Опытный расстрел дредноута "Monarch"
В августе 1922 года был отдан приказ о продаже "Monarch" на слом, однако вскоре его исключили из списка на продажу и зачислили в учебное подразделение "Vernon". Было принято решение использовать корабль для проведения широких экспериментов с целью выявления на его примере устойчивости брони и конструктивной прочности британского линкора в целом. В течение октября 1923 года "Monarch" готовили к использованию в качестве мишени. 6 января 1925 года, после того, как были сняты все ненужные и незначительные конструкции, "Monarch" покинул Портсмут и на следующий день пришел в Плимут. 20 января корабль оставил Плимут и тем же утром у Сциллиайла был встречен Атлантическим британским флотом. После его установки и подготовки, корабль подвергался непрерывным атакам в течение 9 часов: утром - огню 152-мм.артиллерии крейсеров, днем - налетам авиации с авианосца "Argus", а вечером и ночью -расстрелу из тяжелых орудий линейных кораблей.
Целью испытаний была также проверка недавно появившихся на флоте новых бронебойных снарядов, введенных как раз перед окончанием войны и поэтому еще не опробованных по "живой" цели. Эти снаряды нового типа с закаленными наконечниками имели взрыватели с замедлителями. Лиддитовая взрывчатка старых снарядов была заменена шеллитовой, по расчетам более эффективной. Во время стрельб использовались также обычные фугасные снаряды, однако сначала с тротиловой взрывчаткой.
За время опытного расстрела офицеры учебно-артиллерийского корабля "Excellent", принадлежавшего одноименной школе, успели настрочить для совета адмиралтейства объемистые отчеты: ниже перечисленные данные взяты из общего официального отчета от 14 августа 1925 года и наглядно показывают, насколько упорно обреченный на мучительную смерть "Monarch" противостоял своей медленной пытке.
ТЕСТ N-1. Бронебойный снаряд.
- Шеллит-16-D (343-мм.).
- Точка прицеливания: между верхней и главной палубой, за 137 шпангоутом.
- Конструкция: броня в 203 мм. на 76-мм. тиковой подкладке, подкрепленная 254-мм. Z-образными стойками.
Снаряд ударил на 68,6 см. выше уровня главной палубы, проделав дыру 46 х 40,6 см Выбитый диск был 8,9 см. в диаметре. 137-й шпангоут был полностью снесен между главной и верхней палубами, а 136-й был почти перерезан летящим диском.
В главной палубе этим же снарядом затем была сделана пробоина диаметром около 46 см. на расстоянии 1,37 метра от борта. Три других пробоины меньшего размера находились на расстоянии около 1,8 метра от борта. Четыре осколка проникли под палубу и долетели до противоположного борта. Снаряд летел по нисходящей и врезался в палубу как раз перед обшивкой дымохода, снеся окончание бимса под главной палубой в точке соединения его с 134-м шпангоутом. После удара главная палуба была повреждена. Два крупных осколка брони последовали по пути снаряда и повредили кожух дымохода. 254-мм.пиллерс 138-го шпангоута, находившийся примерно в 4,3 метрах от борта, был снесен и отброшен прочь. Сам снаряд коснулся верха переборки котельного кожуха, чуть срикошетил вверх и разорвался в диаметральной плоскости 133-го шпангоута примерно в 13,5 метрах от точки входа и на таком же расстоянии от противоположного борта, находясь уже в районе кормовой дымовой трубы.
Кожух трубы перед местом разрыва сна-ряда был разрушен. То же произошло и с дымоходом трубы. На средней палубе переборка 137-го шпангоута, уже имевшая повреждения в результате бомбометания с аэропланов, ослабла и треснула по центральному шву.
Основная часть взрывной волны вышла через дымовую трубу и из-за этого был сравнительно небольшой взрывной эффект, повреждения были в основном осколочными.
ТЕСТ N-6. Бронебойный снаряд.
- Шеллит-16.D. (343-мм.)
- Точка прицеливания: броня барбета башни "В" (279 мм.).
- Снаряд поразил броню под углом примерно 90 градусов на уровне Катковых опор примерно в 1 метре от стыка двух броневых плит. Пробоина оказалась размером примерно 46x46 см. с очень незначительным отслоением изнутри. Снаряд прошел между нижними и верхними катками, снеся опорное кольцо на участке около 2 метров и выбив катки. Затем он срезал винт привода горизонтальной наводки и снес часть привода между шестерней горизонтальной наводки и полом фундамента двигателя горизонтального привода.
Траектория снаряда прошла чуть перед траверзной линией к башне и затем, пронзив переднюю, заднюю и две поперечных балки поворотного стола орудий и, снеся зарядный толкатель одного из орудий, снаряд достиг левой передней стороны рабочего отделения примерно в 2,5 метрах от диаметрали, все еще находясь в плоскости опорного погона. Здесь он разорвался (возможно как раз перед тем, как поразить броню) между двумя уровнями Катковых опор. Были также обнаружены небольшие следы слева на обшивке.
В стенке рабочего отделения образовалась пробоина около полутора метра в поперечнике, оба опорных круга катков башни были разрушены, причем нижний был вывернут почти на 2 метра .из поддерживающих конструкций . Опорное кольцо также было отнесено на 2 метра. Пробоина 61x38 см. образовалась в палубе поворотного стола немедленно после взрыва.
Набор корпуса в месте разрыва был очень мощным, что в определенной мере объясняет относительно скромный эффект разрыва снаряда. Броня противоположного края барбета повреждений не получила. Несколько мощных ударов пришлось также между 76-м и 82-м шпангоутами, вызвавших повреждения разной степени тяжести: от только оцарапавших броню до вызвавших жестокие разрушения внутренних устройств.
С палубами дело обстояло не лучше, а в одном случае участок главной палубы в месте разрыва был продавлен вниз на 0,3 метра и пробит в 16 местах. Имелась одна пробоина на 80-м шпангоуте, в 0,6 метра от точки взрыва.
Повреждения под главной палубой между 78-м и 80-м шпангоутами вызвали полный вывод из действия всего электрооборудования. В этом месте было обнаружено 32 кг. осколков от попавшего снаряда.
Разрыв снаряда на уровне верхней палубы (броня 38 мм.) сделал пробоину в 0,5 кв.метра у 82-го шпангоута. Также был срезан бимс. Большая часть палубного настила в районе этой пробоины была снесена, а оставшийся настил был скомкан. В полубаке образовалась пробоина 2 х 0,6 метра. Были повреждены корпусные конструкции на протяжении от 81-го до 84-го шпангоутов, причем в этом районе было отмечено еще несколько пробоин.
Сигнальный мостик был пробит в двух местах - одна из пробоин шириной более 0,6 метра и другая, меньших размеров, образовались от срикошетировавшего от нижней палубы осколка. Несколько последующих разрывов бронебойных снарядов с зарядом тротила были очень эффективными - образовавшаяся взрывная волна произвела сильные внутренние разрушения в жизненно важных частях корабля (машинных и котельных отделениях, дымоходах и др.).
В итоге эти испытания показали, что расположение брони и ее толщина нуждаются в дальнейшем улучшении, система подкрепления брони оказалась неадекватной для поддержки пояса. Все участки, по которым производилась стрельба, были пробиты 343-мм. бронебойными снарядами, а после их разрыва внутри корабля образовывались колоссальные разрушения. Палубная броня оказалась практически бесполезной, так как имела повреждения даже от осколков 203-мм.снарядов с крейсеров, не говоря уже о прямых попаданиях более крупных снарядов.
По участкам, имевшим более тонкое бронирование, вели огонь крейсера со 152-мм. орудиями. Вся эта броня также оказалась пробита, что показало ее небольшую ценность.
Испытания также показали, что новые снаряды способны пробивать броню под острым углом, что было невозможно во времена Ютландского сражения в 1916 году.
Результаты этих тщательных испытаний были, очевидно, по достоинству оценены Советом адмиралтейства, обязавшим конструкторский отдел сделать необходимые выводы. Позднее, когда решался вопрос о броневой защите линкоров (1925 год), был принят девиз "Все или ничего", который привел к тому, что вопрос об установке каких-то дополнительных тонких поясов - как на всех предшествующих типах линейных кораблей даже не обсуждался.