Вооружение

 

Первоначальный вариант:

10 305-мм./50-калиберных орудий "Mk.XI" в пяти башенных установках "Mk.XI"; 100 выстрелов на орудие;

12 102-мм./50-калиберных орудий в батарейных установках "Mk.II"; 150 выстрелов на орудие;

1 76-мм.пушка (вес установки 406,4 кг.);

4 47-мм.салютных пушки;

5 пулеметов Максима (5000 патронов);

3 457-мм.торпедных аппарата (2 бортовых и 1 кормовой); общий запас: 18 торпед.

 

Высота огня главной "А" ..... 9,60 м. артиллерии над "Р" ..... 7,01 м. нормальной "Q" ..... 7,01 м. ватерлинией: "X" ..... 9,60 м. "Y" ..... 6,71м.

 

Несколько позже добавлены (См. "Изменения во внешнем облике"): В 1916 году: 2 76-мм.зенитных пушки; 150 выстрелов; В 1917 году: 1 102-мм.зенитная пушка.

 

Расположение постов управления огнем (КДП нового типа, разработанные Перси Скот­том): по готовности корабля - на площадке под фор-марсом. КДП имел собствен­ный дальномерный пост. Управление огнем могло осуществляться также из орудий­ных башен.

Расположение прожекторов (в период службы их расположение неоднократно менялось): Первоначально: 8 пар 24-дюймовых (610 мм.) на носовой надстройке (4 пары) и на специальной прожекторной площадке (4 пары) на грот-мачте. Поздний вариант (с 1917 года) семь 36-дюймовых (914 мм.) прожекторов:

два - на фок-мачте,

три - вокруг второй трубы,

два - на грот-мачте.

 

Появление бортового залпа из десяти 305-мм.орудий на заложенных в 1907 году американских линкорах типа "Delaware" и бразильских типа "Minas Gerais", потребо­вало от английских адмиралов пересмотреть распределение башен на дредноутах для соз­дания кораблей, способных противостоять названным кораблям. Комитет по- новому ко­раблестроению рассмотрел довольно большое число различных проектов и предложений и решил, что единственным способом избежать чрезмерного удлинения может стать только введение возвышенного расположения башен. Параллельно возникла проблема вредного действия дульных газов на корпусные кон­струкции. Для сохранения длины корабля в установленных пределах был достигнут комп­ромисс в возвышенном расположении кормовых башен и удалении средней надстройки. Это позволяло двум средним башням, расположен­ным побортно в шахматном порядке, иметь хотя бы ограниченные сектора обстрела на противоположный борт и, в то же время, со­кратило общую длину корабля на 15 метров. ^Возвышение башен можно было осуществить только в корме, так как подобное располо­жение носовых башен привело бы к перетяжелению носовой части корабля, а это непре­менно ухудшило бы ходовые качества кораб­ля, не говоря уже о других последствиях.

Принятое расположение башен, очень вы­годное на первый взгляд, имело свои, дос­таточно крупные недостатки. Так, например, стрельба возвышенной башни поверх нижней не предусматривалась, поэтому в поворотном механизме устроили специальные ограничите­ли. Основной причиной этого запрещения бы­ло то, что на английских дредноутах наблю­дательные приспособления башенных офицеров находились на крышах башен, что непременно подвергало людей опасности получить тяже­лую контузию, если бы верхняя башня вела огонь вдоль диаметральной плоскости или близких к ней углах. Не рекомендовалось, а no-существу можно сказать, запрещалось ве­дение огня в мирное время из средних эше­лонированных башен на противоположный борт. Полный залп из всех десяти орудий считался возможным только в военное время.

Тем не менее, принципиально новое рас­положение главной артиллерии делало "Neptune" первым британским дредноутом, имею­щим в бортовом залпе все несомые орудия. Это изменение представляло собой первый шаг в отходе от традиционного и первый шаг к введению классического линейно-возвышен­ного расположения в британского флота. Не­достатки, свойственные эшелонированному расположению башен, продукту своего време­ни и средству для достижения номинального кругового огня, обеспечивавшему внутреннюю экономию и максимально-возможную эффектив­ность, казались разумной уступкой взамен получаемых выгод. На практике, однако, та­кая схема оказалась неудачной. Секторы ог­ня на противоположный борт были ограничены и после стрельбовых испытаний было уста­новлено, что палуба в середине корабля сильно прогибалась в результате действия дульных газов - настолько сильно, что по­надобилось устанавливать дополнительные подкрепления и Z-образные профили для уси­ления этих участков палубы. Также были значительно усилены борта полубака, что позволило средним башням вести огонь (так­же "номинально") в нос. При этом, стрельба как в нос, так и в корму была запрещена из-за действия дульных газов на надстрой­ки. Был даже установлен жесткий предел в 5 градусов от диаметральной плоскости на обе оконечности.

Противоминное вооружение уменьшалось с 20 орудий на "Saint-Vincent" до 16 ору­дий. Их расположение также претерпело из­менения. В первую очередь отказались от установки орудий поверх башен главного ка­либра. .Впервые подобное размещение приме­нили в 1902 году на броненосцах типа "King Edward VII". Это позволило разнести орудия по всей длине корабля, воизбежание однов­ременного вывода из строя всех орудий. Кроме того, достаточно большая площадь крыш башен позволяло вести нормальное об­служивание орудий прислугой. Однако этот прием оказался несостоятельным и на "Nep­tune" от него отказались, главным образом, из-за незащищенности прислуги и неудобств ведения огня во время стрельбы главным ка­либром, а также трудности подачи боеза­паса. На "Neptune" все противоминные пушки объединили в три плутонга в надстройках. Такое расположение артиллерии давало громадные преимущества в управлении стрельбой и создавало большие возможности сосредото­чения огня группы орудий по одной цели. Также несоизмеримо легче стала подача бое­запаса к орудиям.

По готовности "Neptune" был оборудо­ван первым в английском флоте специализи­рованным командно-дальномерным постом уп­равления огнем главного калибра. Это нов­шество, разработанное сэром Перси Скоттом, подверглось длительным испытаниям, но не оправдало ожиданий и возлагаемых на него надежд. Однако оно послужило базой к раз­работке новых, более совершенных систем. Подобный пост, улучшенный в 1912 году, был установлен на линейном корабле "Thunderer" (программы 1909 года). В дальнейшем произ­водство таких постов было налажено на за­водах фирмы "Виккерс", и они были установ­лены на всех линкорах Гранд-Флита (большей частью уже в ходе войны).