Вооружение линейных кораблей типа "Orion"

 

Первоначальный вариант:

10 343-мм./45-калиберных орудий "Mk.V"; 80-100 выстрелов на орудие; 16 102-мм./50-калиберных орудий; 150 выстрелов на орудие; 1 75-мм. пушка (вес установки 406,4 кг.);

4 47-мм. салютных пушки;

5 пулеметов Максима (5000 патронов);

3 533-мм.торпедных аппарата; общий запас: 20 торпед.

Несколько позже добавлены (См. "Изменения во внешнем облике"):

1 102-мм. зенитное орудие; 75 выстрелов;

1 76-мм. зенитное орудие; 150 выстрелов;

 

Прожектора: 7 36-дюймовых (914 мм.) два - на мостике, три - вокруг второй трубы, два - на надстройках.

Расположение постов управления огнем: один - на фор-марсе, по одному - в каждой башне, один - на кормовой надстройке.

 

Впервые на линкорах дредноутной эры был применен калибр главных орудий более 305-мм., и после завершения строительства кораблей их главная артиллерия была самой мощной из когда-либо установленной на бое­вых кораблях. Колоссальное увеличение веса бортового залпа - 5675 кг. против 3087 кг. на "Dreadnought" и 3859 кг. на "Neptune" -осталось непревзойденным вплоть до начала 1914 года, когда в США вступили в строй корабли типа "Texas".

Введение 343-мм. пушки потребовалось вследствие увеличения боевых дистанций и необходимости большей точности, пробивной способности и разрушительной силы. 305-мм. орудие - стандартное оружие линкора в те­чение последних пятнадцати лет, достигло своего наивысшего развития в 50-калиберной модели, примененной на "Saint-Vincent", после чего стало ясно, что дальнейшее улуч­шение характеристик возможно только при увеличении калибра. Прежде чем появиться на новых кораблях, 343-мм. пушка некоторое время проходила испытания и первоначально, для сокрытия основных параметров, официально именовалась "305-мм.орудие модели "А". По проекту общий вес пяти двухорудийных башен (без орудий) должен был соста­вить 2344 тонны, что было сочтено приемле­мым для обеспечения необходимой боевой эф­фективности.

Решение разместить все башни в диамет­ральной плоскости стало результатом тща­тельного изучения зарубежных проектов. Впервые такое расположение появилось в 1905 году на американском "Michigan" и в нес­кольких обсуждавшихся вариантах для анг­лийского "Dreadnought", но не было принято тогда из-за увеличения весовой нагрузки, размеров и стоимости таких установок. Кон­структоры быстро подсчитали, что установка 343-мм. башен по бортам невозможна из-за их сильно возросшего веса, кроме этого, в данном случае сильно сокращались сектора обстрелов и, как сказал Уотте: -"Какой на свете прок от орудий, которые не способны вести огонь в круговом секторе". Решение пришло с "Neptune":бортовые башни перенес­ли в диаметральную плоскость - одну из них расположили поверх носовой башни, а другую в середине корпуса за второй дымовой тру­бой, что потребовало удлинения палубы на 10,67 метра уже на стадии проекта. В первоначальный проект не был включен контрольно-дальномерный пост главного калибра, но уже в конце 1911 года он был установлен на "Thunderer", а весной 1912 года состоя­лись его испытания. Этот, оказавшийся очень удачным, пост, был создан по проекту, главным образом, фирмы "Vickers" и намного превосходил пост фирмы Скотта, установлен­ный на "Neptune", и позднее вытеснил его.

В октябре-ноябре 1912 года были прове­дены специальные испытания с участием "Orion" и "Thunderer", причем последний имел контрольно-дальномерный пост, а пер­вый - нет. Заметка в "Тайме" не оставляла сомнений в том, какой же метод следует признать лучшим: "Сообщают, что сегодня был продемонстрирован новый метод контроля ведения артиллерийского огня. Линейные ко­рабли "Orion" и "Thunderer" получили при­каз одновременно открыть огонь по выбран­ной цели с разных дистанций и углов. Испы­тания проводились в бурную порывистую по­году, килевая и бортовая качка кораблей составляла 5-6 градусов. В этих условиях "Thunderer" достиг по меньшей мере в 5 раз большего числа попаданий, чем "Orion", и все они легли намного кучнее, чем у послед него. Если дальнейшие усовершенствования пойдут такими же темпами, то в бою наши корабли смогут поразить врага первым же залпом."

Сохранение 102-мм. калибра вспомога­тельной артиллерии вновь можно расценить как наиболее слабую сторону новых кораб­лей, хотя размещение этих пушек существен­но отличалось от примененного на "Colos­sus" - их распределили поровну в носовой и кормовой надстройках, вместо сосредоточе­ния их целиком впереди, как прежде. Что послужило причиной для этого, не вполне ясно, но очевидно, что раздельное располо­жение батареи было намного лучшим, чем совместное в единой группе, как это дела­лось во многих предшествующих проектах.

Эти корабли стали также первыми из британских линкоров, на которых еще в про­екте были предусмотрены 533-мм.торпедные аппараты ("Colossus" по проекту должен был иметь 457-мм.торпедные аппараты, решение установить на нем 533-мм.аппараты было принято уже во время постройки).