Линейный корабль проекта 1922 года
Первые проектные эскизы линкора 1922 года возникли в июне 1920 года, еще до того, как были окончательно определены требования Морского штаба. Оба первых проекта "L.II" и "L.III" интересны в особенности из-за их необычного расположения главной артиллерии. Все башни находились на равной высоте. Очень трудно усмотреть в этом какие-либо преимущества, кроме низкого расположения тяжелых весов башен. Кроме того, подобное расположение несколько упрощало управление огнем, так как не приходилось вносить поправок на различную высоту оси орудий. Следует отметить также, что плотность огня в нос и корму от корабля уменьшалась незначительно, так как при углах возвышения больше 12 градусов внутренние башни могли стрелять поверх оконечных. Однако, при этом не была известна степень воздействия дульных газов на конструкции оконечных башен.
Другой интересной особенностью этих проектов было отсутствие бронированной боевой рубки, а также несколько новое по форме сечение миделя, которое в различных отношениях расходилось с последующими проектами . К этому также можно добавить, что проект "L.II" сохранил в корме уступ палубы - сразу за кормовой башней.
В октябре 1920 года оба эти проекта были пересмотрены и в значительной степени изменены. В новом виде они, как проекты "L-2" и "L-3" были переданы на рассмотрение примерно в одно время с проектами линейных крейсеров типа "К-2" и "К-3".
В ноябре и декабре 1920 года были представлены еще два проекта линейных кораблей "М-2" и "М-3", кардинально новых по конструкции исполнения.
Уже упомянутые трудности, возникшие при разработке проектов крейсеров "К-2" и "К-3" относительно возможностей докования и прохода каналов в полной мере были присущи и проектам линкоров "L-2" и "L-3". В общих чертах эти проекты были похожи между собой, но, наряду с этим, имелись также и существенные отличия. Так, например, гораздо сильнее была устроена броневая защита кораблей. Очень большой вес потребовался для 203-мм. броневой палубы, простиравшейся по всей длине цитадели. Эта палуба имела скосы, утолщенные до 228,6 мм. Такая толщина палубы обуславливалась предположениями того времени о том, что любая меньшая толщина будет пробита снарядами, выпущенными с большой дистанции.
Интересной особенностью была предполагавшаяся двухвальная энергетическая установка, которая применялось на дредноутах впервые. Обосновывали это тем, что два больших винта обеспечивали лучшую маневренность, чем применявшиеся ранее четыре небольших. Расчетная скорость составляла 24 узла при боевом водоизмещении и 25 узлов при проектном.
Время создания проекта "М-3" примерно соответствовало появлению проекта линейного крейсера "1-3", и точно так же на нем большое внимание уделялось экономии веса. Частично это достигалось, как и на крейсере, концентрацией главной артиллерии в средней части корпуса. Другим мероприятием, преследующим ту же цель, было сокращение полной скорости корабля до 23,5 узлов. В общей сложности экономия веса достигла более 5000 тонн (в сравнении с проектом "L-3"). По-прежнему остро стояла проблема докования, хотя готовые корабли могли бы проходить Панамским и Суэцким каналами.
Существенным отличием проектов "М-3" и "1-3" было размещение машинно-котельной установки. На линкоре котельные отделения располагались позади машинных. Это было довольно интересное решение и несколько необычное. Основной недостаток его - требование необычно длинных гребных валов со всеми вытекающим отсюда последствиями в отношении технического исполнения, удобства эксплуатации и подверженности повреждениям. С другой стороны, перенос дымовой трубы дальше в корму позволил сократить величину мертвого угла до 15 градусов на каждый борт (в сумме - 30 градусов). К тому же, при таком размещении под машинные отделения отводились наиболее широкие отсеки корабля, что позволяло хорошо обеспечить их подводную защиту.
Другим мероприятием в отношении экономии веса было уменьшение толщины палубы до 177,8 и 203 мм. над машинными отделениями и до 152 и 177,8 мм. над котельными отделениями.
Проект "М-2" был видоизмененной версией проекта "М-3" с двухорудийными башнями, которых было на одну больше. Это увеличивало водоизмещение корабля на 2750 ts. и уменьшало скорость на 0,5 узла.
Результаты обсуждения этих проектов в адмиралтействе неизвестны, однако, судя по имеющимся фактам, для детальной разработки был отобран проект "М-3". В окончательном виде эскизный проект "М-3" был несколько длиннее и крупнее относительно своего первоначального вида. Конструкция корабля в общем соответствовала архитектуре принятого проекта линейного крейсера "G-3". В ноябре 1921 года несколько переработанный и одобренный в этом виде проект получил обозначение "N-3". Последующее описание основано главным образом (однако, не исключительно) на этом проекте.
Вооружение
457-мм.орудие L/45 и трехорудийная башня для этих орудий были разработаны орудийной фирмой "Armstrong". Это было сильнейшее орудие из предложенных когда-либо британскому флоту. Снаряд орудия весил 1287 кг. и выпускался с начальной скоростью 823 м/сек. Это соответствовало дульной энергии 44.382.732 мкг.
Принимая во внимание появившиеся позже (с 406-мм.оруднями) проблемы эффекта действия дульных газов на конструкции корабля при высокой начальной скорости снаряда можно считать, что теоретически преимущества этого орудия оценивались слишком высоко, во всяком случае выше, чем они могли бы быть. Максимальное возвышение ствола в проекте "N-3" было уменьшено от 45 градусов в первоначальном варианте до 40 градусов в окончательном виде. Интересно также констатировать, что по протяженности погреба занимали около 40 % длины корабля, что было вдвое больше длины, занимаемой машинными и котельными отделениями .
Вооружение противоминной и зенитной артиллерией и торпедными аппаратами было одинаково с проектом "G-3". То же самое можно сказать и в отношении оборудования управления стрельбой. Но к этому можно добавить, что кормовые посты управления огнем орудиями главного и противоминного калибра не предусматривались. Пост управления зенитными орудиями должен был быть оборудован на "звезде" бизань-мачты.
Защита корабля
Побортно от носовых и кормовых погребов броневой пояс имел толщину 381 мм., а в районе энергетической установки 343 мм. Однако следует отметить, что 381-мм.броня пояса частично прихватывала помещения силовой установки. Края главного пояса замыкались броневыми траверзами толщиной 356 мм., а сама цитадель накрывалась палубой толщиной 203 мм. на всем своем протяжении. В носовой части, перед цитаделью находились помещения подводных торпедных аппаратов, прикрытые палубой такой же толщины (203 мм.) и 228,б-мм.траверзом. Эти конструкции создавали дополнительную защиту носовым боевым погребам.
В корме примерно такую же функцию выполняла защита помещения рулевых машин, которые прикрывались палубой и переборкой одинаковой толщины 152 мм. Кроме того, кормовые погреба прикрывались дополнительной 203-мм.палубой, защищающей погреба от выстрелов с кормы.
Барбеты главных башен имели броню толщиной 381 мм., которая опускалась до броневой палубы. Лобовые плиты башен имели толщину 457 мм., тыльные плиты - 356 мм, крыша - 203 мм. Точная толщина боковых плит неизвестна, но можно предполагать, что она была одинакова с плитами тыльной стороны.
Стенки боевой рубки защищались 381-мм.броней, крыша - 203-мм., а пол - 152-мм.броней. Коммуникационная шахта боевой рубки вплоть до броневой палубы имела 203-мм. бронирование.
Поверх боевой рубки находился бронированный купол поста управления стрельбой, защищенный 102-мм.броней по бокам и 152-мм.броней сверху (крыша). Этот купол опирался на коммуникационную шахту с броней толщиной 152 мм.
Расположение вертикального прикрытия из стальных защитных плит было в общем аналогично линейным крейсерам, за исключением того, что противоторпедная переборка была толще (50,8 мм. вместо 44,4 мм.).
Энергетическая установка
О силовых установках, предполагаемых на этих кораблях известно очень немного.
Установка предполагалась двухвальной. Расчетная скорость - не более 23,5 узлов. Турбинные агрегаты по площади занимали гораздо больше места, чем котельное оборудование, поэтому для обеспечения более надежной защиты механизмы были установлены перед котлами - в более широком месте.
Остойчивость
Об остойчивости можно сказать только то, что она должна была быть аналогичной линейным крейсерам проекта "G-3".
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТОВ "L.II" И "L.III".
Проект корабля | ед.изм.| "L.II" | "L.III"
Водоизмещение | ts. | 50.750 | 49.100
Длина по конструктивной ватерлинии | м. | 259,25 | 259,25
Ширина наибольшая | м. | 32,33 | 32,33
Осадка | м. | 9,45 | 9,30
Скорость при проектной осадке | уз. | 25 | 26
Вооружение:
Главный калибр | 8 457-мм. | 9 457-мм.
Противоминный калибр | 16 152-мм. | 16 152-м.
Зенитный калибр | 4 120-мм. | 4 102-мм.
БРОНИРОВАНИЕ
Главный пояс 457 457
Траверзы цитадели 381 381
Барбеты 457 457
Башни главного калибра: лоб 457 457
крыша 228,6 228,6
СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ
Верхняя палуба в горизонтали 222,2 222,2
Верхняя палуба на скосах 330 330
Промежуточная палуба в носу 88,9; 139,7 и | 88,9; 139,7 и
222,2 | 222,2
Промежуточная палуба в корме 222,2 | 222,2
Противоторпедная переборка 38 | 38
ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ
Корпус корабля и судовые системы 18.500 18.100
Бронирование и защитные плиты 17.600 17.000
Вооружение 8.850 8.000
Механизмы 3.350 3.560
Топливо 1.200 1.200
Общее снаряжение 1.000 1.000
Адмиралтейский резерв 250 240
ВСЕГО 50.750 49.100
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТОВ "L-2" И "L-3"
(оба проекта - октябрь 1920 года).
Проект корабля | ед.изм.| "L-2" | "L-3"
Водоизмещение Длина между перпендикулярами Длина наибольшая Ширина наибольшая Осадка |
ts. 52.100 м. 251,63 м. 262,30 м. 32,33 м . 10,21 |
51.100 251,63 262,30 32,33 10,06 |
Мощность механизмов |
WPS 70.000 |
70.000 |
Скорость при проектной осадке Наибольший запас топлива (нефти) Запас топлива при проектной осадке |
уз. | 25 ts. | 5000 ts. 1200 |
25 5000 1200 |
Вооружение: Главный калибр Противоминный калибр Зенитный калибр Зенитные автоматы |
8 457-мм. 16 152-мм. 6 120-мм. 4 Пом-Пом |
9 457-мм. 16 152-м. 6 120-мм. 4 Пом-Пом |
Торпедные аппараты |
2 ТТ |
2 ТТ |
БРОНИРОВАНИЕ |
|
|
Главный пояс |
381 |
381 |
Траверзы цитадели Барбеты Башни главного калибра: лоб бок крыша Боевая рубка: стенки крыша купол поста УАС |
356 381
457 228,6 203
381 203 152 и 102 |
356 381
457 228,6 203
381 203 152 и 102 |
СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ |
|
|
Верхняя палуба в горизонтали Верхняя палуба на скосах Промежуточная палуба в носу |
203 228,6 50,8; 102; 152 и 203 |
203 228,6 50,8; 102; 152 и 203 |
Промежуточная палуба в корме Противоторпедная переборка |
203 и 127 44,4 |
203 и 127 44,4 |
ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ |
|
|
Корпус корабля и судовые системы Бронирование и защитные плиты Вооружение Механизмы |
18.600 18.850 8.950 3.250 |
18.750 17.800 8.850 3.250 |
Топливо |
1.200 |
1.200 |
Общее снаряжение Адмиралтейский резерв |
1.000 250 |
1.000 250 |
ВСЕГО ! 52.100 i 51.100
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТОВ "М-3" И "М-2"
(ноябрь и декабрь 1920 года).
Проект корабля | ед.изм.| "М-3" | "М-2"
Водоизмещение |
ts. |
46.000 |
48.750 |
Длина между перпендикулярами |
м. |
222,70 |
237,90 |
Длина наибольшая |
м. |
236,38 |
248,58 |
Ширина наибольшая |
м. |
32,33 |
32,33 |
Осадка |
м. |
10,06 |
10,06 |
Скорость при проектной осадке |
уз. |
23,5 |
23 |
Запас топлива при проектной осадке |
ts. |
1100 |
1100 |
|
|
|
|
Вооружение: Главный калибр |
|
9 457-мм. |
8 457-мм. |
Противоминный калибр |
|
16 152-мм. |
16 152-м. |
Зенитный калибр |
|
5 120-мм. |
5 120-мм. |
Зенитные автоматы |
|
2 Пом-Пом |
2 Пом-Пом |
Торпедные аппараты |
|
2 ТТ |
2 ТТ |
БРОНИРОВАНИЕ
Главный пояс 381 381
Траверзы цитадели 356 и 305 356 и 305
Барбеты 381 381
Башни главного калибра: лоб 457 | 457
бок 228,6 ! 228,6
крыша 203 ; 203
Боевая рубка: стенки 381 381
крыша 203 203
купол поста УАС 152 и 102 152 и 102
СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ
Верхняя палуба в горизонтали | 152; 177,8 и 203 | 152; 177,8 и 203
Верхняя палуба на скосах |177,8; 203; 228,6 | 177,8; 203 и 228,6
Промежуточная палуба в носу | 102; 152 и 203 | 102; 152 и 203
Промежуточная палуба в корме | 152; 177,8 и 203 | 152; 177,8 и 203
Противоторпедная переборка | 44,4 | 44,4
ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ
Корпус корабля и судовые системы |
16.700 |
17.530 |
Бронирование и защитные плиты |
15.400 |
17.200 |
Вооружение |
8.850 |
8.950 |
Механизмы |
2.720 |
2.720 |
Топливо |
1.100 |
1.100 |
Общее снаряжение |
1.000 |
1.000 |
Адмиралтейский резерв |
230 |
230 |
ВСЕГО ! 46.000 ; 48.750
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ЛИНЕЙНОГО КОРАБЛЯ "N-3"
(ноябрь 1921 года).
Водоизмещение 48.500 t s.
Длина между перпендикулярами 240,95 м.
Длина по КВЛ 248,58 м.
Длина наибольшая 250,10 м.
Длина по КВЛ 259,25 м.
Ширина наибольшая 32,33 м.
Осадка 9,76-10,07 м.
Скорость при проектной осадке 23-23,5 уз.
ВООРУЖЕНИЕ.
9 457-мм. L/45 в трех орудийных башнях;
6 152-мм. L/50 в восьми башнях;
6 120-мм. L/43 зенитных в одинарных уст.
40 2-фунт. "Pom-Pom" зен. автоматов на четырех лафетах;
2 622-мм. подводных торпедных аппарата;
2 самолета.
БРОНИРОВАНИЕ
Главный пояс (наклон 72 градуса):
в районе боепогребов 381
в районе механизмов 343
Траверзы цитадели:
носовой 356 и 28,6
кормовой 356 и 152
Барбеты башен ГК 381
Башни главного калибра: лоб 457
бок и тыл 356
крыша 203
Боевая рубка: стенки 381
крыша 203
пол 152
шахта 203
купол поста УАС 102 и 152
шахта поста УАС 152
СТАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ПЛИТЫ
Поверх перегруз. помещений СК 25,4
Мостики и посты УАС СК 25,4
Верхняя палуба 203
Промежуточная палуба в носу 203
Промежуточная палуба в корме 203 и 152
Противоминная переборка 50,8
НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЕ ПРОЕКТЫ БРИТАНСКИХ ДРЕДНОУТОВ.
Проект и год создания | 1915 (*) | "G-3" (1921) | "N-3" (1922)
Предполагаемые наименования
|
" Incomparable" |
"Invincible" "Inflexible" "Indomitable" "Indefatigable" |
"St. Andrew" "St. David" "St .George" "St. Patrick" |
Водоизмещение проектное |
46.000 тонн |
48.400 тонн |
48.500 тонн |
Водоизмещение боевое |
51.000 тонн |
56.540 тонн |
? |
Длина между перпендикулярами |
308,00 м. |
250,10 м. |
240,95 м. |
Длина наибольшая |
? |
261,08 м. |
250,10 м. |
Ширина наибольшая |
27,00 м. |
32,33 м. |
32,33 м. |
Осадка наибольшая |
10,00 м. |
11,30 м. |
10,07 м. |
Механизмы |
4 ТЗА |
4 ТЗА |
? |
Котлы |
? |
20 узкотрубных |
? |
Винты |
4 |
4 |
2 |
Мощность механизмов |
180.000 SHP |
160.000 SHP |
56.000 - 80.000 SHP |
Скорость проектная |
35 узлов |
31-32 узла |
23-23,5 узла |
Запас нефти наибольший |
5000 тонн |
5000 тонн |
? |
Главный калибр |
3x2 508 |
3x3 406/45 |
3x3 457/45 (**) |
Противоминный калибр |
5x3 102/50 |
8x2 152/50 |
8x2 152/50 |
Зенитный калибр |
4x1 102 |
6x1 120/43 |
6x1 120/43 |
|
9 47 |
4x10 "Pom-Pom" |
4x10 "Pom-Pom" |
Торпедное вооружение |
подв. 8 533 |
подв. 2 622 |
подв. 2 622 |
Авиационное вооружение |
|
2 самолета |
2 самолета |
Главный пояс |
279 |
356-305 |
381-343 |
Барбеты |
356 |
356-305 |
381 |
Лобовая часть башен |
356 (?) |
254 |
457 |
Наиболее толстая палуба |
до 102 |
до 203 |
до 203 |
Противоторпедная переборка |
? |
44,4 |
50,8 |
Экипаж |
1480 чел. |
1716 чел. |
? |
(*) - Проект создавался как развитие ЛКР типа "Renown" и "Courageous", однако итоги Ютландского боя сделали выполнение проекта невозможным.
(**) - Некоторые источники указывают их главное вооружение как 3x3 508-мм.орудий, однако это не подтверждается английскими данными, хотя известно, что разработка 508-мм. орудия велась - в частности для "Incomparable".