Постройка

Головной броненосец (им по сложившейся практике считали корабль, строившийся на верфи Морского ведомства) "Ослябя" Н.М.Чихачёв приказал приготовить "к плаванию в полном боевом вооружении в два года". Постройка крупнейших в то время в русском флоте эскадренных броненосцев потребовала напряжения всех инженерных сил и производственных мощностей. Особенно обширный и запутанной оказалась контрагентская поставка - от заказа предпринимателю Я.С.Пульману бронзовых фор- и ахтерштевней, рулевой рамы и кронштейнов до поставки и замены неоднократно браковавшихся 10" орудий. Много забот доставили конструирование и конкурсный заказ башен с электроприводами (вместо прежних гидравлических) и заказ палубной, бортовой и башенной брони. Без особых проблем оформили заказ на главные и вспомогательные паровые механизмы и уже освоенные Балтийским заводом (по опыту работ на крейсере "Россия") водотрубные котлы системы Бельвиля. Было немало нового. Для броненосцев типа "Пересвет" заказали первый образец типового шпиля с электроприводом. Новшеством стал и рулевой винтовой привод на основе английской системы Дэвиса, который выгодно отличался от примитивной схемы с тяговыми цепями, применявшейся на броненосцах типа "Полтава". Удачной новинкой явилась типовая конструкция каютных щитов из тонкой гофрированной стали, которые начали применять вместо традиционных лёгких переборок из дерева. Такие выгородки разных помещений по заказу Балтийского завода, начиная с "Пересвета" и "Победы", выполняла "Фабрика построек из фасонного железа" Вильгельма Тильманса в Прушкове близ Варшавы.

8 июня 1896 г. ГУКиС потребовал от МТК "теперь же определиться: могут ли Ижорский и Обуховский заводы изготовить всю броню для "Пересвета" и "Осляби", и какая она будет - сталеникелевая или гар-веевская. Без промедления требовалось представить и ведомости заказа плит. 21 июня последовало новое указание управляющего Морским министерством: спустив на воду "Пересвет" и "Ослябю", через год закончить установку брони. Не сразу решились на заказ новой гарвеевской брони. Не удавалось поначалу и производство первых плит из эстрамягкой никелевой стали для броневой палубы. Для "Пересвета" удовольствовались обычной судостроительной сталью, заказав её на Путиловском заводе. Изготовленные там 64мм плиты передавались на Ижорский завод для придания им необходимой формы по обводу покатой карапасной палубы. В феврале 1897 г. почти все плиты палубной брони (весом около 710 т) установили на "Пересвет", но сборка корпуса сдерживалась отсутствием 14 листов носового карапаса (участка брони вне цитадели).

"Ослябя", строившийся на казённые средства, продолжал отставать от графика - к февралю 1897 г. из заказанных 675 т палубной брони получили 585 т, а установили чуть больше 95 т. Соответственно (особенно задерживалась готовность бортовой и башенной брони) опоздал корабль и со спуском на воду. Это произошло 27 октября 1898 г., почти на полгода позже, чем спуск "Пересвета" (7 мая). Спусковая масса корабля составляла 5244 т, в том числе 4140 т - масса корпуса с палубной бронёй, броневыми траверзами и дельными вещами, 98 т - гребные валы с винтами и обтекателями, 42 т - якоря и цепи, и т.п.. Осадка носом после спуска составила 2,93 м, кормой - 4,67 м.

В ходе достройки утрясались многие нерешённые в проекте вопросы. Так, несмотря на настояния МТК защитить рубки башенных командиров бронёй, имеющей толщину, близкую к толщине башен, как это делалось на Западе, новый управляющий Морским министерством П.П.Тыртов приказал ограничиться "лёгкими колпаками с откидывающейся крышкой". После долгих раздумий в МТК признали чрезмерным для остойчивости число скорострельных орудий на марсах и сократили его вдвое, отказавшись впредь от применения "боевых" марсов со скорострельной артиллерией. Традиционным - посредством грузовой стрелы - предусматривался на "Пересвете" подъём баркасов и паровых катеров. На "Ослябе" решили применить новое, более удобное устройство с S-образными шлюпбалками. Стрела стала не нужна, а потому служившую ей опорой грот-мачту , не нуждавшуюся теперь в марсе, оказалось возможным сделать не столь тяжёлой, как на "Пересвете" (что признавалось полезным и для уменьшения ожидавшейся перегрузки). Уже установленную на "Пересвете" грот-мачту с марсом оставили (что стало главным внешним отличием этого корабля от однотипных), а изготовленную заводом Дж.Пульмана для "Осляби", но ещё не установленную грот-мачту в июне 1899 г. решили использовать в качестве фок-мачты на третьем строящемся (но уже без деревянной и медной обшивки) броненосце "Победа". Особенностью "Осляби" стало применение (по предложению его командира капитана 1-го ранга В.К.Витгефта) на крыльях командного мостика "особых металлических башенок-маяков для отличительных огней, которые могли бы вместе с тем быть и тумбами для 47-мм орудий"

.