Модификации военного времени

 

Из-за того, что все линкоры типа "Нью-Мексико" не получали в ходе войны значительных повреждений и в течение 1942-1943 годов являлись практически незаменимой основой линейных сил США на Тихом океане, постоянно находясь в 48-часовой готовности, они не подвергались такой решительной модерниза­ции, как например, корабли, попавшие под удар япон­ской авиации в Перл-Харборе. Тем не менее, и они неоднократно поступали на верфи для усиления зе­нитного вооружения и установки новых радарных систем.

Первая программа усиления зенитного вооружения на старых линкорах была предложена еще в марте 1940 года так называемым Советом Кинга (адмирал Кинг - командующий военно-морскими операциями и главнокомандующий флотом США). Предусматри­валось снятие всех 127-мм/51 орудий, а также части структуры каземата вокруг мест их установки, чтобы получить возможность смонтировать там новое во­оружение. Каждую противоминную пятидюймовку следовало заменить универсальной пушкой того же калибра (127-мм/38), а еще 4 универсалки установить на том, что осталось бы от шельтердека (уровень 01 по американской терминологии) - на местах 127-мм/25 зениток №№3, 4, 5 и 6, но чуть дальше от бор­та. Старые зенитки №№1, 2, 7 и 8 заменялись на шесть счетверенных 28-мм автоматов (известны на флоте как "чикагские пианино" из-за расположения всех стволов в один ряд). Так образом, получалась внушительная батарея из 14 127-мм и 24 28-мм ство­лов. Дополнительно, по опыту войны в Европе, пред­усматривалась противоосколочная защита мостиков, рубок и зенитных позиций, а также снятие части над­строек, мешавших ведению огня по самолетам.

В 1941 году Совет предложил еще более реши­тельную модернизацию, которая предусматривала установку восьми новых спаренных установок 127-мм/38 орудий, 4 счетверенных 40-мм "бофорсов" (вместо неудачных 28-миллиметровок) и 8 20-мм "эрликонов". Возникало, правда, опасение – выдержат ли старые линкоры такое добавление к "верхнему" весу. Но в любом случае эта модернизация требовала длительного пребывания на верфи, а обстановка на Тихом океане такой возможности не давала. Тогда Совет принял промежуточное решение: добавить только по 4 "чикагских пианино", из которых два имели силовое, а два - ручное обслуживание. Две установки заменяли открытые 5-дюймовки в передней части шельтердека, а еще две располагались у среза полу­бака на верхней палубе. Однако производство 28-мм автоматов настолько сильно задерживалось, что пришлось вместо них ставить старые 76-мм/50 зенит­ки с локальным управлением (т.е. без системы управ­ления стрельбой). Вокруг этих новых позиций, а также вокруг совершенно открытых 127-мм/25 зениток со­оружались противоосколочные "барбеты". Причем на «Айдахо» носовая пара зениток переносилась на уровень выше. Ходовая рубка, позиции на флагманском и сигнальном мостиках должны были получить противоосколочную защиту в виде 6,3- или 12,7-мм фальшбортов и крыш, частично бронирова­лись палубы и платформы.

Данные по флоту от 10 июня 1941 года показывали наличие 76-мм зениток на всех линкорах, кроме "Аризоны" и "Невады", на которых имелись только пустые позиции. К 1 ноября 28-мм автоматы успели получить самые слабые в зенитном отношении "Нью Йорк", "Техас" и "Арканзас", находившиеся к тому же ближе всех к району боевых действий - в Атлантике, и завершивший модернизацию "Мэриленд". "Айдахо" по плану должен был получить их в марте, "Миссисипи" -в июле 1942 года. Параллельно планировалось, по многочисленным просьбам командиров кораблей, прикрыть 127-мм/25 зенитки глубокими 6-мм щитами, но линкоры типа "Нью-Мексико" их так и не получили.

Начало войны внесло свои коррективы в планы модернизации и перевооружения. После Перл-Харбора находившиеся в Атлантике "Нью-Мексико", "Миссисипи" и "Айдахо", пройдя скоротечную подго­товку к боевым действиям на верфях Восточного по­бережья, перешли на Тихий океан. На них успели установить 4x4 28-мм автомата, 8 20-мм "эрликонов" и противоосколочную защиту мостиков, рубок и зенит­ных позиций, а также артиллерийский радар FC (или Mark3) с антенной в виде изогнутой в форме полуци­линдра решетки на носовом директоре ГК и поиско­вый воздушный SC с антенной в виде небольшого конуса на грот-мачте. 12,7-мм пулеметы частично остались, в частности - пара впереди на радиопеленгаторном мостике.

После нескольких месяцев напряженной службы только в октябре 1942 года, когда обстановка несколько стабилизировалась, командование разрешило "Айдахо" вместе с "Пенсильванией" стать на верфь Пьюджет Саунд для модернизации (14 октяб-ря-28 декабря). Планировалось снять все противо­минные 127-мм орудия, катапульту с 3-й башни, а легкую зенитную батарею усилить 10x4 40-мм и 40x1 20-мм автоматами. Фактически число 20-мм стволов в декабре не превышало 16, в январе 1943 года их довели до 22, затем до 27 и только в феврале их ста­ло 43.

15 октября 1942 года командующий службы серви­са в Перл-Харборе предложил задержать на верфи проходившие текущий ремонт "Нью-Мексико" и "Миссисипи" до 29 ноября и произвести на них жиз­ненно необходимое усиление зенитной артиллерии. Начальство пошло навстречу, установив в ноябре состав "временно одобренного" зенитного вооружения следующим: 8x1 127-мм/25, 10x4 40-мм и 40-45x1 20-мм. Тогда с обоих линкоров сняли 4 кормовых 127-миллиметровки, 2 их кормовых директора и катапуль­ту с 3-й башни, но установили только два счетверен­ных "бофорса" с их директорами (по бортам на верх­ней палубе в районе 89 шпангоута) и еще 6 20-мм "эрликонов" (2 на местах снятых директоров, 4 на расширенном платформе на уровне сигнального мос­тика). "Нью-Мексико" получил между трубой и кормо­вой надстройкой возвышенные платформы для 20-мм автоматов. На фок-мачтах установили радары поиска надводных целей типа SG. Большие прожекторные платформы на дымовой трубе заменили гораздо меньшими, всего с двумя прожекторами (по 1 на борт). Платформы четырех 28-мм установок подкре­пили, чтобы они могли выдержать счетверенные "бофорсы", но такую замену произвели только в ок­тябре 1943 года, когда легкие зенитные батареи этой пары состояли из 4x4 и 2x2 40-мм, 24x1 ("Нью-Мексико") или 29x1 ("Миссисипи") 20-мм автоматов. К январю число последних довели соответственно до 43 (потом до 46) и 50. В октябре 1943-го и на "Миссисипи" появились навесные платформы между трубой и кормовой надстройкой, но каждая вмещала по 6 "эрликонов", а не по 4, как на "Нью-Мексико". Набор радаров стал следующим: по два типа FC (артиллерийский) и SG (поисковый надводный) и по­исковый воздушный типа SK (вместо SC). Количество счетверенных "бофорсов" увеличить до 10 на обоих кораблях удалось только в конце 1944 года.

Поскольку боев с линкорами противника больше не предполагалось, в ноябре 1942 года на всех трех кораблях этого типа для экономии веса наметили снять тяжелую броню боевой рубки и колодец связи, а вокруг постов управления кораблем и артогнем уста­новить только 32-мм защиту от стрелкового огня авиации. Но, кроме "Миссисипи" (см. ниже), эти рабо­ты так и не были проведены. В виду предстоящих обстрелов берега, когда большее значение приобре­тала живучесть ствола, а не дальность стрельбы и бронепробиваемость, стволы ГК перестволили - сме­нили лейнера. Начальная скорость снаряда уменьши­лась на 30,5 м/с, вес орудия уменьшился на 2 тонны, зато живучесть повысилась до 225 выстрелов. Само орудие получило обозначение Mark11.

В феврале 1944 года адмирал Кинг запросил Ко­рабельное Бюро (Bureau of Ships) подготовить планы модернизации линкоров типа "Нью-Мексико", которые предусматривали перевооружение на восемь 127-мм/38 спарок, как это уже сделали со многими их сверстниками. Но к этому времени эти корабли были так сильно перегружены, что такие изменения, даже без планируемого усиления палубной брони, требова­ли установки новых булей до ширины около 35 мет­ров, что лишало корабли возможности проходить Панамским каналом. Кроме того, столь масштабные работы требовали не менее 8 месяцев. Лучшей аль­тернативой выглядел упрощенный вариант с 127-мм/38 орудиями в одиночных установках, требовав­ший для реализации не более 3 месяцев.

По этому варианту "Айдахо", еще раз в одиночку, прошел модернизацию на верфи Пьюджет Саунд с 22 октября 1944 года по 1 января 1945-го. Открытые 127-мм/25 зенитки на нем заменили 10-ю 127-мм/38 универсалками в закрытых установках той же модели, что стояла на эсминцах. Эти орудия расположились на трех уровнях: по одной на борт на палубе полубака у ее среза (по бокам грот-мачты), по три на шельтерде­ке и по одной уровнем выше по бокам трубы. Линкор сохранил все свои 10x4 "бофорсов" и 43 "эрликона". В начале 1945 года так же планировали модернизиро­вать и остальную пару, но "Миссисипи", из-за повреждения самолетом-"камикадзе" попал на верфь гораздо раньше. Пока корабль чинился в Перл-Харборе (с 3 марта по 18 апреля), по инициативе его командира была сделана совсем другая модернизация зенитных средств. За счет снятия оставшихся шести 127-мм/51 орудий удалось вместить на корабль еще 8 127-мм/25 зениток: две в кормовой части шельтердека, 4 на верхней палубе (2 за новыми противоосколочными щитами) и 2 на местах счетверенных "бофорсов". При этом число счетверенных "бофорсов" увеличилось до 12 (2 новых по ДП, 6 на платформах над шельтерде­ком, 4 за срезом полубака), а к середине года добави­ли и 13-й. Осталось и 40 "эрликонов". Большинство установок этой мощной зенитной батареи управля­лось индивидуальными директорами Mk51. Для ком­пенсации веса пришлось снять-таки броню боевой рубки и заменить ее 38-мм листами STS. Бюро по морской артиллерии указывало, что снятие 203-мм крыши рубки опасно ослабляет горизонтальную защи­ту корабля и настаивало на установку адекватной брони под рубкой. Но это так и не сделали.

Продолжали модернизироваться и системы управ­ления огнем. Старые зенитные директоры Mark 28 уступили место универсальным Mark33 с радарами Mark28. В 1944 году и артиллерийские радары ГК Mark3 стали заменяться версией Mark28 (Mark8 или FH на "Айдахо"), а к концу года на всех трех появи­лись резервные радары управления огнем Mark27. Директоры ГК заменялись на Mark34. И все же свой единственный бой с линкорами противника в октябре 1944 года "Миссисипи" провел, имея устаревший ар­тиллерийский радар Mark3 и предвоенные директоры.

Последнюю крупную модернизации всех 13 уце­левших старых линкоров планировалось провести летом-осенью 1945 года. Она включала установку новых поисковых воздушных радаров типов SP и SCR 720 и приведение универсальных и легких зенитных батарей к единому стандарту. Для кораблей типа "Нью-Мексико" эти работы можно представить в виде таблицы.

 

Корабль

Вооружение в августе 1945 г.

Планируемые работы

 

 

по 127-мм батарее

по 40-мм батарее

по 20-мм батарее

"Нью-Мексико"

12-356/50,

6-127/51,

8-127/25,

10x4 40-мм,

40x1 20-мм

снять все 127-мм орудия; установить 8x2 127/38, 4 директора  МК37  с  рада­рами МИ 2/22; установить СУАО МК57;

установить 6 директоров Mk57 (или Mk63); добавить директоры Mk51 до числа установок; добавить 4x4 и 2x2 установки

установить на свободные места спарки для доведе­ния общего числа стволов минимум до 40

"Айдахо"

12-356/50,

10-127/38,

10x4 40-мм,

40x1 20-мм

снять 127/38 орудия; установить 8x2 127/38, 4 директора  Mk37 с рада­рами МИ 2/22; установить СУАО Mk57;

установить 6 директоров Mk57 (или Mk63); добавить директоры Mk51 до числа установок; добавить 4x4 и 2x2 установки

установить на свободные места спарки для доведе­ния общего числа стволов минимум до 40

"Миссисипи"

12-356/50,

16-127/25,

12x4 40-мм,

17x2 20-мм

снять 127/25 орудия; установить 8x2 127/38, 4 директора  Mk37  с рада­рами Mk12/22; установить СУАО Mk57;

установить 6 директоров Mk57 (или Mk63); добавить директоры Mk51 до числа установок; добавить 2x4 и 2x2 установки

имеющаяся батарея при­емлема, но надо доба­вить еще 3 спарки

 

Провести эти работы помешал конец войны на Тихом океане. Корабли пришлось спешно приспосабливать  для   перевозки   войск   в   рамках   операции "Волшебный Ковер".