Бронирование
Американская система бронирования линкоров разрабатывалась в предположении о главенствующей роли бронебойных снарядов - в отличие от систем бронирования, появившихся после русско-японской войны, где чрезмерное внимание уделялось защите корпуса от фугасных снарядов. "Все или ничего" означало гарантированную защиту жизненно важных частей от всех снарядов и отсутствие в прочих местах корпуса и надстроек преград, способных взвести снарядный взрыватель. Опыт мировой войны подтвердил правоту американцев и только немцы продолжали применять в своих проектах еще и более тонкий верхний пояс.
Основой защиты американских линкоров, в том числе и типа "Нью-Мексико", являлась цитадель протяженностью около 125 м, прикрывавшая все погреба и механизмы. Бортовой пояс высотой 5,18 м, из которых ровно половина возвышалась над водой, набирался из закаленных снаружи плит, расположенных вертикально для избежания паза вблизи ватерлинии. Верхней кромкой они опирались на главную броневую палубу, а нижней, которая покоилась на полке – на скос противоосколочной палубы. Толщина плит на верхних 3,2 м была 343 мм, а далее они сужались до 203 мм на нижней кромке. Излом проходил по внутренней стороне, так что снаружи плиты были заподлицо с обшивкой. На следующих типах линкоров излом плит проходил снаружи, а сами плиты выносились на обшивку, чтобы освободить внутри корпуса больше места для ПТЗ (для той же цели пришлось отказаться от скоса нижней палубы, дававшего дополнительную защиту по ватерлинии от снарядов).
Подкладкой под броню являлся цемент, который, начиная с "Аризоны", заменил дерево. Траверзы цитадели набирались из таких же плит, что и пояс, но носовой опускался на палубу ниже, чем пояс - для защиты торпедного отсека. Кормовой траверз цитадели заканчивался палубой выше, поскольку от него примерно на уровне ВЛ в корму шла самая толстая из бронепалуб, защищавшая рулевой привод. По верхней кромке пояса и траверзов проходила плоская главная палуба (по американской терминологии - 2-я палуба), состоявшая из двух слоев: верхнего из 44,5 мм стали специальной закалки (STS) и нижнего из 44,5 мм никелевой стали (NS), а вокруг основания дымохода имелся дополнительный слой из 31,7 мм NS. Проходившая ниже противоосколочная палуба (3-я по американской терминологии) в плоской части имела 25,4 мм STS+12,7 MM STS, а на загнутых под углом 45° скосах - 38 STS+12,7 мм мягкой стали. Эта палуба продлевалась в корму от цитадели двухслойными плитами толщиной 114 STS + 44,5 мм, с такими же скосами, компенсировавшими отсутствие здесь бортовой брони, и заканчивалась за отсеком рулевого привода 203-343-мм траверзом. Верхняя (главная у американцев) палуба и полубак (верхняя) брони не имели и набирались из 7,6-мм листов мягкой судостроительной стали.
Вне цитадели барбеты башен ГК имели толщину 320 мм, а внутри нее (между главной и нижней бронепалубами) - 114 мм. Боевые отделения башен защищались самой толстой броней - 457 мм на лобовых плитах,-254- 229 мм с боков (толще ближе к лобовой плите), 229 мм с тыла и имели 127-мм крыши. Боевая рубка имела 406-мм стены и двухслойную крышу: 101,6 мм мягкой стали на 101,6 мм STS. Вниз от рубки проходил колодец связи (коммуникационная труба) с толщиной стен 406 мм, которые между бронепалубами утончались до тех же 114 мм. Боевая рубка весила 175 т, а колодец связи - 225 т. Осталось упомянуть только о наклонных внутрь 229-мм плитах, которые на высоте от главной до палубы полубака защищали единственный дымоход. Выше пояса брони не было, а обшивка борта имела толщину 25,4 мм над главной и 16 мм над верхней палубой.
Система ПТЗ включала главную противоторпедную переборку (ПТП) из двух 38-мм слоев (STS+NS) и двух тонких фильтрационных (7 и 9 мм), последняя из которых отстояла от 16-мм обшивки борта всего на 5,38 м. Расстояние ПТП от борта было вдвое меньше, что вместе с наличием между ними только одного пустого отсека явно не давало надежной защиты от торпед и мин. Между ПТП обоих бортов под котлами имелось тройное дно, а на всем остальном протяжении цитадели -двойное.
Общий вес брони и защиты составил 13521,2 т или 42% от нормального водоизмещения. Из них 2446,6 т приходилось на главную броневую палубу, 1237,5 т — на противоосколочную (в сумме 3684,1 т, из которых 1952 т приходилось на STS), 1339,6 т - на противоторпедные переборки. Поскольку американцы в статью "бронирование" не включали вес бронепалуб, долгое время существовала легенда об относительной слабости защиты их линкоров. Другая легенда касалась толщины пояса - его постоянно "повышали" от типа к типу и последним линкорам приписывалась 356-мм, 406-мм и даже 457-мм броня цитадели. В обоих случаях американцы, по вполне понятным причинам, не стремились опровергать сложившееся мнение, но до недавнего времени это приводило к постоянным ошибкам в технической литературе. Не избежали их даже такие авторитетные специалисты как Брейер и Лентон, известные своими справочниками, изданными в 60-х и 70-х годах. Но всех перещеголял ежегодник "Jane's Fighting Ships", который с самого начала даже типам "Пенсильвания" и "Нью-Мексико" приписывал 356-мм цитадели.
Такая же схема броневой защиты применялась и на кораблях всех последующих типов, заложенных или спроектированных в годы мировой войны. Главное отличие заключалось в более мощной ПТЗ, приведшей к отказу от скосов главной бронепалубы, а более объемные погреба привели к переносу торпедного отсека дальше в нос, что вызвало удлинение цитадели в ее нижней части (сверху 152-мм палуба) и разнесение носового траверза по длине (верхняя часть на старом месте, нижняя - перед торпедным отсеком, т.е. ближе к носу).