Проектирование кораблей
Все ранние проекты "Orion" представляли собой не более чем улучшенный вариант линкоров типа "Colossus" с расположением всей главной артиллерии в диаметральной плоскости. Первоначальные эскизы предусматривали вооружение из десяти 343-мм. (новые 13,5"/45-калиберные орудия первоначально обозначались как 12" орудие типа "А") и шестнадцати 102-мм, скорость в 21 . узел (один из рассматривавшихся вариантов со скоростью в 23 узла).
Головной корабль этого типа ("Orion") строился по плановой программе 1909 года, остальные три сооружались уже по "чрезвычайной" программе, и в значительной степени против воли премьер-министра Эсквита, все еще настаивавшего на ненужности этих дополнительных кораблей. Однако веские доводы в пользу их постройки заставили правительство либералов принять усиленную .программу строительства линейных кораблей. Поступавшие сообщения подтверждали слухи об осуществлении мощной военно-морской программы в Германии, и было не вполне ясно, какие еще могли оставаться сомнения у правительства относительно истинных намерений германского флота. Военно-морской корреспондент "Дейли Телеграф" писал: "Слухи о шести строящихся германских дредноутах, на некоторых из которых дела быстро продвигаются вперед, не могут не привлечь внимания к тайне, окутавшей эти корабли несмотря на формальную секретность, объявленную британским адмиралтейством в отношении проектов нашего дредноута, все важнейшие данные о нем стали достоянием гласности спустя шесть месяцев после его закладки. О германских же дредноутах можно сказать лишь то, что нам до сих пор известно о них мало, а точнее совсем ничего, и закрадывается сомнение, насколько вообще британское разведывательное управление находится в курсе характеристик этих кораблей. Первый из сооружаемых немецких дредноутов - крупный броненосный крейсер "Е" -первоначально должен был быть заложен в 1906 году, но затем его строительство было прервано, и в конструкцию были внесены изменения, что сделало этот корабль в принципе способным противостоять новейшим британским кораблям этого класса. Строительство этого корабля возобновилось в прошлом году. Летом 1907 года заложены еще четыре крупных линкора, а в ноябре был начат постройкой новый большой броненосный крейсер, о котором говорят, что он станет самым крупным изо всех кораблей этого типа, построенных до сих пор. Имеются также и другие сообщения, показывающие, что Германия на самом деле заложила еще четыре очень больших линкора в этом году".
В первых проектах 23-узлового корабля его длина предусматривалась равной 175,4 метров, что было на 19,83 метра больше, чем у "Colossus", а ширина увеличилась до 26,8 метра (на 0,9 метра больше), проектное водоизмещение составляло около 24.250 тонн, стоимость 2,5 млн.фунтов стерлингов.
Вариант проекта линкора со скоростью 21 узел имел длину 164,7 метра при такой же ширине (26,8 метра), однако у него была меньшая на 0,15 метра осадка (8,39 метра), водоизмещение равнялось 22.750 тонн, стоимость на 500 тыс.фунтов стерлингов меньше, чем у проекта с 23-узловой скоростью.
Для обсуждения этих предварительных проектов в июне 1909 года был созван Совет Адмиралтейства, но, несмотря на то, что почти половина его членов высказалась за проект корабля с 23-узловой скоростью, предпочтение было отдано 21-узловому. В своем письме первому морскому лорду датированном 17 июня 1909 года, главный строитель флота Филипп Уотте объяснял:
"Принимая во внимание скорость новых германских линкоров, наши новые корабли безусловно должны иметь скорость в 23 узла Мне стало известно, что совет предпочел менее быстроходный корабль, и я совершенно не могу этого понять.
Я хотя бы потому не согласен с принятием этого проекта, что считаю, что ни один из классов линкоров Королевского флота не должен быть превзойден ни в малейшей степени: лишние деньги, необходимые для постройки более быстроходных кораблей, в конечном счете окажутся потраченными только с пользой".
Но Совет, казалось, "сделал глухое ухо", и в ноябре того же года официально принял проходящий под шифром "L" проект корабля с меньшей скоростью и разослал эскизы в конструкторские отделы для окончательной проработки. В целом новый проект "L" являлся значительным шагом вперед по сравнению с предшествующим "К. 5" ("Colossus" и "Hercules"). Принципиальными отличиями стали:
1. Беспрецедентный рост водоизмещения по сравнению с предшествующими проектами.
2. Установка 343-мм орудий в башнях, которые располагались в диаметральной плоскости, причем вторые башни в носовой и кормовой группах располагались возвышенно.
3. Впервые на британских дредноутах бортовое бронирование было продолжено выше уровня средней палубы.
Появление 343-мм орудий повлекло существенный рост водоизмещения значительное утяжеление дала также установка усиленной бортовой защиты; скачок в росте водоизмещения намного превысил традиционную пропорцию при переходе от одного типа кораблей к другому и почти вдвое - разницу между "Lord Nelson" и "Dreadnought".
По сравнению с предшествующим проектом были улучшены обводы корпуса, в результате чего был достигнут намного лучший призматический коэффициент, а мидель корабля был значительно смещен в корму, тогда как у предыдущих линкоров он был более отнесен к носу. Далее, вследствие отказа от бортовых башен, полубак получил значительное удлинение и продолжался почти до середины корпуса, где был срезан под острым углом к середине корабля, что, в свою очередь позволило существенно увеличить сектор обстрела средней башни.
Дополнительный вес возвышенных башен, плюс броня верхней части надводного борта, существенно возвысили расположение центра тяжести по сравнению с предшествующим "Colossus" и поэтому для поддержания адекватной метацентрической высоты и обеспечения подходящей остойчивости на "Orion" пошли на увеличение ширины корпуса. Несмотря на то, что длина корабля выросла на 10,67 метра, увеличение ширины составило лишь 1,07 метра, что дало отношение длины к ширине 6,56:1. Отвечавшие за этот проект .инженеры-конструкторы А.М.Уортингтон и Е.Н.Муни одно время даже подумывали в целях обеспечения дополнительной остойчивости, а также для улучшения подводной защиты, о доведении ширины до 27,04 метра, однако они побороли это желание в пользу более скромной величины, признанной достаточной для обеспечения требуемой исходной остойчивости, при этом проектная метацентрическая высота составила 1,54 метра.
После ввода кораблей в строй появились сообщения, что несмотря на хорошую мореходность, все они оказались существенно подверженными качке. Это обстоятельство породило значительную тревогу среди конструкторов, хотя сначала на нее и не обратили большого внимания. Затем в "Стандарт энд Сент-Джемс газетт" появился комментарий:
"Новый сверхдредноут "Orion" во время перехода через Бискайский залив оказался существенно подверженным качке. Согласно полученным сообщениям, временами корабли так раскачивались, что на них ожидали любого непредвиденного исхода. Некоторые наиболее тревожные сообщения упоминали, что корабль несколько раз чуть было не перевернулся. Скорее всего, правда, это было лишь более чем достойным подтверждением старой флотской легенды об "ужасной валкости" всех кораблей с 343-мм калибра, оба класса - и "Admiral'ы" и "Sovereign'ы" (1890 год) отвратительно переваливались с борта на борт, последние настолько сильно, что пришлось установить скуловые кили".
Хотя не было причин тревожиться, что "Orion" может последовать примеру старого "Captain", перевернувшегося вверх килем в 1870 году, проблема возникла серьезная и необходимо было что-то предпринять. После осмотра и проведения необходимых расчетов было предложено простое решение об увеличении существующих скуловых килей. Но тогда возникала другая проблема: при оснащении кораблей килями необходимого размера они не могли бы войти в существующие доки. Решение было компромиссным: скуловые кили нарастили, но не до такой степени, что их рост мог бы помешать докованию. Так или иначе, на всех кораблях этого типа проблема качки была снята: двадцатиградусный уровень, до которого доходили размахи "Orion" в Бискайском заливе, не был повторен никогда.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ, ОБСУЖДАВШИЕСЯ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ТИПА ЛИНКОРОВ "ORION"
|
Ед. изм. |
Проект "К. 5" ("Colossus") |
23-узловый проект |
Проект "L" |
Водоизмещение |
т. |
20.000 |
24.250 |
22.500 |
Длина Ширина Осадка наиб. Высота борта Вооружение 305-мм."А" |
м. м. м. м. |
155,45(пп) 25,91 9,45 8,53 10 |
175,26(пп) 26,82 9,60 7,92 10 |
164,59(пп) 24,99 9,60 7,62 10 |
102-мм. |
|
16 |
16 |
16 |
533-мм.ТТ |
|
3 |
3 |
3 |
Броня |
мм |
279-254-229-178-152-127- -102 |
254-229-178-152-127-102 |
254-229- -152-102 |
Топливо |
|
|
|
|
уголь : нефть: Мощность мех-ов |
т. т. лс |
3000 800 25.000 |
3100 900 35.000 |
3000 850 27.000 |
Скорость |
уз. |
21 |
23 |
21 |