Управление огнем
Приборы для измерения расстояний
До начала 1-й Мировой войны японский Императорский военно-морской флот использовал импортные английские дальномеры, выпускаемые фирмой Barr&Stroud. Это были дальномеры однопольного типа. Во время 1-й Мировой войны, опираясь на английские разработки, инженеры из Японской Оптической Компании (Нагоя) разработали собственный дальномер. Десятиметровый дальномер 7 нендо сики приняли на вооружение в 1918 году и установили на "Nagato" в апреле 1921 года. До этого на линкоре не было ни одного дальномера, что подтверждают фотографии, сделанные в тот период.
В апреле 1921 года "Negate" нес 10-метровый дальномер на фок-мачте. Кроме того, линкор имел по одному шестиметровому дальномеру типа Bausch&Lomb в каждой орудийной башне. Американская фирма Bausch&Lomb выпускала оптическое оборудование по лицензии немецкой фирмы Karl Zeiss (Йена). Кроме того, на фок-мачте находились четыре дальномера базой 3.5 метра: два по бокам среднего прожекторного мостика и два на крыше компасного мостика. На грот-мачте имелся один 4.5-метровый дальномер, развернутый в сторону кормы.
Как и "Nagato", "Mutsu" не имел дальномерного оборудования во время пробных плаваний в 1921 году. В дальнейшем "Mutsu" также получил дальномеры, причем главный дальномер был восьмиметровым, а не шестиметровым, как на систершипе.
В 1933 году дальномерное оснащение "Negate" было немного изменено. В башнях №№ 2 и 3 вместо шестиметровых дальномеров установили восьмиметровые. Вероятно, эти дальномеры были сняты с "Mutsu", поскольку чуть раньше, тот получил вместо восьмиметровых дальномеров, расположенных в башнях №№ 2 и 3, десятиметровые. Поскольку оба линкора получили 127-мм универсальные пушки, для них потребовался отдельный пост управления огнем. Такой пост организовали на обоих линкорах и оснастили его системой управления огнем 91 сики кёся сечи, в состав которой входил 4.5-метровый стереоскопический дальномер фирмы Barr&Stroud.
После полной модернизации в 1934-1936 годах линкоры несли следующие дальномеры. Главный дуплексный однопольный дальномер базой 10 метров 94 сики на главном мостике управления огнем, два однопольных 4.5-метровых дальномера 14 сики на резервном мостике управления огнем артиллерии главного калибра, два навигационных однопольных дальномера базой 1.5 метра в кормовой части того же мостика (первоначально 1.5-метровые дальномеры находились на наблюдательном мостике, когда линкоры получили 25-мм зенитки, дальномеры перенесли). Около дымовой трубы находились два 4.5-метровых дальномера, а на кормовом резервном мостике управления огнем артиллерии среднего калибра находилось два 4.5-метровых дальномера (дальномеры на "Mutsu" устанавливались, в отличие от "Nagato", вместе с центральным прицелом - хёйбан). В башнях ГК №2 и №3 находилось по 10-метровому дальномеру. Достоинство дуплексного дальномера перед обычным заключалось в том, что с его помощью можно было независимо определять расстояния до двух целей. Главный 10-метровый дуплексный дальномер можно было перемещать с борта на борт по рельсам - подобную конструкцию нечасто можно встретить на кораблях.
Артиллерия главного калибра
Управление огнем артиллерии главного калибра осуществлялось с соответствующего мостика, расположенного на высоте около 40 метров над ватерлинией. Вероятно, на обоих линкорах пост управления огнем оснащался центральным прицелом 13 (нендо) сики хёйбан сёдзун сечи. Эта система была принята на вооружение 2 мая 1916 года и по конструкции напоминала английский центральный прицел фирмы Vickers, установленный на топе гептаподальной фок-мачты. Это был довольно примитивный инструмент, откалиброванный на дистанции чуть более 19000 метров.
Улучшенный вариант центрального прицела -14 (нендо) сики хёйбан сёдзун сечи - приняли в 1927 году. Новый прибор заменил старый на обоих линкорах. Поскольку люнетным прицелам можно было придавать углы возвышения до 90°, то эти устройства позволяли корректировать огонь как по надводным так и по воздушным целям.
Для определения курса и скорости цели японцы использовали прибор - сокутекибан. Первой моделью был 12 сики сокутекибан, который был принят в 1923 году. Годом спустя Императорский ВМФ получил более совершенный прибор -13 сики сокутекибан, который использовали вместе с 14 сики хёйбан. Все названные устройства выпускала Aichi Clock & Electric Motors Company в Нагое.
Во время полной модернизации линкоры получили новую систему управления огнем. На топе фок-мачты под бронеколпаком разместили центральный прицел 94 сики хёйбан сёйдзун сечи, вместо прежнего 14 сики хёйбан. 94 сики хёйбан приняли на вооружение 9 октября 1934 года и испытали на "Nagato". С декабря 1934 года по апрель 1945 года арсенал Куре Кайгун Кёсе изготовил около 132 штук центральных прицелов. Стоимость одного прицела (без учета оптики) -10000 йен.
Центральный прицел обслуживался командой из шести человек: первый номер задавал угол возвышения прицела, второй номер -задавал азимут, третий - стабилизировал установку, четвертый - отслеживал цель, пятый - поддерживал связь, шестой (офицер) - возглавлял команду.
Центральный прицел имел обычную двухосевую конструкцию, фокусное расстояние люнетов - 15 см. Характеристики: угол склонения/возвышения +45°...-12°, максимальный крен 10°, высота 1.7 м, ширина 1.0 м, масса - 2 т.
Дополнительный 94 сики хёйден находился на кормовом (резервном) мостике управления огнем артиллерии главного калибра на грот-мачте.
Параллельно с центральными прицелами, линкоры получили 92 сики сокутекибан на мостике управления огнем. Устройство сокутекибан было разработано фирмой Nippon Optical Manufacture Company в Нагое, и предназначалось для определения скорости и курса цели. Результаты замеров, полученные на сокуте-кибане, передавались на центральное устройство - сягекибан. Внешне сокутекибан напоминал центральный прицел и имел такое же устройство наведения на цель. Расчет сокутекибана состоял из восьми номеров: первый номер отлеживал по компасу курс самого линкора, второй номер определял изменения пеленга курса, третий номер отслеживал повороты, четвертый - определял азимут цели, пятый -определял длину цели и изменения расстояния до нее, шестой - обслуживал инклинометр, седьмой - определял расстояние до цели, восьмой - передавал дальность и азимут на сягекибан.
92 сики сокутекибан изготавливался Aichi Clock Company в Нагое и имел следующие характеристики: высота -1.75 м, ширина -1.25 м, масса - 2.0 т.
На посту управления огнем артиллерии главного калибра находилось центральное устройство 92 сики сягвкибан. Сягекибан обслуживался командой из семи человек: первый номер осуществлял контроль и обслуживал пеленговый и дистанционный столы, второй номер согласовывал показания прибора, третий номер отслеживал изменение расстояния до цели, четвертый номер определял азимут пеленга, вносил поправки на дальность, на собственную скорость, а также на скорость и курс цели, пятый номер определял курс по гирокомпасу, шестой номер определял изменение азимута пеленга на пеленгом столе, седьмой номер определял среднее расстояние на дистанционном столе, а также контролировал работу корабельных дальномеров, определяя неверные показания.
Результаты расчетов с сягекибана передавались на хейбан. Расчет хёйбана контролировал полученные результаты, вносил поправки на параллакс, продольную и бортовую качку и определял требуемые углы возвышения орудий ПС
Первый 92 сики сягекибан изготовили в 1932 году, а последний - в апреле 1943 года. Aichi Clock Company изготавливала одно такое устройство в месяц, цена сягекибана -1500000 йен.
Японцы предпочитали производить залп одновременно всеми орудиями. Чтобы добиться этого, пушки ГК оснащались автоматом, осуществлявшим спуск обоих орудий в башне с интервалом 40-60 мс. Впервые подобную систему использовали на линкорах типа "Yamato" (задержка 80 мс для центрального орудия), затем подобную систему установили и на остальные крупные корабли. "Negate" получил автомат в 1941 году, а к 1942 году все корабли, вооруженные пушками калибра более 203 мм, имели автомат задержки.
Отсутствие радаров было ахиллесовой пятой японского флота на протяжение всей 2-й Мировой войны. Однако хорошо организованное управление огнем частично компенсировало этот недостаток, так что эффективность огня японских кораблей была немногим хуже эффективности огня кораблей противника.
Артиллерия среднего калибра
После модернизации управление огнем артиллерии среднего калибра управляли с двух постов 94 сики хейбан (по одному на борт). Посты управления размещались на мостике управления огнем артиллерии среднего калибра, расположенного сразу под дальномерным мостиком. Еще ниже находилось два 13 сики сокутекибана.
В 1935 году появился 94 сики сягекибан, предназначенный для управления огнем артиллерии ГК легких крейсеров и артиллерии среднего калибра линкоров. Всего японская промышленность изготовила около 40 экземпляров этого устройства. Обслуживали 94 сики сягекибан расчет из пяти операторов. Первый номер определял расстояние и изменение расстояния до цели, второй номер вносил коррективы на собственную скорость, направление ветра и изменение курса, третий номер определял азимут пеленга отслеживал его изменение, четвертый номер отслеживал отклонения, пятый номер (офицер) контролировал работу команды. Технические характеристики 94 сики сягвкибан: длина - 0.8 м, ширина - 0.6 м, высота - 0.9 м, масса - 425 кг.
Кроме основных постов управления огнем артиллерии среднего калибра на линкорах имелся запасной пост.
Зенитная артиллерия
Центральный прицел 14 сики хёйбан можно было применять для управления огнем зенитной артиллерии и первое время этой возможностью широко пользовались. Тем временем, в середине 20-х годов Технический отдел флота начал работы по созданию специальной системы управления зенитным огнем. В 1929 году Aichi Clock Company разработала новый центральный прицел 89 сики кёся сягвкибан, способный определять поправки по высоте. Однако пока шли работы, требования к системе управления огнем значительно возросли, поскольку угроза с воздуха для крупных кораблей стала как никогда острой. В октябре 1929 года Технический отдел флота выдал задание на принципиально новую систему, a Nippon Optical Company в Одате разработала и начала выпуск этой конструкции. Эта фирма не имела достаточного опыта в области конструирования подобных приборов, поэтому NOC пришлось мобилизовать все имеющиеся технические резервы, чтобы выполнить заказ. В 1931 году появился прототип, который прошел испытания на учебном корабле Артиллерийской Школы - линкоре "Yamashiro". После устранения обнаруженных недостатков, 11 июня 1932 года прибор приняли на вооружение.
91 сики кёся сечи состоял из центрального прицела (хёйбан) и центрального устройства (кёся сягвкибан), объединенные в один агрегат - кёсяки (прибор управления огнем ПВО). В комплект установки входил отдельный дальномер, показания которого, при помощи электрических сигналов передавались на центральный прицел. Из-за того, что дальномер и центральный прицел были разнесены, снижалась точность промеров, кроме того, дальномер не был стабилизирован. Система была довольно сложной - ее обслуживала команда из одиннадцати человек (десять человек работало с центральным прицелом, а одиннадцатый координировал их усилия). Прибор предусматривал возможность управления огнем не только по воздушным, но и по наводным целям.
Несмотря на все свои недостатки система управления огнем ПВО данного типа использовалась на японских кораблях до конца 2-й Мировой войны. В дальнейшем многие корабли получили более совершенную систему - 94 сики кёся сечи, "Nagato" и "Mutsu" получили систему управления зенитным огнем в 1932 году вместе с 127-мм пушками.
Между дымовыми трубами разместили два поста управления (по одному на борт). Фотографии свидетельствуют, что линкоры типа "Nagato" не получили более совершенного прибора 94 сики. Технические данные устройства управления огнем ПВО: высота - 2.0 м, масса - около 3.0 т, поверхность -1 м2, скорость вертикальной наводки - 6° в секунду (вручную), скорость горизонтальной наводки -6.5° в секунду (вручную), 16° в секунду (механический привод), калибровка -1000-13500 м, определение изменения расстояния - 90 м/с.
Когда в 1938 году корабли получили 25-мм зенитные автоматы, линкоры оснастили системой управления огнем 95 сики кидзю сягаки сечи. Носовая батарея зенитных автоматов управлялась с поста на рубке, кормовая батарея - с поста, расположенного около дымовой трубы.
Прочее
До 1918 года Императорский ВМФ использовал прожекторы Сименса, дававшие изохроматический свет. После успешных испытаний на линейном крейсере "Kongo" и легком крейсере Tatsuta" японский флот получил прожекторы фирмы Sperry. Это был более мощный прожектор, дававший голубоватый свет силой 9000 кандел/м2.
Первоначально планировалось оснастить "Nagato" двенадцатью 110-см прожекторами типа Sperry. Десять прожекторов должны были расположиться на гептаподе, а два - на грот-мачте. Однако фотографии свидетельствуют, что в 1920 году "Nagato" нес в общей сложности только десять прожекторов. Из них восемь находилось на фок-мачте (четыре на нижнем прожекторном мостике, два на верхнем прожекторном мостике и два на верхнем мостике), а два -на грот-мачте. "Mutsu" нес только восемь прожекторов - на этом линкоре отсутствовали два прожектора на верхнем прожекторном мостике.
В 1924 году мостики "Nagato* были немного перестроены, в результате чего с верхнего прожекторного мостика убрали два прожектора. Этот мостик стал использоваться исключительно для наблюдения, как было на "Mutsu" с самого начала. В очередной раз изменения коснулись прожекторов в 1932/1933 годах. В результате небольших модификаций, оба линкора стали нести по два прожектора на нижнем прожекторном мостике, четыре прожектора - на платформе между дымовыми трубами и два прожектора на грот-мачте. Все прожекторы были 110-см тип Sperry.
6 марта 1933 года на оснащение Императорского ВМФ поступил новый прожектор - 92 сики. 110-см прожектор этого типа испускал поток света силой 12800+ кд/м2, при этом дальность освещения возросла с 6000 до 8000 метров. Спектр испускаемого света, как и прежде был смещен в коротковолновую область (свет был голубоватым). Во время модернизации "Nagato" и "Mutsu" получили новое прожекторное оборудование. Два 110-см и два 90-см прожектора установили на наблюдательном мостике, еще шесть 110-см прожекторов находилось в районе трубы. С грот-мачты прожектора были убраны.
В 1941 году четыре прожектора на (фок-мачте заменили на четыре 60-см сигнальных прожектора. Два их них разместили на наблюдательном мостике, а два на компасном мостике. В 1945 году несколько прожекторов демонтировали, а на их место установили 25-мм зенитные пушки. На момент капитуляции Японии "Nagato" не имел ни одного прожектора.
В период с 1924 по 1932 годы на грот-мачте линкоров находился циферблат, показывающий расстояния. Размеры циферблата были достаточно большими, чтобы его показания могли читаться с борта других кораблей. На "Mutsu" циферблат располагался несколько ниже, чем на "Nagato".