Проектирование корабля
Единственный линейный корабль, предусмотренный к постройке бюджетом 1908 года, получил шифр "К-2" после того, как было отменено его первоначально предполагавшееся название "Foudroyant".
Проект "К-2" имел одинаковые с линкором "Saint-Vincent" очертания, но по сравнению с ним, проект "К-2" был несколько увеличен и претерпел ряд изменений. Впервые конструкторы внесли радикальные изменения, отказавшись от компоновки первого "Dreadnought'а". Основным отличием стало иное размещение орудийных башен, позволявшее теперь вести огонь всеми десятью орудиями на один борт. В ходе подготовки эскизного проекта Уаттс решил установить четвертую башню "X" возвышенно над пятой, кормовой башней "Y". Так в британский флот пришло возвышенное расположение башен. Говоря no-правде, орудия башни "X" не могли вести огонь прямо по корме из-за вредного действия дульных газов на крышу нижней башни. Это изменение, экономившее место, дало орудиям гораздо более широкие сектора обстрела на каждый борт, но, тем не менее, практика показала, что схема расположения башен на "Neptune" в целом оказалась неудовлетворительной и преимущество в бортовом огне, no-сравнению с предшествующим "Saint-Vincent", оказалось не более, чем номинальным.
Основными отличиями проекта "К-2" от "Saint-Vincent" являлись:
1. Увеличение водоизмещения на 650 тонн, неизбежное вследствие увеличения длины на 3 метра и ширины на 0,3 метра, при сохранении той же осадки.
2. Уменьшилось количество противоминных орудий, изменилось также и их расположение .
3. Вертикальные броневые плиты поясов в оконечностях были толще, предусматривалось бронирование дымоходов.
4. Незначительно увеличен запас топлива.
5. Предусматривалась более развитая надстройка, а в средней части корабля добавлялась навесная палуба. Грот-мачта была перенесена дальше в корму, на предыдущих кораблях она находилась перед второй дымовой трубой.
Как и в случае с "Indefatigable", Фишер настоял на секретности постройки "Neptune", и в газетах, как местных, так и общенациональных, появились следующие сообщения:
"Возвышенная башня, первоначально предполагавшаяся на дредноутах типа "Bellerophon", а затем на "Saint-Vincent", теперь предназначена к установке на "Neptune". Очень маловероятно, что корабль будет иметь такое расположение башен, во-первых, потому, что у Англии отсутствует боевая тактика, требующая сосредоточения огня в корму; во-вторых, если только кормовая башня не будет расположена как-нибудь иначе, будет совершенно невозможно вести огонь средней башней поверх нее".
В начале 1909 года газета "Дейли телеграф" произвела на свет очередной невообразимый всплеск фантазии:
"Какое-то время ходили слухи, что адмиралтейство на корабле, относящимся к программе этого года, намеревается сделать да важных нововведения:
Первое - это орудия нового типа. Со времен введения в военно-морских силах казнозарядных орудий с системой крепления ствола проволочной лентой с натяжением, у флота не было орудий калибром крупнее 305 мм. Теперь же передают, что новый корабль будет иметь на вооружении новые 343-мм.орудия. Вторым новшеством может быть то, что корабль не будет дымить и у него не окажется дымовых труб. Так как подобная мысль с военных кораблях кажется новой, не следует отбрасывать предположение, что этот громадный линкор будет снабжен газотурбинными установками и перестанет дымить, что могло бы ПОЗВОЛИТЕ врагу обнаружить его присутствие еще задолго до появления в виду неприятеля ".
Линейный корабль "Neptune"
ПОСТРОЕЧНЫЕ ДАТЫ И МЕСТО СТРОИТЕЛЬСТВА ЛИНКОРА
Линейный корабль "Neptune" заказан 14 декабря как четвертый, модифицированный корабль типа "Saint-Vincent".
Строительство началось по бюджету 1903/1909 года.
корабль | заложен | на воде | готовность | место постройки
"Neptune" | 19.1.1909 | 30.9.1909 | январь 1911 | "Portsmouth Dockyard" (Портсмут)
СТОИМОСТЬ ПОСТРОЙКИ "Neptune" 1.527.916 фун.ст. + 141.000 фун.ст. за орудия
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИНКОРА К МОМЕНТУ ЕГО ГОТОВНОСТИ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение проектное ....... 19.680 т.
Водоизмещение наибольшее ...... 23.123 т.
Длина между перпендикулярами .. 155,47 м.
по ватерлинии ........... 164,93 м.
максимальная ............ 166,42 м.
Ширина ......................... 25,93 м.
Осадка носом .................... 7,32 м.
кормой .................... 8,69 м.
Высота надводного борта в носу .. 8,53 к.
на миделе ................. 5,03 м.
в корме ................... 5,33 м'.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕСОВЫХ НАГРУЗОК
Водоизмещение: нормальное / наибольшее
Корпус 6750 ts / 6750 ts
Броня 5706 ts / 5706 ts
Вооружение 3569 ts / 3624 ts
Механизмы . 2131 ts / 2370 ts
Машинные запасы 60 ts / 60 ts
Уголь 900 ts / 2090 ts
Нефть - / 792 ts
Общее оборудование 690 ts / 831 ts
Запас водоизмещения 100 ts / 100 ts
ИТОГО: 19.906 ts / 22.323 ts