Внешний вид

 

Общее описание

 

"Nagato" и "Mutsu" производили внушительное впечатление благодаря четырем башням главного калибра, высокой "семиногой" фок-мачте и двум большим дымовым трубам. Форште­вень линкоров был наклонен вперед, что было новинкой для японских кораблей. Кормовая па­луба простиралась от ахтерштевня до башни №3. При этом башни №1 и №2 были на одну палу­бу выше, чем башни №3 и №4. От башни №2 до точки за башней №3 располагалась надстройка в районе которой находились корабельные шлюпки. Палубы располагались следующим образом (сверху-вниз): палуба надстройки, палуба бака, главная палуба, средняя палуба, вторая средняя палуба, нижняя палуба, 1-я трюмная палуба и 2-я трюмная палуба . Открытые участки надстроечной палубы, палубы бака и главной палубы покрыты деревянными досками. На "Mutsu" ис­пользовали тик, а на "Nagato" - японский кипарис (хиноки). Кроме "Nagato" японский кипарис использовали только на "Yamato" и "Musashi".

Сразу за башней №2 находилась высокая мачта-гептапод. Опыт показал, что управле­нию огнем сильно мешает вибрация мачты, которая приводит к быстрому выходу из строя при­боров. Чтобы избавить корабль от этой проблемы конструкторы предложили вместо трехногой фок-мачты использовать семиногую - гептаподальную. Однако полностью избавиться от про­блемы так и не удалось. Центральная опора была диаметром 1.8 метра, внутри нее проходил электрический лифт, облегчавший доступ к мостикам, остальные опоры были диаметром 0.9 метра. На гептаподе располагался комплекс из десяти мостиков. Считая сверху можно назвать восемь самых важных из них: мостик управления огнем с центрального наблюдательного пунк­та, мостик управления огнем артиллерии главного калибра, боевой мостик, мостик дальномеров, верхний прожекторный мостик, нижний прожекторный мостик, мостик управления огнем торпед­ных аппаратов и мостик компасов. Верхняя точка фок-мачты находилась на высоте 41.0 метров от поверхности воды. Мостик дальномеров располагался на высоте 31.9 метров.

Между фок- и грот-мачтами находились две дымовые трубы. Высота передней трубы примерно 26 метров над уровнем воды, высота задней - примерно 24 метра. Ни одна из труб сначала не имела противодымного колпака, что сильно затрудняло работу моряков на мостиках. Дым застилал мостики, поэтому Фудзимото предложил изменить форму труб. Хирага ответил:

"На военном корабле трубы должны быть без выкрутасов!" - и отверг предложение Фудзимото. Однако спустя немного времени Хираге пришлось самолично, перепроектировать форму труб, не прибегая к услугам Фудзимото.

Грот-мачта располагалась между задней трубой и башней №3. Нижняя часть грот-мачты представляла собой стандартную треногу, возвышавшуюся над уровнем воды на 29.5 метров. Полная высота мачты равнялась 62.8 метра. Почти у самого основания грот-мачты находились два мостика для дальномеров и прожекторов. К передней стойке треноги крепилась 20-метровая грузовая стрела (бом).

На корме располагалась солнечная палуба (sunwalk). "Nagato" стал последним японским кораблем, оснащенным противоторпедной сетью. На основании имеющихся фотографий можно заключить, что сеть выставлялась с каждого борта при помощи 21 бома, однако в литературе можно найти и другую информацию.

"Nagato" и "Mutsu" имели бортовые кили, расположенные посередине между главным ки­лем и ватерлинией. Длина бортовых килей - 84.0 метра, а ширина изменялась от 0.9 м (у фор­штевня) до 0.8 м (в середине) и до 1.3 м (у кормы). Бортовые кили должны были снизить рыска­нье и уменьшить качку кораблей.

 

Различия

 

Несмотря на то, что "Nagato" и "Mutsu" были систершипами, каждый из них имел харак­терные особенности.

Как уже говорилось, "Mutsu" никогда не имел противоторпедной сети, в то время как "Nagato" некоторое время был оборудован подобным приспособлением. На "Mutsu" у форштев­ня, сразу за флагштоком находился полуклюз, а у "Nagato" такой же полуклюз располагался дальше к корме, примерно посередине между якорем и флагштоком.

Оба линкора во время пробного плавания не имели дальномеров, но вскоре их получи­ли. На "Nagato" установили 6-метровые дальномеры в орудийных башнях, а на "Mutsu" постави­ли 8-метровый дальномер. Оба линкора получили два дальномера на крыше мостика компасов. На "Mutsu" дальномер бакборта располагался несколько выше дальномера штирборта. На "Nagato" оба дальномера находились на одной высоте.

Оба линкора различались по количеству размещенных на них прожекторов. "Nagato" по­лучил десять прожекторов: восемь на прожекторном мостике фок-мачты и два на грот-мачте. "Mutsu" нес всего восемь прожекторов. На верхнем прожекторном мостике никаких прожекторов не было. Сигнальные реи на фок-мачте "Nagato" шли под прямым углом к медиальной плоскости корабля, в то время как подобные реи на фок-мачте "Mutsu" располагались стреловидно. Име­лись и другие различия в конструкции гептаподов обоих кораблей, все они хорошо заметны на фотографиях.

 

Переделки

 

Оба линкора не раз проходили реконструкцию, ниже приведен список главных нововве­дений в конструкцию кораблей.

1921 - "Nagato" и "Mutsu" получили дальномеры.

1922 - у "Nagato" укорочена топовая стеньга. Оба корабля получили противодымные кол­паки на переднюю дымовую трубу. Противодымный колпак у "Nagato" был несколько тоньше, чем у "Mutsu". На корме линкоров разместили аэростат наблюдения.

1923 - у обоих кораблей передняя труба выгнута в сторону кормы (По данным из "Kansen Mokei no Seisaku to Kenkyu: Senkan Nagato-Mutsu" (Fujimi Jutsu Mokei Shuppan-bu) "Nagato" получил колпак в конце 1924 - марте 1925 года, a "Mutsu" - в августе 1924 - марте 1925 года. Однако есть фотографии, датированные более ранними числами, на которых оба линкора уже имеют колпаки.). Установлены пара­ваны.

1924  - оба корабля получили на грот-мачте дистанционные циферблаты, причем на "Mutsu" они располагались несколько выше, чем на "Nagato".

1925 - на "Nagato" устанавливают три дополнительные 76-мм пушки и закрывают перед­нюю часть дальномерной палубы верхней прожекторной палубой.

1925/1926 - на башне №2 "Nagato" монтируют катапульту для гидросамолета.

1927 - на грот-мачте появляется кран для подъема гидросамолетов.

1927 - на "Mutsu" устанавливают выгнутый форштевень. Его конструкция оказалась не очень удачной, поэтому на "Nagato" подобный форштевень не устанавливали.

1932/1933 - с обоих линкоров сняты дистанционные циферблаты. Оба корабля получают по два 40-мм зенитных автомата. Между трубами оборудуется прожекторная площадка (4 про­жектора). На "Mutsu" конструктивно объединили несколько мостиков (запасной мостик управле­ния огнем, главный мостик управления огнем, мостик управления огнем главного калибра, мос­тик управления огнем среднего калибра, мостик наблюдения, а также мостик дальномеров). Оба линкора получили 127-мм универсалки, которые заменили стоявшие до того времени трехдюй­мовые пушки.

1933 - "Nagato" получил вместо 8-метрового - 10-метровые дальномеры (в башнях №2 и №3). На палубе "Mutsu" установили катапульту "Куре сики 2 го 3 гата".

1934/1936 - полная модернизация.

Оба линкора получили противоторпедные були. Солнечная палуба (sunwalk) закрыта сверху металлическим листом. Корма удлинена. Вместо двух дымовых труб осталась одна. "Nagato" получил выгнутый форштевень. Переделаны надстройки. На грот-мачте установлен новый бом (грузовая стрела) длиной 23 метра. Посты управления огнем получили новое обору­дование. Заменены прожекторы. Сняты 140-мм пушки №7 и №8. Демонтированы торпедные аппараты. "Nagato" получил новую катапульту Куре сики 2 го 3 гата. "Mutsu" получил новую ката­пульту Куре сики 2 го 5 гата и подъемный кран для гидросамолетов.

1938 - оба линкора получили по несколько 25-мм зенитных автоматов, размещенных во­круг дымовой трубы.

1940 - "Nagato" получил катапульту Куре сики 2 го 5 гата и подъемный кран для гидроса­молетов.

1941  - вдоль бортов обоих кораблей чуть ниже палубы проложены кабели размагничи­вающей системы (Система размагничивания каждого корабля состояла из 12 кабелей, каждый из которых, в свою оче­редь, состоял из семи семижильных кабелей меньшего диаметра. Диаметр жил -1.6 мм.).

1943 - "Nagato" получил радары (21 го и 22 го дентан).

1944 (июль-октябрь) - на "Nagato" увеличено количество 25-мм зенитных автоматов.

1944 (декабрь) - у "Nagato" сняты четыре 140-мм пушки. "Nagato" получил четыре 127-мм пушки и еще несколько 25-мм зенитных автоматов.

1945 - у "Nagato" сняты оставшиеся 140-мм пушки. Сняты 127-мм пушки. Летом демонти­ровали катапульту.

1945 (февраль) - "Nagato" получает камуфляжную окраску. Срезана большая часть над­строек.

 

Внешний вид кораблей после модернизации

 

После модернизации оба линкора получили наклоненный вперед форштевень, что при­дало им более элегантный вид. На носу с каждого борта осталось только по одному якорю. Но самые значительные изменения были произведены в конструкции гептапода. Большинство мос­тиков на фок-мачте объединили таким образом, что они имели общую переднюю бронестенку. Сверху-вниз располагались следующие мостики: главный мостик управления огнем, боевой мостик, мостик дальномеров, мостик управления огнем артиллерии главного и среднего калиб­ра, мостик (пост) наблюдения, запасной мостик управления огнем артиллерии главного калибра, мостик наблюдения, мостик компасов, запасной мостик управления огнем артиллерии среднего калибра, мостик боевой башни, верхняя палуба мостика и палуба мостика. В целом гептаподы обоих линкоров мало отличались друг от друга, но у "Mutsu" были на запасном мостике управле­ния огнем артиллерии среднего калибра иллюминаторы несколько большего диаметра.

В 1941 году 39-метровая фок-мачта (гептапод) несла следующее оборудование: на глав­ном мостике управления огнем находился центральный наблюдательный пост, а сразу за ним -рама радиопеленгатора (гониометра) и передатчик 94 сики. На самой верхушке мачты находил­ся топовый огонь и ветроуказатель. Две длинные антенны выступали перпендикулярно меди­альной плоскости корабля.

На боевом мостике находились 12- и 8-см бинокли. Ближе к корме располагались два ("Mutsu") или четыре ("Negate") передатчика типа 90 сики.

На дальномерным мостике находился один дальномер базой 10 метров, который можно было переводить с борта на борт по рельсам. По обеим сторонам дальномерной палубы распо­лагались 12-см бинокли. Перед мостиком располагалась площадка с зенитной пушкой и семью дополнительными 12-см биноклями. Два сигнальных рея располагались тут же, оба рея были повернуты на 45° к корме. На каждом рее находилась сигнальная лампа мощностью 2 кВт. На передней кромке реев размещались навигационные огни.

Мостик управления огнем артиллерии главного и среднего калибров, как и верхний пост наблюдения, кроме прочего оснащения оборудовались 92 сики скоутекибан и четырьмя 12-см биноклями, расположенными вдоль передней стены. По бокам находилось еще по одному 12-см биноклю, размещенному в закрытых наблюдательных постах, а в кормовой части мостика име­лось еще две бинокля. Кроме того, на мостике располагались 13 сики сокутекибан, 94 сики хой-бан для управления огнем артиллерии среднего калибра, 12-см бинокль и дальномер, приспо­собленный для определения скорости цели.

На запасном мостике управления огнем артиллерии главного калибра по обоим бортам находилось по дальномеру базой 4.5 метра. Ближе к корме были установлены два навигацион­ных дальномера с базой 1.5 метра. Спереди на этом мостике находилась сигнальная лампа мощностью 2 кВт.

Еще ниже располагался пост наблюдения. На посту по бокам имелось по одному 60-см сигнальному прожектору. Три 18-см бинокля располагались в передней части поста.

Мостик компасов был оснащен двумя 8-см биноклями, расположенными на открытых уг­лах в передней части мостика. На этом же мостике на каждом борту имелось по 18- и 12-см би­ноклю и 60-см сигнальному прожектору.

Ниже находился запасной мостик управления огнем артиллерии среднего калибра. Ха­рактерной чертой "Mutsu" по сравнению с систершипом были большие иллюминаторы в стенах этого мостика.

В кормовой части мостика боевой башни находилась приспособление для обучения мо­ряков зарядке 127-мм универсальных пушек. Еще ближе к корме располагались отсеки, где стояли передатчики 90 сики.

После модернизации оба линкора имели по одной дымовой трубе. Эта переделка значи­тельно облагородила силуэт кораблей, который прежде уродовала "корявая" передняя дымовая труба. Вокруг трубы проходила прожекторная платформа. Позже вокруг трубы были расставле­ны 25-мм зенитные автоматы. Высота дымовой трубы составляла примерно 25 метров над уровнем воды.

Кормовая надстройка у каждого из линкоров была выполнена по-разному. Оснащение кормовых надстроек мало чем различалось, главное различие заключалось в силуэте.

Топ грот-мачты находился примерно в 46 метрах над ватерлинией. Примерно посереди­не между марсом и основанием мачты располагались два прожектора, которые предназнача­лись для освещения палубы.

Во время модернизации корма обоих линкоров удлинилась на 8.7 метра, поэтому уда­лось уменьшить потерю скорости, несмотря на значительно возросшее водоизмещение. Во время реконструкции солнечная палуба оказалась закрытой сверху листовым железом. На баш­нях №2 и №3 появились характерной формы антенны.