Бронирование

 

Американская система бронирования линкоров разрабатывалась в предположении о главенствующей роли бронебойных снарядов - в отличие от систем бронирования, появившихся после русско-японской войны, где чрезмерное внимание уделялось защите корпуса от фугасных снарядов. "Все или ничего" озна­чало гарантированную защиту жизненно важных частей от всех снарядов и отсутствие в прочих местах корпуса и надстроек преград, способных взвести сна­рядный взрыватель. Опыт мировой войны подтвердил правоту американцев и только немцы продолжали применять в своих проектах еще и более тонкий верх­ний пояс.

Основой защиты американских линкоров, в том числе и типа "Нью-Мексико", являлась цитадель про­тяженностью около 125 м, прикрывавшая все погреба и механизмы. Бортовой пояс высотой 5,18 м, из кото­рых ровно половина возвышалась над водой, наби­рался из закаленных снаружи плит, расположенных вертикально для избежания паза вблизи ватерлинии. Верхней кромкой они опирались на главную броневую палубу, а нижней, которая покоилась на полке – на скос противоосколочной палубы. Толщина плит на верхних 3,2 м была 343 мм, а далее они сужались до 203 мм на нижней кромке. Излом проходил по внут­ренней стороне, так что снаружи плиты были запод­лицо с обшивкой. На следующих типах линкоров из­лом плит проходил снаружи, а сами плиты выноси­лись на обшивку, чтобы освободить внутри корпуса больше места для ПТЗ (для той же цели пришлось отказаться от скоса нижней палубы, дававшего до­полнительную защиту по ватерлинии от снарядов).

Подкладкой под броню являлся цемент, который, начиная с "Аризоны", заменил дерево. Траверзы ци­тадели набирались из таких же плит, что и пояс, но носовой опускался на палубу ниже, чем пояс - для защиты торпедного отсека. Кормовой траверз цитаде­ли заканчивался палубой выше, поскольку от него примерно на уровне ВЛ в корму шла самая толстая из бронепалуб, защищавшая рулевой привод. По верх­ней кромке пояса и траверзов проходила плоская главная палуба (по американской терминологии - 2-я палуба), состоявшая из двух слоев: верхнего из 44,5 мм стали специальной закалки (STS) и нижнего из 44,5 мм никелевой стали (NS), а вокруг основания дымохода имелся дополнительный слой из 31,7 мм NS. Проходившая ниже противоосколочная палуба (3-я по американской терминологии) в плоской части имела 25,4 мм STS+12,7 MM STS, а на загнутых под углом 45° скосах - 38 STS+12,7 мм мягкой стали. Эта палуба продлевалась в корму от цитадели двухслой­ными плитами толщиной 114 STS + 44,5 мм, с такими же скосами, компенсировавшими отсутствие здесь бортовой брони, и заканчивалась за отсеком рулевого привода 203-343-мм траверзом. Верхняя (главная у американцев) палуба и полубак (верхняя) брони не имели и набирались из 7,6-мм листов мягкой судо­строительной стали.

Вне цитадели барбеты башен ГК имели толщину 320 мм, а внутри нее (между главной и нижней бронепалубами) - 114 мм. Боевые отделения башен защи­щались самой толстой броней - 457 мм на лобовых плитах,-254- 229 мм с боков (толще ближе к лобовой плите), 229 мм с тыла и имели 127-мм крыши. Боевая рубка имела 406-мм стены и двухслойную крышу: 101,6 мм мягкой стали на 101,6 мм STS. Вниз от рубки проходил колодец связи (коммуникационная труба) с толщиной стен 406 мм, которые между бронепалубами утончались до тех же 114 мм. Боевая рубка весила 175 т, а колодец связи - 225 т. Осталось упомянуть только о наклонных внутрь 229-мм плитах, которые на высоте от главной до палубы полубака защищали единственный дымоход. Выше пояса брони не было, а обшивка борта имела толщину 25,4 мм над главной и 16 мм над верхней палубой.

Система ПТЗ включала главную противоторпед­ную переборку (ПТП) из двух 38-мм слоев (STS+NS) и двух тонких фильтрационных (7 и 9 мм), последняя из которых отстояла от 16-мм обшивки борта всего на 5,38 м. Расстояние ПТП от борта было вдвое меньше, что вместе с наличием между ними только одного пустого отсека явно не давало надежной защиты от торпед и мин. Между ПТП обоих бортов под котлами имелось тройное дно, а на всем остальном протяже­нии цитадели -двойное.

Общий вес брони и защиты составил 13521,2 т или 42% от нормального водоизмещения. Из них 2446,6 т приходилось на главную броневую палубу, 1237,5 т — на противоосколочную (в сумме 3684,1 т, из которых 1952 т приходилось на STS), 1339,6 т - на противо­торпедные переборки. Поскольку американцы в статью "бронирование" не включали вес бронепалуб, долгое время существовала легенда об относитель­ной слабости защиты их линкоров. Другая легенда касалась толщины пояса - его постоянно "повышали" от типа к типу и последним линкорам приписывалась 356-мм, 406-мм и даже 457-мм броня цитадели. В обоих случаях американцы, по вполне понятным при­чинам, не стремились опровергать сложившееся мне­ние, но до недавнего времени это приводило к посто­янным ошибкам в технической литературе. Не избе­жали их даже такие авторитетные специалисты как Брейер и Лентон, известные своими справочниками, изданными в 60-х и 70-х годах. Но всех перещеголял ежегодник "Jane's Fighting Ships", который с самого начала даже типам "Пенсильвания" и "Нью-Мексико" приписывал 356-мм цитадели.

Такая же схема броневой защиты применялась и на кораблях всех последующих типов, заложенных или спроектированных в годы мировой войны. Глав­ное отличие заключалось в более мощной ПТЗ, при­ведшей к отказу от скосов главной бронепалубы, а более объемные погреба привели к переносу торпед­ного отсека дальше в нос, что вызвало удлинение цитадели в ее нижней части (сверху 152-мм палуба) и разнесение носового траверза по длине (верхняя часть на старом месте, нижняя - перед торпедным отсеком, т.е. ближе к носу).