Модификации военного времени
Из-за того, что все линкоры типа "Нью-Мексико" не получали в ходе войны значительных повреждений и в течение 1942-1943 годов являлись практически незаменимой основой линейных сил США на Тихом океане, постоянно находясь в 48-часовой готовности, они не подвергались такой решительной модернизации, как например, корабли, попавшие под удар японской авиации в Перл-Харборе. Тем не менее, и они неоднократно поступали на верфи для усиления зенитного вооружения и установки новых радарных систем.
Первая программа усиления зенитного вооружения на старых линкорах была предложена еще в марте 1940 года так называемым Советом Кинга (адмирал Кинг - командующий военно-морскими операциями и главнокомандующий флотом США). Предусматривалось снятие всех 127-мм/51 орудий, а также части структуры каземата вокруг мест их установки, чтобы получить возможность смонтировать там новое вооружение. Каждую противоминную пятидюймовку следовало заменить универсальной пушкой того же калибра (127-мм/38), а еще 4 универсалки установить на том, что осталось бы от шельтердека (уровень 01 по американской терминологии) - на местах 127-мм/25 зениток №№3, 4, 5 и 6, но чуть дальше от борта. Старые зенитки №№1, 2, 7 и 8 заменялись на шесть счетверенных 28-мм автоматов (известны на флоте как "чикагские пианино" из-за расположения всех стволов в один ряд). Так образом, получалась внушительная батарея из 14 127-мм и 24 28-мм стволов. Дополнительно, по опыту войны в Европе, предусматривалась противоосколочная защита мостиков, рубок и зенитных позиций, а также снятие части надстроек, мешавших ведению огня по самолетам.
В 1941 году Совет предложил еще более решительную модернизацию, которая предусматривала установку восьми новых спаренных установок 127-мм/38 орудий, 4 счетверенных 40-мм "бофорсов" (вместо неудачных 28-миллиметровок) и 8 20-мм "эрликонов". Возникало, правда, опасение – выдержат ли старые линкоры такое добавление к "верхнему" весу. Но в любом случае эта модернизация требовала длительного пребывания на верфи, а обстановка на Тихом океане такой возможности не давала. Тогда Совет принял промежуточное решение: добавить только по 4 "чикагских пианино", из которых два имели силовое, а два - ручное обслуживание. Две установки заменяли открытые 5-дюймовки в передней части шельтердека, а еще две располагались у среза полубака на верхней палубе. Однако производство 28-мм автоматов настолько сильно задерживалось, что пришлось вместо них ставить старые 76-мм/50 зенитки с локальным управлением (т.е. без системы управления стрельбой). Вокруг этих новых позиций, а также вокруг совершенно открытых 127-мм/25 зениток сооружались противоосколочные "барбеты". Причем на «Айдахо» носовая пара зениток переносилась на уровень выше. Ходовая рубка, позиции на флагманском и сигнальном мостиках должны были получить противоосколочную защиту в виде 6,3- или 12,7-мм фальшбортов и крыш, частично бронировались палубы и платформы.
Данные по флоту от 10 июня 1941 года показывали наличие 76-мм зениток на всех линкорах, кроме "Аризоны" и "Невады", на которых имелись только пустые позиции. К 1 ноября 28-мм автоматы успели получить самые слабые в зенитном отношении "Нью Йорк", "Техас" и "Арканзас", находившиеся к тому же ближе всех к району боевых действий - в Атлантике, и завершивший модернизацию "Мэриленд". "Айдахо" по плану должен был получить их в марте, "Миссисипи" -в июле 1942 года. Параллельно планировалось, по многочисленным просьбам командиров кораблей, прикрыть 127-мм/25 зенитки глубокими 6-мм щитами, но линкоры типа "Нью-Мексико" их так и не получили.
Начало войны внесло свои коррективы в планы модернизации и перевооружения. После Перл-Харбора находившиеся в Атлантике "Нью-Мексико", "Миссисипи" и "Айдахо", пройдя скоротечную подготовку к боевым действиям на верфях Восточного побережья, перешли на Тихий океан. На них успели установить 4x4 28-мм автомата, 8 20-мм "эрликонов" и противоосколочную защиту мостиков, рубок и зенитных позиций, а также артиллерийский радар FC (или Mark3) с антенной в виде изогнутой в форме полуцилиндра решетки на носовом директоре ГК и поисковый воздушный SC с антенной в виде небольшого конуса на грот-мачте. 12,7-мм пулеметы частично остались, в частности - пара впереди на радиопеленгаторном мостике.
После нескольких месяцев напряженной службы только в октябре 1942 года, когда обстановка несколько стабилизировалась, командование разрешило "Айдахо" вместе с "Пенсильванией" стать на верфь Пьюджет Саунд для модернизации (14 октяб-ря-28 декабря). Планировалось снять все противоминные 127-мм орудия, катапульту с 3-й башни, а легкую зенитную батарею усилить 10x4 40-мм и 40x1 20-мм автоматами. Фактически число 20-мм стволов в декабре не превышало 16, в январе 1943 года их довели до 22, затем до 27 и только в феврале их стало 43.
15 октября 1942 года командующий службы сервиса в Перл-Харборе предложил задержать на верфи проходившие текущий ремонт "Нью-Мексико" и "Миссисипи" до 29 ноября и произвести на них жизненно необходимое усиление зенитной артиллерии. Начальство пошло навстречу, установив в ноябре состав "временно одобренного" зенитного вооружения следующим: 8x1 127-мм/25, 10x4 40-мм и 40-45x1 20-мм. Тогда с обоих линкоров сняли 4 кормовых 127-миллиметровки, 2 их кормовых директора и катапульту с 3-й башни, но установили только два счетверенных "бофорса" с их директорами (по бортам на верхней палубе в районе 89 шпангоута) и еще 6 20-мм "эрликонов" (2 на местах снятых директоров, 4 на расширенном платформе на уровне сигнального мостика). "Нью-Мексико" получил между трубой и кормовой надстройкой возвышенные платформы для 20-мм автоматов. На фок-мачтах установили радары поиска надводных целей типа SG. Большие прожекторные платформы на дымовой трубе заменили гораздо меньшими, всего с двумя прожекторами (по 1 на борт). Платформы четырех 28-мм установок подкрепили, чтобы они могли выдержать счетверенные "бофорсы", но такую замену произвели только в октябре 1943 года, когда легкие зенитные батареи этой пары состояли из 4x4 и 2x2 40-мм, 24x1 ("Нью-Мексико") или 29x1 ("Миссисипи") 20-мм автоматов. К январю число последних довели соответственно до 43 (потом до 46) и 50. В октябре 1943-го и на "Миссисипи" появились навесные платформы между трубой и кормовой надстройкой, но каждая вмещала по 6 "эрликонов", а не по 4, как на "Нью-Мексико". Набор радаров стал следующим: по два типа FC (артиллерийский) и SG (поисковый надводный) и поисковый воздушный типа SK (вместо SC). Количество счетверенных "бофорсов" увеличить до 10 на обоих кораблях удалось только в конце 1944 года.
Поскольку боев с линкорами противника больше не предполагалось, в ноябре 1942 года на всех трех кораблях этого типа для экономии веса наметили снять тяжелую броню боевой рубки и колодец связи, а вокруг постов управления кораблем и артогнем установить только 32-мм защиту от стрелкового огня авиации. Но, кроме "Миссисипи" (см. ниже), эти работы так и не были проведены. В виду предстоящих обстрелов берега, когда большее значение приобретала живучесть ствола, а не дальность стрельбы и бронепробиваемость, стволы ГК перестволили - сменили лейнера. Начальная скорость снаряда уменьшилась на 30,5 м/с, вес орудия уменьшился на 2 тонны, зато живучесть повысилась до 225 выстрелов. Само орудие получило обозначение Mark11.
В феврале 1944 года адмирал Кинг запросил Корабельное Бюро (Bureau of Ships) подготовить планы модернизации линкоров типа "Нью-Мексико", которые предусматривали перевооружение на восемь 127-мм/38 спарок, как это уже сделали со многими их сверстниками. Но к этому времени эти корабли были так сильно перегружены, что такие изменения, даже без планируемого усиления палубной брони, требовали установки новых булей до ширины около 35 метров, что лишало корабли возможности проходить Панамским каналом. Кроме того, столь масштабные работы требовали не менее 8 месяцев. Лучшей альтернативой выглядел упрощенный вариант с 127-мм/38 орудиями в одиночных установках, требовавший для реализации не более 3 месяцев.
По этому варианту "Айдахо", еще раз в одиночку, прошел модернизацию на верфи Пьюджет Саунд с 22 октября 1944 года по 1 января 1945-го. Открытые 127-мм/25 зенитки на нем заменили 10-ю 127-мм/38 универсалками в закрытых установках той же модели, что стояла на эсминцах. Эти орудия расположились на трех уровнях: по одной на борт на палубе полубака у ее среза (по бокам грот-мачты), по три на шельтердеке и по одной уровнем выше по бокам трубы. Линкор сохранил все свои 10x4 "бофорсов" и 43 "эрликона". В начале 1945 года так же планировали модернизировать и остальную пару, но "Миссисипи", из-за повреждения самолетом-"камикадзе" попал на верфь гораздо раньше. Пока корабль чинился в Перл-Харборе (с 3 марта по 18 апреля), по инициативе его командира была сделана совсем другая модернизация зенитных средств. За счет снятия оставшихся шести 127-мм/51 орудий удалось вместить на корабль еще 8 127-мм/25 зениток: две в кормовой части шельтердека, 4 на верхней палубе (2 за новыми противоосколочными щитами) и 2 на местах счетверенных "бофорсов". При этом число счетверенных "бофорсов" увеличилось до 12 (2 новых по ДП, 6 на платформах над шельтердеком, 4 за срезом полубака), а к середине года добавили и 13-й. Осталось и 40 "эрликонов". Большинство установок этой мощной зенитной батареи управлялось индивидуальными директорами Mk51. Для компенсации веса пришлось снять-таки броню боевой рубки и заменить ее 38-мм листами STS. Бюро по морской артиллерии указывало, что снятие 203-мм крыши рубки опасно ослабляет горизонтальную защиту корабля и настаивало на установку адекватной брони под рубкой. Но это так и не сделали.
Продолжали модернизироваться и системы управления огнем. Старые зенитные директоры Mark 28 уступили место универсальным Mark33 с радарами Mark28. В 1944 году и артиллерийские радары ГК Mark3 стали заменяться версией Mark28 (Mark8 или FH на "Айдахо"), а к концу года на всех трех появились резервные радары управления огнем Mark27. Директоры ГК заменялись на Mark34. И все же свой единственный бой с линкорами противника в октябре 1944 года "Миссисипи" провел, имея устаревший артиллерийский радар Mark3 и предвоенные директоры.
Последнюю крупную модернизации всех 13 уцелевших старых линкоров планировалось провести летом-осенью 1945 года. Она включала установку новых поисковых воздушных радаров типов SP и SCR 720 и приведение универсальных и легких зенитных батарей к единому стандарту. Для кораблей типа "Нью-Мексико" эти работы можно представить в виде таблицы.
Корабль |
Вооружение в августе 1945 г. |
Планируемые работы |
||
по 127-мм батарее |
по 40-мм батарее |
по 20-мм батарее |
||
"Нью-Мексико" |
12-356/50, 6-127/51, 8-127/25, 10x4 40-мм, 40x1 20-мм |
снять все 127-мм орудия; установить 8x2 127/38, 4 директора МК37 с радарами МИ 2/22; установить СУАО МК57; |
установить 6 директоров Mk57 (или Mk63); добавить директоры Mk51 до числа установок; добавить 4x4 и 2x2 установки |
установить на свободные места спарки для доведения общего числа стволов минимум до 40 |
"Айдахо" |
12-356/50, 10-127/38, 10x4 40-мм, 40x1 20-мм |
снять 127/38 орудия; установить 8x2 127/38, 4 директора Mk37 с радарами МИ 2/22; установить СУАО Mk57; |
установить 6 директоров Mk57 (или Mk63); добавить директоры Mk51 до числа установок; добавить 4x4 и 2x2 установки |
установить на свободные места спарки для доведения общего числа стволов минимум до 40 |
"Миссисипи" |
12-356/50, 16-127/25, 12x4 40-мм, 17x2 20-мм |
снять 127/25 орудия; установить 8x2 127/38, 4 директора Mk37 с радарами Mk12/22; установить СУАО Mk57; |
установить 6 директоров Mk57 (или Mk63); добавить директоры Mk51 до числа установок; добавить 2x4 и 2x2 установки |
имеющаяся батарея приемлема, но надо добавить еще 3 спарки |
Провести эти работы помешал конец войны на Тихом океане. Корабли пришлось спешно приспосабливать для перевозки войск в рамках операции "Волшебный Ковер".