Схема окраски
Борта и надстройки
Борта японских кораблей во время 2-й Мировой войны красили той же краской по той же схеме, что и во времена Цусимского сражения. Борта кораблей покрывали "серой корабельной краской" (warship gray), состоявшей их 15% черного пигмента, 75% белого пигмента, 6% коричневого и 4% голубого пигмента. Краска была полуматовой. Во время эксплуатации некоторые пигменты выцветали и краска приобретала серебристый оттенок (silver gray). Ту же смесь пигментов использовали для окраски надстроек, металлических палуб, орудийных башен и др.
Корпус
Краска для днища корабля имела специальный состав. Обычно она состояла из двух компонентов. Первый компонент замедлял коррозию (anti-corrosive), а второй предотвращал обрастание днища ракушками и водорослями (anti-fouling). В качестве растворителей для обоих компонентов применяли спирт и терпентин, благодаря которым краска быстро сохла. Антикоррозийный компонент обычно включал в себя оксид цинка, а обрастание днища предотвращалось при помощи оксида ртути, оксида меди или цианида меди.
Данная краска была красно-коричневого цвета (ака адзи га катта чайро) и содержала 20% красного пигмента, 65% коричневого, 10% черного и 5% белого пигментов. Сама по себе эта краска не представляла чего-либо особенно оригинального. Ниже будет приведена рецептура антикоррозионной и антифаулинговой красок.
Для борьбы с обрастанием днищ кораблей на японском флоте использовали краску, известную на Западе как "hot plastic Venetian" или "Moravian". Эта краска была разработана в Италии в самом начале XX века. Японская фирма Toa Chemical Company в Осаке наладила выпуск этой краски. На Императорском флоте ею покрывали днища линкоров и тяжелых крейсеров. Эффективность краски сохранялась примерно 18 месяцев. Во время войны эту краску стали использовать все реже, а затем и вовсе прекратили, так как не было возможности проводить регулярное докование кораблей.
Ватерлинию часто выполняли краской "bottop", которая успешно выдерживала повышенную нагрузку в условиях попеременного воздействия воздуха и воды. Обычно эта краска была черного цвета. На японских военных кораблях эту краску не использовали.
Палуба
Палуба "Nagato" была покрыта окрашенным японским кипарисом (хиноки), а на "Mutsu" палуба была покрыта тиком. Цвет палубы - желто-коричневый (тан) и под действием солнца и воды становился со временем светлее.
"Взлетная палуба" в кормовой части надстройки покрывалась линолеумом, прошитым латунными полосками. Цвет линолеума - красно-коричневый (охра).
Дымовые трубы и мачты
Верхние части дымовых труб покрывали полуматовой черной краской. Ту же краску наносили на верхнюю часть грот-мачты (начиная примерно на той же высоте, что и на трубах и на протяжение около 9 метров вверх). Еще выше грот-мачта была выкрашена белой краской, что позволяло ее использовать как фон при определении угла поворота руля.
Прочее
• Защитные плиты якорной цепи (chaffing plate) выкрашены серой краской, примерно того же оттенка, что и борта кораблей.
• Белые защитные чехлы пушечных стволов (blast bags) в военное время уступили место чехлам коричневого цвета.
• Обшивка и внутренние части шлюпок выкрашены серой краской. Изнутри шлюпки оставались неокрашенными.
• Центральный прицел в начале войны был выкрашен в белый цвет - отличительный знак кораблей Объединенного флота от кораблей других флотов.
• Внутренние помещения линкоров выкрашены белой краской.
• Спасательные круги - белого цвета с четырьмя красными поясками.
• Императорский герб - хризантема - выполнен из тика и позолочен. Располагался на форштевне, диаметр герба -1200 мм.
• На корме желтой краской были написаны названия кораблей (хирагана). Во время войны надписи замазали серым. Буквы хираганы писались слева направо.
Гидросамолеты
До 1938 года гидросамолеты выкрашивали серебристой краской. Государственный герб - восходящее солнце (хиномару) - красного цвета. Хиномару изображали на крыльях и киле самолета. На поплавке, на уровне винта, проходил красный с белой каймой предостерегающий поясок. На верхней поверхности стабилизатора имелось по белой полосе, облегчающей прицеливание пулемета. Кожух двигателя - красного цвета. На киле, фюзеляже и на крыльях были нанесены идентификационные надписи, причем на киле надписи выполнялись белой краской, а на фюзеляже и крыльях - черной.
В 1938 году гидросамолеты получили камуфляж. Верхние поверхности крыльев, стабилизатора, фюзеляжа и поплавков окрашивались краской цвета морской волны "sea green" N-1. Нижние поверхности окрашивались фаской цвета серой чайки "gull grey" N-2. На поплавке в районе винта наносили предостерегающий поясок красного цвета с белой каймой. Винт - серебристого цвета с двумя красными полосками ближе к концу лопастей. Идентификационная надпись выполнялась белой краской на киле.
Во время войны на Тихом океане гидросамолеты сохранили довоенный камуфляж. На поплавок наносили три предостерегающий пояска: передний более широкий находился в районе винта, а два других указывали на место крепления катапульты. Винты - цвета полированного металла с двумя красными поясками на концах лопастей. Хиномару - красный круг с белой окантовкой. На верхней поверхности стабилизатора находились две белые полосы, облегчавшие наведение пулемета. Гидросамолеты F1M несли желтый пояс на передней кромке верхнего крыла. Самолеты с "Negate" во время войны носили обозначение AI, а с "Mutsif - AII. Поскольку на каждом линкоре имелось по три самолета, то каждой машине присваивали свой номер - например AI-2.
Камуфляж
Японцы уделяли не слишком много внимания проблеме камуфляжа во время 1-й Мировой войны. Та же история повторилась и во 2-ю Мировую войну. Впервые программа по камуфлированию техники была принята только в марте 1943 года - именно в это время японцы сформировали комиссию по вопросам камуфляжа. Основной задачей этой и других аналогичных комиссий было разработать технику камуфлирования взлетных палуб авианосцев. Вопросы камуфлирования других военных кораблей, а также торговых судов обсуждались во вторую очередь.
В конце войны "Negate" стоял без топлива в Йокосуке. Поскольку линкор не выполнял никаких заданий, капитан корабля приказал закамуфлировать корабль. Это была инициатива капитана корабля и камуфляж осуществлялся силами скучающего без дела экипажа. Йокосукская верфь помогла чем могла, в том числе послала на помощь рабочих. Дело было в феврале 1945 года, поэтому для лучшей маскировки главным цветом камуфляжа выбрали зеленый. Не сохранилось никаких схем камуфлирования и нам известны только некоторые подробности.
• Срезали верхнюю часть дымовой трубы и грот-мачты. Планировалось срезать верхнюю часть фок-мачты, но этого сделать не успели.
• Между фок- и грот-мачтой развешены бамбуковые маты, выкрашенные цветами камуфляжа.
• Стволы пушек ГК закрыты досками.
• Со штирборта снята вся зенитная артиллерия, пространство между пирсом и штирбортом заполнили противоторпедными сетями, досками, парусами - все выкрашено в цвета камуфляжа.
• Спасательные плоты, выкрашенные в цвета камуфляжа, разместили на баке и на корме, чтобы деформировать силуэт корабля.
• Верхние палубы покрыли камуфляжем коричневого, черного, серого и белого цвета. Камуфляж начинался на пирсе, переходил на палубу и продолжался на спасательных плотиках.
Японские летчики проверили камуфляж с воздуха и нашли его весьма удачным.