Схема окраски

 

Борта и надстройки

 

Борта японских кораблей во время 2-й Мировой войны красили той же краской по той же схеме, что и во времена Цусимского сражения. Борта кораблей покрывали "серой корабельной краской" (warship gray), состоявшей их 15% черного пигмента, 75% белого пигмента, 6% корич­невого и 4% голубого пигмента. Краска была полуматовой. Во время эксплуатации некоторые пигменты выцветали и краска приобретала серебристый оттенок (silver gray). Ту же смесь пиг­ментов использовали для окраски надстроек, металлических палуб, орудийных башен и др.

 

Корпус

 

Краска для днища корабля имела специальный состав. Обычно она состояла из двух компонентов. Первый компонент замедлял коррозию (anti-corrosive), а второй предотвращал обрастание днища ракушками и водорослями (anti-fouling). В качестве растворителей для обоих компонентов применяли спирт и терпентин, благодаря которым краска быстро сохла. Антикоррозийный компонент обычно включал в себя оксид цинка, а обрастание днища предотвраща­лось при помощи оксида ртути, оксида меди или цианида меди.

Данная краска была красно-коричневого цвета (ака адзи га катта чайро) и содержала 20% красного пигмента, 65% коричневого, 10% черного и 5% белого пигментов. Сама по себе эта краска не представляла чего-либо особенно оригинального. Ниже будет приведена рецепту­ра антикоррозионной и антифаулинговой красок.

Для борьбы с обрастанием днищ кораблей на японском флоте использовали краску, из­вестную на Западе как "hot plastic Venetian" или "Moravian". Эта краска была разработана в Ита­лии в самом начале XX века. Японская фирма Toa Chemical Company в Осаке наладила выпуск этой краски. На Императорском флоте ею покрывали днища линкоров и тяжелых крейсеров. Эффективность краски сохранялась примерно 18 месяцев. Во время войны эту краску стали использовать все реже, а затем и вовсе прекратили, так как не было возможности проводить регулярное докование кораблей.

Ватерлинию часто выполняли краской "bottop", которая успешно выдерживала повышен­ную нагрузку в условиях попеременного воздействия воздуха и воды. Обычно эта краска была черного цвета. На японских военных кораблях эту краску не использовали.

 

Палуба

 

Палуба "Nagato" была покрыта окрашенным японским кипарисом (хиноки), а на "Mutsu" палуба была покрыта тиком. Цвет палубы - желто-коричневый (тан) и под действием солнца и воды становился со временем светлее.

"Взлетная палуба" в кормовой части надстройки покрывалась линолеумом, прошитым латунными полосками. Цвет линолеума - красно-коричневый (охра).

 

Дымовые трубы и мачты

 

Верхние части дымовых труб покрывали полуматовой черной краской. Ту же краску на­носили на верхнюю часть грот-мачты (начиная примерно на той же высоте, что и на трубах и на протяжение около 9 метров вверх). Еще выше грот-мачта была выкрашена белой краской, что позволяло ее использовать как фон при определении угла поворота руля.

 

Прочее

 

• Защитные плиты якорной цепи (chaffing plate) выкрашены серой краской, примерно то­го же оттенка, что и борта кораблей.

• Белые защитные чехлы пушечных стволов (blast bags) в военное время уступили место чехлам коричневого цвета.

• Обшивка и внутренние части шлюпок выкрашены серой краской. Изнутри шлюпки оста­вались неокрашенными.

•  Центральный прицел в начале войны был выкрашен в белый цвет - отличительный знак кораблей Объединенного флота от кораблей других флотов.

• Внутренние помещения линкоров выкрашены белой краской.

• Спасательные круги - белого цвета с четырьмя красными поясками.

•  Императорский герб - хризантема - выполнен из тика и позолочен. Располагался на форштевне, диаметр герба -1200 мм.

• На корме желтой краской были написаны названия кораблей (хирагана). Во время вой­ны надписи замазали се­рым. Буквы хираганы пи­сались слева направо.

 

Гидросамолеты

 

До 1938 года гид­росамолеты выкрашивали серебристой краской. Го­сударственный герб - вос­ходящее солнце (хиномару) - красного цве­та. Хиномару изображали на крыльях и киле самоле­та. На поплавке, на уровне винта, проходил красный с белой каймой предостере­гающий поясок. На верх­ней поверхности стабили­затора имелось по белой полосе, облегчающей при­целивание пулемета. Ко­жух двигателя - красного цвета. На киле, фюзеляже и на крыльях были нане­сены идентификационные надписи, причем на киле надписи выполнялись бе­лой краской, а на фюзеля­же и крыльях - черной.

В 1938 году гидро­самолеты получили ка­муфляж. Верхние поверх­ности крыльев, стабилиза­тора, фюзеляжа и поплав­ков окрашивались краской цвета морской волны "sea green" N-1. Нижние по­верхности окрашивались фаской цвета серой чайки "gull grey" N-2. На поплавке в районе винта наносили предостерегающий поясок красного цвета с белой каймой. Винт - серебристо­го цвета с двумя красными полосками ближе к концу лопастей. Идентификаци­онная надпись выполня­лась белой краской на киле.

Во время войны на Тихом океане гидросамо­леты сохранили довоен­ный камуфляж. На попла­вок наносили три предос­терегающий пояска: передний более широкий находился в районе винта, а два других указывали на место крепления катапульты. Винты - цвета полированного металла с двумя красными поясками на концах лопа­стей. Хиномару - красный круг с белой окантовкой. На верхней поверхности стабилизатора на­ходились две белые полосы, облегчавшие наведение пулемета. Гидросамолеты F1M несли желтый пояс на передней кромке верхнего крыла. Самолеты с "Negate" во время войны носили обозначение AI, а с "Mutsif - AII. Поскольку на каждом линкоре имелось по три самолета, то каждой машине присваивали свой номер - например AI-2.

 

Камуфляж

 

Японцы уделяли не слишком много внимания проблеме камуфляжа во время 1-й Миро­вой войны. Та же история повторилась и во 2-ю Мировую войну. Впервые программа по камуф­лированию техники была принята только в марте 1943 года - именно в это время японцы сфор­мировали комиссию по вопросам камуфляжа. Основной задачей этой и других аналогичных ко­миссий было разработать технику камуфлирования взлетных палуб авианосцев. Вопросы ка­муфлирования других военных кораблей, а также торговых судов обсуждались во вторую оче­редь.

В конце войны "Negate" стоял без топлива в Йокосуке. Поскольку линкор не выполнял никаких заданий, капитан корабля приказал закамуфлировать корабль. Это была инициатива капитана корабля и камуфляж осуществлялся силами скучающего без дела экипажа. Йокосукская верфь помогла чем могла, в том числе послала на помощь рабочих. Дело было в феврале 1945 года, поэтому для лучшей маскировки главным цветом камуфляжа выбрали зеленый. Не сохранилось никаких схем камуфлирования и нам известны только некоторые подробности.

•  Срезали верхнюю часть дымовой трубы и грот-мачты. Планировалось срезать верх­нюю часть фок-мачты, но этого сделать не успели.

•  Между фок- и грот-мачтой развешены бамбуковые маты, выкрашенные цветами ка­муфляжа.

• Стволы пушек ГК закрыты досками.

• Со штирборта снята вся зенитная артиллерия, пространство между пирсом и штирбор­том заполнили противоторпедными сетями, досками, парусами - все выкрашено в цвета камуф­ляжа.

• Спасательные плоты, выкрашенные в цвета камуфляжа, разместили на баке и на кор­ме, чтобы деформировать силуэт корабля.

•  Верхние палубы покрыли камуфляжем коричневого, черного, серого и белого цвета. Камуфляж начинался на пирсе, переходил на палубу и продолжался на спасательных плотиках.

Японские летчики проверили камуфляж с воздуха и нашли его весьма удачным.