Примечания
1 О.Паркс упоминает о свидетельстве адмирала Г.А.Бэлларда, который рассказывал ему, что, будучи на этом корабле, он видел ограничители башни, не позволявшие развернуть её слишком далеко в корму за траверз, но это было уже по прошествии нескольких лет после вступления корабля в строй. // Прим. Автора. (O.Parkes. British Battleships "Warrior" (1860) to "Vanguard" (1950). A History of Design, Construction and Armament. - London: Seeley Service & C°, Lim., 1966. p. 173).
2 "Topo" был заложен в октябре 1863 г. и вступил в строй в августе 1865 г. Его размерения равнялись 63,12 х 14,50 х 5,35 м, водоизмещение составляло 2718 т, скорость хода 12,5 уз, мощность машины 3600 л.с. Вооружён одним 240мм орудием. Бронирование - сплошной пояс по ватерлинии толщиной 140 (в середине) - 130 (в оконечностях) мм, башня 190 мм. // E.Gille. Cent Ans de CuirassesFrancais. -Nantes, 1999. p.151-158.
3 "Бельер" (заложен в апреле 1865 г., введён в строй в июне 1872 г.), "Цербер" (сентябрь 1865/сентябрь 1870), "Бульдог" (декабрь 1865/октябрь 1873), "Тигр" (сентябрь 1865/июль 1874) - размерения 68,88 х 16,00 х 5,66 м, водоизмещение 3590 т, скорость хода 12,7 уз. Вооружение -два 240мм орудия в поворотной башне в носу. Бронирование - сплошной пояс по ватерлинии толщиной 270 мм (у нижней кромки 120 мм), башня 180 мм. // E.Gille. Ibid., pp. 151, 153,156.
4 Полностью: "Комитет по рассмотрению проектов, по которым были построены последние боевые корабли" (Committee to Examine the Designs upon which Ships of War have recently been constructed), образован Советом Адмиралтейства в январе 1871 г. как следствие гибели "Кэптена". Председателем был назначен лорд Джафферин, в состав Комитета входили многие известные морские офицеры, а также такие авторитетные кораблестроители, как У.Томпсон, У.Фруд, Дж.Фиппс-Хорнби, У.Дж.М.Рэнкин, У.Хьюстон-Стюарт, П.Денни, Дж.П.Биддер, Дж.Уоли и Т.Ллойд. Причиной образования Комитета стало то, что Совет в течение долгого времени не мог понять истинную причину гибели "Кэптена" и принял решение пересмотреть проекты уже построенных кораблей для выявления их возможных скрытых пороков (рассмотрению подверглись "Кэптен", "Монарх", "Инвинсибл", "Глаттон", "Девастейшн", "Циклоп", и "Инконстант"). Подобную меру можно расценить как плачевное признание собственной некомпетентности, поскольку все предшествующие проекты были разработаны квалифицированными корабельными инженерами в точном соответствии с требованиями предшествующих Советов, и подозрение, высказанное в отношении них вследствие единичной катастрофы, должно было означать, что сами эти требования были некомпетентны.
(D.K.Brown. The Design of HMS "Inflexible" // Warship, Vol. IV, 1980. p. 147.)
5 В то время общепринятым соотношением для кораблей, имеющих отношение длины к ширине не более 5:1, было отношение высоты надводного борта к ширине, равное 1:8. // Прим. Автора. (O.Parkes. Ibid. p. 193).
Идея Рида об отстоянии боковых стен бруствера от бортов преследовала цель использования стабилизирующего воздействия волн при захлёстывании ими низкого борта при качке. Однако после его отставки возобладала точка зрения, что подобный низкий борт существенно снизит восстанавливающий момент при крене судна. Это было восполнено Барнаби продолжением уровня палубы бруствера до бортов, путём сооружения лёгких надстроек, где разместили каюты.
6 Так в оригинале. Сумма 6070 т + 3310 т дает 9380 т, а не 9330т.
7 Автор, как было обычно в то время, при обозначении модели артиллерийской системы оперирует её весом. Однако во избежание неясности требуется некоторое разъяснение. Все четыре тяжёлых орудия "Девастейшна" относились к единой 12" "модели I" (Мк I) образца 1871 г. с относительной длиной ствола 13,5 калибров. У вступившего в строй через четыре года "Тандерера" в носовой башне установили уже 12,5" орудия "модели I" (Мк I) образца 1875 г. с длиной ствола 15,8 калибров, в то время как в кормовой находились прежние 12713,5 пушки.
"Тандерер" остался единственным кораблем британского флота, вооруженным 12,5"/15,8 орудиями (прим. Ред.).
8 Современный британский исследователь Р.А.Бёрт упоминает об одном 9-фунтовом орудии на каждом из кораблей при их вступлении в строй // R.A.Burt. British Battleships 1889-1904. -Annapolis: Naval Institution press, 1988. p. 11.
9 Автор приводит французское выражение "cul-de-sac", что означает "дно мешка" (Ред.).
10 Первая башня с механическим приводом, вышедшая в море на борту боевого корабля, была спроектирована инженером компании "Армстронг" Г.У.Ренделом и установлена на месте носовой на "Тандерере" в 1877 г. В ней находились два 12,5" 38-тонных орудия. Отдача орудий воспринималась гироцилиндром с подрессоренным возвратным клапаном и это же устройство использовалось для наката орудия в положение ведения огня. Гидродомкрат использовался для вертикального наведения орудия, а само орудие, для всемерного уменьшения размеров порта в лобовой броне, было установлено на станке с бортовым штырём, позволяющим небольшую горизонтальную "донаводку" после поворота всей башни на заданный угол. Диаметр башни составлял 9525 мм, а её вес равнялся 406 т. Вращение осуществлялось на роликах по кольцевому погону. // D.K.Brown. Warrior to Dreadnought: Warship Development 1860-1905 -London: Chatam Publishing, 1997. p. 60-61.
11 Автор умалчивает, что в результате этой тяжёлой аварии на "Тандерере" погибло 40 человек (Ред.).
12 "Громоносец" и "Опустошитель" (Ред.)
13 С января 1869 г. по март 1872 г. и снова с апреля 1882 г. и далее Инспектор являлся также лордом Адмиралтейства.
14 Принц Уэльский - титул тогдашнего наследника трона, будущего короля Эдуарда VII, принцесса Уэльская - титул его супруги, будущей королевы Александры.
15 Первоначально барбетные орудия "Темерера" относились к разным моделям - одно 11 "/12 (Мк II), другое 10714,5 (Мк II). Впоследствии, уже во время службы корабля, 10" барбетное орудие было заменено на 11".
16 Дэвид Браун даёт цифру 105 сек. // D.K.Brown. Warrior to Dreadnought: Warship Development 1860-1905. - London: Chatam Publishing, 1997. p. 69.
17 Цит. по Г.А. Бэлларду.
18 Объяснения относительно ограничения практических стрельб из кормового барбетного орудия единственным разом в год из-за опасения нанести повреждения близлежащим надстройкам и палубе контрастируют порой в частных свидетельствах упоминаниями о нежелании корабельного начальства просто портить окраску судна.
19 Цит. по Г.А. Бэлларду.