Послевоенная судьба «Полтавы»
Лежавший на грунте внутренней гавани Порт-Артура броненосец «Полтава» японцы подняли 8 июля 1905 г. (н.ст.) и уже 21 июля зачислили в состав своего флота под названием «Танго». В 1907 г. после исправления корпуса лишенный артиллерии и части механизмов корабль отбуксировали в Японию на верфь Майдзуру. В ходе ремонта и модернизации на нем установили 16 новых котлов типа Миябара (по японским данным), кормовой шпиль, заменили часть поврежденных и отсутствующих орудий орудиями систем Армстронга, сняли надводные торпедные аппараты, изменили трубы, вентиляционные дефлекторы, мачты. На главной палубе в носу и на спардеке установили по четыре 76-мм орудия. Фотографии броненосца периода 1909—1919 гг. показывают в концевых башнях 305-мм орудия английского образца с характерным утолщением у дульного среза, хотя документальное подтверждение такого перевооружения пока не найдено. В 1909 г. «Танго» вошел в строй как броненосец береговой обороны 1 -го класса, но одновременно служил учебным кораблем для строевых матросов и комендоров. Экипаж корабля был увеличен до 750 человек.
Когда началась первая мировая война, основные силы русского флота оказались заперты на Балтике и в Черном море. Для действий в океанах Морской генеральный штаб (МГШ) располагал только крейсерами Сибирской флотилии — «Аскольдом» и «Жемчугом», из которых последний погиб уже 15(28).10.1914 г.
В 1915 г. англичане и французы начали так называемую Дарданелльскую операцию. Поскольку здесь затрагивались интересы России, давно лелеявшей мечту о захвате черноморских проливов, МГШ считал абсолютно необходимым присутствие в составе союзных эскадр русских кораблей. Кроме того, большое значение приобрели морские перевозки военных грузов и войск между Россией и ее союзниками, которые могли вестись только через северные порты Архангельск и Романовск (Мурманск). Необходимо было защищать эти коммуникации от немецких надводных рейдеров и подлодок.
В этих условиях правительство России не нашло ничего лучшего, как обратиться к Японии с просьбой продать захваченные в прошлую войну свои же корабли. Японцы согласились уступить только самые старые, уже выведенные из состава активного флота. Купленные за 15,5 млн. рублей «Танго», «Сагами» (бывший «Пересвет») и «Соя» (бывший «Варяг») 21 марта 1916 г. прибыли во Владивосток, а на следующий день состоялась их официальная передача России. «Пересвету» и «Варягу» вернули их прежние названия, но, поскольку имя «Полтава» уже носил балтийский дредноут, броненосец «Танго» был переименован в «Чесму» с зачислением его в состав Черноморского флота. Тем самым выражалась надежда, что «Чесма» вместе с союзниками пройдет из Средиземного моря в Черное, что до сих пор не удавалось ни одному русскому военному кораблю. 24 марта в соответствии с новой классификацией «Чесма» стала числиться линейным кораблем, а «Пересвет» и «Варяг» — крейсерами.
Эти корабли образовали Отдельный отряд судов особого назначения под командованием контр-адмирала А.И. Бестужева-Рюмина (флаг на «Пересвете»). 30 мая «Чесма» вышла в море для испытания машин и артиллерии, а уже 19 июня вместе с «Варягом» («Пересвет» после аварии на камнях в бухте Патрокл находился в ремонте) отправилась в поход. Проходя ежедневно по 250 миль, корабли попутно проводили артиллерийские учения и совместные маневры, длившиеся иногда по нескольку часов. В Гонконге (26.06-7.07), Сингапуре (13-18.07), Коломбо (25.07 — 4.08), порту Виктория на Сейшельских островах (11 — 21.08) «Чесма» и «Варяг» пополняли запасы угля, воды и провизии, проводили работы, которые не успели закончить во Владивостоке.
После прибытия в Аден 27 августа корабли были перекрашены в защитный цвет и перешли на несение службы по боевому расписанию. Дальнейшее продвижение было уже связано с риском атак подводных лодок. 6 сентября оба корабля прибыли в Порт-Саид, откуда их пути разошлись: «Варяг» отправился на Север, а «Чесма» взяла курс на Александрию, чтобы присоединиться к Средиземноморскому флоту союзников.
С весны 1916 г. Антанта, бесславно свернув Дарданелльскую кампанию, сосредоточила свое внимание на Эгейском море, где теперь проходила граница морской войны на этом театре. Одной из важных задач морских сил являлась поддержка Салоникского фронта, где находились и русские войска. В связи с действиями на этом фронте, целью которых были вывод Болгарии из войны и оттягивание германских войск из Франции, союзники предприняли ряд действий против Греции. Та оставалась нейтральной страной, но в ее армии имели место прогерманские настроения. Это и дало повод Антанте провести демонстрацию своего флота в Саламинской бухте в сентябре 1916г. Кульминацией ее стал захват и нейтрализация греческого флота в начале октября. Операцию возглавил командующий французским Средиземноморским флотом адмирал Дартиж. В его распоряжении, кроме флагманского дредноута «Прованс», имелось 4 французских и 1 английский броненосец, 3 французских и 2 английских крейсера, 2 гидроавианосца, 2 минзага, 3 монитора и 15 эсминцев, не считая мелких судов. Хотя этих сил было больше чем достаточно, для придания акции представительского характера к ним присоединили итальянский крейсер и русский броненосец «Чесма».
Перед такой армадой греки не оказали никакого сопротивления. Часть их кораблей примкнула к союзникам, остальные были разоружены. «Чесма» после этой операции покинула Средиземноморье — надежд на прорыв в Черное море уже не оставалось, а против австро-венгерского флота Антанта и так имела подавляющее преимущество. Единственным местом, где старый линкор мог оказаться полезным, оставался северный морской театр.
По пути к новому месту службы «Чесма» 22 ноября прибыла в Биркенхэд (Англия), чтобы на верфи Кэммелл Лэрд пройти ремонт своих сильно изношенных механизмов. Очевидно, тогда же сняли по четыре 152-мм и 76-мм орудия с главной палубы, а в кормовой части спардека и на крыльях навесного мостика установили четыре зенитки.
3 января 1917 г. «Чесма» бросила якорь в порту Александровск (ныне Полярное) и спустя 5 дней была зачислена во флотилию Северного Ледовитого океана. Принять какое-либо участие в боевых действиях линкору не довелось, а когда на флотилии узнали о революции в Петрограде, боевая деятельность уступила место политической.
В октябре экипаж «Чесмы» перешел на сторону Советской власти, но в марте 1918г. корабль был захвачен белогвардейцами и английскими интервентами, которые в течение двух лет использовали его на Белом море в качестве плавучей тюрьмы.
В марте 1920 г. под натиском наступавшей Красной Армии белогвардейцы и интервенты спешно эвакуировались из Архангельска, бросив все не представлявшие ценности корабли. Бывший линкор «Чесма» был зачислен в состав Беломорской военной флотилии, что имело чисто моральный эффект. Уже 16 июня следующего года корабль был сдан на хранение в Архангельский порт, а 3 июля 1924 г. его передали в Отдел фондового имущества для разборки на металл.
И все-таки хочется верить, что точка в истории этих броненосцев еще не поставлена. До сих пор на дне Желтого моря у китайской военно-морской базы Люйшунь (бывший Порт-Артур) лежат остатки «Петропавловска» и «Севастополя». Планируемая в 1989 г. экспедиция Владивостокского клуба подводного поиска «Восток» по обследованию этих кораблей так и не состоялась из-за нежелания китайского правительства разрешить подводные работы рядом с военным объектом. Тем не менее такая возможность не исключается, поскольку Китай планирует в скором времени сделать этот район свободной экономической зоной и свернуть там все свои военные базы. И тогда в наших военно-морских музеях, возможно, появятся реликвии с этих, безусловно героических, кораблей.