торпедные аппараты |
2 ТТ |
2 ТТ |
2 ТТ |
БРОНИРОВАНИЕ |
|||
Главный пояс в районе боепогребов |
356 |
356 |
356 |
в районе механизмов |
305 |
305 | 305 |
|
Траверзы цитадели: носовой |
305 |
305 |
305 |
кормовой |
254 |
254 |
254 |
Барбеты |
356 |
356 |
356 |
Башни главного калибра : лоб |
457 |
457 |
457 |
бок |
356 |
356 |
356 |
крыша |
203 |
203 |
203 |
Боевая рубка: стенки |
305 |
305 |
305 |
крыша |
152 |
152 |
152 |
шахта |
203 |
203 |
203 |
купол поста УАС |
127 и 76,8 |
127 и 7,8 |
127 и 76,8 |
СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ |
|||
Борта |
44,4; 25,4 и 19 |
38; 25,4 и 19 |
38; 25,4 и 19 |
Кожухи дымовых труб |
- |
- |
- |
СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ |
|||
Главная палуба | 25,4 |
25,4 |
25,4 |
|
Палуба бака ' 50,8 |
50,8 | 50,8 |
||
Верхняя палуба над погребами |
228,6 и 203 |
228,6 и 203 |
228,6 и 203 |
над механизмами 102 и 127 |
102 и 127 |
102 и 127 |
|
Промежуточная палуба в носу |
152; 177,8; 102 |
152; 177,8; 102 |
152; 177,8; 102 |
( такая же в корме ) |
и 127 |
и 127 |
и 127 |
ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ |
|||
Корпус корабля и судовые системы 16.250 |
16.400 |
15.950 |
|
Бронирование и защитные плиты |
13,250 |
13.600 |
12.800 |
Вооружение 6.150 |
6.150 |
6.150 |
|
Механизмы |
6.430 |
6.430 |
6.430 |
Топливо |
1.200 |
1.200 |
1.200 |
Общее снаряжение |
1.000 |
1.000 |
1.000 |
Адмиралтейский резерв |
220 |
220 |
220 |
ВСЕГО 44.500 | 45.000 | 43.750
Вооружение
В начале 1921 года орудийному заводу "Elswick" был выдан наряд-заказ на разработку орудийной башни с лафетом для трех 406-мм.орудий с длиной ствола 45 калибров. Прототипом должен был стать проект созданного ранее 457-мм.орудия. Конструирование нового вооружения шло быстрыми темпами и в том же году проект нового орудия был одобрен. Вскоре были выданы заказы на изготовление установок для двух новых кораблей. При проектировании новых установок был учтен не только собственный опыт, полученный в ходе боевых действий, но также широко использовались не так давно полученные сведения о германских и американских башенных конструкциях.
Защита от форса пламени в новых установках была выполнена с применением самых совершенных методов, броневая защита была вполне сораизмерима и обеспечивала защиту от всех современных бомб и снарядов. Зарядные и снарядные погреба, зарядные устройства размещались так, чтобы обеспечить 2 выстрела в минуту каждым стволом. Погреба боезапаса рассчитывались на 100 выстрелов каждым орудием. Значительное увеличение диаметра барбетов и прирост веса вращающейся части по сравнению с прежними установками потребовали весьма тщательных исследований и обширных вычислений, и особенно важны они были при разработке круглой платформы орудийной башни, которая должна была выдерживать большие нагрузки при стрельбе, особенно при одновременном залпе трех 406-мм.орудий.
Само 406-мм.орудие было сконструировано по принципу "легкий снаряд - высокая начальная скорость". Снаряд должен был весить 929 кг., полный рабочий заряд 238 кг. Начальная скорость снаряда равнялась 814 м/сек. При максимальном возвышении ствола в 40 градусов орудие стреляло на расстояние около 38.405 метров (23,5 морских миль).
Противоминная артиллерия состояла из шестнадцати 152-мм.орудий в восьми двухорудийных башнях. Ее расположение было продумано таким образом, чтобы коммуникации для подачи боеприпасов были по-возможности прямыми.
Снарядные погреба рассчитывались на 150 выстрелов для каждого орудия в носовых башнях и по 100 выстрелов на орудие в кормовых башнях. Так же как и для главного калибра подача боеприпасов обеспечивалась специальными разрывами линии подачи боезапаса и другими устройствами обеспечения безопасности, во избежание проникновения в погреба форса порохового пламени. При конструировании много внимания уделялось сокращению числа обслуживающего персонала установок и погребов.
Зенитное вооружение кораблей соответствовало рекомендациям "Морской Комиссии по вопросам ПВО кораблей", которые были высказаны в предварительном докладе. В соответствии с ними корабли предполагалось вооружить шестью 120-мм.зенитными орудиями на одинарных лафетах и четырьмя десятиствольными автоматами "Pom-Pom".
Торпедное вооружение включало два 626-мм.подводных аппарата. Позиции аппаратов находились в обычных для того времени местах на корабле - на палубе платформы непосредственно перед снарядным погребом башни "А".
Предусматривалась также возможность использования с корабля авиации. Площадки для взлета колесных самолетов должны были размещаться поверх крыш башен "В" и "X". Однако, точного решения об установке этих площадок еще не было.
Система управления стрельбой
На носовой надстройке находились:
- Один главный пост управления стрельбой главным калибром (боевая рубка);
- Запасный пост управления огнем главного калибра (бронированный купол поверх боевой рубки);
- Два поста управления стрельбой противоминным калибром (мостик);
- На самом верху надстройки, с чистым круговым обзором и без помех от дыма, размещался пост управления зенитным огнем. Первоначальный проект предусматривал размещение зенитного поста на салинге одной из мачт (так называемая "морская звезда").
На кормовой надстройке находились:
- Резервный пост управления огнем главного калибра (кормовая боевая рубка);
- Два поста управления стрельбой противоминным калибром;
- Кормовой пост управления зенитным огнем;
Броневая защита крейсера
Общая конструкция броневой и подводной защиты была схожа с крейсером "Hood". Однако стенки булей (как таковые они не являлись булями, так как находились внутри корпуса, но, выполняя ту же самую задачу - камера расширения, - они могут быть названы так) поднимались отвесно вплоть до палубы бака, поэтому броневой пояс, по-существу, находился внутри корпуса, а були снаружи не были заметны. Такое расположение брони (на некотором расстоянии от места взрыва) должно было обеспечить эффективную защиту от всяких подводных взрывов, в том числе от управляемых по радио катеров с зарядом взрывчатки.
В районе погребов толщина пояса достигала 356 мм. По длине главный пояс простирался от оконечности барбета "А" до кормовой переборки котельного отделения "А". Далее он продолжался в корму, но уже с толщиной 305 мм. и заканчивался у кормовых погребов противоминной артиллерии. Концы пояса замыкались траверзами (носовой 305 мм., кормовой 254 мм.), образуя цитадель. В первоначальном варианте траверзы устанавливались с наклоном брони, но в окончательном варианте от этого отказались.
Горизонтальная защита цитадели состояла из одной броневой палубы толщиной 203 мм.- над боевыми погребами главного калибра, 102 мм. - над машинными отделениями и 177,8 мм.- над кормовыми погребами. Слабым местом любой толстой броневой палубы являются проходы дымовых труб и вентиляционных шахт. Еще в период разработки первых проектов рассматривался способ защиты подобных проходов двумя более тонкими броневыми плитами-колосниками, с большим количеством отверстий малого диаметра. Эти отверстия были смещены друг относительно друга таким образом, что любой снаряд попадая в одно отверстие обязательно бы натыкался на другую плиту-колосник. Эта конструкция исследовалась на модели, но результаты оказались неутешительны. В случае применения их на линкорах требовались относительно большие площади подобных плит, а на линейных крейсерах они возрастали, так как площадь машинно-котельных отделений на крейсерах гораздо больше, чем на линкорах. Было решено no-возможности максимально уменьшить диаметр сквозных отверстий, а для повышения скорости уходящих газов броневые колосники устранить вообще. Но даже при таком решении диаметр дымоходов оставался довольно большим и требовал дополнительной защиты. Поэтому между верхней палубой и бака были установлены специальные броневые скосы и колосники из литой стали специального профиля. Форма этих плит обеспечивала дымоходам наиболее лучшие аэродинамические условия. При применении колосников новой конструкции конструкторы надеялись, что снаряд, выпущенный с близкой дистанции отрикошетирует, а снаряд на излете (с дальней дистанции) взорвется при ударе о плиту или раньше - без проникновения сквозь нее. Из-за ограничения в финансах практические эксперименты с подобной конструкцией не проводились.
Львиная доля общего веса, отведенного на защиту кораблей проекта "G-3", обеспечивала защиту боевых погребов. Остальные части корабля защищалась по-возможности, но все-таки довольно прилично. Сообразно с этим броневая защита кожухов дымовых труб состояла в передней части из тяжелого бронирования и толстых колосников,- так как эта часть вплотную прилегала к погребам башни "X". С другой же, кормовой стороны кожухов толщина плит была уменьшена на основании экономии веса. Но несмотря на это общий вес защиты дымоходов оказался достаточно велик и составлял 766 тонн.
Отношение к такому оригинальному распределению бронирования, вызванному общей архитектурой корабля, было достаточно противоречивым. По этому поводу, интересна точка зрения начальника управления кораблестроения (Director of Naval Construction): "...Расположение утоньшенного бронирования в кормовой части не было бы логично, если бы не то обстоятельство, что оно соответствовало противоречащей здравому смыслу защите линейного крейсера."
Помещения подводных торпедных аппаратов перед цитаделью были защищены посредством более тонкого броневого пояса, продолжающегося от носового траверза к форштевню и, кроме того, еще 152-мм.броневой палубой и 152-мм.броневым траверзом. Кроме защиты торпедных аппаратов они создавали дополнительную защиту погребам.
Рулевая машина, находящаяся вне цитадели в корме, прикрывалась 127-мм.броневой палубой и 114-мм.броневым траверзом.
Между кормовой машиной и рулевыми механизмами находились кормовые погреба противоминной артиллерии, прикрытые 76,2-мм. и 127-мм. палубами.
Барбеты башен главного калибра прикрывались 356-мм.броней, утоньшавшейся до 305 и 280 мм. по мере приближения к диаметральной плоскости. Башни имели лобовые плиты толщиной 431,7 мм., боковые плиты толщиной 330 мм. и крышу толщиной 203 мм.
Боевая рубка прикрывалась 356-мм.броней, установленной наклонно. Тыльная сторона имела толщину 102 мм, боковые стороны - 254 мм, крыша - 152 мм, пол - 102 мм. Шахта рубки бронировалась вниз до броневой палубы гнутыми плитами толщиной 203 мм.
Бронированный купол управления огнем защищался по бокам 76,2-мм.плитами, крыша и лобовая часть - 127-мм.плитами. Этот купол имел собственную бронированную шахту, плиты которой вне боевой рубки имели толщину 152-мм., а внутри ее - 50,8 мм.
Перегрузочные отделения 152-мм.башен, основание боевой рубки, мостики, посты управления стрельбой противоминной артиллерии защищались стальными защитными плитами толщиной 25,4 мм. Таким образом вся противоминная артиллерия и система управления ею имела весьма скудную защиту.
Подводная защита
Конструктивная подводная защита обеспечивала расчетную сопротивляемость подводным взрывам, соответствующим 340 кг. взрывчатого вещества типа тротил (ТНТ) - в то время вес боевой части стандартной торпеды. Подводная защита включала камеру расширения, зону разрушения и противоторпедную переборку толщиной 44,4 мм. Общая ширина подводной зажиты составляла примерно 4,26 метра с каждого борта.
Почти на всем протяжении корабля предусматривалось двойное дно. Расстояние между наружным и внутренним дном равнялось 2,13 метра.
Объем камер разрушения (поглощение энергии взрыва после его расширения) соответствовал наполнению их 2.630 тоннами воды, однако эта масса воды считалась необходимой только в случае военных действий (реальных или учебных). В мирное же время для экономии топлива и облегчения эксплуатации эти камеры предполагалось иметь пустыми.
Для спрямления крена, могущего появиться в результате повреждения, имелась специальная система сжатого воздуха, позволяющая продуть отдельные камеры. Его расчетная эффективность позволяла выпрямить корабль после двух торпедных попаданий в течение 15 минут. Дополнительно для выпрямления крена могла быть использована перекачка нефти, для чего предусматривались специальные насосы гораздо большей производительности, чем на "Hood".
Энергетическая установка
Энергетическая установка кораблей нового проекта не должна была отличаться от крейсера "Hood". Четыре турбозубчатых агрегата работали на четыре вала. ТЗА располагались в трех машинных отсеках. Ближе к носу находились девять котельных отделений с 20 котлами.
Запас топлива (5.000 тонн) обеспечивал расчетную дальность плавания 7000 миль при скорости 16 узлов (таково было требование Морского штаба). Расчеты производились для скорости 17 узлов, что соответствовало 20.000 WPS).
Остойчивость
Корабли проекта "G-3" конструировались по принципу "все или ничего", а это вызывало необходимость обеспечить их хорошей остойчивостью. Проект предусматривал метацентрическую высоту, наибольшую, чем когда-либо на британских дредноутах:
Кроме того, свободное пространство между броневым поясом и бортом предполагалось заполнить полыми стальными трубами, загерметизированными по торцам, которые даже в случае затопления помещения создавали дополнительную плавучесть и помогали поддерживать остойчивость.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТА "G-3" (декабрь 1920 года).
(предварительный проект)
Проект корабля |
ед.изм. | "G-3" |
|
Водоизмещение |
ts. |
46.500 |
Длина между перпендикулярами |
м. |
251,63 |
Длина наибольшая |
м. |
262,30 |
Ширина наибольшая |
м. |
32,33 |
Осадка носом |
м. |
9,91 |
Осадка кормой |
м. |
10,19 |
Мощность механизмов |
WPS |
180.000 |
Скорость при проектной осадке |
УЗ. |
33 |
Наибольший запас топлива (нефти) | ts . | 5000 |
||
Запас топлива при проектной осадке |
ts. |
1200 |
Запас угля (вспом. топливо) |
ts. |
60 |
Вооружение: |
|
|
Главный калибр |
|
9 420-мм. |
Противоминный калибр |
|
16 152-мм. |
Зенитный калибр |
|
5 120-мм. |
Зенитные автоматы |
|
4 Пом-Пом |
Торпедные аппараты |
2 ТТ |
|
БРОНИРОВАНИЕ |
||
Главный пояс в районе боепогребов : |356 |
||
в районе механизмов |305 |
||
Траверзы цитадели: носовой |
305 |
|
Кормовой |
254 |
|
Барбеты. |
356 |
|
Башни главного калибра: лоб |
457 |
|
Бок |
356 |
|
Крыша |
203 |
|
Боевая рубка : стенки |
305 |
|
Крыша |
152 |
|
Шахта |
203 |
|
купол поста УАС |
127 и 76,8 |
СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ
Борта | 44,4; 25,4 и 19
Кожухи дымовых труб
СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ" ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ"
Главная палуба Палуба бака Верхняя палуба над погребами над механизмами Промежуточная палуба в носу Промежуточная палуба в корме |
25,4 50,8 228,6 и 203 50,8 и 76,2 177,8; 127 и 102 177,8; 203 и 6,2 |
ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ |
|
Корпус корабля и судовые системы Бронирование и защитные плиты Вооружение Механизмы Топливо Общее снаряжение Адмиралтейский резерв |
16.890 13.350 7.400 6.430 1,200 1.000 230 |
ВСЕГО |
46.500 |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА "G-3"
(ноябрь 1921 года).
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ И ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ
Корпус корабля и судовые системы 18.600 ts
Бронирование и защитные плиты 14.440 ts
Вооружение: главный калибр 6.120 ts
средний и зенитный калибр 1.040 ts
Механизмы 6.000 ts
Топливо (нефть) 1.200 ts
Общее снаряжение 1.000 ts
ПРОЕКТНОЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ 48.400 ts
дополнительно :
Общее снаряжение 320 ts
Вооружение: главный калибр 437 ts
средний и зенитный калибр 177 ts
Топливо (нефть) 3.800 ts
Механизмы 775 ts
БОЕВОЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ 53.909 ts
дополнительно :
Вода в расширительных цистернах 2.630 ts
МАКСИМ.БОЕВОЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ 56.540 ts
ПРОЕКТНОЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ 48.400 ts
Вычеты из проектного водоизмещения при стандартном водоизмещении:
Нефть 1.200 ts
Механизмы 60 ts
Общее снаряжение 30 ts
Офицерское питание 70 ts
Продовольствие 100 ts
Пресная вода 110 ts
СТАНДАРТНОЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ 46.830 ts
РАЗМЕ РЕНИЯ: |
|
|
Длина между перпендикулярами |
250,10 м |
|
Длина наибольшая |
261,08 м |
|
Длина по КВЛ |
259,25 м |
|
Ширина наибольшая |
32,33 м |
|
ОСАДКА: носом |
кормой |
дифферент |
D проектов 9, 64 |
10,13 |
0,50 /кор |
D боевое 10,77 |
10,97 |
0,20 /нос |
D макс. боевое 11,30 |
11,30 |
0,08 /нос |
D порожнее 9,47 |
9,78 |
0,31 /кор |
ГЛАВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И КОТЛЫ.
4 ТЗА с простым редуктором 20 узкотрубных котлов (водотрубных)
Мощность механизмов 160.000 WPS
Скорость при проектной осадке 31-32 уз.
Наибольший запас нефти 5000 ts.
Запас угля (вспом. топливо) 50 ts.
ЭКИПАЖ: 1716 человек.
МЕТАЦЕНТ РИЧ ЕСКАЯ ВЫСОТА.
- в порожнем состоянии 1,49 м.
- при проектном водоизмещении 1,72 м.
- при боевом водоизмещении 2,37 м.
- при максим. водоизмещении 2,59 м.
ВООРУЖЕНИЕ.
9 406-мм. L/45 в трех орудийных башнях; 80 выстрелов на ствол (норм.)/100 выстрелов на ствол (макс.).
16 152-мм. L/50 в восьми башнях; 150 выстрелов на ствол (нос. башни), 100 выстрелов на ствол (кор. башни).
6 120-мм. L/43 зенитных в одинарных установках; 200 выстрелов на ствол.
40 стволов 2-фунтовых зенитных автоматов "Pom-Pom" в четырех установках; 1225 выстрелов на ствол.
2 622-мм. подводных торпедных аппарата; 16/20 торпед (в мирное/военное время)
2 самолета.
БРОНИРОВАНИЕ
Главный пояс (наклон плит 72 градуса):
над погребами 356
над механизмами 305
Траверзы цитадели:
носовой 305 и 127
кормовой 254 и 102
Барбеты 356; 330; 305 и 280
Башни главного
калибра: лоб 431,8
бок 330
крыша 203
Боевая рубка: стенки 356
носовая стена 254
тыльная стена 102
крыша / палуба 152 / 102
коммуникац. шахта 203
основание 254
купол поста УАС 127 и 76,2
основание ПУАС 152 и 50,8
Кожухи дымовых труб:
с носа 102 и 127
с боков 305; 228,6; 152; 127 и 102
с кормы 76,2 и 127
СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ" ПЛИТЫ
Поверх перегруз. помещений СК 25,4
Мостики и посты УАС СК 25,4
Палуба бака 25,4
Верхняя над погребами 203
палуба: над корм. погребами 177,8
над механизмами 102
Промежуточная палуба в носу 152
Промежуточная палуба в корме 127 и 6,2
Противоминная переборка 44,4