Конструкция

 

Создание

 

Япония выиграла русско-японскую войну 1904-1905 годов при помощи "флота 6-6" - фло­та, состоявшего из шести линкоров и шести броненосных крейсеров. Все корабли были совре­менными - их ввели в строй на протяжение последних восьми лет. Одним из отцов "флота 6-6" был контр-адмирал Ямамото Гоннохоё (Барон Ямамото Гоннохоё (1852-1933). Министр военно-морского флота Японии в 1898-1906 годах. Известен также под именем Ямамото Гомбей) - один из ведущих военачальников, проявивший себя талантливым флотоводцем во время японо-китайской войны 1894-1895 годов. После победы Японии в 1905 году, морская политика изменилась и 4 апреля 1907 года за основу был принят"флот 8-8" (хачи-хачи кантай). Ямамото и здесь был ведущей фигурой. Но воплотить планы в жизнь не удалось - не хватило денег. Поэтому появилась "экономическая" программа "флот 8-4". В будущем планировалось изыскать недостающие финансы и развернуть флот до шестна­дцати единиц.

24 февраля 1916 года в парламенте (коккай) проходило голосование по "программе строительства на 1916 год" (тайсё 5 синдзёкан кайкаку). Парламентарии приняли программу, по которой должны были быть построены легкие крейсера "Tenryu" и "Tasuta", эсминец "Tanikaze", подлодки № 14, №19 и №20, а также танкер "Sunosaki". Но самое главное, программа преду­сматривала строительство пятого линкора "флота 8-4" - "Nagato". Тем не менее план "флот 8-4" оставался подвешенным в воздухе, поскольку не был полностью утвержден. 29 августа 1916 года японская разведка пронюхала о том, что в США полным ходом идет подготовка к строи­тельству новых военных кораблей. Японии не оставалось другого выбора, как вступить в гонку вооружений, найти деньги и целиком принять программу "флот 8-4". Программа предусматрива­ла постройку в течение семи лет трех линкоров ("Mutsu", "Kaga" и "Tosa"), двух линейных крей­серов ("Amagi" и "Akagi"), девяти крейсеров, 27 эсминцев, 18 подводных лодок и три вспомогательных корабля. В перспективе предполагалось выполнить и программу-максимум - "флот 8-8", но Вашингтонская конференция спутала все планы.

Четыре линейных крейсера "флота 8-4" - это "Kongo", "Kirishima", "Hiei" и "Haruna". Все четыре корабля были построены в 1912-1913 годах, причем "Kongo" стал последним крупным японским кораблем, построенным за границей (Великобритания). По мере старения эти крейсе­ра должны были уступить место современным крейсерам типа "Amagi". Четыре первые линкора "флота 8-4" были построены в 1914-1915 годах ("Fuso" и "Yamashiro", а также принятые в 1916-1917 годах "Ise" и "Hyuga"). Все перечисленные линейные крейсера и линкоры были построены по стандартной для тех лет схеме и были вооружены восемью 356-мм пушками, расположенны­ми попарно в четырех башнях (линейные крейсера) или двенадцатью 356-мм орудиями, распо­ложенными попарно в шести башнях (линкоры). Линкор "Nagato" стал первым линкором, постро­енным по новым принципам. "Выгнутая" палуба, наклоненный вперед форштевень, высокие мачты - стали отличительной чертой нового линкора.

 

Постройка линкора

 

Постройка линкора была утверждена парламентом 24 февраля 1916 года во время голо­сования по "программе строительства на 1916 год". 12 мая 1916 года заказ на постройку линкора выдали морскому арсеналу Куро Кёсе (Кёсё (яп.) - арсенал). На следующий день, во время соответствующей цере­монии, кораблю присвоили собственное имя. "Nagato" был назван в честь Нагато-куни (Провинция Нагато), распо­ложенной на западе острова Хонсю. Закладка линкора состоялась лишь 28 августа 1917 года. На воду корабль спустили 9 ноября 1919 года, а включили в состав флота - 25 ноября 1920 года.

"Mutsu" строился по программе на 1917 год и уже 20 июля того же года на его постройку были выделены необходимые деньги. Строительство этого линкора вел морской арсенал Йокосука Кёсё. Заказ был выдан 21 июля, а 20 августа прошла церемония присвоения кораблю име­ни. Как и "Nagato", "Mutsu" получил свое имя в честь одной из японских провинций - Муцу-но-куни, расположенной на севере острова Хонсю. 1 июня 1918 года состоялась закладка корабля, а 31 мая 1920 года корабль сошел со стапеля. Водоизмещение линкора составило 16806 тонн. Ширина стапеля составляла 2.1 метра, для сравнения, "Musashi" строился на стапеле шириной 4 метра. Дата вступления линкора в строй точно не известна. Западные источники называют дату 22 ноября 1921 года, в то время как японские источники утверждают, что корабль вступил в строй 24 октября 1921 года.

Главными конструкторами обоих линкоров были Хирага Юдзуру и Фудзимото Кикуё.

 

Хирага и Фудзимото

 

Хирага Юдэуру родился в 1878 году в префектуре Хиросима. В 1901 году он окончил То­кийский университет, где изучал кораблестроение, и поступил на флот. Хирага участвовал в русско-японской войне 1904-1905 годов, а затем продолжил образование в Гринвичской школе кораблестроения (Greenwich School of Naval Shipbuilding), куда смог поступить ценой больших усилий. Затем он работал на Йокосука Кёсё, а получив в мае 1916 года звание лейтенанта стал руководить секцией основного проектирования (кихон кейкаку) при 4-м отделе (кораблестроительном - дзёсен). Там Хирага нес ответственность за работу над линкором "Nagato". В апреле 1917 года Хирага получил капитанские погоны и руководил дальнейшими работами по созданию линкоров и линейных крейсеров, входящих в состав "флота 8-8". Став в июне 1922 года контр-адмиралом, Хирага возглавил работы по проектированию и строительству легкого крейсера "Yubari", а также тяжелых крейсеров "Furutaka", "Aoba" и "Myoko".

В 1924 году Хирагу отправили заграницу, а его место руководителя секцией основного проектирования занял Фудзимото Кикуё. Хирага вернулся в Японию в 1926 году уже в чине вице-адмирала и стал начальником отдела кораблестроения при научно-технологическом институте флота (кайгун гидзицу кенкюсё). Теперь Хирага занимался проектированием новых типов ко­раблей .

В 1931 году Хирага отошел от конструкторской деятельности и посвятил себя препода­ванию кораблестроения в Токийском университете. В 1938-1943 годах занимал должность рек­тора Токийского университета. Умер вице-адмирал Хирага в 1943 году.

Хирага был довольно талантливым кораблестроителем-теоретиком. Его большим не­достатком было то, что он часто придавал существующей теории значение абсолютной истины и не допускал возможности дальнейшего развития . Корабли, созданные вице-адмиралом, от­личались красивыми обводами, легкими машинами, большой скоростью, мощным вооружением и облегченностью конструкции, конечно, не в ущерб механической прочности. Другим недос­татком Хираги была его неуживчивость. Именно она послужила главной причиной того, что ему пришлось уступить свое место Фудзимото. Коллеги называли Хирагу за глаза "фуюдзуру" -"прущий напролом", поскольку он в недипломатичной форме выступал против предложений во­енно-морского штаба, которые привели бы к перегрузке проектируемых кораблей. Отделавшись от строптивого адмирала - отослав его заграницу в 1924 году - штаб сразу же приступил к пере­работке конструкции кораблей, в результате которой заметно ухудшилась их остойчивость. Про­исшествие с "Tomozuru" в 1934 году показало, что в споре правота была на стороне Хираги, а не штаба.

Фудзимото Кикуё был однокашником Хираги и, будучи в чине капитана, в 1924 году стал начальником секции основного проектирования. Занимая эту должность Фуздимото создал не­мало удачных кораблей, в том числе эсминцы типа "Fubuki", а также крейсера типа "Takao" и "Mogami". Корабли Фудзимото получили признание во всем мире, и именно Фудзимото настоял на том, чтобы основания для башни с 155-мм пушками крейсера "Mogami" были того же диаметра, что и основания для башен, оснащенных 203-мм орудиями. Тем самым предусматривалась возможность перевооружения корабля и этой возможностью с успехом воспользовались.

Фудзимото представлял собой полную противоположность Хираги. Если Хирага был одиночкой не склонным ко всякого рода компромиссам, то Фудзимото, напротив, имел много друзей и старался избегать конфликтов. К сожалению, другой отличительной чертой Фудзимото, была склонность к спиртному. Склонность к компромиссам, в конечном счете, стала причиной заката карьеры Фудзимото. Военно-морской штаб требовал увеличить полезную нагрузку проек­тируемых кораблей, а Фудзимото покорно выполнял приказы начальства. В результате остойчи­вость проектируемых кораблей оказалась неудовлетворительной. И когда миноносец "Tomozuru" перевернулся 12 марта 1934 года во время проведения учений, Фудзимото при­шлось подать в отставку. Катастрофа потрясла конструктора, который после отставки стал ра­ботать в научно-технологическом институте флота. Тем временем следственная комиссия разо­бралась в причинах катастрофы. Ответственность была поровну разделена между конструкто­рами и штабом, который требовал от кораблестроителей невозможного. В результате Фудзимо­то восстановили в должности, однако 9 января 1935 года контр-адмирал скоропостижно скон­чался. Освободившееся место занял один из учеников Хираги - контр-адмирал Фукуда Кейдзи.

 

Вашингтонская конференция

 

Вашингтонская конференция проходила с 12 ноября 1921 года по 6 февраля 1922 года. Во время конференции обсуждались вопросы ограничения вооружений, а также политическая ситуация на Тихом океане. Об ограничении вооружений договаривались Соединенные Штаты, Франция, Италия, Япония и Великобритания. Организовывая конференцию американцы пыта­лись сдержать гонку вооружений на море. Поэтому они старались любой ценой не допустить намечающийся японо-английский альянс, который неминуемо привел бы к новому витку гонки вооружений. Кроме того, американцы добивались продолжения "политики открытых дверей" в Китае и остановить экономическое и политическое продвижение Японии в том регионе.

Япония также была заинтересована в ограничении гонки вооружений, поскольку в тот период испытывала значительные финансовые трудности. Валовой национальный продукт Япо­нии в 1921 году составил едва 7% от валового национального продукта США. При этом на нуж­ды флота японцы отводили 35% бюджета, в то время как американцы только 12%. Кроме того Соединенные Штаты намеревались продолжить свою кораблестроительную политику и ввести в строй шестнадцать новых линкоров и линейных крейсеров. Поэтому по чисто финансовым со­ображением Япония не могла угнаться за США, кроме того, японцам не хватало союзников.

Американский министр иностранных дел Чарльз Эванс Хьюз (Hughes) предложил, чтобы Соединенным Штатам и Великобритании было позволено иметь линкоров и линейных крейсеров общим водоизмещением 500000 тонн. Для Японии выделялась квота 300000 тонн, а Фран­ция и Италия получили по 175000 тонн. Данное соотношение позднее получило название "5-5-3-1.75-1.75". Это означало, что Япония могла обладать флотом, составлявшим всего 60% от фло­та США и Англии. Хьюз хорошо понимал, что Япония не согласиться на 50%, даже несмотря на свои финансовые проблемы, поэтому "милостиво" поднял планку до 60%. Однако Япония не согласилась и на 60%, потребовав все 70%. Кроме того, японская делегация настаивала на том, чтобы линкор "Mutsu" не попал в список "stop now", поскольку он уже вступил в строй.

Японцы утверждали, что "Mutsu" вступил в строй 10 сентября 1921 года и к тому времени уже прошел 2500-минутное контрольное плавание. Сейчас уже трудно установить, была ли это заведомая ложь или правда, также невозможно однозначно сказать успел ли "Mutsu" войти в состав японского ВМФ до начала Вашингтонской конференции. Японцы продолжали настаивать на получении 70% квоты и сохранении "Mutsu".

Сдать на слом почти готовый линкор, как это предлагал Хьюз, было для Японии невоз­можно. Обвинить японцев во лжи Хьюз не мог. Кроме того, "Mutsu", названный в честь одной из провинций Японии, строился во многом на пожертвования школьников. Поэтому трудно было бы объяснить миллионам детей, почему "их" корабль пошел на металлолом. В конце концов Хьюз признал, что "Mutsu" действительно вступил в строй в сентябре 1921 года и линкор был спасен. Но другой своей цели японцы не достигли и им пришлось ограничиться 60%.

То, что японцам удалось отстоять "Mutsu" вызвало недовольство Великобритании. Анг­личане не утешились даже когда японцы сдали на слом старый линкор "Settsu". Поэтому англий­ская делегация потребовала, чтобы в ответ на японский линкор, Великобритания получила воз­можность построить два "Супер-Hood". Однако это было невозможно, поскольку водоизмещение этих двух кораблей составляло бы по 50000 тонн, и они представляли бы собой качественно новые единицы флота. Тогда англичане предложили пустить на металлолом четыре корабля типа "King George V", и таким образом освободить место для новых кораблей. Американцы со­гласились на это, но с оговоркой, что тогда они построят два заложенных еще в 1920 году лин­кора типа "South Dakota". Тут встала на дыбы Япония, которой не улыбалось иметь под боком еще два линкора. В конце концов, все стороны достигли компромисса, сохранив пропорцию "5-5-3". Япония сохранила "Mutsu", но пустила на слом "Settsu", англичане получили возможность построить два новых линкора водоизмещением до 35000 тонн, но разрезав при этом четыре корабля типа "King George V". Соединенные Штаты Америки могли достроить два корабля типа "Colorado". Линкоры "Delaware" и "North Dakota" должны были пойти на металлолом, та же участь ожидала недостроенные линкоры типа "South Dakota".

 

Общее описание

 

Как уже говорилось выше, "Nagato" и "Mutsu" были пятым и шестым линкорами во "флоте 8-4". Предполагалось, что они станут первым и вторым линкором во "флоте 8-8", который пред­полагали составить из восьми скоростных линкоров и восьми линейных крейсеров. Однако эти планы нарушила Вашингтонская конференция.

"Nagato" и "Mutsu" стали первыми японскими линкорами, которые были спроектированы и построены у себя на родине. Конструкция линкоров - А-102 - была передовой, только через четыре месяца подобный корабль - линкор "Colorado" - заложили американцы. Кроме того, япон­ские линкоры стали первыми в мире кораблями, получившими главную артиллерию калибра 406 мм (практически 410 мм). На таком калибре настоял тогдашний министр военно-морского флота Кате Томосабурё (Вице-адмирал Кате Томосабурё (1861-1923), министр военно-морского флота (1915-1923) и премьер-министр (1922-1923). Возглавлял японскую делегацию на Вашингтонской конференции (1922-1923)). Для японских линкоров и линейных крейсеров в то время обычным был ка­либр 360 мм. Во время проектирования новых орудий им присвоили обозначение Саннен-Сики 14 (14-дюймовая пушка образца 3 года), чтобы скрыть ее истинный калибр. Подобный прием повторили впоследствии, когда шли работы над 460-мм пушками для линкора "Yamato".

Для своего времени японские линкоры "Nagato" и "Mutsu" развивали неплохую скорость и могли с полным правом соответствовать английским линкорам типа "Queen Elizabeth". Постро­енные в 1913-1915 годах английские линкоры имели водоизмещение 27470 тонн, были вооруже­ны восемью 381-мм орудий и развивали 23 узла. Первоначальные планы предусматривали, что японские линкоры будут иметь водоизмещение 32500 тонн и развивать скорость 24.5 узла. Од­нако после битвы на Скагерраке 31 мая -1 июня 1916 года проект претерпел изменения. Гори­зонтальную броню усилили, а максимальную скорость увеличили до 26.5 узлов. Соответственно возросло водоизмещение до 33800 тонн.

Стандартное водоизмещение "Nagato" и "Mutsu" составляла 32750 тонн, максимальное водоизмещение - 38500 тонн. Оба линкора были примерно на 3000 тонн тяжелее своих предше­ственников - линкоров "Ise" и "Hyuga". Кроме того, новые корабли были длиннее, немного шире, но самое главное - гораздо быстрее, так как развивали 26.5 узла против 23 узлов у старых лин­коров. В момент вступления в строй ни один корабль в мире не мог сравниться с "Nagato" и "Mutsu" подобным сочетанием скорости, брони и мощности залпа. Из 33800 тонн водоизмеще­ния 16.6% приходилось на вооружение, 34.1% на корпус, 31.2% на броню, а 12.1% на силовую установку.

Японцы долго и успешно скрывали действительные характеристики своих линкоров и даже в Office of Naval Intelligence Соединенных Штатов считали, что новые японские корабли развивают лишь 23.5 узла, то есть скорость, которую официально объявили японцы. Эти три "секретные" узла кардинально меняли возможности кораблей, поскольку позволяли японским линкорам уходить от американских. "Jane's Fighting Ships 1924" сообщает, что "Nagato" и "Mutsu" развивают максимальную скорость 23 узла, а калибр их главной артиллерии 406 мм (16 дюймов). Подобные сведения можно найти и в Taschenbuch der Kriegsflotten 1922" Бруно Вайерса (Weyers).

Как и многие другие японские корабли, "Nagato" и "Mutsu? в середине 30-х годов прошли модернизацию. Значительно изменился силуэт обоих линкоров, поскольку вместо двух дымовых труб осталась только одна. Но еще сильней изменилась внутренняя конструкция кораблей. Бы­ла полностью переработана и значительно усилена подводная защита - вдоль обоих бортов протянулись противоторпедные були. Полностью заменена силовая установка. В результате переделок стандартное водоизмещение линкоров возросло до 39000 тонн, а полное - до 45800 тонн. Перестройка кормы увеличила длину корпуса. Хотя на линкоры поставили новые машины, скорость кораблей после модернизации упала до 25 узлов, потому что мощность новых машин оказалась недостаточной. После модернизации 15.7% (-0.9%) водоизмещения приходилось на вооружение, 27.8% (-6.3%) - на корпус, 32.0% (0.8%) - на броню, 7.1% (-5.0%) на силовую уста­новку. Таким образом японские линкоры практически не уступали новым линкорам других госу­дарств. Только броня была, в среднем, на 30% тоньше, чем у современных английских и немец­ких линкоров. Кроме того, дымоходы большого диаметра оставляли в палубе большие "окна".

Американская разведка лишь в конце 1936 года узнала, что "Nagato" во время пробного плавания развил максимальную скорость 26 узлов, а ведь этот корабль вступил в строй в 1920 году! "Jane's Fighting Ships 1939" сообщает, что после модернизации корабли развивали ско­рость 26 узлов, что не совсем соответствует истине. "Taschenbuch der Kriegsflotten 1940" Вайер­са приводит цифру 23 узла, а шведский "Marinenkalender 1942" оказался ближе всех к истине -25 узлов. Из этого следует что настоящая скорость японских линкоров не была достоверно из­вестна иностранным разведслужбам до начала 2-й Мировой войны.