U.S.S. "Idaho" (BB-42)

 

Второй американский линкор с таким названием закончили постройкой 24 марта 1919 года, первым командиром стал кэптен Карл Т. Фогельгезанг.

2 апреля 1919 года «Айдахо» покинул Камден, чтобы на верфи флота в Нью-Йорке закончить осна­щение, а 13-го ушел в первый поход из бухты Гуанта­намо, вернувшись на верфь Нью-Йорка 14 мая для выполнения различных мелких улучшений. 6 июля линкор под эскортом 4 эсминцев покинул гавань Нью-Йорка, направляясь в Рио-де-Жанейро с президентом Бразилии Пессоа и его окружением на борту. Высадив президента в Рио 17 июля, «Айдахо» ушел на север, чтобы через Панамский канал (17 августа) перейти в Монтерей, Калифорния, начав службу во вновь орга­низованном Тихоокеанском флоте вместе с дредноу­тами «Нью Мексике», «Миссисипи», «Техас» и «Нью-Йорк». Базируясь на Сан-Педро, флот проводил уче­ния и маневры вдоль побережья до Сиэтла, где 13 сентября состоялся его смотр президентом Вудро Вильсоном. Затем линкор вернулся к обычным учени­ям из Сан-Педро. 1 марта 1920 года «Айдахо» победил в гонке линкоров от Санта-Барбары до Сан-Педро, пройдя брекватер Сан-Педро на милю впере­ди следующего вторым «Миссисипи». Следом пришли «Нью-Мексико», «Техас» и «Нью-Йорк». Летом самый быстроходный линкор флота выбрали для своей ин­спекции на Аляску секретарь флота Джозефус Даниэльс и секретарь внутренних дел. 17 июля «Айдахо» бросил якорь в бухте Качимак Бей, а 22-го вернул своих пассажиров в Сиэтл.

После текущего ремонта на верфи Пьюджет Саунд линкор 26 августа присоединился в Сан-Франциско к флоту, 8 сентября в его составе вышел на учения в районе Гавайских островов, вернувшись в базу 2 ок­тября. После тактических маневров у Сан-Педро ко­рабли 7 января 1921 года ушли на совместные учения Тихоокеанского и Атлантического флотов, которые проходили в районе от Панамской бухты до перуан­ского порта Кальяо и чилийского Вальпараисо. «Айдахо» вернулся в Сан-Педро 8 марта. Аналогич­ные зимние маневры прошли у Панамы с 8 февраля до 31 марта 1923 года.

28 июня «Айдахо» прибыл в Сиэтл, чтобы там отметить День независимости 4 июля и принять уча­стие в смотре флота президентом Уорреном Хардингом 27 июля. Затем последовали итоговые артилле­рийские, торпедные и ночные учения у Сан-Педро. 2 января 1924 года начались очередные зимне-весенние маневры обоих флотов США у Панамской бухты и в Карибском море. «Айдахо» вернулся в Сан-Педро только 22 августа.

Линкор продолжал нести службу вдоль Тихоокеан­ского побережья до 15 апреля 1925 года, когда вместе с флотом вышел из Сан-Франциско на учения у Га­вайских островов, которые длились до 1 июля. Затем дивизия линкоров проложила курс к Паго-Паго (Самоа), после чего посетила с визитом дружбы Сид­ней (Австралия) и Окленд (Новая Зеландия), вернув­шись в Гонолулу 9 сентября. 17 сентября «Айдахо» вышел в Сан-Франциско, имея на борту экипаж гидро­самолета PN-9-L, пытавшегося совершить перелет через океан из Сан-Франциско в Гонолулу, но севшего на воду из-за нехватки топлива. После аварийной посадки 1 сентября летчики во главе с коммандером Джоном Роджерсом смастерили из обшивки крыльев парус и сумели добраться до острова Кауи, пройдя 450 миль. Самолет 10 сентября всего в 10 милях от цели заметила подводная лодка «R-4». Тем не менее, 1841 миля, которую удалось пролететь до посадки стала официально признанным рекордом беспоса­дочного перелета для гидросамолетов. «Айдахо» доставил прославившихся летчиков в Сан-Франциско 24 сентября.

Еще 6 лет линкор исправно утюжил воды вдоль западного побережья, базируясь на Сан-Педро и каждую зиму участвуя в маневрах у Панамы, в Карибском море, у Гаити и Кубы. С 9 апреля по 8 июня 1928 года он принимал участие в переходе флота на Гавайские острова и обратно. 7 сентября 1931 года «Айдахо» вышел из Сан-Педро, чтобы 30-го прибыть на верфь флота в Норфолке для модернизации. На корабль добавили палубную броню, бортовые були, улучшили оборудование для сжигания нефти в котлах, устано­вили новые надстройки, 127-мм зенитные орудия и системы управления огнем.

В свой первый после ремонта поход с заходом на Кубу и Гаити «Айдахо» вышел 9 октября 1934 года, но затем вернулся на верфь Норфолка, чтобы устранить различные выявившиеся неполадки. Только 30 марта следующего года линкор смог покинуть верфь для продолжения службы на Тихом океане и 17 апреля он бросил якорь на рейде Сан-Педро. Снова потянулись месяцы бесконечных учений, перемежаемых похода­ми с флотом на Гавайские острова или в Карибское море. Он принимал участие в тактических маневрах у Сан-Педро, затеянных специально для президента Ф.Рузвельта в августе 1935 года, а 25 января 1937 года на нем поднял флаг вице-адмирал Джозеф К. Тауссинг - командующий 3-й дивизией линкоров. В составе флота «Айдахо» 1 июля 1940 года прибыл в гавайские воды для маневров, которые должны были продемонстрировать Японии всю тщетность ее воз­можных попыток бросить вызов американской мор­ской мощи на Тихом океане. После ухода 30 сентября на текущий ремонт на верфи Пьюджет Саунд линкор 6 декабря вернулся к патрулированию у Гавайских ост­ровов.

6 июня 1941 года «Айдахо» покинул Перл-Харбор, прошел Панамским каналом, чтобы присоединиться к Специальной Оперативной Группе в бухте Гуантана­мо. Эта группа, базируясь на Ньюпорт, до 6 сентября осуществляла так называемое нейтральное патрули­рование в Северной Атлантике, где уже вовсю полы­хала война. Затем «Айдахо» присоединился к 15-му Оперативному Соединению, которое охраняло подхо­ды к передовой базе США на о. Исландия. 16 сентяб­ря линкор прибыл в Рейкьявик, где стал на якорь в Хваль-фиорде. Там 7 декабря его и застала весть о нападении японцев на Перл-Харбор.

9 декабря «Айдахо» (флаг командующего 3-й ли­нейной дивизии) вместе с «Миссисипи» вышел на верфь Норфолка, чтобы с 17 декабря по 15 января пройти там подготовку к службе на Тихом океане. 31 января он в Сан-Франциско присоединился к 1-му Оперативному Соединению, откуда после продолжи­тельной артиллерийской практики вышел 1 августа на Гавайи. 4 октября ему пришлось уйти в Сан-Франциско, чтобы с 14 октября по 28 декабря пройти на верфи Пьюджет Саунд ремонт и модернизацию зенитной артиллерии.

К этому времени флот остановил наступление японцев и в будущем ожидались наступательные операции. Уход "Айдахо" из зоны боевых действий решили использовать с пользой для общего дела. Главнокомандующий флотом США адмирал Кинг вы­брал его для весьма интересного и редкого экспери­мента, приказав расстрелять весь боезапас главного калибра на максимальной скорострельности. Этим проверялась возможность американских линкоров вести продолжительные бои и обстрелы берега. Ре­ально корабль утром 10 октября выпустил по 100 снарядов из всех орудий носовых башен. В качестве наблюдателей на борту присутствовали 8 представи­телей от Комитета по кораблям, 4 от Комитета по морской артиллерии, флагманский артиллерист ко­мандующего Тихоокеанским флотом, 35 офицеров с тихоокеанских линкоров (для практики корректировки стрельбы) и 8 армейских офицеров из Командования обороны Западного побережья. Большинство из 156 залпов были произведены на дистанцию 19200 м, диапазон дистанций - от 17400 до 25600 м, некоторые залпы корректировались с воздуха. Море было спо­койным, скорость корабля - 15 узлов.

Каждая башня имела 98 человек прислуги, а из 300 снарядов 67 хранились непосредственно на пово­ротной платформе, 185 - в неподвижной структуре на снарядной палубе башни, 30 - в нижнем перегрузоч­ном отделении и 18 - в самом низу башенного ствола. Сделанные модификации первоначального проекта башни отчасти осложнили операции с тяжелыми сна­рядами, расположенными ниже остальных: вместо непосредственной подачи вверх их сначала пришлось опускать в нижнее перегрузочное отделение и только затем поднимать в боевое. Каждый заряд, состояв­ший из четырех почти 50-килограммовых пороховых картузов подавался сначала из бортовых погребов (по бокам от перегрузочных отделений), а затем - по мере расходования - из погребов, расположенных между башнями (правый борт - для башни №1). Представители Бюро по кораблям отнесли сложности с подачей боезапаса к результатам сделанной в 30-х годах модернизации башен, когда вдвое увеличили угол возвышения орудий. Зарядные картузы вручную подавались в нижние перегрузочные отделения, за­тем механизмами - в верхние перегрузочные отделе­ния, где вручную перегружались в подъемники. По 4 картуза с каждого из двух башенных подъемников передавались к крайним орудиям, а по 2 - к среднему. Тем не менее, такая сложная система, во многом зависящая от физических кондиций прислуги, работа­ла довольно хорошо. Всего пять раз до 148-го залпа имел место пропуск выстрела из-за отсутствия заря­дов и только раз из-за отсутствия снаряда. По наблю­дениям представителей Бюро по кораблям "большую часть времени потоки подаваемых снарядов и заря­дов пересекались в нижнем перегрузочном отделении без какого-либо замешательства". Несмотря на отно­сительно "зеленый" персонал подбашенных постов, 2400 картузов были обработаны вручную без ошибок, а прислуга на подаче снарядов демонстрировала чудеса силы и ловкости. И все же подчеркивалась важность необходимой подготовки и тренировки всей башенной прислуги.

Из всех залпов только 20 раз стреляли все шесть орудий, 47 раз залпы были 5-орудийными, 22 раза 4-орудийными, 31 - 3-орудийными, 25 - двух- и 11 раз одноорудийными. Интервал между залпами составлял в среднем 84 секунды, однако удавалось давать 5-орудийные залпы за 49-67 секунд. К концу экспери­мента стрельба задержалась из-за сложности с пода­чей снарядов и зарядов, поэтому залпы со 148-го по 156-й были одноорудийными (кроме одного 2-орудийного) с интервалом в 2 минуты. Пропуски вы­стрелов при залповой стрельбе происходили, в основном, из-за мелких причин: необходимости на­стройки или замены прокладок (78 раз), настройки досылателя (75) или осечки (13).

Общий вывод наблюдателей: устройство погребов боезапаса на старых линкорах при тихой погоде впол­не удовлетворительное, но желательно в нижних пе­регрузочных отделениях установить механические устройства, как на новых кораблях. Особенно это было желательно для типа "Мэриленд" с 406-мм ар­тиллерией.

Хотя после такого эксперимента на "Айдахо", кро­ме предусмотренного ремонта и модернизации, пришлось менять стволы орудий ГК, польза от него перевесила все финансовые и временные издержки. Закончив все работы к концу года, линкор приступил к интенсивным боевым учениям. Только 7 апреля 1943 года "Айдахо" направился к Аляске и спустя 9 дней бросил якорь в бухте Кулук на острове Адак. Несколь­ко недель он был флагманом Оперативной Группы TG51.1 (вместе с "Невадой" и Пенсильванией"), патрулировавшей к западу и северу от острова.

Группа приняла участие в прикрытии высадки на алеутский остров Атту 11 мая и до 15-го числа "Айдахо" находился на боевой позиции в бухте Чича­гова. 2 июня группа распалась: "Неваду" перебросили в Атлантику, "Пенсильванию" отправили на модерни­зацию, а "Айдахо" вернулся в Перл-Харбор.

В июле для прикрытия вторжения на остров Кыска сформировали Оперативную Группу TG16.22 под командованием контр-адмирала Гриффина. В ходе блокады удерживаемого японцами острова и произо­шел "Бой с радарными отметками". 27 июля в районе Алеутских островов стояла отвратительная погода, видимость - как обычно - почти нулевая. Все еще ненадежно работавшие радары на "Айдахо" и "Миссисипи", которые несли патрулирование в 80 милях к западу от Кыски, стали показывать наличие крупного соединения кораблей. Оба линкора неза­медлительно открыли огонь, успев выпустить 518 356-мм снарядов, прежде чем выяснилось, что в радиусе 200 миль ни одного японского корабля нет.

28 июля японцы провели скрытную эвакуацию своих войск, вывезя из-под самого носа "янки" 5100 человек. Спустя 5 суток ничего не подозревавшие американцы строго по намеченному плану произвели мощную артиллерийскую бомбардировку брошенных японских позиций («Айдахо», «Теннесси», 5 крейсеров и 9 эсминцев). 15 августа корабли снова открыли ура­ганный огонь по береговым укреплениям и зенитным батареям, прикрывая высадку 34000 человек десанта. Но морские пехотинцы обнаружили на острове только несколько дворняжек, с тоской бродивших между не до конца уничтоженных складов и казарм. С оставле­нием Кыски японцы лишились последнего оплота на Алеутских островах, а их флот за все время блокады потерял 9 боевых и столько же вспомогательных ко­раблей, пытавшихся подвозить подкрепления и снаб­жение.

7 сентября «Айдахо» прибыл в Сан-Франциско для мелкого ремонта, а 19 августа вместе с "Пенсильванией", «Нью-Мексико» и « Миссисипи» вошел в состав Северного Ударного Соединения 5-го Флота ( группа TG52.2), которое около Перл-Харбора приступило к подготовке к вторжению на острова Гильберта. 10 ноября соединение вышло в море, а 20-го «Айдахо», оказывая поддержку войскам, выса­живавшимся на атолл Макин, выпустил 530 356-мм и 618 127-мм снарядов. Затем он осуществлял ночное прикрытие транспортов и служил плавучей зенитной батареей в ходе захвата следующих островов. Ночью 25 ноября он обстреливал японские самолеты, кото­рые сбрасывали осветительные бомбы над его сое­динением, а спустя 3 суток резким отворотом увер­нулся от торпеды, которая по сообщению с «Пенсильвании» проходила у него перед носом. «Айдахо» 5 декабря вернулся в Перл-Харбор и начал подготовку к вторжению на Маршалловы острова.

Линкор вышел из Перл-Харбора 22 января 1944 года, а утром 31-го вместе с «Нью-Мексико» и тремя крейсерами приблизился к ат. Кваджелейн. При под­держке высадки группа выпустила 1340 356-мм, 400 203-мм и 5000 127-мм снарядов. Кроме этого корабли потопили находящиеся в лагуне два небольших гру­зовых судна, танкер и небольшой вспомогательный корабль. Двое следующих суток «Айдахо» обстрели­вал береговые объекты японцев во взаимодействии с авиацией.

2 февраля линкор вместе с 2 эсминцами оказывал поддержку прямой наводкой двум армейским полкам, атаковавшим бетонные укрепления противника. Вой­ска быстро продвигались вглубь острова и уже на следующий день «Айдахо» вошел в лагуну и стал на южную якорную стоянку. Ночью 4 февраля он при помощи своих прожекторов обстреливал укрепления находящихся в лагуне островов, закончив «работу» к 6.20 5-го.

Пополнив запасы в лагуне атолла Майдзуро, 20 февраля «Айдахо» вышел на двухдневную бомбарди­ровку атолла Малоелап, а 1 марта ушел с Майдзуро к Новым Гебридам. В составе ударного соединения 3-го Флота (3 линкора типа "Нью-Мексико" и "Теннесси") он 20 марта обстреливал вражеские батареи и сооруже­ния в Кавьенге, отвлекая внимание японцев от высад­ки на остров Эмирау, после чего вернулся в Гавана-Харбор, Эфейт, Новые Гебриды. После посещения Сиднея линкор провел тренировочные стрельбы в районе о. Гуадалканал и, конвоируя группу эскортных авианосцев, 8 июня прибыл к атоллу Кваджелейн.

10 июня «Айдахо» вышел в море, чтобы сопро­вождать эскортные авианосцы, которые должны были прикрывать транспорты с войсками для высадки на о. Сайпан, Марианские острова (операция "Форэйджер"), но 14-го отделился от них для предварительной бом­бардировки острова в составе группы контр-адмирала Эйнсворта TG52.10 (вместе с "Нью-Мексико" и "Пенсильвания"). Высадка началась на следующий день. Линкор своим огнем оказывал войскам под­держку, а 16-го подошел к мысу Ороте, о.Гуам, и вы­пустил по японским укреплениям 66 356-мм и 100 127-мм снарядов. Пока 19-21 июня оперативное соедине­ние быстроходных авианосцев мощными ударами уничтожало силы японской палубной авиации в битве в Филиппинском море, «Айдахо» вместе с другими кораблями прикрывал транспорты с резервными вой­сками, предназначенными для Марианских островов. Днем 22 июня линкоры зашли на стоянку Сайпана для пополнения запасов, ночью «Мэриленд» был повреж­ден торпедой с японского самолета, а рядом с «Пенсильванией» упало несколько мелких бомб.

28 июня «Айдахо» вернулся на атолл Эниветок, откуда 9 июля вышел для предварительной бомбар­дировки Гуама, которая началась спустя три дня. До 20 июля линкор сокрушал береговые укрепления, а затем приступил к поддержке десанта. День и ночь его снаряды взрывались в расположении тяжелых бере­говых и зенитных батарей, в спрятанных за бетоном погребах боезапаса, казармах и окопах. 29-го для пополнения 127-мм боезапаса к линкору пришварто­вался крейсер «Миннеаполис». При этом були линко­ра получили повреждения и на следующий день ему пришлось уйти на Эниветок, куда прибыл 2 августа. В тот же день «Айдахо» сменил «Нью-Мексико» в ка­честве флагмана 3-й линейной дивизии, а 6-го вышел на Эспириту Санто, Новые Гебриды. Прибыл 15 авгус­та, линкор в тот же день в бухте Палилулу встал в плавучий док ABSD-1. После ремонта булей и покрас­ки днища «Айдахо» вышел из дока 20 августа.

6 сентября, проведя несколько тренировочных стрельб у Гуадалканала, «Айдахо» покинул район Соломоновых островов в составе группы огневой поддержки, которой командовал адмирал Джис Б. Олдендорф. Началась операция "Стэйлмейт II" - за­хват островов Палау. Целью был захват острова-крепости Пелилиу - ключевого пункта в борьбе за освобождение Филиппин. Вместе с другими корабля­ми ("Пенсильвания", Теннесси", "Мэриленд", "Вест Виржиния" и "Миссисипи") и самолетами с эскортных авианосцев «Айдахо» с 12 по 14 сентября произ­водил предварительную бомбардировку укреплений японцев, подготавливая условия для высадки десан­та. К 15-му числу целых объектов на берегу уже не наблюдалось, но японская оборона практически не пострадала, поскольку японцы на время обстрела прятались в природных пещерах или глубоко спря­танных под землей бетонных казематах.

15 сентября морские пехотинцы начали высадку. Первая же ночь на острове оказалась кошмаром - японцы мелкими группами делали частые вы­лазки из своих укрытий на необорудо­ванные позиции десантников, пытаясь сбросить их в море. Зато с утра корабли открыли мощный огонь по замаскиро­ванным пулеметным гнездам и артил­лерийским позициям. «Айдахо» целую неделю «работал по заявкам» до­блестных морских пехотинцев, которые, прежде чем захватить перешеек в узкой части острова потеряли около 4000 своих товарищей.

24 сентября «Айдахо» ушел на ост­ров Манус, острова Адмиралтейства, где 1 октября его на посту флагмана 3-й дивизии сменил «Миссисипи». Оттуда «Айдахо» с заходом в Перл-Харбор отправился на верфь Пьюджет Саунд для ремонта, который длился с 22 ок­тября по 1 января 1945 года). Таким образом он пропустил две крупнейшие операции - высадку в заливе Лейте с последующей за ней серией кровопро­литных морских сражений и высадку в заливе Лингайен на острове Лусон. Пос­ле артиллерийской практики у южного побережья Калифорнии линкор 20 янва­ря вышел из Сан-Диего в Перл-Харбор, где соединился с «Нью-Йорком» и «Арканзасом». Линкоры через атолл Улити, Западные Каролинские острова, для дальнейшей артиллерийской прак­тики перешли в район Тиниан-Сайпан, где 14 февраля, в день выхода к остро­ву Иводзима - месту высадки следую­щего крупного десанта, в командование соединением обстрела берега вступил контр-адмирал Уильям Бленди.

У Иводзимы «Айдахо» был единственным пред­ставителем линкоров своего типа - своего рода ком­пенсация за отсутствие при освобождении Филиппин. Оба других "систершипа" занимались ремонтом по­вреждений, полученных в заливе Лингайен от атак "камикадзе". Для компенсации больших потерь у Фи­липпин и пришлось привлечь к операции на Иводзиме три самых старых линкора, которые вместе с «Невадой», «Айдахо» и «Теннесси» до 19 февраля подавляли огневые точки противника на юго-восточном берегу острова. Хотя боеспособность японского флота была практически подорвала ок­тябрьскими боями, существовала вероятность появ­ления у Иводзимы, лежащем всего в нескольких сот­нях миль от Токио, японских линкоров во главе с «Ямато». Поэтому с запада острова - наиболее веро­ятного направления появления противника - под­держку десанту оказывали быстроходные современ­ные линкоры нового типа. После высадки первых эшелонов войск и морской пехоты «Айдахо» присту­пил к непосредственной их поддержке, обстреливая цели в глубине острова. Только 7 марта линкор ушел на Улити, для подготовке к вторжению на Окинаву. Там 12 марта на нем поднял свой флаг командующей 3-й линейной дивизией контр-адмирал Бертрам Род­жерс, которого через 3 дня сменил контр-адмирал Линд Мак-Кормик. Вместе с другими кораблями «Айдахо» вошел в состав 54-го Оперативного Соеди­нения (огневая поддержка и прикрытие), которым командовал контр-адмирал Мортон Дейо, поднявший флаг на «Теннесси». Отряд 4 (бомбардировка берега) состоял из линкоров «Айдахо», «Вест Виржиния», трех крейсеров и эсминцев прикрытия.

Утром 21 марта 54-е Соединение покинуло Улити и направилось к Окинаве - последнему крупному остро­ву на пути к самой Японии. Для «Айдахо» это была уже шестая десантная операция. 25 марта линкор открыл огонь по береговым батареям, мешавшим американским тральщикам делать проходы в минных полях. Затем его орудия обрушились на укрепления японцев, «подготавливая» их должным образом к началу высадки 1 апреля. 2 и 3 апреля линкор отра­жал воздушные налеты, но свой первый самолет ему удалось сбить только вечером 6-го. На следующий день зенитчики «Айдахо» увеличили свой боевой счет.

В тот день состоялось два крупных налета. Истре­бители патруля сбили три самолета на большом рас­стоянии от кораблей, но вскоре на радарах появились отметки еще одиннадцати групп «камикадзе». Попа­дания получили линкор «Теннесси» и эсминец «Зелларс». Своими новыми зенитками «Айдахо» уда­лось сбить 5 самолетов лично и еще несколько со­вместно с другими кораблями. Один из сбитых им «камикадзе» упал в воду так близко от левого борта по корме, что взрыв его бомбы обрушил каскады воды и осколков на палубу и надстройки. Из-за пробития буля и затопления его 9 отсеков корабль даже полу­чил крен на левый борт в 1°.

Ночью японские самолеты сбросили осветитель­ные бомбы и продолжили атаки. «Айдахо» резким отворотом удалось уклониться от торпед, одна кото­рых взорвалась в кильватерной струе. В течение 15-16 апреля экипаж линкора помогал водолазам с ре­монтного судна «Клэмп» временно отремонтировать левый буль.

20 апреля «Айдахо» уходил от Окинавы, имея на счету 9 вражеских самолетов, сбитых лично, еще 3 совместно, кроме того, несколько береговых батарей, транспортных средств, казематов, ангаров и т. п., а также два небольших судна, потопленных в бухте Наха. Спустя 5 дней линкор в Апра-Харбор на острове Гуам встал в плавучий док ABSD-3 для ремонта бое­вых повреждений.

«Айдахо» вернулся к Окинаве 22 мая, снова при­ступив к обстрелу скоплений японских войск и оказы­вая ночную поддержку 1-й дивизии морской пехоты. С 3 по 9 июня он поддерживал 6-ю дивизию, после чего ушел для пополнения запасов к Хагуиши. 11-18 июня он снова поддерживал 1-ю дивизию, ведя огонь по пещерам, где были спрятаны орудийные позиции, по катерам-самоубийцам, скоплениям войск и зенитным батареям.

20 июня линкор стал на якорь у Хагуиши Бич, а через 3 дня вошел в бухту Сан-Педро в заливе Лейте, Филиппины, где до самого прекращения военных действий с Японией 15 августа служил флагманом учебного соединения контр-адмирала Мак-Кормика. 18 августа линкор перешел на Окинаву, откуда в аван­гарде 3-й линейной дивизии вышел на рандеву с Ок­купационным Оперативным Соединением, вместе с которым днем 27-го зашел в бухту Сагами на острове Хонсю. После подписания капитуляции Японии на борту линкора «Миссури» 2 сентября 1945 года «Айдахо» через четыре дня покинул Токийскую бухту, вернувшись на Окинаву.

10 сентября «Айдахо» ушел из Бакнер Бей и 20-го прибыл в Перл-Харбор. Через 5 дней он снова вышел в море с оперативной группой, возглавляемой вице-адмиралом Шерманом (флаг на авианосце «Энтерпрайз»). Корабли прошли Панамским каналом 11 октября и 16-го прибыли в Норфолк, Виржиния, где старый линкор начали готовить к выводу из строя.

Разукомплектовали «Айдахо» 3 июля 1946 года и он оставался в резерве в Норфолке до 16 сентября 1947 года, когда его имя было исключено из списков флота. 24 ноября линкор продали на слом фирме Липсетт Инкорпорейшн.

 

Награды

 

«Айдахо» за действия в годы второй мировой вой­ны был награжден семью боевыми звездами:

* Алеутская операция: захват острова Атту (11 мая-2 июня 1943 года)

* Операция на островах Гильберта (20 ноября-7 декабря 1943 года)

* Операция  на  Маршалловых островах: захват атоллов Кваджелейн и Майдзуро (31 января-8 февраля 1944 го­да)

* Операция   на   Марианских  островах:   захват  островов Сайпан (14-18 июля) и Гуам (12-30 июля 1944 года).

* Операция на Западных Каролинских островах: захват и оккупация островов Южные Палау (6 сентября-14 октяб­ря 1944 года)

* Операция на Иводзиме: высадка и захват острова Иводзима (16 февраля-7 марта 1945 года)

* Операции на Окинаве: высадка и захват острова Окинава (25 марта-30 июня 1945 года)

Корабль был награжден медалью флота за оккупацион­ную службу (Азия, 2-11 сентября 1945 года)