U.S.S. "New Mexico" (BB-40)
20 мая 1918 года новый мощный линкор вошел в строй и после завершения испытаний присоединился к Атлантическому Флоту в Йорктауне, Виржиния, а в сентябре совершил пробный поход до Бостона. Но принять участия в боевых действиях ему не пришлось. Только он был приведен в состоянии полной боеготовности, как Германия пала. 26 декабря на рейде Нью-Йорка состоялся грандиозный смотр флота, и среди вернувшихся из Европы дредноутов красовался парадным убранством новенький «Нью-Мексико».
В январе 1919 года линкор вышел из Нью-Йорка в эскорте транспорта «Джордж Вашингтон», на котором шел в Брест президент Вильсон. Пока в Париже шли переговоры корабль стал местом паломничества французских и английских специалистов и моряков. На обратном пути домой с президентом на борту «Нью-Мексико» неожиданно нашел живую цель для своих орудий, встретив утром 22 февраля полузатопленную шхуну «Шарлотта Дж. Сибли». Сняв с нее экипаж, линкор потопил ее несколькими снарядами.
В июле линкор перешел на Хемптон Роудз, Виржиния. В связи с изменением внешней политики США и смещением ее акцента на Запад было решено создать два главных флота - Атлантический и Тихоокеанский, причем для последнего выделялись самые новые корабли. Адмирал Хью Родмен, главнокомандующий только что организованного Тихоокеанского флота, выбрал своим флагманом «Нью-Мексико», который и повел пять линкоров через Панамский канал к Западному побережью. Базой флота стал Сан-Педро в штате Калифорния. Потекла обычная рутинная служба - учения, маневры, приемы, визиты. 7 сентября 1919 года в 1630 в реостатной кормовых прожекторов «Нью-Мексико» произошел пожар, унесший жизни трех моряков. Еще 31 человек отравился дымом и газами.
В 1920 году «Нью-Мексико» посетил Гавайские острова, а в начале следующего повел флот в 6000-мильный поход к Панаме и чилийскому порту Вальпараисо. В 1924 году последовал новый поход к Панаме, в Карибское море и затем в Нью-Йорк. В это время ВМС США снова реорганизовали и Тихоокеанский флот стал называться Линейным Флотом. «Нью-Мексико» стал флагманом 4-й дивизии линкоров.
25 апреля 1925 года линкор вышел из Бремертона, штат Вашингтон, чтобы присоединиться к флоту, проводившему учебный бой в районе Гавайских островов. Затем последовал визит в Австралию и Новую Зеландию с заходом на Самоа и Новый Южный Уэльс. После возвращения в Сан-Педро продолжилась обычная служба, которая оживлялась походами на Гавайи в 1928 году и на Хемптон Роудз в 1930-м. Линкор получил на флоте прозвище «Королева», поскольку неоднократно побеждал в соревнованиях по флоту. В 1920-1921, 1927-1928 и 1929-1930 годах он награждался «мясным мячом» - так моряки называли красный вымпел с белым кругом в центре (как срез окорока с "сахарной" косточкой посередине), который получал корабль, оказавшийся лучшим по артиллерии, механизмам и боевой эффективности.
5 марта 1931 года «Нью-Мексико» получил приказ стать на модернизацию на верфи флота в Филадельфии. На корабле полностью заменили механизмы, усилили палубное бронирование, установили башенноподобные надстройки, бортовые противоторпедные були, 127-мм зенитки и новейшие системы управления стрельбой. Покинув Филадельфию 22 января 1933 года, линкор под командованием кэптена (капитана 1 ранга) Дэвида Э. Уивера провел испытания у Кубы и Гаити. В мае 1934 года «Нью-Мексико» участвовал в большом президентском смотре флота на рейде Нью-Йорка, а 15 сентября вышел в Сан-Педро. В 1936 и 1937 годах он посетил Гавайские острова.
С началом войны в Европе возникла необходимость в усилении морских сил США в Атлантике. «Нью-Мексико» после завершения очередных артиллерийских учений в районе Гавайских островов 20 мая 1941 года ушел из Перл-Харбора и 9 июня бросил якорь в бухте Гуантанамо на Кубе. Через сутки он вышел в Норфолк, а 20 июня перешел с Хемптон Роудз в Ньюпорт, штат Род Айленд, подготовленный для нейтрального патрулирования в Атлантике. 20 июля линкор вышел в море и двинулся в район, где пролегали маршруты конвоев из Северной Америки в Великобританию. После почти двухмесячного патрулирования, не изобиловавшего событиями, «Нью-Мексико» бросил якорь в Рейкьявике, Исландия, где США основали передовую базу своего флота. После 9-дневной стоянки 25 сентября линкор, которым командовал кэптен Уолтер Е. Браун, в составе 15-го Оперативного Соединения покинул Исландию. 3 октября он вышел из Аржентии на острове Ньюфаундленд и перешел в бухту Каско на юго-западном берегу штата Мэйн, где 12-25 октября и 9-11 ноября проводил артиллерийские и штурманские учения. 14 ноября «Нью-Мексико» вышел из Галифакса, Новая Шотландия, на новое патрулирование, 25-го принял в Бостоне боезапас и к 1 декабря вернулся в бухту Каско.
После получения известия о нападении японцев на Перл-Харбор 3-я дивизия линкоров (флаг контр-адмирала У.Р.Мунро на «Нью-Мексико») вышла 9 декабря из бухты Каско в Норфолк, куда прибыла 11-го. Треть американского линейного флота была разбита в Перл-Харборе и единственным способом остановить наступление японцев на Тихом океане была переброска всех имеющихся сил из Атлантики. Подготовившись для боевой службы, корабли 3-й эскадры 6 января 1942 года вышли в море, пройдя шлюзы Панамского канала ночью 11-го, а 22-го прибыв в бухту Сан-Франциско.
Пока старые линкоры в районе Сан-Франциско готовились к операциям, дважды посещая Сан-Педро (10-13 мая и 19-22 июня), отгремели авианосные бои в Коралловом море и у атолла Мидуэй. И только 1 августа последовал долгожданный приказ о выходе в море. Неделей позже к югу от Гавайских островов «Нью-Мексико» встретился с 17-м Оперативным Соединением и после совместных учений 14 августа вошел в Перл-Харбор.
В августе и сентябре на линкоре держал свой флаг командующий 2-й дивизией контр-адмирал Теодор С. Уилкинсон, а затем на его борт поднялся шеф всех линкоров Тихоокеанского флота вице-адмирал Герберт Ф. Лири. В сентябре на линкор прибыл и новый командир - кэптен Оливер Ли Доунс. В день годовщины нападения на Перл-Харбор «Нью-Мексико» вышел в море и 18-го прибыл на остров Фиджи, чтобы принять участие в заключительных боях у Соломоновых островов. 9 января 1943 года он вышел в прикрытии «тонкошкурых» тихоходных эскортных авианосцев, которые шли к острову Гуадалканал. После заправки в передовой базе в районе Фиджи-Новые Гебриды линкор продолжил поход, но после падения японских сил на Гуадалканале 11-го вернулся в Найди, Фиджи.
На пути в Перл-Харбор линкор 8 марта зашел в Эфейт на Новых Гебридах и 11-15 марта на остров Самоа, прибыл в главную базу 22-го. Остаток марта, апрель и начало мая «Нью-Мексико» оставался на атолле Оаху. В апреле вице-адмирал Лири покинул корабль, а в мае на него перенес флаг командующий 3-й дивизией контр-адмирал Роберт М. Гриффин.
Назначенный в Алеутскую операцию, "Нью-Мексико" 10 мая вышел на остров Адак и спустя неделю бросил якорь в бухте Кулук. 21-го он встретился с другими кораблями, задачей которых было прикрытие высадки американских войск с моря и блокирование подвоза японских подкреплений. После занятия острова Атту это соединение подошло к острову Кыска и 22 июля открыло огонь по его укреплениям. Затем "Нью-Мексико" курсировал к югу и юго-западу от острова, ожидая встречи с японским отрядом из 2 легких крейсеров и 10 эсминцев, о приближении которых сообщила воздушная разведка. Но противник так и не появился и 29 августа линкор ушел из бухты Кулук, чтобы 4 сентября 1943 года начать ремонт на верфи Пьюджет Саунд. За время пребывания на верфи на корабль прибыл новый командир - кэптен Элис М. Захариас. 9 октября "Нью-Мексико" в сопровождении вспомогательного судна "Фокс" ушел в Сан-Педро, а 26-го вернулся в Перл-Харбор.
На самом экваторе, в 2500 милях к западу от Перл-Харбора, лежит атолл Макин, на котором тогда находилась японская база гидроавиации. Этот атолл и лежащий в 100 милях к югу атолл Тарава (архипелаг Гильберта) были выбраны для следующего удара американского флота в рамках операции "Гальваник". В предрассветной темноте 20 ноября 3-я дивизия контр-адмирала Гриффина начала бомбардировку Макина. Целью "Нью-Мексико" были укрепления на островке Бутаритари из состава атолла и линкор выполнил свою задачу "в точном соответствии с поставленным планом". Никаких ответных действий противник не предпринял и высадка 27-й пехотной дивизии генерал-майора Ральфа Смита прошла успешно. 29-го линкор ушел из архипелага и 8 декабря ошвартовался в Перл-Харборе.
Новый год принес новые задачи в центральной части Тихого океана. Следующей целью стали Маршалловы острова, протянувшиеся с севера на юг на 600 миль и как бы охранявшие главную базу японцев Трук на Каролинских островах. 22 января "Нью-Мексико" оставил за кормой Перл-Харбор и через 9 дней прибыл к атоллу Кваджелейн, приступив к бомбардировке. В первый день февраля линкор понес первую потерю, когда над лагуной Кваджелейна зенитным огнем был сбит один из его двух самолетов-корректировщиков "Кингфишер" (пилот лейтенант Факуа погиб, радиста подобрал тральщик). 20 февраля огонь "Нью-Мексико" обрушился на остров Тароа из состава атолла Малоелап, а на следующий день он обстреливал атолл Уотдж. Всего по Маршалловым островам 356-мм и 127-мм орудия корабля выпустили 2400 снарядов.
23 февраля "Нью-Мексико" вошел в лагуну атолла Майдзуро, а затем опустился дальше на юг - в Гавана-Харбор на Эфейте, где пополнил боезапас. 20 марта он присоединился к соединению, которое произвело однодневную диверсионную бомбардировку Кавьенга (о. Новая Ирландия), чтобы отвлечь внимание японцев от высадки морской пехоты на лежащий в 75 милях к северо-западу остров Эмирау.
23 апреля линкоры "Айдахо", "Пенсильвания" и "Нью-Мексико" в сопровождении эсминцев ушли из Эфейта в Сидней для отдыха, вернувшись 10 мая. В том же месяце командующим 3-й дивизией стал контр-адмирал Джордж Л. Уейлер.
Следующей операцией стал захват Марианских островов. 14 и 15 июня "Нью-Мексико" обстреливал береговые батареи острова Тиниан, а 16-го перенес огонь на остров Гуам, где располагался японский аэродром. Параллельно бомбардировке укреплений линкор прикрывал подвозящие подкрепления и снабжение транспорты, а 25-го ушел на атолл Эниветок. После двух недель бездействия "Нью-Мексико" 15 июля вернулся к Сайпану - первому из захваченных Марианских островов. Там он вошел в соединение поддержки высадки ("Нью-Мексико", "Пенсильвания", эсминцы "Хейли" и "Хаггард", вспомогательное судно "Хамильтон"), которое 17-го открыло огонь по укреплениям острова Гуам. Высадка началась утром 21 июля, после чего корабли переключились на обстрел целей по заявкам морской пехоты и стрельбу осветительными снарядами по ночам, чтобы препятствовать вылазкам японцев. Часто приходилось стрелять по невидимым целям, пользуясь своими самолетами-корректировщиками.
30 июля, выпустив за 13 дней 6500 снарядов по Гуаму и соседнему острову Рота, "Нью-Мексико" покинул Марианские острова. Его путь снова лежал на верфь Пьюджет Саунд, куда он, по пути посетив Эниветок и Перл-Харбор, прибыл для ремонта артиллерии 18 августа. Пока на линкоре меняли износившиеся за год "работы" орудия, экипаж отбыл в отпуск. В сентябре "Королеву" принял новый командир кэптен Роберт У. Флеминг, который и вывел ее из Сиэтла в море 26 октября. В сопровождении эсминца "Бенкрофт" линкор 1 ноября прибыл в Перл-Харбор.
10 ноября "Нью-Мексико" ушел на атолл Улити, где вместе с легким крейсером "Монпелье" и 4 эсминцами образовал отряд, который 23-го числа направился в залив Лейте на Филиппинах. 2 декабря мощное соединение из линкоров, крейсеров и эсминцев, куда входил и "Нью-Мексико", ушло из залива для пополнения снабжения. Усиленное эскортными авианосцами, оно несколькими днями позже, пройдя проливом Суригао, пересекло море Минданао и вошло в море Зулу для прикрытия высадки на остров Миндоро, которая состоялась 15 декабря.
Финальной операцией американского флота на Филиппинах стала высадка в заливе Лингайен на острове Лусон. "Нью-Мексико" вошел в залив в начале января 1945 года, имея на борту представительную компанию. Кроме командующего 3-й дивизией линкоров контр-адмирала Уэйлера на "Королеве" находились адмирал Брюс Фрезер, главнокомандующий британским Тихоокеанским флотом (в бытность командующим Флотом Метрополии руководил боем у мыса Норд-Кап, когда погиб немецкий линкор «Шарнхорст»), молодой генерал-лейтенант Герберт Ламсден, лидер бронетанковых сил, которые захлопнули Роммеля в Северной Африке, а также долговязый 28-летний корреспондент "Тайм Мэгэзин" Уильям Генри Чиккеринг, описывавший войну на Тихом океане, начиная с действий генерала Макартура на Новой Гвинее в 1942 году. 2 января Чиккеринг отправил с "Нью-Мексико" свою последнюю телеграмму:" Я чувствую, что японцы в Лингайене не будут сильно сопротивляться, а может быть сразу отойдут в горы и сделают наш начальный успех легким..." Английские же военачальники собирались наблюдать за американской тактикой десантирования.
Генерал Макартур решил воспользоваться теми же направлениями высадки, по которым на Филиппины вторгались японцы в начале войны. "Нью-Мексико" прибыл в залив утром 6 января и приступил к систематической бомбардировке Лусона. Японцы сопротивлялись отчаянно, обрушив на корабли мощные удары авиации. Все самолеты, за исключением немногих, на которых эвакуировался персонал штабов, были брошены в самоубийственные атаки. Именно у Лусона недавно сформированное Специальное Ударное Соединение императорских ВВС, укомплектованное летчиками-самоубийцами «камикадзе», дебютировало против американского флота.
Отражая атаки «камикадзе», «Нью-Мексико» одновременно обстреливал цели на берегу. В полдень 6 января внезапно спикировавший со стороны солнца японский самолет с подвешенной 250-кг бомбой врезался слева в ходовой мостик линкора. При взрыве уничтожило две зенитные установки; 30 человек, в том числе командир корабля Флеминг, генерал Ламсден и корреспондент Чиккеринг, погибли и 87 получили ранения. Стоявший всего в паре метров от Ламсдена и обсуждавший с ним перипетии боя адмирал Фрезер получил только «удар по ушам» взрывной волной. Командование кораблем принял старший офицер коммандер (капитан 2 ранга) Джон Т. Уоррен, аварийные партии быстро справились с повреждениями и орудия «Нью-Мексико» снова открыли огонь. Среди назначенных ему целей были два моста, расположенных в 12 км от берега, уничтожение которых сами американцы считали маловероятным. Но точный огонь линкора, практически разрушил один из них, а второй сделал совершенно неприспособленным для использования. Высадка американских войск 9 января прошла почти без сопротивления со стороны дезорганизованного и деморализованного противника.
Выпустив по Лусону за 25795 выстрелов 630 тонн металла и взрывчатки, «Нью-Мексико» 22 января покинул залив Лингайен и 24-го бросил якорь в бухте Сан-Педро в заливе Лейте, а затем ушел в Перл-Харбор на ремонт своего первого за всю долгую службу повреждения, который начался 6 февраля. 1 марта Уоррен сдал командование кораблем кэптену Джону М. Хайнесу, а уже 9-го линкор ушел на атолл Улити.
Следующей операцией, самой масштабной и сложной за войну на Тихом океане, стал захват острова Окинава. В ней задействовали 1213 кораблей всех классов, 564 палубных самолета и 451 866 человек сухопутных войск и морской пехоты. Пока экипаж «Нью-Мексико» буквально заполонил островок Мог-Мог из состава атолла Улити, в лагуне на корабль грузили боезапас, топливо и снабжение. 10 марта кэптен Хайнес вывел «Королеву» к Окинаве. В течение 6 дней перед высадкой линкор своим огнем прикрывал работу тральщиков и подрывных партий, обстреливая укрепления японцев. Так что, когда в 8.30 1 апреля первая волна десанта ступила на берег, все известные огневые точки в секторе, отведенном «Нью-Мексико» были уничтожены.
И снова начались массированные атаки «камикадзе», которые выходили в атаку и с большой высоты и над самой водой. 5 апреля «Нью-Мексико» стал флагманом командующего 5-м Флотом адмирала Раймонда Спрюэнса, а на следующий день «Божественный ветер» ударил по кораблям с невиданной до этого силой. За 64 дня, проведенных у Окинавы, на флагмане 5-го Флота 82 раза объявляли общую тревогу и 86 раз воздушную. Зенитчики линкора довели свой общий счет сбитых самолетов до 21, сбив у Окинавы 8 машин. Причем половину из них уничтожили за 16 минут самой массированной атаки 12 апреля. Один раз корабль едва увернулся от торпед, выпущенных японской подлодкой.
В сумерках 12 мая большая группа «камикадзе» приблизилась к линкору с кормы. Зенитчики без промедления открыли огонь и 127-мм снаряд взорвался под одним из самолетов, который буквально перебросило через мачты корабля. Он упал море так близко от борта, что один из матросов сказал: «я бы мог попасть в него мотыгой». Снаряды изрешетили второй самолет от двигателя до хвостового оперения, но он сумел проскочить этот вал огня и врезался в навесную орудийную палубу. Взрывом в дымовой трубе вырвало 10-метровый кусок обшивки, а осколки засыпали корабль от фок-мачты до грот-мачты. Пламя от взорвавшегося авиабензина полыхнуло на высоту 60 метров, верхушка трубы стала напоминать гигантский факел. Часть зенитного боезапаса провалилась через броневые колосники в котельные отделения и котлы в них вышли из строя. Между обломками замелькали санитары с носилками, доктора и матросы аварийных партий. Часть боезапаса удалось выбросить за борт, часть - передать к уцелевшим орудиям и автоматам, чтобы те поддерживали огонь по самолетам. Спустя четверть часа пожары удалось взять под контроль, а через 21 минуту огонь везде был потушен. Потери в экипаже составили 177 человек, включая 55 убитых и 3 пропавших без вести. Ремонт повреждений могла произвести только верфь.
Утром 13 мая уцелевшие зенитные средства «Нью-Мексико» снова открыли огонь и одновременно аварийные партии под руководством инженеров, прибывших с ремонтного судна «Оушенус», которое пришвартовалось к борту линкора, устраняли последствия попадания «камикадзе». Благодаря их усилиям корабль смог выполнять функции флагмана Спрюэнса еще 2 недели, пока 27 мая не получил приказ следовать на Гуам. По Окинаве «Нью-Мексико» выпустил больше снарядов, чем за какую-либо предыдущую операцию: одних только 356-мм израсходовали 2778 штук. Всего же линкор по берегу за 64 дня произвел 21876 выстрелов главным и средним калибрами, "отгрузив" на японские позиции 2133 тонны смертоносной стали.
Прибыв 31 мая на Гуам, линкор спустил флаг командующего 5-м Флотом и 4 июня в сопровождении эсминца «Паттерсон» ушел в залив Лейте. Временный ремонт длился с 7 июня по 8 августа, а затем «Нью-Мексико» через Улити и с остановкой на Сайпане 12 августа двинулся в бухту Бакнер на Окинаве, где бросил якорь 16-го числа. За день до его прихода ошеломленные применением американцами атомного оружия и быстрыми успехами Советской Армии в Китае и Корее японцы согласились принять условия Потсдамского ультиматума. Теперь уже можно было не опасаться атак отчаянных «камикадзе» и уцелевших подводных лодок.
23 августа «Нью-Мексико» вышел в море, чтобы присоединиться к огромному 3-у Флоту адмирала Холси, сосредоточившемуся в бухте Сагами у входа в Токийский залив. Спустя ровно неделю эскадренный тральщик с подходящим названием «Ривендж» (Месть) повел за собой 189 американских и 17 британских боевых кораблей и вспомогательных судов мимо разбитой военно-морской базы Йокосука в «пасть Дракона». Вместе с новейшими кораблями, которые за последний год практически уничтожили некогда мощный императорский флот, здесь были и ветераны: "Колорадо", воскресший со дна илистой гавани Перл-Харбора "Вест Виржиния", а также все три линкора типа "Нью-Мексико".
Воскресный рассвет 2 сентября 1945 года флот встретил на обширном пространстве Токийской бухты и в центре этого бесчисленного множества кораблей величаво возвышалась громада линкора «Миссури». В 855 по его трапу поднялись 11 представителей японского командования, которые в присутствии высших чинов союзных флотов и армий подписали условия безоговорочной капитуляции.
«Нью-Мексико» 6 сентября оставил за кормой заснеженную вершину вулкана Фудзияма и через три дня бросил якорь в бухте Бакнер на Окинаве. Отсюда 10 сентября «Королева» начала свой путь домой. Пробыв 5 дней в Перл-Харборе (20-25 сентября), линкор прибыл в зону Панамского канала, шлюзы - которого он в последний раз прошел 12 октября. Через шесть дней корабль-ветеран встречали в Норфолке, где 27 октября состоялся праздник Дня Флота 1945 года. 15 ноября в командование кораблем вступил коммандер Арнольд X. Ньюкомб, который служил артиллерийским офицером во время кампаний на Филиппинах и Окинаве.
«Нью-Мексико» был разукомплектован в Бостоне 19 июля 1946 года, 25 февраля следующего года его имя исключили из списков флота, а 9 ноября 1947-го корабль продали на слом нью-йоркской фирме Липсетт Инкорпорейшн.
Награды
«Нью-Мексико» за действия в годы второй мировой войны был награжден шестью боевыми звездами:
* Алеутская операция: захват острова Атту (11 мая-2 июня 1943 года)
* Операция на островах Гильберта (13 ноября-8 декабря 1943 года)
* Операция на Маршалловых островах: захват атоллов Кваджелейн и Майдзуро (29 января-8 февраля 1944 года)
* Операция на Марианских островах: захват и оккупация Сайпана (11 июня-10 августа 1944 года); захват и оккупация Гуама (12 июля-15 августа 1944 года)
* Операция на острове Лусон: высадка в заливе Лингайен (4-8 января 1945 года)
* Операции на Окинаве: высадка и захват Окинавы (24 марта-30 июня 1945 года)
Корабль был отмечен наградами президента Филиппинской Республики (за Лусон), а также медалью флота за оккупационную службу (Азия, 2-11 сентября 1945 года)