Система бронирования дредноута "Neptune"

 

Пояс по ватерлинии:

в середине корпуса ....... 254-203 мм.

в оконечностях ............ 178-64 мм.

Нижняя часть плит главного пояса ................. 203-178-64 мм.

Верхний пояс.................... 203 мм.

Траверзные переборки:

главная носовая .............. 127 мм.

главная кормовая ............. 203 мм.

носовая переборка ........ 127-102 мм.

Главная палуба ................... 32 мм.

Средняя палуба в горизонтальной части и на скосах ............. 44 мм.

Нижняя палуба ............... 76 и 38 мм.

Барбеты ................. 254-229-127 мм.

Башни главного калибра ...... 280-203 мм.

Боевая рубка:

вертикальная броня ........... 280 мм.

кормовая стенка .............. 203 мм.

крыша ......................... 76 мм.

палуба ........................ 51 мм.

коммуникационная шахта .... 127-76 мм.

Сигнальная рубка .............. 76-51 мм.

Продольные переборки (бортовые экраны) .............. 76-51-38-32 мм.

Основания дымовых труб ........... 25 мм.

 

Весь толстый броневой материал изго­тавливался по методу Крупна способом це­ментирования. Исключение составляли палуб­ная броня, защита коммуникационных шахт и другое бронирование.

Схема бронирования мало отличалась от линейного корабля "Saint-Vincent". Основ­ными отличиями были следующие:

1. 254-мм.участок пояса заканчивался, немного не доходя до внешней части кормо­вого барбета, а не выходил за его пределы как на "Saint-Vincent".

2. Участок пояса в носовой части утолщен с 51 до 64 мм.

3. Устранена кормовая боевая рубка, вместо которой разместили легкобронирован­ную сигнальную рубку.

4. Впервые в истории английского линкоростроения были защищены основания дымо­вых труб - 25-мм.броневыми листами, причем сделано это было на участке между средней и верхней палубами в целях исключения пов­реждений осколками и возможного в этом случае задымления помещений внутреннего пространства. На предыдущих типах кораб­лей, где на дымоходах не было брони, в це­лях предотвращения последствий задымления были введены инструкции, предусматривавшие в случае повреждения дымоходов во время боя личный состав должен был заделать дыры специально заготовленными хлопковыми сили­катированными подушками, хранящимися в боцманских кладовых поблизости от дымохо­дов.

Главный броневой пояс имел толщину плит 254 мм. и возвышался над ватерлинией при нормальной нагрузке на 0,76 метра. Верхняя кромка плит на всем протяжении по­яса опиралась на бимсы средней палубы, а нижняя кромка погружалась на 1,32 метра под воду. В нижней части плиты утоньшались до 203 мм. В носовой части корабля, вне участка толстого пояса, были навешены бо­лее тонкие плиты толщиной 178 мм., а на расстоянии 10 метров от форштевня и до са­мого штевня борт защищался только б4-мм. плитами. В корме главный пояс утоньшался сразу до 64 мм. Заканчивался пояс у самого ахтерштевня. Как и на предыдущих линкорах, главный пояс при полной нагрузке корабля находился почти полностью под водой, что являлось серьезным поводом для критики. Кроме того, отмечалось, что толщина плит пояса (меньшая, чем на "Dreadnought") была явно недостаточна даже против 280-мм.не­мецких снарядов на расстоянии 6,25 миль (10 км.) и ближе, хотя авторы проекта ожи­дали, что броня "Neptune" не будет пробита с дистанции дальше 4,5 миль (7,3 км.).

Поверх главного пояса, на протяжении 254-мм.участка, был устроен верхний пояс из плит толщиной 203 мм.

Главные броневые переборки шли с нак­лоном внутрь от оконечностей 254-мм. и 203 мм„ поясов к наружным краям барбетов, - на уровне между нижней и главными палубами. Главная носовая переборка имела толщину плит 127-мм., кормовая - 203 мм.

Имелась также еще одна носовая пере­борка, расположенная у оконечности 178-мм. пояса. Она имела толщину брони 102 мм. вы­ше уровня главной палубы и 127 мм. ниже главной палубы. От толстых внутренних пе­реборок, устроенных на более ранних кораб­лях, на "Neptune" отказались, так как кон­структоры посчитали их несоответствующими назначению.

Имелись также продольные броневые пе­реборки, но противоминная защита корпуса в то время не являлась их главной функцией. Они предназначались в основном для прикры­тия боевых погребов и отсеков машинной установки, и в соответствии с этим в анг­лийском флоте назывались защитными экрана­ми. Толщина их не была одинаковой: в райо­не погребов носовой башни - 25 мм., у пог­ребов средних башен - 76 мм., а кормовыми погребами прикрывались 32-51-мм.экранами. Котельные отделения имели защиту из 51-мм. экранов, а машинные отделения - из 38-мм. В целом эти экраны распределялись на про­тяжении корабля от носовых погребов до кормовых и за ними сходились почти вплот­ную к диаметральной плоскости.

Главная палуба имела толщину броневых плит 32 мм. и защищалась броней на участке между главными носовой и кормовой перебор­ками.

Средняя палуба, одинаковая по толщине (44 мм.) как в горизонтальной части, так и на скосах, заканчивалась у внешней стороны крайних барбетов. Броневой настил средней палубы находился на уровне 0,84 метра над ватерлинией, а нижний край броневого скоса совмещался с нижней кромкой броневого по­яса.

Нижняя палуба бронировалась только в оконечностях. На участке от ахтерштевня до кормового барбета ее толщина составляла 76 мм., а от носового барбета до форштевня -38 мм.

Орудийные башни главного калибра бро­нировались так же как и на кораблях преды­дущих серий ("Bellerophon" и другие). Бар­беты в диаметральной плоскости имели тол­щину плит 229 мм. над главной палубой и затем утоньшались до 127 мм. ниже этой па­лубы. Барбеты двух средних башен, располо­женные ближе к борту, чем остальные, отли­чались тем, что их внешние стенки имели толщину брони 254 мм.

Боевая рубка защищалась 280-мм.броне­выми вертикальными плитами с носовой сто­роны и с боков. Со стороны кормы толщина плит была тоньше и равнялась 203 мм. Свер­ху рубка закрывалась 7б-мм.плитой, имевшей отверстия для сигнальных фалов. Палуба рубки прикрывалась 51-мм.броней. Боевая рубка соединялась с нижними помещениями коммуникационной трубой, защищенной 127-мм и 76-мм.плитами. Носовая сигнальная рубка, размещенная сразу позади боевой рубки име­ла 7б-мм.стенки и 51-мм.крышу. В корме бо­евой рубки не имелось. Вместо нее, позади грот-мачты установили сигнальную рубку и рубку управления торпедным оружием. Они защищались 38-мм.броневыми плитами.

Основания дымовых труб (дымоходы) за­щищались 25-мм.броней, расположенной на уровне между средней и верхней палубами.