Авиационное вооружение
Катапульты и стартовые платформы
В 1922 году в Японии начались эксперименты со стартовыми платформами (кассадай), В частности одна платформа длиной 19 метров была установлена на башне №2 линкора "Yamashiro". Летом 1925 года - весной 1926 годов похожую по конструкции платформу длиной 18 метров установили на линкор "Nagato". Платформу изготовили в Германии на фирме Ernst Heinkel и установили на орудийной башне №2. Данная стартовая платформа отличалась от других наличием стартовых рельсов. Первоначально с платформы запускали морской самолет Иокоса Роге массой 1628 кг, затем начали использовать импортные самолеты Heinkel HD-25 и HD-26.
Эксперименты с катапультами начались в Японии сравнительно поздно - в 1924 году. Первая катапульта (сясюцу) была установлена на палубе старого линкора "Asahi" в мае 1928 года. Эта катапульта работала на сжатом воздухе. Затем в мае 1930 года появилась пороховая катапульта. Позже все пневматические катапульты отнесли к разряду 1 гё, а все пороховые катапульты - к разряду 2 гё.
12 августа 1932 года была принята на вооружение катапульта Курв сики 2гё3 гата, и за короткое время она стала основной катапультой линкоров и крейсеров Императорского флота. Такую катапульту установили на "Mutsu" в 1933 году. Со временем ее заменили на более современную и мощную модель. Катапульта располагалась между грот-мачтой и башней №3, самолет переносился при помощи грузовой стрелы (бома), появившегося на линкоре в 1927 году. "Nagato" не имел катапульты до самой модернизации в середине 30-х годов.
Во время модернизации у обоих линкоров целиком поменяли авиационное вооружение. "Nagato" получил свою первую катапульту - Курв сики 2гёЗ гата, а на "Mutsu" старую катапульту заменили на новую Курв сики 2 гё 5 гата. Вместе с новой катапультой линкор получил 4-тонную лебедку, расположенную на бакборте. На фотографиях можно увидеть, что работы по установке катапульты не были закончены на "Mutsu" до января 1937 года, а на "Nagato" до 1938 года {"Nagato" так и не получил лебедки).
Лишь в 1940 году на "Nagato" установили ту же катапульту, что и на его систершипе - Курв сики 2гё5 гата. Вместе с катапультой на линкоре установили лебедку.
Передняя часть катапульты Куре сики 2 гё 5 гата имела сочленение, так что ее можно было складывать. Дело в том, что полная длина катапульты была слишком велика, чтобы ее можно было свободно вращать - мешали башня и грот-мачта. На палубе возле катапульты уложили рельсы, облегчавшие экипажу корабля обслуживание катапульты и самолета. Обычно один самолет в полной готовности располагался на катапульте, а два других ожидали своей очереди на палубе.
На "Mutsu" катапульта была до его гибели, а на "Nagato" ее сняли в 1945 году.
Гидросамолеты
В 1909 году в Японии начались работы по созданию собственных самолетов. Еще раньше - в 1876-1877 годах - имело место испытание первых японских аэростатов. Два подобных аэростата использовали в 1904-1905 году во время осады Порт-Артура. В июне 1912 года на флоте был создан аэродинамический отдел, а в Токийском заливе организовали базу для самолетов. В это же время шестеро молодых офицеров отправились в США и Европу для обучения пилотажу. Двое из этой шестерки в том же году вернулись на родину. Новоиспеченные летчики привезли в Японию первые морские самолеты: два французских самолета Maurice Farman с двойными поплавками и два американских Curtiss с одинарными поплавками. Все четыре самолета были собраны в окрестностях Йокосуки в октябре 1912 года. 12 ноября по одному самолету каждого типа участвовало в показе флота императору Тайсё. Это был первый полет гидросамолетов японского флота.
Несмотря на то, что к началу работ над "Nagato" и "Mutsu" гидросамолеты уже прочно вошли в обиход Императорского флота, ни один из двух новых линкоров не получил никакого авиационного вооружения. Лишь в 1926 году, после того как завершились эксперименты со стартовыми платформами, "Nagato" получил гидросамолет. Этим самолетом был разведчик Hansa-Brandenburg W-33. Вскоре этот самолет приняли на вооружение японского флота как 14 сики (июнь 1926 года) и 15 сики.
Фотографии "Nagato" и "Mutsu", выполненные около 1930 года, показывают, что на обоих кораблях было по два разведчика 14 сики или один 14 сики и один 15 сики, установленных на палубе надстройки между грот-мачтой и башней №3. Самолеты можно было поднимать и опускать при помощи грузовой стрелы на грот-мачте.
В 1932 году самолеты-разведчики 15 сики уступили место новым самолетам 90 сики 2 ев. Примерно в это же время появился дальний разведчик 94 сики, однако точно неизвестно, использовались ли самолеты этого типа на "Nagato" и "Mutsu". На одной фотографии "Nagato" снят вместе с самолетом 94 сики, однако достоверно известно, что этот самолет принадлежал транспорту "Chitose". После модернизации оба линкора получили самолеты разведчики 95 сики. В принципе, на палубе линкоров имелось место для трех гидросамолетов, но моряки предпочитали ограничиваться двумя, поскольку специальных ангаров не было предусмотрено, а три самолета слишком загромождали палубу.
В 1940 году на каждом линкоре было по три самолета 95 сики. До начала активных боевых действий на Тихом океане в 1941 году шло переоснащение флота - самолеты 95 сики заменяли на 0 сики, принятый на вооружение в 1940 году. До декабря 1941 года успели поменять только по одному самолету - поэтому на линкорах было два разведчика 95 сики и один новый самолет 0 сики. К марту 1944 года "Nagato" располагал двумя гидропланами 0 сики. В последний раз гидросамолеты появились на палубе "Nagato" в октябре 1944 года.
Основные японские гидросамолеты в период с 1922 по 1945 годы
Сокращения - А - Aichi, E - разведывательный гидроплан, F - гидросамолет-наблюдатель, К - Kawanishi, М - Mitsubishi, N - Nakajima, Y - Yokosuka.
Разведывательный гидросамолет Hansa-Brandenburu W-33
Япония получила несколько таких самолетов от Германии в качестве контрибуции. Вскоре было решено принять данный самолет на вооружение и начать его выпуск на фирмах Aichi и Nakajima. Этот самолет заменил прежний японский гидросамолет Йокосё Ро-гё.
Описание: одномоторный, двухместный, двухпоплавковый моноплан цельнодеревянной конструкции.
Двигатель: Mitsubishi тип Хи, мощность 170 л.с. Вооружение: один 7.7-мм пулемет.
Габариты: размах крыла -13.57 м, длина - 9.287 м, высота - 2.996 м, площадь крыла - 31.3 м2. Масса: сухая -1470 кг, взлетная - 2100 кг. Характеристики: максимальная скорость 91 узел. Выпуск: около 310 штук (1922-1925 годы).
Гидросамолет 14 сики (E1Y)
Первый дальний разведывательный самолет.
Описание: одномоторный, трехместный, двухпоплавковый цельнодеревянный биплан.
Двигатель: Lorrain 1 мощностью 400 л.с. (E1Y1) или Lorraine 2 мощностью 450 л.с. (E1Y2).
Вооружение: спаренный 7.7-мм пулемет, две 110-кг бомбы или четыре 30-кг бомбы.
Габариты (E1Y2): размах крыла 14.224 м, длина 10.59 м, высота 4.15 м, площадь крыла 54.21 м2.
Масса (E1Y2): сухая 1889 кг, взлетная 2750 кг.
Характеристики (E1Y2): максимальная скорость 96 узлов, запас топлива на 624 минуты (9 ч) полета.
Выпуск: около 320 штук (1925-1934 годы).
Разведывательный гидросамолет Heinkel HD-25
20 марта 1928 года этот самолет был принят на вооружение японского флота как "двухместный разведывательный гидросамолет Флота тип 2я. Один самолет этого типа был куплен в Германии, а еще несколько машин собрано на фирме Aichi.
Описание: одномоторный, двухместный, двухпоплавковый цельнодеревянный биплан.
Двигатель: Napier Lion мощностью 450 л.с.
Вооружение: один 7.7-мм пулемет, 300 кг бомб.
Габариты: размах крыла 14.878 м, длина 9.695 м, высота 4.269 м.
Масса: сухая 1700 кг, взлетная 2350 кг.
Характеристики: максимальная скорость у поверхности воды 110 узлов, запаса горючего хватало на 495 минут полета.
Выпуск: 16 штук (1926-1928 годы).
Разведывательный гидросамолет Heinkel HD-28
Прототип этого самолета Япония приобрела у Германии в 1926 году. В общем, HD-26 представлял собой несколько уменьшенный вариант HD-25. В Японии был построен всего один такой самолет (фирма Aichi).
Описание: одномоторный, одноместный, двухпоплавковый, цельнодеревянный биплан.
Двигатель: Hispano-Suiza мощностью 300 л.с. или Bristol Jupiter VI мощностью 420 л.с. (Aichi).
Вооружение: один 7.7-мм пулемет.
Габариты: размах крыла 11.80 м, длина 8.30 м, высота 3.6 м, площадь крыла 37.8 м2. Масса: сухая 1146 кг, взлетная 1526 кг.
Характеристики: максимальная скорость у поверхности воды 99 узлов, время полета около 5 часов.
Выпуск: 2 штуки в 1926 году.
Разведывательный гидросамолет 15 сики (E2N1)
Данный гидросамолет заменил прежнюю модель - W-33.
Описание: одномоторный, двухместный двухпоплавковый, цельнодеревянный биплан.
Двигатель: Mitsubishi тип Hi мощностью 300 л.с.
Вооружение: один 7.7-мм пулемет.
Габариты: размах крыла 13.52 м, длина 9.565 м, высота 3.688 м, площадь крыла 44 м2.
Масса: сухая 1409 кг, взлетная 1950 кг.
Характеристики: максимальная скорость 93 узла, время полета 5 ч.
Выпуск: 77 штук (1927-1030 годы).
Разведывательный гидросамолет 90 сики 2 гё (E4N2)
В 1932 году самолет E4N2 заменил гидроплан E2N1.
Описание: одномоторный, двухместный, двухпоплавковый биплан смешанной конструкции.
Двигатель: Nakajima Kotobuki 1 kai мощностью 460 л.с., в дальнейшем Nakajima Kotobuki 2 kai мощностью 580 л.с.
Вооружение: два 7.7-мм пулемета, две 30-кг бомбы.
Габариты: размах крыла 10.976 м, длина 8.87 м, высота 3.967 м, площадь крыла 29.66 м2.
Масса: сухая 1252 кг, взлетная 1800 кг.
Характеристики: максимальная скорость 125.2 узла, время полета 550 минут.
Выпуск: 237 штук (1930-1936 годы).
Разведывательный гидросамолет 94 сики (Е7K)
Дальний разведчик 94 сики (Е7К) заменил прежний разведывательный самолет 90 сики 3 гё (Е5К). Союзники присвоили этому самолету код "Alf".
Описание: одномоторный, трехместный, двухпоплавковый цельнометаллический биплан.
Двигатель: Hiro тип 91 мощностью 500 л.с. (Е7К1) или Hiro тип 91 мощностью 600 л.с. (поздние модификации), или Mitsubishi Zuisei мощностью 870 л.с. (Е7К2).
Вооружение: три 7.7-мм пулемета, четыре 30-кг или две 60-кг бомбы.
Габариты (Е7К2): размах крыла 14.0 м, длина 10.5 м, высота 4.85 м, площадь крыла 43.6 м2.
Масса (Е7К2): сухая 2100 кг, взлетная 3300 кг.
Характеристики: максимальная скорость 149 узлов на высоте 2000 метров, время полета 11.32 часа.
Выпуск: 530 штук (1933-1941 годы).
Разведывательный гидросамолет 95 сики (Е8Н)
Самолет E8N заменил собой прежний самолет E4N. Союзники присвоили самолету E8N кодовое обозначение "Dave".
Описание: одномоторный, двухместный, однопоплавковый, цельнометаллический моноплан.
Двигатель: Nakajima Kotobuki 2 kai мощностью 580 л.с. (E8N1) или Nakajima Kotobuki 2 kai мощностью 630 л.с. (E8N2).
Вооружение: два 7.7-мм пулемета, две 30-кг бомбы.
Габариты: размах крыла 10.98 м, длина 8.81 м, высота 3.84 м, площадь крыла 26.5 м2.
Масса: сухая 1320 кг, взлетная 1900 кг.
Характеристики: максимальная скорость 162 узла на высоте 3000 метров, время полета 485 минут. Выпуск: 755 штук (1934-1940 годы).
Гидросамолет-наблюдатель 0 сики (F1M2)
Заменил гидросамолет 95 сики (E8N). Союзники присвоили самолету код "Pete".
Описание: одномоторный, двухместный, однопоплавковый, цельнометаллический моноплан.
Двигатель: Nakajima Hikari мощностью 820 л.с. или Mitsubishi Zuisei мощностью 875 л.с. (F1M2 и F1M2-K).
Вооружение: три 7.7-мм пулемета, две 60-кг бомбы (стандартная нагрузка).
Габариты (F1M2): размах крыла 11.0 м, длина 9.5 м, высота 4.0 м, площадь крыла 29.54 м2.
Масса (F1M2): сухая 1928 кг, взлетная 2550 кг.
Характеристики (F1M2): максимальная скорость 200 узлов на высоте 3440 м, время полета 400 минут.
Выпуск: 1118 штук (1936-1944 годы).
Разведывательный гидросамолет 0 сики (Е13А1)
Дальний разведывательный гидросамолет заменил прежнюю модель 94 сики (Е7К). Союзники присвоили самолету кодовое обозначение "Jake".
Описание: одномоторный, трехместный, двухпоплавковый, цельнометаллический моноплан.
Двигатель: Mitsubishi Kinsei 43 мощностью 1060 л.с.
Вооружение: 20-мм пушка, два 7.7-мм пулемета, одна 250-кг или четыре 60-кг бомбы, или глубинные бомбы.
Габариты (Е13А1а): размах крыла 14.5 м, длина 11.3 м, высота 7.4 м, площадь крыла 36.0 м2.
Масса (Е13А1а): сухая 2642 кг, взлетная 3640 кг.
Характеристики: максимальная скорость 203 узла на высоте 2180 метров, время полета 1128 минут.
Выпуск: 1418 штук (1938-1945 годы).