Модернизация
После подписания Вашингтонского договора и выполнения его условий линейный флот США можно было разбить на три группы: корабли с угольными котлами, 305-мм и 356-мм артиллерией, слабой вертикальной, горизонтальной и противоторпедной защитой; 2) корабли с 356-мм артиллерией, схемой защиты "все или ничего" и недостаточной ПТЗ (типы «Невада», «Пенсильвания», «Нью-Мексико»); 3) корабли так называемой «Большой Пятерки» (два типа «Теннесси» с 356-мм орудиями и три типа «Мэриленд» с 406-мм) с турбоэлектрическими ЭУ, хорошей броневой защитой и ПТЗ. По мнению руководства флотом линкоры первых двух групп следовало модернизировать. По условиям Вашингтонского договора модернизация допускалась только с целью улучшения горизонтальной и противоминной защиты, а прирост водоизмещения не должен был превышать 3000 Т (чтобы модернизированные линкоры не превышали установленных Вашингтонским договором лимитов). Специальным пунктом разрешалась установка бортовых блистеров или булей. Но по настоянию англичан, которые опасались за свой морально стареющий флот, не допускалось усиление вертикальной брони, а также изменение калибра, числа и типа установок главного калибра. Можно было только увеличивать угол подъема орудий и ставить новые системы управления стрельбой.
На верфях и заводах США после отмены достройки семи линкоров и четырех линейных крейсеров (два - "Лексингтон" и "Саратога" - наметили к переделке в авианосцы) осталось огромное количество материалов, механизмов и оборудования. Все эти готовые или почти готовые котлы, турбоэлектрические установки, броневые плиты и листы позволяли привести весь американский линейный флот к стандарту "Большой Пятерки".
Для кораблей второй группы проектом модернизации, кроме усиления ПТЗ за счет установки бортовых булей, предусматривалось утолщение брони палуб, замена решетчатых мачт, надстроек, систем управления артогнем, усиление зенитной артиллерией и модернизация авиационного оборудования, а также замена главных механизмов при сохранении все той же 21-узловой скорости. Средства на модернизацию типов "Невада" и "Пенсильвания" выделялись, начиная с 1928 и 1930 финансовых годов соответственно, а типа "Нью-Мексико" - начиная с 1931-го.
Корабль |
Место модернизации |
Сроки |
«Нью-Мексико» |
верфь флота в Филадельфии |
5.03.1931-22.01.1933 |
«Миссисипи» |
верфь флота в Норфолке |
30.03.1931-31.08.1932 |
«Айдахо» |
верфь флота в Норфолке |
30.09.1931-9.10.1934 |
Благодаря накопленному опыту последнее трио прошло наиболее полную модернизацию среди всех американских линкоров. Их главную бронепалубу усилили 51-мм плитами STS (суммарно стало 140 мм), а противоосколочную - 30,5-мм плитами той же стали (стало 70 мм). Снаружи от прежней ПТП появилась новая толщиной 19 мм и все корабли получили були с 16-мм внешними стенками и глубиной по 1,35 м, по длине выходившие за концы пояса. Общая глубина ПТЗ теперь составила 6,7 м. По всей длине були разделялись горизонтальной перемычкой на уровне нижней кромки скоса противоосколочной палубы. Причем, если полость буля оставалась пустой, то следующие три отсека заполнялись жидким топливом, а последний - снова пустой. Запасы резервной воды для котлов хранились в тройном дне. Палуба полубака стала толщиной 10 мм в средней части и 16 мм у бортов. Коэффициент полноты корпуса не изменился, но полноты мидель-шпангоута увеличился до 0,991. Метацентрическая высота несколько увеличилась и стала 2,03 м при нормальной и 2,06 м при полной нагрузке.
Полностью заменили ЭУ, решив сделать ее одинаковой на всех трех кораблях, что экономило около 300000 долларов. Из-за появления булей и увеличения ширины до 32,4 м для сохранения 21-узловой скорости мощность ЭУ требовалось повысить до 400000 л.с. При водоизмещении 37000 т ожидалась скорость 21,3 узла. Девять прежних котлов уступали место новым с меньшим диаметром трубок: "Нью-Мексико" получил 4 котла Уайт-Форстер (давление пара 21 атм, температура 472°F), остальные два - по 6 типа Бюро Экспресс (21 атм, 422°F). Модернизировали оборудование для лучшего сжигания нефти. На всех установили по 4 турбозубчатых агрегата системы Вестингхауз, а мощность каждого из четырех турбогенераторов повысили до 400 кВт. На испытаниях после модернизации "Нью-Мексико" при водоизмещении 36985 развил мощность 44044 л.с. и скорость 21,8 узла. Близкий результат показал и "Миссисипи" -21,68 узла при водоизмещении 36977 т (по "Айдахо" данных у автора не имеется). Причем эти же скорости фигурировали и в данных официального регистра ВМФ США на 1945 год. Запас нефти увеличивался до 3795 т нормальный и 7053 т полный, с учетом так называемого "аварийного" запаса (максимальная вместимость топливных танков составляла 5401,5 т). При запасе топлива 5409 т "Нью-Мексико" мог пройти 23400 миль на 9 узлах или 12750 на 18-ти, а "Миссисипи" при 5165 т нефти - соответственно 22400 миль и 12750. Для "Айдахо" приводились следующие данные: 26200 т на 10 узлах или 12450 миль на 18-ти. Маневренность несколько ухудшилась: диаметр циркуляции на скорости 15 узлов составил 512 м влево и 594 м вправо (разница связана с тем, что все винты вращались в одну сторону).
Заметно изменился внешний вид. Корабли получили две башенноподобные надстройки (кормовая значительно меньшего размера) по образцу последних английских линкоров типа "Нельсон". Бюро по морской артиллерии предложило принять такие надстройки в сентябре 1930 года и, несмотря на протесты некоторых специалистов и офицеров флота, возражавших против более низкого расположения устройств управления стрельбой, чем было на решетчатых мачтах или заменивших их треногих на модернизированных до этого линкорах, в апреле 1931 года секретарь флота одобрил столь решительные переделки. На самом верху каждой надстройки расположились зенитные директоры Mark28 для 127-мм/25 орудий. В стоящей на высоком пьедестале башенке впервые в американской практике объединялись дальномер и вычислительный прибор. Ярусом ниже располагались директоры ГК, а по бокам - директоры Mark31 вспомогательной артиллерии (4 штуки) с отдельно стоящими дальномерами в бронированных башенках (2 единицы). Ниже на носовой надстройке находился пост управления стрельбой 127-мм/51 орудий и наблюдательные башенки со смотровыми щелями, еще ниже - ходовая рубка, под которой находились запасной флагманский командный пост (главный расположился в кормовой надстройке, под запасным артиллерийским постом) и штурманская рубка. Затем шел радиопеленгаторный мостик (сам радиопеленгатор располагался между надстройкой и дымовой трубой), ниже которого уже находилась боевая рубка. В носовой ее части сохранился главный пост управления кораблем, в кормовой - главный артиллерийский пост (пост управления стрельбой). На оборудованном в качестве флагманского корабля "Айдахо" под ходовым мостиком располагался флагманский, а штурманскую рубку перенесли на радиопеленгаторный мостик. Другое отличие между кораблями заключалось в расположении рубок управления прожекторами. Число последних уменьшили до четырех и перенесли на платформы по бокам дымовой трубы. На "Нью-Мексико" рубки управления располагались непосредственно под прожекторными платформами, а на "Миссисипи" и "Айдахо" - гораздо ниже, примерно на уровне радиопеленгаторного мостика. Кормовая надстройка во избежание влияния дыма из трубы на устройства управления стрельбой была ниже кромки трубы, которую, в свою очередь, значительно повысили. Фок-мачту заменил невысокий флагшток за носовым зенитным директором, однодеревную грот-мачту для облегчения сигналопроизводства оставили.
Вооружение изменилось незначительно. Если не считать установки самых лучших американских предвоенных систем управления стрельбой, главное изменение заключалось в повышении угла возвышения башенных орудий до 30°, что позволило им вести стрельбу на дистанцию почти 31 км. Вспомогательная батарея сохранилась в составе 12 127-мм/51 орудий (10 в каземате и 2 открыто на его крыше - шельтердеке - перед боевой рубкой), а зенитную заменили на 8 127-мм/25 пушек в одиночных установках без щитов на шельтердеке (примерно над казематными орудиями). На нижнем мостике носовой надстройки появились по 4 (на "Нью-Мексико" 6) 12,7-мм зенитных пулемета и еще 4 - на платформах кормовой надстройки. Торпедные аппараты, как совершенно бесполезные на линейном корабле, сняли. Поскольку при росте дальности стрельбы ГК высота расположения устройств управления ею уменьшилась до 27,5 метров, большое значение стала приобретать воздушная корректировка. Кормовую катапульту заменили более надежной и мощной пороховой, а для ее обслуживания установили более грузоподъемный кран с изменяемым углом наклона стрелы. Из трех принимаемых на борт самолетов два хранились именно на ней, а третий - на катапульте башни ГК №3.
Благодаря проведенной модернизации и отсутствия средств на модернизацию "Большой Пятерки" корабли типа "Нью-Мексико" считались самыми современными и эффективными линкорами в американском флоте вплоть до вступления в строй "Норт Кэролайн" и "Вашингтона".