Проектирование и постройка

 

После санкционирования 4 марта 1913 года кон­грессом США постройки «Аризоны» ответственный за кораблестроительную политику Генеральный Совет (General Board) приступил к рассмотрению проектов следующих линкоров. Несмотря на восторженные отзывы о типах «Невада» и «Пенсильвания» в неко­торых популярных изданиях типа справочника Джейна «Jane's Fighting Ships», которые заговорили о «новой эре в бронировании», официальные военно-морские круги в Европе считали их проект слишком смелым. Сам американский флот критиковал эти свои послед­ние корабли только за «мокрую» противоминную ар­тиллерию. Все последующие проекты рассматри­вались под углом установки на них уже 406-мм (16-дюймового) ГК. Еще 6 ноября 1911 года Бюро по мор­ской артиллерии (Bureau of Ordnance) предложило перейти на более мощные орудия, Генеральный Со­вет одобрил эту идею, но секретарь флота Джозефус Даниэльс воспротивился. По его мнению такой шаг делал корабли, чертежи которых только-только сошли с чертежных досок, устаревшими. Но, чтобы не от­стать от возможных разработок за границей, он 22 октября 1912 года разрешил при соблюдении стро­жайшей секретности изготовить прототип под услов­ным обозначением «Типовое орудие, 45 калибров». Проектные работы завершились в 1913 году, а в авгу­сте следующего орудие (вес снаряда 951 кг, началь­ная скорость 793 м/с) было успешно испытано. Срав­нивая его с самой мощной известной 380-мм 45-калиберной германской пушкой (снаряд 770 кг, на­чальная скорость 762 м/с), Бюро по морской артилле­рии назвало новое орудие «самым мощным в мире». Например, его снаряд мог пробить 343-мм пояс «стандартного» американского линкора до дистанции 18300 м, тогда как 356-миллиметровый - только до 12800 метров. Установка 406-мм орудий на кораблях программы 1915 года выводила США в безусловные лидеры. Одновременно Генеральный Совет предла­гал принять более мощный противоминный калибр (152 мм вместо 127 мм) и довести число торпедных аппаратов до восьми. Все эти улучшения требовали увеличить водоизмещение на 8000 Т (по 1016 кг), по сравнению с «Пенсильванией», что было вдвое боль­ше разницы между «Пенсильванией» и «Невадой».

Целых три года при обсуждении проектов очередных линкоров продолжались жаркие дебаты: строить ли корабли по «стандарту» или перейти к новому типу. И каждый раз Даниэльсу со ссылкой на финансовые ограничения удавалось отстаивать первый вариант. Перейти к 406-мм ГК удалось только на "линкорах 1917 года".

Генеральный Совет начал работать над проектом «линкора 1915 года» в мае 1913-го. В связи с улучше­нием характеристик торпед сначала решили устано­вить целых 8 аппаратов для их выпуска. Впервые сразу предусматривалась зенитная артиллерия из четырех 76-мм и четырех 37-мм пушек. Из 20 152-мм орудий только 6 оставлялись под палубой полубака, а остальные переносились на надстройки, что позволя­ло действовать большей части противоминного ка­либра в любую погоду. Пояс по ватерлинии продле­вался в нос до торпедного отсека и в корму до отде­ления рулевых машин с возвышением над ватерлини­ей (ВЛ) на 2 фута (61 см), главные броневые траверзы наклонялись внутрь. Толщину главного пояса увели­чивали до 356 мм, а главной броневой палубы (лежащей поверх пояса) с 75 до 127 мм. На этой ста­дии выбор ГК еще не был сделан: он мог состоять из 8 406-мм или 12 356-мм орудий.

Однако этот проект сочли непрактичным. Отделе­ние подводных торпедных аппаратов (ТА) получалось таким большим, что возрастала опасность гибели корабля при подводном взрыве. Из-за воздействия дульных газов при стрельбе ГК в надстройках не по­мещалось ничего более 127-мм пушек. Но главное - корабль получался таким длинным и глубокосидящим, что высота броневого пояса над ВЛ оказывалась ни­чтожной. Лишние полдюйма брони пояса отодвигали ближнюю границу зоны неуязвимости всего от 12350 до 11500 метров, а 127-мм бронепалуба оказывалась излишне толстой - дистанция, на которой снаряды могли ее пробить, лежала далеко за пределами дей­ственного артиллерийского огня.

Тем временем стало известно о появлении на строившихся иностранных кораблях 381-мм орудий и Совет решил рассмотреть возможность установки 10 406-мм стволов. 15 октября 1913 года Главный Кон­структор американского флота Уотте представил 6 эскизных проектов с водоизмещением 39500, 35500 или 31000 Т («Пенсильвания») с 10, 8 или 6 орудиями ГК. Проект №1 (39500 Т) учитывал все требования: 10 406-мм орудий, 406-мм пояс, увеличение на 76 мм толщины брони на башнях и на 12,7 мм на главной бронепалубе. Из вариантов по 35500 Т можно было выбирать между более тяжелой броней и 8 406-мм орудиями, броней как на «Пенсильвании» и 10 406-мм орудиями или наиболее мощной цитаделью (483-мм пояс и 108-мм палуба) при всего шести орудиях ГК. Наконец, корпус «Пенсильвании» без изменения за­щиты мог вместить 8 406-мм (именно по такому вари­анту строились линкоры программы 1917 года - тип «Мэриленд») или 6 406-мм орудий при 432-мм поясе и 95-мм палубе. На 1913 год 35500-тонный вариант с 10-ю орудиями выглядел наилучшим компромиссом. Уотте пытался склонить Совет к 406-мм поясу, кото­рый расширял зону неуязвимости до 9060 м. В бою с «Пенсильванией» такой корабль имел бы лишних 3300 м запаса дистанции, когда его броня еще бы не пробивалась. За 5 минут сокращения этой дистанции 21-узловой скоростью 8 орудий выпустили бы 80 сна­рядов и добились бы около 4 попаданий (5%) с проби­тием брони. Конечно, 10-орудийный 39500-тонный проект был лучше, но он стоил 19 миллионов долла­ров против 16,5 млн за 8-орудийный и 12 млн за «стандартный» линкор.

Однако контр-адмирал Джозеф Штраусе из Бюро по морской артиллерии немного остудил пыл привер­женцев еще не испытанного 406-мм орудия. В то вре­мя реальная боевая дистанция по условиям видимос­ти не превышала 11 километров, а в этих пределах 356-мм пушка пробивала броню не хуже 406-миллиметровой, имея большую скорострельность. И корабль с 12 356-мм орудиями получал преимущество перед таким же, вооруженным 8-ю 406-мм. Совет решил отложить пока вопрос о 406-мм пушке и пред­ложил Уоттсу и Штрауссу подготовить проект с 356-миллиметровым калибром в трехорудийных башнях с общей люлькой и лучшей защитой. 21 ноября были рассмотрены два варианта: 35500-тонный (12 356-мм орудий в установках с раздельным наведением ство­лов, 20 152-мм и 8 ТА ) и 33200-тонный (12 356-мм, 22 127-мм и 4 ТА). Последний стоил на миллион дешев­ле, но имел более тонкую броню пояса и башен и на 2000 миль меньший радиус действия. И хотя Совет склонялся в пользу первого проекта, 3 января 1914 года секретарь флота Даниэльс приказал строить линкоры программы 1915 года по подобию «Пенсильвании». Разрешалось только применить установки ГК с раздельным наведением стволов.

С января по июнь Бюро конструирования и ремон­та (Bureau of Construction and Repair) переделывало проект «Пенсильвании» для «линкора 1915 года». Главные внешние изменения заключались в новой форме корпуса: таранный форштевень уступил место современному «клиперскому» с большим развалом носовых шпангоутов, что, кроме улучшения мореход­ности, облегчало хранение и обслуживание якорей. Большинство орудий вспомогательной 127-мм бата­реи переносилось на надстройки, где они не были подвержены заливанию, появились 4 76-мм зенитки. Экономия веса на различных мелочах позволила поднять толщину траверзов цитадели с 320 до 343 мм, а главной бронепалубы с 76 до 89 мм. Все это стало стандартным для последующих проектов.

Чертежи корабля Даниэльс утвердил 2 июля 1914 года, через два дня после санкционирования построй­ки Актом конгресса. Но, как оказалось, проект еще был далек от завершения. Бюро по морской артилле­рии разработало новую 356-мм пушку с длиной ствола 50 калибров (на предыдущих шести линкорах стояла 45-калиберная) и в августе предложило установить ее на новые корабли. Ценой лишних 7,5 тонн веса, большинство из которого пошло на укрепление более длинного ствола от «провисания», удалось повысить начальную скорость снаряда до 854 м/с и на 50 мм повысить бронепробиваемость на дистанции 10 км. Половина успеха относилась за счет большей длины ствола, половина - за счет увеличения объема заряд­ной каморы. Главный Конструктор Уотте одобрил перевооружение в сентябре, когда казалось, что про­ект придется заморозить, поскольку финансирование постройки открывалось уже 6 октября.

Но и это не стало последним изменением проекта. Пожалуй, одним из самых важных новшеств, введен­ных на линкорах программы 1915 года, стала турбоэлектрическая установка. В то время кораблестроите­ли всех флотов пытались решить главную проблему прямодействующих турбинных установок: несовме­стимость скоростей вращения турбинных роторов (наибольший к.п.д. турбины достигали на высоких скоростях - до нескольких тысяч оборотов в минуту) и напрямую соединенных с ними (отсюда и название установок) гребных винтов (высокий к.п.д. при скоро­стях на порядок меньше). На полных ходах винты как бы «проскальзывали» в воде без всякой пользы для корабля, к тому же подвергаясь быстрому износу из-за кавитации. Требовалось как-то уменьшить число обо­ротов винтов при сохранении высокой скорости вра­щения роторов и передаваемой мощности. Наиболее простым и, в конце концов, самым традиционным решением стало применение зубчатых редукторов. Но американцы не были бы американцами, если бы не пошли по своему пути. Компания Дженерал Электрик выступила главным агитатором в деле внедрения на флот турбоэлектрических приводов, где турбинные роторы вращали генераторы тока, который затем поступал на электродвигатели, вращавшие гребные винты. Теоретически такая система имела огромные преимущества: роторы турбины не были жестко свя­заны с гребными валами и для каждого можно было подобрать оптимальные скорости вращения (для роторов она вообще могла быть постоянной); улучша­лось разделение энергетической установки на отсеки, а значит повышалась ее живучесть; сокращалась длина валов и паропроводов; отпадала необходи­мость в турбинах заднего хода, поскольку за счет простой смены полярности можно было на заднем ходу получить такую же мощность, что и на переднем; скорость хода могла регулироваться очень плавно и это значительно улучшало маневренные качества корабля. Ожидалась большая экономия топлива на всех скоростях. За счет снижения весовой нагрузки по статьям «котлы», «турбины», «топливо и котельная вода» и уменьшения площади котельных отделений появлялась возможность сократить длину броневой цитадели, сделав ее более толстой, а также освобо­дить больше места на противоторпедную защиту.

Для экспериментов с новой энергетической уста­новкой (ЭУ) построили угольщик «Юпитер» и его успешные испытания побудили Инженерное бюро (Bureau of Engineering) и Бюро конструирования и ремонта 17 октября выступить с предложением оснас­тить турбоэлектроприводом один из линкоров про­граммы 1915 года. Масла в огонь подлило заявление фирмы Дженерал Электрик о готовности поставить такую ЭУ по цене на 162441 доллар дешевле менее удовлетворительной прямодействующей равной мощности. Перед столь сильными аргументами не устоял даже не очень-то склонный к такого рода ново­введениям секретарь флота Даниэльс и 10 ноября он поставил свою подпись на приказе об оснащении «линкора 40» (будущий «Нью-Мексико») турбоэлектрической ЭУ с четырьмя гигантскими электромото­рами Дженерал Электрик.

Моряки и инженеры старой закалки в своих пись­мах, телеграммах Военно-Морскому Комитету и ин­тервью прессе резко отрицательно высказывались о таком решении, называя его «дорогостоящей ошиб­кой», и предлагали сначала дождаться пока такие энергетические установки испытают в других странах. Но Военно-Морской Комитет принял сторону Даниэльса. Вера в новую ЭУ была столь велика, что при ожи­даемой одинаковой скорости в 21 узел турбоэлектрическая ЭУ «линкора 40» проектировалась на мощ­ность 27500 л.с. против 32000 л.с. на двух других однотипных кораблях. Более того, еще не имея ре­зультатов ее испытаний на крупном боевом корабле, было принято решение об оснащении такими ЭУ всех последующих линкоров и линейных крейсеров. И чертежи этих новых кораблей к маю 1918 года, когда «Нью-Мексико» вошел в строй, были почти закончены, а два даже успели заложить.

Конгресс США 30 июня 1914 года сначала санк­ционировал по программе 1915 года постройку только двух кораблей, но спустя месяц, благодаря продаже преддредноутов «Миссисипи» и «Айдахо» (раз­укомплектованы 21 июля и 30 июля и переданы пред­ставителям греческого правительства; после пере­именования в «Килькис» и «Лемнос» служили в ка­честве кораблей береговой обороны до апреля 1941 года, когда были потоплены германской авиацией в Саламинской бухте), число линкоров в программе увеличили до трех. Два из них унаследовали имена проданных Греции кораблей, а третий сначала соби­рались назвать «Калифорния», но затем для подъема духа патриотизма в не так давно присоединенном штате Нью-Мексико решили присвоить новому линко­ру его имя. Название же «Калифорния» перешло к одному из двух линкоров следующей программы.

 

Места и даты постройки

Корабль

Фирма-строитель

Заказ выдан

Заложен

Спущен

Укомплектован

«Нью-Мексико» (ВВ-40)

Бруклинская верфь ВМФ, Нью-Йорк

30.10.1914

14.10.1915

23.04.1917

18.05.1918

«Миссисипи» (ВВ-41)

Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг энд Драй Док Компани

23.11.1914

5.04.1915

25.01.1917

18.12.1917

«Айдахо» (ВВ-42)

Нью-Йорк Шипбилдинг Корпорэйшн, Камден

9.11.1914

20.01.1915

30.06.1917

24.03.1919

 

Постройка кораблей в стране, не втянутой в войну, которая охватила всю Европу, шла обычным поряд­ком. Но действия воюющих флотов впервые распро­странились на все моря и океаны и располагавшим внушительными военно-морскими силами США как-то не к лицу было упускать возможность без особого для себя риска набраться настоящего боевого опыта. Да и промышленность не прочь была погреть руки на во­енных заказах. А ту еще англичане - все ж не чужие -постоянно обращались с просьбами усилить их Гранд Флит американскими дредноутами. И вот 2 апреля, за три недели до спуска «Нью-Мексико», президент США Вудро Вильсон в своем обращении к нации перед лицом объединенной сессии конгресса сказал: «Настал день, когда Америка должна пролить свою кровь за те принципы, которые ее породили...» Спустя четыре дня США примкнули к союзникам, темпы до­стройки всех кораблей заметно ускорились.

В американском флоте церемонии «крещения» корабля при спуске уделялось большое внимание и всякий раз она превращалась в прекрасно организо­ванный спектакль. Очень тщательно подходили и к выбору «крестной матери». После того, как линкорам решили присваивать имена штатов, в ее качестве выступала, как правило, близкая родственница одного из высокопоставленных чиновников того штата, чье название затем появлялось на борту корабля. До обряда «крещения» корабли имели только буквенно-цифровые обозначения, которые сохраняли от выда­чи заказа на постройку до исключения из списков действующего флота или переделки в корабль друго­го класса. Буквы показывали принадлежность к клас­су: ВВ - линкор, СС, CL, СА - соответственно линей­ный, легкий или тяжелый крейсер, CV - авианосец, DD - эсминец, SS - подводная лодка и т.д., а цифра -порядковый номер санкционированного к постройке корабля. В случае с ВВ-40 «крестной матерью» была мисс Маргарет Де-Бака - дочь губернатора штата Нью-Мексико, для ВВ-41 выбрали мисс Камеллу Мак-Бит - дочь председателя комиссии по шоссейным дорогам штата Миссисипи, а ВВ-42 крестила мисс Генриета Амелия Лимонис, внучка губернатора штата Айдахо Мозеса Александера.

После спуска достройка первых двух линкоров заняла около года. Закончив необходимые испытания и боевую подготовку, «Миссисипи», а за ним и «Нью-Мексико», в принципе успевали принять участие в войне. Но немецкий линейный флот не проявлял ни малейшего желания выйти в море для сражения с Гранд Флитом, усиленным американскими эскадрами, а рисковать посылать свои новейшие корабли чисто для представительских целей через кишащую немец­кими подлодками Атлантику США не захотели. К тому же новые линкоры имели нефтяное отопление котлов, а нефти, с трудом подвозимой на Британские острова, едва хватало для кораблей «Его Величества». Не случайно США послали в Европу только «угольные» дредноуты.

Война неумолимо приближалась к концу и торо­питься с достройкой «Айдахо» уже не было смысла. В декабре 1918 года домой вернулись дредноуты, помо­гавшие англичанам блокировать немецкие базы в Северном море. Они не сделали ни одного выстрела по противнику и увидели немецкие линкоры только тогда, когда участвовали в конвоировании капитули­ровавшего Флота Открытого Моря в британскую базу Скапа-Флоу. Тем не менее американские моряки по­лучили ценный опыт боевой организации и тактиче­ского взаимодействия, ознакомились с новейшими техническими достижениями союзников и бывших противников. Все это должно было пригодиться, что­бы вывести флот США на лидирующие позиции в мире. Трио типа «Нью-Мексико» оказалось в нем са­мыми современными и мощными единицами. О сте­пени интереса к ним, в частности, со стороны англи­чан свидетельствует тот факт, что, когда «Нью-Мексико» в январе 1919 года оказался в Бресте, озна­комиться с «заморским чудом» стоимостью в 21 мил­лион долларов прибыли представители и руководите­ли чуть ли не всех технических служб и Департамента Главного Кораблестроителя Ройял Нэйви. Что же они увидели?..