Проектирование и постройка
После санкционирования 4 марта 1913 года конгрессом США постройки «Аризоны» ответственный за кораблестроительную политику Генеральный Совет (General Board) приступил к рассмотрению проектов следующих линкоров. Несмотря на восторженные отзывы о типах «Невада» и «Пенсильвания» в некоторых популярных изданиях типа справочника Джейна «Jane's Fighting Ships», которые заговорили о «новой эре в бронировании», официальные военно-морские круги в Европе считали их проект слишком смелым. Сам американский флот критиковал эти свои последние корабли только за «мокрую» противоминную артиллерию. Все последующие проекты рассматривались под углом установки на них уже 406-мм (16-дюймового) ГК. Еще 6 ноября 1911 года Бюро по морской артиллерии (Bureau of Ordnance) предложило перейти на более мощные орудия, Генеральный Совет одобрил эту идею, но секретарь флота Джозефус Даниэльс воспротивился. По его мнению такой шаг делал корабли, чертежи которых только-только сошли с чертежных досок, устаревшими. Но, чтобы не отстать от возможных разработок за границей, он 22 октября 1912 года разрешил при соблюдении строжайшей секретности изготовить прототип под условным обозначением «Типовое орудие, 45 калибров». Проектные работы завершились в 1913 году, а в августе следующего орудие (вес снаряда 951 кг, начальная скорость 793 м/с) было успешно испытано. Сравнивая его с самой мощной известной 380-мм 45-калиберной германской пушкой (снаряд 770 кг, начальная скорость 762 м/с), Бюро по морской артиллерии назвало новое орудие «самым мощным в мире». Например, его снаряд мог пробить 343-мм пояс «стандартного» американского линкора до дистанции 18300 м, тогда как 356-миллиметровый - только до 12800 метров. Установка 406-мм орудий на кораблях программы 1915 года выводила США в безусловные лидеры. Одновременно Генеральный Совет предлагал принять более мощный противоминный калибр (152 мм вместо 127 мм) и довести число торпедных аппаратов до восьми. Все эти улучшения требовали увеличить водоизмещение на 8000 Т (по 1016 кг), по сравнению с «Пенсильванией», что было вдвое больше разницы между «Пенсильванией» и «Невадой».
Целых три года при обсуждении проектов очередных линкоров продолжались жаркие дебаты: строить ли корабли по «стандарту» или перейти к новому типу. И каждый раз Даниэльсу со ссылкой на финансовые ограничения удавалось отстаивать первый вариант. Перейти к 406-мм ГК удалось только на "линкорах 1917 года".
Генеральный Совет начал работать над проектом «линкора 1915 года» в мае 1913-го. В связи с улучшением характеристик торпед сначала решили установить целых 8 аппаратов для их выпуска. Впервые сразу предусматривалась зенитная артиллерия из четырех 76-мм и четырех 37-мм пушек. Из 20 152-мм орудий только 6 оставлялись под палубой полубака, а остальные переносились на надстройки, что позволяло действовать большей части противоминного калибра в любую погоду. Пояс по ватерлинии продлевался в нос до торпедного отсека и в корму до отделения рулевых машин с возвышением над ватерлинией (ВЛ) на 2 фута (61 см), главные броневые траверзы наклонялись внутрь. Толщину главного пояса увеличивали до 356 мм, а главной броневой палубы (лежащей поверх пояса) с 75 до 127 мм. На этой стадии выбор ГК еще не был сделан: он мог состоять из 8 406-мм или 12 356-мм орудий.
Однако этот проект сочли непрактичным. Отделение подводных торпедных аппаратов (ТА) получалось таким большим, что возрастала опасность гибели корабля при подводном взрыве. Из-за воздействия дульных газов при стрельбе ГК в надстройках не помещалось ничего более 127-мм пушек. Но главное - корабль получался таким длинным и глубокосидящим, что высота броневого пояса над ВЛ оказывалась ничтожной. Лишние полдюйма брони пояса отодвигали ближнюю границу зоны неуязвимости всего от 12350 до 11500 метров, а 127-мм бронепалуба оказывалась излишне толстой - дистанция, на которой снаряды могли ее пробить, лежала далеко за пределами действенного артиллерийского огня.
Тем временем стало известно о появлении на строившихся иностранных кораблях 381-мм орудий и Совет решил рассмотреть возможность установки 10 406-мм стволов. 15 октября 1913 года Главный Конструктор американского флота Уотте представил 6 эскизных проектов с водоизмещением 39500, 35500 или 31000 Т («Пенсильвания») с 10, 8 или 6 орудиями ГК. Проект №1 (39500 Т) учитывал все требования: 10 406-мм орудий, 406-мм пояс, увеличение на 76 мм толщины брони на башнях и на 12,7 мм на главной бронепалубе. Из вариантов по 35500 Т можно было выбирать между более тяжелой броней и 8 406-мм орудиями, броней как на «Пенсильвании» и 10 406-мм орудиями или наиболее мощной цитаделью (483-мм пояс и 108-мм палуба) при всего шести орудиях ГК. Наконец, корпус «Пенсильвании» без изменения защиты мог вместить 8 406-мм (именно по такому варианту строились линкоры программы 1917 года - тип «Мэриленд») или 6 406-мм орудий при 432-мм поясе и 95-мм палубе. На 1913 год 35500-тонный вариант с 10-ю орудиями выглядел наилучшим компромиссом. Уотте пытался склонить Совет к 406-мм поясу, который расширял зону неуязвимости до 9060 м. В бою с «Пенсильванией» такой корабль имел бы лишних 3300 м запаса дистанции, когда его броня еще бы не пробивалась. За 5 минут сокращения этой дистанции 21-узловой скоростью 8 орудий выпустили бы 80 снарядов и добились бы около 4 попаданий (5%) с пробитием брони. Конечно, 10-орудийный 39500-тонный проект был лучше, но он стоил 19 миллионов долларов против 16,5 млн за 8-орудийный и 12 млн за «стандартный» линкор.
Однако контр-адмирал Джозеф Штраусе из Бюро по морской артиллерии немного остудил пыл приверженцев еще не испытанного 406-мм орудия. В то время реальная боевая дистанция по условиям видимости не превышала 11 километров, а в этих пределах 356-мм пушка пробивала броню не хуже 406-миллиметровой, имея большую скорострельность. И корабль с 12 356-мм орудиями получал преимущество перед таким же, вооруженным 8-ю 406-мм. Совет решил отложить пока вопрос о 406-мм пушке и предложил Уоттсу и Штрауссу подготовить проект с 356-миллиметровым калибром в трехорудийных башнях с общей люлькой и лучшей защитой. 21 ноября были рассмотрены два варианта: 35500-тонный (12 356-мм орудий в установках с раздельным наведением стволов, 20 152-мм и 8 ТА ) и 33200-тонный (12 356-мм, 22 127-мм и 4 ТА). Последний стоил на миллион дешевле, но имел более тонкую броню пояса и башен и на 2000 миль меньший радиус действия. И хотя Совет склонялся в пользу первого проекта, 3 января 1914 года секретарь флота Даниэльс приказал строить линкоры программы 1915 года по подобию «Пенсильвании». Разрешалось только применить установки ГК с раздельным наведением стволов.
С января по июнь Бюро конструирования и ремонта (Bureau of Construction and Repair) переделывало проект «Пенсильвании» для «линкора 1915 года». Главные внешние изменения заключались в новой форме корпуса: таранный форштевень уступил место современному «клиперскому» с большим развалом носовых шпангоутов, что, кроме улучшения мореходности, облегчало хранение и обслуживание якорей. Большинство орудий вспомогательной 127-мм батареи переносилось на надстройки, где они не были подвержены заливанию, появились 4 76-мм зенитки. Экономия веса на различных мелочах позволила поднять толщину траверзов цитадели с 320 до 343 мм, а главной бронепалубы с 76 до 89 мм. Все это стало стандартным для последующих проектов.
Чертежи корабля Даниэльс утвердил 2 июля 1914 года, через два дня после санкционирования постройки Актом конгресса. Но, как оказалось, проект еще был далек от завершения. Бюро по морской артиллерии разработало новую 356-мм пушку с длиной ствола 50 калибров (на предыдущих шести линкорах стояла 45-калиберная) и в августе предложило установить ее на новые корабли. Ценой лишних 7,5 тонн веса, большинство из которого пошло на укрепление более длинного ствола от «провисания», удалось повысить начальную скорость снаряда до 854 м/с и на 50 мм повысить бронепробиваемость на дистанции 10 км. Половина успеха относилась за счет большей длины ствола, половина - за счет увеличения объема зарядной каморы. Главный Конструктор Уотте одобрил перевооружение в сентябре, когда казалось, что проект придется заморозить, поскольку финансирование постройки открывалось уже 6 октября.
Но и это не стало последним изменением проекта. Пожалуй, одним из самых важных новшеств, введенных на линкорах программы 1915 года, стала турбоэлектрическая установка. В то время кораблестроители всех флотов пытались решить главную проблему прямодействующих турбинных установок: несовместимость скоростей вращения турбинных роторов (наибольший к.п.д. турбины достигали на высоких скоростях - до нескольких тысяч оборотов в минуту) и напрямую соединенных с ними (отсюда и название установок) гребных винтов (высокий к.п.д. при скоростях на порядок меньше). На полных ходах винты как бы «проскальзывали» в воде без всякой пользы для корабля, к тому же подвергаясь быстрому износу из-за кавитации. Требовалось как-то уменьшить число оборотов винтов при сохранении высокой скорости вращения роторов и передаваемой мощности. Наиболее простым и, в конце концов, самым традиционным решением стало применение зубчатых редукторов. Но американцы не были бы американцами, если бы не пошли по своему пути. Компания Дженерал Электрик выступила главным агитатором в деле внедрения на флот турбоэлектрических приводов, где турбинные роторы вращали генераторы тока, который затем поступал на электродвигатели, вращавшие гребные винты. Теоретически такая система имела огромные преимущества: роторы турбины не были жестко связаны с гребными валами и для каждого можно было подобрать оптимальные скорости вращения (для роторов она вообще могла быть постоянной); улучшалось разделение энергетической установки на отсеки, а значит повышалась ее живучесть; сокращалась длина валов и паропроводов; отпадала необходимость в турбинах заднего хода, поскольку за счет простой смены полярности можно было на заднем ходу получить такую же мощность, что и на переднем; скорость хода могла регулироваться очень плавно и это значительно улучшало маневренные качества корабля. Ожидалась большая экономия топлива на всех скоростях. За счет снижения весовой нагрузки по статьям «котлы», «турбины», «топливо и котельная вода» и уменьшения площади котельных отделений появлялась возможность сократить длину броневой цитадели, сделав ее более толстой, а также освободить больше места на противоторпедную защиту.
Для экспериментов с новой энергетической установкой (ЭУ) построили угольщик «Юпитер» и его успешные испытания побудили Инженерное бюро (Bureau of Engineering) и Бюро конструирования и ремонта 17 октября выступить с предложением оснастить турбоэлектроприводом один из линкоров программы 1915 года. Масла в огонь подлило заявление фирмы Дженерал Электрик о готовности поставить такую ЭУ по цене на 162441 доллар дешевле менее удовлетворительной прямодействующей равной мощности. Перед столь сильными аргументами не устоял даже не очень-то склонный к такого рода нововведениям секретарь флота Даниэльс и 10 ноября он поставил свою подпись на приказе об оснащении «линкора 40» (будущий «Нью-Мексико») турбоэлектрической ЭУ с четырьмя гигантскими электромоторами Дженерал Электрик.
Моряки и инженеры старой закалки в своих письмах, телеграммах Военно-Морскому Комитету и интервью прессе резко отрицательно высказывались о таком решении, называя его «дорогостоящей ошибкой», и предлагали сначала дождаться пока такие энергетические установки испытают в других странах. Но Военно-Морской Комитет принял сторону Даниэльса. Вера в новую ЭУ была столь велика, что при ожидаемой одинаковой скорости в 21 узел турбоэлектрическая ЭУ «линкора 40» проектировалась на мощность 27500 л.с. против 32000 л.с. на двух других однотипных кораблях. Более того, еще не имея результатов ее испытаний на крупном боевом корабле, было принято решение об оснащении такими ЭУ всех последующих линкоров и линейных крейсеров. И чертежи этих новых кораблей к маю 1918 года, когда «Нью-Мексико» вошел в строй, были почти закончены, а два даже успели заложить.
Конгресс США 30 июня 1914 года сначала санкционировал по программе 1915 года постройку только двух кораблей, но спустя месяц, благодаря продаже преддредноутов «Миссисипи» и «Айдахо» (разукомплектованы 21 июля и 30 июля и переданы представителям греческого правительства; после переименования в «Килькис» и «Лемнос» служили в качестве кораблей береговой обороны до апреля 1941 года, когда были потоплены германской авиацией в Саламинской бухте), число линкоров в программе увеличили до трех. Два из них унаследовали имена проданных Греции кораблей, а третий сначала собирались назвать «Калифорния», но затем для подъема духа патриотизма в не так давно присоединенном штате Нью-Мексико решили присвоить новому линкору его имя. Название же «Калифорния» перешло к одному из двух линкоров следующей программы.
Места и даты постройки
Корабль |
Фирма-строитель |
Заказ выдан |
Заложен |
Спущен |
Укомплектован |
«Нью-Мексико» (ВВ-40) |
Бруклинская верфь ВМФ, Нью-Йорк |
30.10.1914 |
14.10.1915 |
23.04.1917 |
18.05.1918 |
«Миссисипи» (ВВ-41) |
Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг энд Драй Док Компани |
23.11.1914 |
5.04.1915 |
25.01.1917 |
18.12.1917 |
«Айдахо» (ВВ-42) |
Нью-Йорк Шипбилдинг Корпорэйшн, Камден |
9.11.1914 |
20.01.1915 |
30.06.1917 |
24.03.1919 |
Постройка кораблей в стране, не втянутой в войну, которая охватила всю Европу, шла обычным порядком. Но действия воюющих флотов впервые распространились на все моря и океаны и располагавшим внушительными военно-морскими силами США как-то не к лицу было упускать возможность без особого для себя риска набраться настоящего боевого опыта. Да и промышленность не прочь была погреть руки на военных заказах. А ту еще англичане - все ж не чужие -постоянно обращались с просьбами усилить их Гранд Флит американскими дредноутами. И вот 2 апреля, за три недели до спуска «Нью-Мексико», президент США Вудро Вильсон в своем обращении к нации перед лицом объединенной сессии конгресса сказал: «Настал день, когда Америка должна пролить свою кровь за те принципы, которые ее породили...» Спустя четыре дня США примкнули к союзникам, темпы достройки всех кораблей заметно ускорились.
В американском флоте церемонии «крещения» корабля при спуске уделялось большое внимание и всякий раз она превращалась в прекрасно организованный спектакль. Очень тщательно подходили и к выбору «крестной матери». После того, как линкорам решили присваивать имена штатов, в ее качестве выступала, как правило, близкая родственница одного из высокопоставленных чиновников того штата, чье название затем появлялось на борту корабля. До обряда «крещения» корабли имели только буквенно-цифровые обозначения, которые сохраняли от выдачи заказа на постройку до исключения из списков действующего флота или переделки в корабль другого класса. Буквы показывали принадлежность к классу: ВВ - линкор, СС, CL, СА - соответственно линейный, легкий или тяжелый крейсер, CV - авианосец, DD - эсминец, SS - подводная лодка и т.д., а цифра -порядковый номер санкционированного к постройке корабля. В случае с ВВ-40 «крестной матерью» была мисс Маргарет Де-Бака - дочь губернатора штата Нью-Мексико, для ВВ-41 выбрали мисс Камеллу Мак-Бит - дочь председателя комиссии по шоссейным дорогам штата Миссисипи, а ВВ-42 крестила мисс Генриета Амелия Лимонис, внучка губернатора штата Айдахо Мозеса Александера.
После спуска достройка первых двух линкоров заняла около года. Закончив необходимые испытания и боевую подготовку, «Миссисипи», а за ним и «Нью-Мексико», в принципе успевали принять участие в войне. Но немецкий линейный флот не проявлял ни малейшего желания выйти в море для сражения с Гранд Флитом, усиленным американскими эскадрами, а рисковать посылать свои новейшие корабли чисто для представительских целей через кишащую немецкими подлодками Атлантику США не захотели. К тому же новые линкоры имели нефтяное отопление котлов, а нефти, с трудом подвозимой на Британские острова, едва хватало для кораблей «Его Величества». Не случайно США послали в Европу только «угольные» дредноуты.
Война неумолимо приближалась к концу и торопиться с достройкой «Айдахо» уже не было смысла. В декабре 1918 года домой вернулись дредноуты, помогавшие англичанам блокировать немецкие базы в Северном море. Они не сделали ни одного выстрела по противнику и увидели немецкие линкоры только тогда, когда участвовали в конвоировании капитулировавшего Флота Открытого Моря в британскую базу Скапа-Флоу. Тем не менее американские моряки получили ценный опыт боевой организации и тактического взаимодействия, ознакомились с новейшими техническими достижениями союзников и бывших противников. Все это должно было пригодиться, чтобы вывести флот США на лидирующие позиции в мире. Трио типа «Нью-Мексико» оказалось в нем самыми современными и мощными единицами. О степени интереса к ним, в частности, со стороны англичан свидетельствует тот факт, что, когда «Нью-Мексико» в январе 1919 года оказался в Бресте, ознакомиться с «заморским чудом» стоимостью в 21 миллион долларов прибыли представители и руководители чуть ли не всех технических служб и Департамента Главного Кораблестроителя Ройял Нэйви. Что же они увидели?..