Вооружение линейных кораблей типа "Orion"
Первоначальный вариант:
10 343-мм./45-калиберных орудий "Mk.V"; 80-100 выстрелов на орудие; 16 102-мм./50-калиберных орудий; 150 выстрелов на орудие; 1 75-мм. пушка (вес установки 406,4 кг.);
4 47-мм. салютных пушки;
5 пулеметов Максима (5000 патронов);
3 533-мм.торпедных аппарата; общий запас: 20 торпед.
Несколько позже добавлены (См. "Изменения во внешнем облике"):
1 102-мм. зенитное орудие; 75 выстрелов;
1 76-мм. зенитное орудие; 150 выстрелов;
Прожектора: 7 36-дюймовых (914 мм.) два - на мостике, три - вокруг второй трубы, два - на надстройках.
Расположение постов управления огнем: один - на фор-марсе, по одному - в каждой башне, один - на кормовой надстройке.
Впервые на линкорах дредноутной эры был применен калибр главных орудий более 305-мм., и после завершения строительства кораблей их главная артиллерия была самой мощной из когда-либо установленной на боевых кораблях. Колоссальное увеличение веса бортового залпа - 5675 кг. против 3087 кг. на "Dreadnought" и 3859 кг. на "Neptune" -осталось непревзойденным вплоть до начала 1914 года, когда в США вступили в строй корабли типа "Texas".
Введение 343-мм. пушки потребовалось вследствие увеличения боевых дистанций и необходимости большей точности, пробивной способности и разрушительной силы. 305-мм. орудие - стандартное оружие линкора в течение последних пятнадцати лет, достигло своего наивысшего развития в 50-калиберной модели, примененной на "Saint-Vincent", после чего стало ясно, что дальнейшее улучшение характеристик возможно только при увеличении калибра. Прежде чем появиться на новых кораблях, 343-мм. пушка некоторое время проходила испытания и первоначально, для сокрытия основных параметров, официально именовалась "305-мм.орудие модели "А". По проекту общий вес пяти двухорудийных башен (без орудий) должен был составить 2344 тонны, что было сочтено приемлемым для обеспечения необходимой боевой эффективности.
Решение разместить все башни в диаметральной плоскости стало результатом тщательного изучения зарубежных проектов. Впервые такое расположение появилось в 1905 году на американском "Michigan" и в нескольких обсуждавшихся вариантах для английского "Dreadnought", но не было принято тогда из-за увеличения весовой нагрузки, размеров и стоимости таких установок. Конструкторы быстро подсчитали, что установка 343-мм. башен по бортам невозможна из-за их сильно возросшего веса, кроме этого, в данном случае сильно сокращались сектора обстрелов и, как сказал Уотте: -"Какой на свете прок от орудий, которые не способны вести огонь в круговом секторе". Решение пришло с "Neptune":бортовые башни перенесли в диаметральную плоскость - одну из них расположили поверх носовой башни, а другую в середине корпуса за второй дымовой трубой, что потребовало удлинения палубы на 10,67 метра уже на стадии проекта. В первоначальный проект не был включен контрольно-дальномерный пост главного калибра, но уже в конце 1911 года он был установлен на "Thunderer", а весной 1912 года состоялись его испытания. Этот, оказавшийся очень удачным, пост, был создан по проекту, главным образом, фирмы "Vickers" и намного превосходил пост фирмы Скотта, установленный на "Neptune", и позднее вытеснил его.
В октябре-ноябре 1912 года были проведены специальные испытания с участием "Orion" и "Thunderer", причем последний имел контрольно-дальномерный пост, а первый - нет. Заметка в "Тайме" не оставляла сомнений в том, какой же метод следует признать лучшим: "Сообщают, что сегодня был продемонстрирован новый метод контроля ведения артиллерийского огня. Линейные корабли "Orion" и "Thunderer" получили приказ одновременно открыть огонь по выбранной цели с разных дистанций и углов. Испытания проводились в бурную порывистую погоду, килевая и бортовая качка кораблей составляла 5-6 градусов. В этих условиях "Thunderer" достиг по меньшей мере в 5 раз большего числа попаданий, чем "Orion", и все они легли намного кучнее, чем у послед него. Если дальнейшие усовершенствования пойдут такими же темпами, то в бою наши корабли смогут поразить врага первым же залпом."
Сохранение 102-мм. калибра вспомогательной артиллерии вновь можно расценить как наиболее слабую сторону новых кораблей, хотя размещение этих пушек существенно отличалось от примененного на "Colossus" - их распределили поровну в носовой и кормовой надстройках, вместо сосредоточения их целиком впереди, как прежде. Что послужило причиной для этого, не вполне ясно, но очевидно, что раздельное расположение батареи было намного лучшим, чем совместное в единой группе, как это делалось во многих предшествующих проектах.
Эти корабли стали также первыми из британских линкоров, на которых еще в проекте были предусмотрены 533-мм.торпедные аппараты ("Colossus" по проекту должен был иметь 457-мм.торпедные аппараты, решение установить на нем 533-мм.аппараты было принято уже во время постройки).