Управление огнем

 

Приборы для измерения расстояний

 

До начала 1-й Мировой войны японский Императорский военно-морской флот использо­вал импортные английские дальномеры, выпускаемые фирмой Barr&Stroud. Это были дальномеры однопольного типа. Во время 1-й Мировой войны, опираясь на английские разработки, инженеры из Японской Оптической Компании (Нагоя) разработали собственный дальномер. Десятиметровый дальномер 7 нендо сики приняли на вооружение в 1918 году и установили на "Nagato" в апреле 1921 года. До этого на линкоре не было ни одного дальномера, что подтвер­ждают фотографии, сделанные в тот период.

В апреле 1921 года "Negate" нес 10-метровый дальномер на фок-мачте. Кроме того, лин­кор имел по одному шестиметровому дальномеру типа Bausch&Lomb в каждой орудийной баш­не. Американская фирма Bausch&Lomb выпускала оптическое оборудование по лицензии не­мецкой фирмы Karl Zeiss (Йена). Кроме того, на фок-мачте находились четыре дальномера ба­зой 3.5 метра: два по бокам среднего прожекторного мостика и два на крыше компасного мости­ка. На грот-мачте имелся один 4.5-метровый дальномер, развернутый в сторону кормы.

Как и "Nagato", "Mutsu" не имел дальномерного оборудования во время пробных плава­ний в 1921 году. В дальнейшем "Mutsu" также получил дальномеры, причем главный дальномер был восьмиметровым, а не шестиметровым, как на систершипе.

В 1933 году дальномерное оснащение "Negate" было немного изменено. В башнях №№ 2 и 3 вместо шестиметровых дальномеров установили восьмиметровые. Вероятно, эти дальноме­ры были сняты с "Mutsu", поскольку чуть раньше, тот получил вместо восьмиметровых дально­меров, расположенных в башнях №№ 2 и 3, десятиметровые. Поскольку оба линкора получили 127-мм универсальные пушки, для них потребовался отдельный пост управления огнем. Такой пост организовали на обоих линкорах и оснастили его системой управления огнем 91 сики кёся сечи, в состав которой входил 4.5-метровый стереоскопический дальномер фирмы Barr&Stroud.

После полной модернизации в 1934-1936 годах линкоры несли следующие дальномеры. Главный дуплексный однопольный дальномер базой 10 метров 94 сики на главном мостике управления огнем, два однопольных 4.5-метровых дальномера 14 сики на резервном мостике управления огнем артиллерии главного калибра, два навигационных однопольных дальномера базой 1.5 метра в кормовой части того же мостика (первоначально 1.5-метровые дальномеры находились на наблюдательном мостике, когда линкоры получили 25-мм зенитки, дальномеры перенесли). Около дымовой трубы находились два 4.5-метровых дальномера, а на кормовом резервном мостике управления огнем артиллерии среднего калибра находилось два 4.5-метровых дальномера (дальномеры на "Mutsu" устанавливались, в отличие от "Nagato", вместе с центральным прицелом - хёйбан). В башнях ГК №2 и №3 находилось по 10-метровому даль­номеру. Достоинство дуплексного дальномера перед обычным заключалось в том, что с его по­мощью можно было независимо определять расстояния до двух целей. Главный 10-метровый дуплексный дальномер можно было перемещать с борта на борт по рельсам - подобную конст­рукцию нечасто можно встретить на кораблях.

 

Артиллерия главного калибра

 

Управление огнем артиллерии главного калибра осуществлялось с соответствующего мостика, расположенного на высоте около 40 метров над ватерлинией. Вероятно, на обоих лин­корах пост управления огнем оснащался центральным прицелом 13 (нендо) сики хёйбан сёдзун сечи. Эта система была принята на вооружение 2 мая 1916 года и по конструкции напоминала английский центральный прицел фирмы Vickers, установленный на топе гептаподальной фок-мачты. Это был довольно примитивный инструмент, откалиброванный на дистанции чуть более 19000 метров.

Улучшенный вариант центрального прицела -14 (нендо) сики хёйбан сёдзун сечи - при­няли в 1927 году. Новый прибор заменил старый на обоих линкорах. Поскольку люнетным при­целам можно было придавать углы возвышения до 90°, то эти устройства позволяли корректи­ровать огонь как по надводным так и по воздушным целям.

Для определения курса и скорости цели японцы использовали прибор - сокутекибан. Первой моделью был 12 сики сокутекибан, который был принят в 1923 году. Годом спустя Им­ператорский ВМФ получил более совершенный прибор -13 сики сокутекибан, который исполь­зовали вместе с 14 сики хёйбан. Все названные устройства выпускала Aichi Clock & Electric Motors Company в Нагое.

Во время полной модернизации линкоры получили новую систему управления огнем. На топе фок-мачты под бронеколпаком разместили центральный прицел 94 сики хёйбан сёйдзун сечи, вместо прежнего 14 сики хёйбан. 94 сики хёйбан приняли на вооружение 9 октября 1934 года и испытали на "Nagato". С декабря 1934 года по апрель 1945 года арсенал Куре Кайгун Кёсе изготовил около 132 штук центральных прицелов. Стоимость одного прицела (без учета оптики) -10000 йен.

Центральный прицел обслуживался командой из шести человек: первый но­мер задавал угол возвыше­ния прицела, второй номер -задавал азимут, третий - ста­билизировал установку, чет­вертый - отслеживал цель, пятый - поддерживал связь, шестой (офицер) - возглав­лял команду.

Центральный прицел имел обычную двухосевую конструкцию, фокусное рас­стояние люнетов - 15 см. Характеристики: угол склоне­ния/возвышения +45°...-12°, максимальный крен 10°, вы­сота 1.7 м, ширина 1.0 м, масса - 2 т.

Дополнительный 94 сики хёйден находился на кормовом (резервном) мости­ке управления огнем артил­лерии главного калибра на грот-мачте.

Параллельно с цен­тральными прицелами, лин­коры получили 92 сики сокутекибан на мостике управ­ления огнем. Устройство сокутекибан было разрабо­тано фирмой Nippon Optical Manufacture Company в На­гое, и предназначалось для определения скорости и кур­са цели. Результаты заме­ров, полученные на сокуте-кибане, передавались на центральное устройство - сягекибан. Внешне сокуте­кибан напоминал централь­ный прицел и имел такое же устройство наведения на цель. Расчет сокутекибана состоял из восьми номеров: первый номер отлеживал по компасу курс самого линкора, второй номер определял изменения пеленга курса, третий номер отслеживал повороты, четвертый - опре­делял азимут цели, пятый -определял длину цели и из­менения расстояния до нее, шестой - обслуживал инкли­нометр, седьмой - определял расстояние до цели, восьмой - передавал дальность и азимут на сягекибан.

92 сики сокутекибан изготавливался Aichi Clock Company в Нагое и имел следующие характеристики: высота -1.75 м, ширина -1.25 м, масса - 2.0 т.

На посту управления огнем артиллерии главного калибра находилось центральное уст­ройство 92 сики сягвкибан. Сягекибан обслуживался командой из семи человек: первый номер осуществлял контроль и обслуживал пеленговый и дистанционный столы, второй номер согла­совывал показания прибора, третий номер отслеживал изменение расстояния до цели, четвертый номер определял азимут пеленга, вносил поправки на дальность, на собственную ско­рость, а также на скорость и курс цели, пятый номер определял курс по гирокомпасу, шестой номер определял изменение азимута пеленга на пеленгом столе, седьмой номер определял среднее расстояние на дистанционном столе, а также контролировал работу корабельных дальномеров, определяя неверные показания.

Результаты расчетов с сягекибана пе­редавались на хейбан. Расчет хёйбана кон­тролировал полученные результаты, вносил поправки на параллакс, продольную и борто­вую качку и определял требуемые углы воз­вышения орудий ПС

Первый 92 сики сягекибан изготовили в 1932 году, а последний - в апреле 1943 года. Aichi Clock Company изготавливала одно такое устройство в месяц, цена сягекибана -1500000 йен.

Японцы предпочитали производить залп одновременно всеми орудиями. Чтобы добиться этого, пушки ГК оснащались автома­том, осуществлявшим спуск обоих орудий в башне с интервалом 40-60 мс. Впервые по­добную систему использовали на линкорах типа "Yamato" (задержка 80 мс для централь­ного орудия), затем подобную систему устано­вили и на остальные крупные корабли. "Negate" получил автомат в 1941 году, а к 1942 году все корабли, вооруженные пушками ка­либра более 203 мм, имели автомат задержки.

Отсутствие радаров было ахиллесовой пятой японского флота на протяжение всей 2-й Мировой войны. Однако хорошо организован­ное управление огнем частично компенсиро­вало этот недостаток, так что эффективность огня японских кораблей была немногим хуже эффективности огня кораблей противника.

 

Артиллерия среднего калибра

 

После модернизации управление огнем артиллерии среднего калибра управляли с двух постов 94 сики хейбан (по одному на борт). Посты управления размещались на мос­тике управления огнем артиллерии среднего калибра, расположенного сразу под дальномерным мостиком. Еще ниже находилось два 13 сики сокутекибана.

В 1935 году появился 94 сики сягеки­бан, предназначенный для управления огнем артиллерии ГК легких крейсеров и артиллерии среднего калибра линкоров. Всего японская промышленность изготовила около 40 экземп­ляров этого устройства. Обслуживали 94 сики сягекибан расчет из пяти операторов. Первый номер определял расстояние и изменение расстояния до цели, второй номер вносил кор­рективы на собственную скорость, направле­ние ветра и изменение курса, третий номер определял азимут пеленга отслеживал его из­менение, четвертый номер отслеживал откло­нения, пятый номер (офицер) контролировал работу команды. Технические характеристики 94 сики сягвкибан: длина - 0.8 м, ширина - 0.6 м, высота - 0.9 м, масса - 425 кг.

Кроме основных постов управления ог­нем артиллерии среднего калибра на линкорах имелся запасной пост.

 

Зенитная артиллерия

 

Центральный прицел 14 сики хёйбан можно было применять для управления огнем зенитной артиллерии и первое время этой воз­можностью широко пользовались. Тем време­нем, в середине 20-х годов Технический отдел флота начал работы по созданию специальной системы управления зенитным огнем. В 1929 году Aichi Clock Company разработала новый центральный прицел 89 сики кёся сягвкибан, способный определять поправки по высоте. Однако пока шли работы, требования к системе управления огнем значительно возросли, по­скольку угроза с воздуха для крупных кораблей стала как никогда острой. В октябре 1929 года Технический отдел флота выдал задание на принципиально новую систему, a Nippon Optical Company в Одате разработала и начала выпуск этой конструкции. Эта фирма не имела доста­точного опыта в области конструирования по­добных приборов, поэтому NOC пришлось мо­билизовать все имеющиеся технические резер­вы, чтобы выполнить заказ. В 1931 году появил­ся прототип, который прошел испытания на учебном корабле Артиллерийской Школы - лин­коре "Yamashiro". После устранения обнаружен­ных недостатков, 11 июня 1932 года прибор приняли на вооружение.

91 сики кёся сечи состоял из централь­ного прицела (хёйбан) и центрального устройст­ва (кёся сягвкибан), объединенные в один агре­гат - кёсяки (прибор управления огнем ПВО). В комплект установки входил отдельный дально­мер, показания которого, при помощи электри­ческих сигналов передавались на центральный прицел. Из-за того, что дальномер и централь­ный прицел были разнесены, снижалась точ­ность промеров, кроме того, дальномер не был стабилизирован. Система была довольно слож­ной - ее обслуживала команда из одиннадцати человек (десять человек работало с централь­ным прицелом, а одиннадцатый координировал их усилия). Прибор предусматривал возмож­ность управления огнем не только по воздуш­ным, но и по наводным целям.

Несмотря на все свои недостатки систе­ма управления огнем ПВО данного типа исполь­зовалась на японских кораблях до конца 2-й Мировой войны. В дальнейшем многие корабли получили более совершенную систему - 94 сики кёся сечи, "Nagato" и "Mutsu" получили систему управ­ления зенитным огнем в 1932 году вместе с 127-мм пушками.

Между дымовы­ми трубами разместили два поста управления (по одному на борт). Фотографии свидетельству­ют, что линкоры типа "Nagato" не получили более совершенного прибора 94 сики. Технические данные устройства управления огнем ПВО: высота - 2.0 м, масса - около 3.0 т, поверхность -1 м2, скорость вертикальной наводки - 6° в секунду (вручную), скорость горизонтальной наводки -6.5° в секунду (вручную), 16° в секунду (механический привод), калибровка -1000-13500 м, опре­деление изменения расстояния - 90 м/с.

Когда в 1938 году корабли получили 25-мм зенитные автоматы, линкоры оснастили сис­темой управления огнем 95 сики кидзю сягаки сечи. Носовая батарея зенитных автоматов управлялась с поста на рубке, кормовая батарея - с поста, расположенного около дымовой тру­бы.

 

Прочее

 

До 1918 года Императорский ВМФ использовал прожекторы Сименса, дававшие изохро­матический свет. После успешных испытаний на линейном крейсере "Kongo" и легком крейсере Tatsuta" японский флот получил прожекторы фирмы Sperry. Это был более мощный прожектор, дававший голубоватый свет силой 9000 кандел/м2.

Первоначально планировалось оснастить "Nagato" двенадцатью 110-см прожекторами типа Sperry. Десять прожекторов должны были расположиться на гептаподе, а два - на грот-мачте. Однако фотографии свидетельствуют, что в 1920 году "Nagato" нес в общей сложности только десять прожекторов. Из них восемь находилось на фок-мачте (четыре на нижнем про­жекторном мостике, два на верхнем прожекторном мостике и два на верхнем мостике), а два -на грот-мачте. "Mutsu" нес только восемь прожекторов - на этом линкоре отсутствовали два прожектора на верхнем прожекторном мостике.

В 1924 году мостики "Nagato* были немного перестроены, в результате чего с верхнего прожекторного мостика убрали два прожектора. Этот мостик стал использоваться исключитель­но для наблюдения, как было на "Mutsu" с самого начала. В очередной раз изменения коснулись прожекторов в 1932/1933 годах. В результате небольших модификаций, оба линкора стали не­сти по два прожектора на нижнем прожекторном мостике, четыре прожектора - на платформе между дымовыми трубами и два прожектора на грот-мачте. Все прожекторы были 110-см тип Sperry.

6 марта 1933 года на оснащение Императорского ВМФ поступил новый прожектор - 92 сики. 110-см прожектор этого типа испускал поток света силой 12800+ кд/м2, при этом дальность освещения возросла с 6000 до 8000 метров. Спектр испускаемого света, как и прежде был сме­щен в коротковолновую область (свет был голубоватым). Во время модернизации "Nagato" и "Mutsu" получили новое прожекторное оборудование. Два 110-см и два 90-см прожектора уста­новили на наблюдательном мостике, еще шесть 110-см прожекторов находилось в районе тру­бы. С грот-мачты прожектора были убраны.

В 1941 году четыре прожектора на (фок-мачте заменили на четыре 60-см сигнальных прожектора. Два их них разместили на наблюдательном мостике, а два на компасном мостике. В 1945 году несколько прожекторов демонтировали, а на их место установили 25-мм зенитные пушки. На момент капитуляции Японии "Nagato" не имел ни одного прожектора.

В период с 1924 по 1932 годы на грот-мачте линкоров находился циферблат, показы­вающий расстояния. Размеры циферблата были достаточно большими, чтобы его показания могли читаться с борта других кораблей. На "Mutsu" циферблат располагался несколько ниже, чем на "Nagato".