U.S.S. "Idaho" (BB-42)
Второй американский линкор с таким названием закончили постройкой 24 марта 1919 года, первым командиром стал кэптен Карл Т. Фогельгезанг.
2 апреля 1919 года «Айдахо» покинул Камден, чтобы на верфи флота в Нью-Йорке закончить оснащение, а 13-го ушел в первый поход из бухты Гуантанамо, вернувшись на верфь Нью-Йорка 14 мая для выполнения различных мелких улучшений. 6 июля линкор под эскортом 4 эсминцев покинул гавань Нью-Йорка, направляясь в Рио-де-Жанейро с президентом Бразилии Пессоа и его окружением на борту. Высадив президента в Рио 17 июля, «Айдахо» ушел на север, чтобы через Панамский канал (17 августа) перейти в Монтерей, Калифорния, начав службу во вновь организованном Тихоокеанском флоте вместе с дредноутами «Нью Мексике», «Миссисипи», «Техас» и «Нью-Йорк». Базируясь на Сан-Педро, флот проводил учения и маневры вдоль побережья до Сиэтла, где 13 сентября состоялся его смотр президентом Вудро Вильсоном. Затем линкор вернулся к обычным учениям из Сан-Педро. 1 марта 1920 года «Айдахо» победил в гонке линкоров от Санта-Барбары до Сан-Педро, пройдя брекватер Сан-Педро на милю впереди следующего вторым «Миссисипи». Следом пришли «Нью-Мексико», «Техас» и «Нью-Йорк». Летом самый быстроходный линкор флота выбрали для своей инспекции на Аляску секретарь флота Джозефус Даниэльс и секретарь внутренних дел. 17 июля «Айдахо» бросил якорь в бухте Качимак Бей, а 22-го вернул своих пассажиров в Сиэтл.
После текущего ремонта на верфи Пьюджет Саунд линкор 26 августа присоединился в Сан-Франциско к флоту, 8 сентября в его составе вышел на учения в районе Гавайских островов, вернувшись в базу 2 октября. После тактических маневров у Сан-Педро корабли 7 января 1921 года ушли на совместные учения Тихоокеанского и Атлантического флотов, которые проходили в районе от Панамской бухты до перуанского порта Кальяо и чилийского Вальпараисо. «Айдахо» вернулся в Сан-Педро 8 марта. Аналогичные зимние маневры прошли у Панамы с 8 февраля до 31 марта 1923 года.
28 июня «Айдахо» прибыл в Сиэтл, чтобы там отметить День независимости 4 июля и принять участие в смотре флота президентом Уорреном Хардингом 27 июля. Затем последовали итоговые артиллерийские, торпедные и ночные учения у Сан-Педро. 2 января 1924 года начались очередные зимне-весенние маневры обоих флотов США у Панамской бухты и в Карибском море. «Айдахо» вернулся в Сан-Педро только 22 августа.
Линкор продолжал нести службу вдоль Тихоокеанского побережья до 15 апреля 1925 года, когда вместе с флотом вышел из Сан-Франциско на учения у Гавайских островов, которые длились до 1 июля. Затем дивизия линкоров проложила курс к Паго-Паго (Самоа), после чего посетила с визитом дружбы Сидней (Австралия) и Окленд (Новая Зеландия), вернувшись в Гонолулу 9 сентября. 17 сентября «Айдахо» вышел в Сан-Франциско, имея на борту экипаж гидросамолета PN-9-L, пытавшегося совершить перелет через океан из Сан-Франциско в Гонолулу, но севшего на воду из-за нехватки топлива. После аварийной посадки 1 сентября летчики во главе с коммандером Джоном Роджерсом смастерили из обшивки крыльев парус и сумели добраться до острова Кауи, пройдя 450 миль. Самолет 10 сентября всего в 10 милях от цели заметила подводная лодка «R-4». Тем не менее, 1841 миля, которую удалось пролететь до посадки стала официально признанным рекордом беспосадочного перелета для гидросамолетов. «Айдахо» доставил прославившихся летчиков в Сан-Франциско 24 сентября.
Еще 6 лет линкор исправно утюжил воды вдоль западного побережья, базируясь на Сан-Педро и каждую зиму участвуя в маневрах у Панамы, в Карибском море, у Гаити и Кубы. С 9 апреля по 8 июня 1928 года он принимал участие в переходе флота на Гавайские острова и обратно. 7 сентября 1931 года «Айдахо» вышел из Сан-Педро, чтобы 30-го прибыть на верфь флота в Норфолке для модернизации. На корабль добавили палубную броню, бортовые були, улучшили оборудование для сжигания нефти в котлах, установили новые надстройки, 127-мм зенитные орудия и системы управления огнем.
В свой первый после ремонта поход с заходом на Кубу и Гаити «Айдахо» вышел 9 октября 1934 года, но затем вернулся на верфь Норфолка, чтобы устранить различные выявившиеся неполадки. Только 30 марта следующего года линкор смог покинуть верфь для продолжения службы на Тихом океане и 17 апреля он бросил якорь на рейде Сан-Педро. Снова потянулись месяцы бесконечных учений, перемежаемых походами с флотом на Гавайские острова или в Карибское море. Он принимал участие в тактических маневрах у Сан-Педро, затеянных специально для президента Ф.Рузвельта в августе 1935 года, а 25 января 1937 года на нем поднял флаг вице-адмирал Джозеф К. Тауссинг - командующий 3-й дивизией линкоров. В составе флота «Айдахо» 1 июля 1940 года прибыл в гавайские воды для маневров, которые должны были продемонстрировать Японии всю тщетность ее возможных попыток бросить вызов американской морской мощи на Тихом океане. После ухода 30 сентября на текущий ремонт на верфи Пьюджет Саунд линкор 6 декабря вернулся к патрулированию у Гавайских островов.
6 июня 1941 года «Айдахо» покинул Перл-Харбор, прошел Панамским каналом, чтобы присоединиться к Специальной Оперативной Группе в бухте Гуантанамо. Эта группа, базируясь на Ньюпорт, до 6 сентября осуществляла так называемое нейтральное патрулирование в Северной Атлантике, где уже вовсю полыхала война. Затем «Айдахо» присоединился к 15-му Оперативному Соединению, которое охраняло подходы к передовой базе США на о. Исландия. 16 сентября линкор прибыл в Рейкьявик, где стал на якорь в Хваль-фиорде. Там 7 декабря его и застала весть о нападении японцев на Перл-Харбор.
9 декабря «Айдахо» (флаг командующего 3-й линейной дивизии) вместе с «Миссисипи» вышел на верфь Норфолка, чтобы с 17 декабря по 15 января пройти там подготовку к службе на Тихом океане. 31 января он в Сан-Франциско присоединился к 1-му Оперативному Соединению, откуда после продолжительной артиллерийской практики вышел 1 августа на Гавайи. 4 октября ему пришлось уйти в Сан-Франциско, чтобы с 14 октября по 28 декабря пройти на верфи Пьюджет Саунд ремонт и модернизацию зенитной артиллерии.
К этому времени флот остановил наступление японцев и в будущем ожидались наступательные операции. Уход "Айдахо" из зоны боевых действий решили использовать с пользой для общего дела. Главнокомандующий флотом США адмирал Кинг выбрал его для весьма интересного и редкого эксперимента, приказав расстрелять весь боезапас главного калибра на максимальной скорострельности. Этим проверялась возможность американских линкоров вести продолжительные бои и обстрелы берега. Реально корабль утром 10 октября выпустил по 100 снарядов из всех орудий носовых башен. В качестве наблюдателей на борту присутствовали 8 представителей от Комитета по кораблям, 4 от Комитета по морской артиллерии, флагманский артиллерист командующего Тихоокеанским флотом, 35 офицеров с тихоокеанских линкоров (для практики корректировки стрельбы) и 8 армейских офицеров из Командования обороны Западного побережья. Большинство из 156 залпов были произведены на дистанцию 19200 м, диапазон дистанций - от 17400 до 25600 м, некоторые залпы корректировались с воздуха. Море было спокойным, скорость корабля - 15 узлов.
Каждая башня имела 98 человек прислуги, а из 300 снарядов 67 хранились непосредственно на поворотной платформе, 185 - в неподвижной структуре на снарядной палубе башни, 30 - в нижнем перегрузочном отделении и 18 - в самом низу башенного ствола. Сделанные модификации первоначального проекта башни отчасти осложнили операции с тяжелыми снарядами, расположенными ниже остальных: вместо непосредственной подачи вверх их сначала пришлось опускать в нижнее перегрузочное отделение и только затем поднимать в боевое. Каждый заряд, состоявший из четырех почти 50-килограммовых пороховых картузов подавался сначала из бортовых погребов (по бокам от перегрузочных отделений), а затем - по мере расходования - из погребов, расположенных между башнями (правый борт - для башни №1). Представители Бюро по кораблям отнесли сложности с подачей боезапаса к результатам сделанной в 30-х годах модернизации башен, когда вдвое увеличили угол возвышения орудий. Зарядные картузы вручную подавались в нижние перегрузочные отделения, затем механизмами - в верхние перегрузочные отделения, где вручную перегружались в подъемники. По 4 картуза с каждого из двух башенных подъемников передавались к крайним орудиям, а по 2 - к среднему. Тем не менее, такая сложная система, во многом зависящая от физических кондиций прислуги, работала довольно хорошо. Всего пять раз до 148-го залпа имел место пропуск выстрела из-за отсутствия зарядов и только раз из-за отсутствия снаряда. По наблюдениям представителей Бюро по кораблям "большую часть времени потоки подаваемых снарядов и зарядов пересекались в нижнем перегрузочном отделении без какого-либо замешательства". Несмотря на относительно "зеленый" персонал подбашенных постов, 2400 картузов были обработаны вручную без ошибок, а прислуга на подаче снарядов демонстрировала чудеса силы и ловкости. И все же подчеркивалась важность необходимой подготовки и тренировки всей башенной прислуги.
Из всех залпов только 20 раз стреляли все шесть орудий, 47 раз залпы были 5-орудийными, 22 раза 4-орудийными, 31 - 3-орудийными, 25 - двух- и 11 раз одноорудийными. Интервал между залпами составлял в среднем 84 секунды, однако удавалось давать 5-орудийные залпы за 49-67 секунд. К концу эксперимента стрельба задержалась из-за сложности с подачей снарядов и зарядов, поэтому залпы со 148-го по 156-й были одноорудийными (кроме одного 2-орудийного) с интервалом в 2 минуты. Пропуски выстрелов при залповой стрельбе происходили, в основном, из-за мелких причин: необходимости настройки или замены прокладок (78 раз), настройки досылателя (75) или осечки (13).
Общий вывод наблюдателей: устройство погребов боезапаса на старых линкорах при тихой погоде вполне удовлетворительное, но желательно в нижних перегрузочных отделениях установить механические устройства, как на новых кораблях. Особенно это было желательно для типа "Мэриленд" с 406-мм артиллерией.
Хотя после такого эксперимента на "Айдахо", кроме предусмотренного ремонта и модернизации, пришлось менять стволы орудий ГК, польза от него перевесила все финансовые и временные издержки. Закончив все работы к концу года, линкор приступил к интенсивным боевым учениям. Только 7 апреля 1943 года "Айдахо" направился к Аляске и спустя 9 дней бросил якорь в бухте Кулук на острове Адак. Несколько недель он был флагманом Оперативной Группы TG51.1 (вместе с "Невадой" и Пенсильванией"), патрулировавшей к западу и северу от острова.
Группа приняла участие в прикрытии высадки на алеутский остров Атту 11 мая и до 15-го числа "Айдахо" находился на боевой позиции в бухте Чичагова. 2 июня группа распалась: "Неваду" перебросили в Атлантику, "Пенсильванию" отправили на модернизацию, а "Айдахо" вернулся в Перл-Харбор.
В июле для прикрытия вторжения на остров Кыска сформировали Оперативную Группу TG16.22 под командованием контр-адмирала Гриффина. В ходе блокады удерживаемого японцами острова и произошел "Бой с радарными отметками". 27 июля в районе Алеутских островов стояла отвратительная погода, видимость - как обычно - почти нулевая. Все еще ненадежно работавшие радары на "Айдахо" и "Миссисипи", которые несли патрулирование в 80 милях к западу от Кыски, стали показывать наличие крупного соединения кораблей. Оба линкора незамедлительно открыли огонь, успев выпустить 518 356-мм снарядов, прежде чем выяснилось, что в радиусе 200 миль ни одного японского корабля нет.
28 июля японцы провели скрытную эвакуацию своих войск, вывезя из-под самого носа "янки" 5100 человек. Спустя 5 суток ничего не подозревавшие американцы строго по намеченному плану произвели мощную артиллерийскую бомбардировку брошенных японских позиций («Айдахо», «Теннесси», 5 крейсеров и 9 эсминцев). 15 августа корабли снова открыли ураганный огонь по береговым укреплениям и зенитным батареям, прикрывая высадку 34000 человек десанта. Но морские пехотинцы обнаружили на острове только несколько дворняжек, с тоской бродивших между не до конца уничтоженных складов и казарм. С оставлением Кыски японцы лишились последнего оплота на Алеутских островах, а их флот за все время блокады потерял 9 боевых и столько же вспомогательных кораблей, пытавшихся подвозить подкрепления и снабжение.
7 сентября «Айдахо» прибыл в Сан-Франциско для мелкого ремонта, а 19 августа вместе с "Пенсильванией", «Нью-Мексико» и « Миссисипи» вошел в состав Северного Ударного Соединения 5-го Флота ( группа TG52.2), которое около Перл-Харбора приступило к подготовке к вторжению на острова Гильберта. 10 ноября соединение вышло в море, а 20-го «Айдахо», оказывая поддержку войскам, высаживавшимся на атолл Макин, выпустил 530 356-мм и 618 127-мм снарядов. Затем он осуществлял ночное прикрытие транспортов и служил плавучей зенитной батареей в ходе захвата следующих островов. Ночью 25 ноября он обстреливал японские самолеты, которые сбрасывали осветительные бомбы над его соединением, а спустя 3 суток резким отворотом увернулся от торпеды, которая по сообщению с «Пенсильвании» проходила у него перед носом. «Айдахо» 5 декабря вернулся в Перл-Харбор и начал подготовку к вторжению на Маршалловы острова.
Линкор вышел из Перл-Харбора 22 января 1944 года, а утром 31-го вместе с «Нью-Мексико» и тремя крейсерами приблизился к ат. Кваджелейн. При поддержке высадки группа выпустила 1340 356-мм, 400 203-мм и 5000 127-мм снарядов. Кроме этого корабли потопили находящиеся в лагуне два небольших грузовых судна, танкер и небольшой вспомогательный корабль. Двое следующих суток «Айдахо» обстреливал береговые объекты японцев во взаимодействии с авиацией.
2 февраля линкор вместе с 2 эсминцами оказывал поддержку прямой наводкой двум армейским полкам, атаковавшим бетонные укрепления противника. Войска быстро продвигались вглубь острова и уже на следующий день «Айдахо» вошел в лагуну и стал на южную якорную стоянку. Ночью 4 февраля он при помощи своих прожекторов обстреливал укрепления находящихся в лагуне островов, закончив «работу» к 6.20 5-го.
Пополнив запасы в лагуне атолла Майдзуро, 20 февраля «Айдахо» вышел на двухдневную бомбардировку атолла Малоелап, а 1 марта ушел с Майдзуро к Новым Гебридам. В составе ударного соединения 3-го Флота (3 линкора типа "Нью-Мексико" и "Теннесси") он 20 марта обстреливал вражеские батареи и сооружения в Кавьенге, отвлекая внимание японцев от высадки на остров Эмирау, после чего вернулся в Гавана-Харбор, Эфейт, Новые Гебриды. После посещения Сиднея линкор провел тренировочные стрельбы в районе о. Гуадалканал и, конвоируя группу эскортных авианосцев, 8 июня прибыл к атоллу Кваджелейн.
10 июня «Айдахо» вышел в море, чтобы сопровождать эскортные авианосцы, которые должны были прикрывать транспорты с войсками для высадки на о. Сайпан, Марианские острова (операция "Форэйджер"), но 14-го отделился от них для предварительной бомбардировки острова в составе группы контр-адмирала Эйнсворта TG52.10 (вместе с "Нью-Мексико" и "Пенсильвания"). Высадка началась на следующий день. Линкор своим огнем оказывал войскам поддержку, а 16-го подошел к мысу Ороте, о.Гуам, и выпустил по японским укреплениям 66 356-мм и 100 127-мм снарядов. Пока 19-21 июня оперативное соединение быстроходных авианосцев мощными ударами уничтожало силы японской палубной авиации в битве в Филиппинском море, «Айдахо» вместе с другими кораблями прикрывал транспорты с резервными войсками, предназначенными для Марианских островов. Днем 22 июня линкоры зашли на стоянку Сайпана для пополнения запасов, ночью «Мэриленд» был поврежден торпедой с японского самолета, а рядом с «Пенсильванией» упало несколько мелких бомб.
28 июня «Айдахо» вернулся на атолл Эниветок, откуда 9 июля вышел для предварительной бомбардировки Гуама, которая началась спустя три дня. До 20 июля линкор сокрушал береговые укрепления, а затем приступил к поддержке десанта. День и ночь его снаряды взрывались в расположении тяжелых береговых и зенитных батарей, в спрятанных за бетоном погребах боезапаса, казармах и окопах. 29-го для пополнения 127-мм боезапаса к линкору пришвартовался крейсер «Миннеаполис». При этом були линкора получили повреждения и на следующий день ему пришлось уйти на Эниветок, куда прибыл 2 августа. В тот же день «Айдахо» сменил «Нью-Мексико» в качестве флагмана 3-й линейной дивизии, а 6-го вышел на Эспириту Санто, Новые Гебриды. Прибыл 15 августа, линкор в тот же день в бухте Палилулу встал в плавучий док ABSD-1. После ремонта булей и покраски днища «Айдахо» вышел из дока 20 августа.
6 сентября, проведя несколько тренировочных стрельб у Гуадалканала, «Айдахо» покинул район Соломоновых островов в составе группы огневой поддержки, которой командовал адмирал Джис Б. Олдендорф. Началась операция "Стэйлмейт II" - захват островов Палау. Целью был захват острова-крепости Пелилиу - ключевого пункта в борьбе за освобождение Филиппин. Вместе с другими кораблями ("Пенсильвания", Теннесси", "Мэриленд", "Вест Виржиния" и "Миссисипи") и самолетами с эскортных авианосцев «Айдахо» с 12 по 14 сентября производил предварительную бомбардировку укреплений японцев, подготавливая условия для высадки десанта. К 15-му числу целых объектов на берегу уже не наблюдалось, но японская оборона практически не пострадала, поскольку японцы на время обстрела прятались в природных пещерах или глубоко спрятанных под землей бетонных казематах.
15 сентября морские пехотинцы начали высадку. Первая же ночь на острове оказалась кошмаром - японцы мелкими группами делали частые вылазки из своих укрытий на необорудованные позиции десантников, пытаясь сбросить их в море. Зато с утра корабли открыли мощный огонь по замаскированным пулеметным гнездам и артиллерийским позициям. «Айдахо» целую неделю «работал по заявкам» доблестных морских пехотинцев, которые, прежде чем захватить перешеек в узкой части острова потеряли около 4000 своих товарищей.
24 сентября «Айдахо» ушел на остров Манус, острова Адмиралтейства, где 1 октября его на посту флагмана 3-й дивизии сменил «Миссисипи». Оттуда «Айдахо» с заходом в Перл-Харбор отправился на верфь Пьюджет Саунд для ремонта, который длился с 22 октября по 1 января 1945 года). Таким образом он пропустил две крупнейшие операции - высадку в заливе Лейте с последующей за ней серией кровопролитных морских сражений и высадку в заливе Лингайен на острове Лусон. После артиллерийской практики у южного побережья Калифорнии линкор 20 января вышел из Сан-Диего в Перл-Харбор, где соединился с «Нью-Йорком» и «Арканзасом». Линкоры через атолл Улити, Западные Каролинские острова, для дальнейшей артиллерийской практики перешли в район Тиниан-Сайпан, где 14 февраля, в день выхода к острову Иводзима - месту высадки следующего крупного десанта, в командование соединением обстрела берега вступил контр-адмирал Уильям Бленди.
У Иводзимы «Айдахо» был единственным представителем линкоров своего типа - своего рода компенсация за отсутствие при освобождении Филиппин. Оба других "систершипа" занимались ремонтом повреждений, полученных в заливе Лингайен от атак "камикадзе". Для компенсации больших потерь у Филиппин и пришлось привлечь к операции на Иводзиме три самых старых линкора, которые вместе с «Невадой», «Айдахо» и «Теннесси» до 19 февраля подавляли огневые точки противника на юго-восточном берегу острова. Хотя боеспособность японского флота была практически подорвала октябрьскими боями, существовала вероятность появления у Иводзимы, лежащем всего в нескольких сотнях миль от Токио, японских линкоров во главе с «Ямато». Поэтому с запада острова - наиболее вероятного направления появления противника - поддержку десанту оказывали быстроходные современные линкоры нового типа. После высадки первых эшелонов войск и морской пехоты «Айдахо» приступил к непосредственной их поддержке, обстреливая цели в глубине острова. Только 7 марта линкор ушел на Улити, для подготовке к вторжению на Окинаву. Там 12 марта на нем поднял свой флаг командующей 3-й линейной дивизией контр-адмирал Бертрам Роджерс, которого через 3 дня сменил контр-адмирал Линд Мак-Кормик. Вместе с другими кораблями «Айдахо» вошел в состав 54-го Оперативного Соединения (огневая поддержка и прикрытие), которым командовал контр-адмирал Мортон Дейо, поднявший флаг на «Теннесси». Отряд 4 (бомбардировка берега) состоял из линкоров «Айдахо», «Вест Виржиния», трех крейсеров и эсминцев прикрытия.
Утром 21 марта 54-е Соединение покинуло Улити и направилось к Окинаве - последнему крупному острову на пути к самой Японии. Для «Айдахо» это была уже шестая десантная операция. 25 марта линкор открыл огонь по береговым батареям, мешавшим американским тральщикам делать проходы в минных полях. Затем его орудия обрушились на укрепления японцев, «подготавливая» их должным образом к началу высадки 1 апреля. 2 и 3 апреля линкор отражал воздушные налеты, но свой первый самолет ему удалось сбить только вечером 6-го. На следующий день зенитчики «Айдахо» увеличили свой боевой счет.
В тот день состоялось два крупных налета. Истребители патруля сбили три самолета на большом расстоянии от кораблей, но вскоре на радарах появились отметки еще одиннадцати групп «камикадзе». Попадания получили линкор «Теннесси» и эсминец «Зелларс». Своими новыми зенитками «Айдахо» удалось сбить 5 самолетов лично и еще несколько совместно с другими кораблями. Один из сбитых им «камикадзе» упал в воду так близко от левого борта по корме, что взрыв его бомбы обрушил каскады воды и осколков на палубу и надстройки. Из-за пробития буля и затопления его 9 отсеков корабль даже получил крен на левый борт в 1°.
Ночью японские самолеты сбросили осветительные бомбы и продолжили атаки. «Айдахо» резким отворотом удалось уклониться от торпед, одна которых взорвалась в кильватерной струе. В течение 15-16 апреля экипаж линкора помогал водолазам с ремонтного судна «Клэмп» временно отремонтировать левый буль.
20 апреля «Айдахо» уходил от Окинавы, имея на счету 9 вражеских самолетов, сбитых лично, еще 3 совместно, кроме того, несколько береговых батарей, транспортных средств, казематов, ангаров и т. п., а также два небольших судна, потопленных в бухте Наха. Спустя 5 дней линкор в Апра-Харбор на острове Гуам встал в плавучий док ABSD-3 для ремонта боевых повреждений.
«Айдахо» вернулся к Окинаве 22 мая, снова приступив к обстрелу скоплений японских войск и оказывая ночную поддержку 1-й дивизии морской пехоты. С 3 по 9 июня он поддерживал 6-ю дивизию, после чего ушел для пополнения запасов к Хагуиши. 11-18 июня он снова поддерживал 1-ю дивизию, ведя огонь по пещерам, где были спрятаны орудийные позиции, по катерам-самоубийцам, скоплениям войск и зенитным батареям.
20 июня линкор стал на якорь у Хагуиши Бич, а через 3 дня вошел в бухту Сан-Педро в заливе Лейте, Филиппины, где до самого прекращения военных действий с Японией 15 августа служил флагманом учебного соединения контр-адмирала Мак-Кормика. 18 августа линкор перешел на Окинаву, откуда в авангарде 3-й линейной дивизии вышел на рандеву с Оккупационным Оперативным Соединением, вместе с которым днем 27-го зашел в бухту Сагами на острове Хонсю. После подписания капитуляции Японии на борту линкора «Миссури» 2 сентября 1945 года «Айдахо» через четыре дня покинул Токийскую бухту, вернувшись на Окинаву.
10 сентября «Айдахо» ушел из Бакнер Бей и 20-го прибыл в Перл-Харбор. Через 5 дней он снова вышел в море с оперативной группой, возглавляемой вице-адмиралом Шерманом (флаг на авианосце «Энтерпрайз»). Корабли прошли Панамским каналом 11 октября и 16-го прибыли в Норфолк, Виржиния, где старый линкор начали готовить к выводу из строя.
Разукомплектовали «Айдахо» 3 июля 1946 года и он оставался в резерве в Норфолке до 16 сентября 1947 года, когда его имя было исключено из списков флота. 24 ноября линкор продали на слом фирме Липсетт Инкорпорейшн.
Награды
«Айдахо» за действия в годы второй мировой войны был награжден семью боевыми звездами:
* Алеутская операция: захват острова Атту (11 мая-2 июня 1943 года)
* Операция на островах Гильберта (20 ноября-7 декабря 1943 года)
* Операция на Маршалловых островах: захват атоллов Кваджелейн и Майдзуро (31 января-8 февраля 1944 года)
* Операция на Марианских островах: захват островов Сайпан (14-18 июля) и Гуам (12-30 июля 1944 года).
* Операция на Западных Каролинских островах: захват и оккупация островов Южные Палау (6 сентября-14 октября 1944 года)
* Операция на Иводзиме: высадка и захват острова Иводзима (16 февраля-7 марта 1945 года)
* Операции на Окинаве: высадка и захват острова Окинава (25 марта-30 июня 1945 года)
Корабль был награжден медалью флота за оккупационную службу (Азия, 2-11 сентября 1945 года)