От авторов
В основу этого труда легли в основном официальные источники, которые до недавнего времени не были позволены для публикации. Все сведения были исследованы с большой тщательностью, все даты и числа проверены, насколько это было возможно. Неизбежные при таком исследовании отклонения и противоречия по мере надобности отмечены.
Хотя этот труд не претендует на безупречность (ибо даже официальные документы имеют ошибки и пробелы), нужно отметить, что со всей возможной тщательностью была изучена вся имевшаяся на данное время информация. Прежние авторы были сравнительно сильно ограничены в ознакомлении и публикации официальных документов, так как столкнулись с действовавшим 50-летним, а также недавно принятым 30-летним сроком секретности. Теперь же не может быть оправдания для дальнейшего распространения допущенных ошибок. Это заставляет авторов, претендующих на достоверность своей информации, использовать подлинные документы.
Со своей стороны ,мы можем сказать, что пользовались каждым представившимся случаем изучения официальных и служебных документов. Поясняющие текст чертежи и эскизы были выполнены в наиболее возможном соответствии с подлинными документами и чертежами. Это же можно сказать и о вооружении, а также о его размещении. Усовершенствования и модификации, для которых не было обнаружено никаких служебных чертежей, были изучены нами по имеющимся фотографиям или описаниям. В качестве дополнения к рисункам и чертежам подобран фотоматериал, позволяющий увидеть корабли в разные периоды их службы. При этом обращалось внимание не только на уже известные фотографии, но также и новые, которые впервые были предоставлены для публикации. Было произведено сравнение между различными фотоснимками для подтверждения изменений, произведенных на корабле.
Хотя главной темой этого труда является Вторая мировая война мы посчитали необходимым изложить техническую историю проектирования линкоров с 1911 до 1946 года. Читателю будет трудно правильно оценить старые линейные корабли в период Второй мировой войны и их- место в истории линкоростроения без детального описания их появления и истории, включая длительный мирный межвоенный период. Многие технические уроки, полученные в ходе Первой мировой войны, пошли на пользу линейному флоту, создававшемуся в 30-40-х годах. Это никак нельзя оставлять без внимания и таким образом допустить значительный пробел в биографии корабля. То же самое можно сказать и о межвоенном периоде, оказавшем не менее важное влияние на качество британского флота.
Наш труд начинается с описания проектирования и первого периода службы кораблей типа "Queen Elisabeth" и оканчивается периодом вскоре после окончания Второй мировой войны. Составлен он в более или менее хронологическом порядке. Для того, чтобы при описании корабля и его последующей биографии придерживаться определенной последовательности, в отдельных главах осуществляется возврат к старым кораблям. Например, "Hood" первоначально описан в том виде, какой он имел после своей постройки, его последующие модернизации описаны в отдельных главах - сперва до 1930 года, а затем до 1941 года. Такая форма предотвращает скачкообразное чтение, ибо в противном случае надо было начать с истории линкоров типа "Queen Elisabeth" (1911-1946 годы), а затем опять возвращаться к 1912 году, чтобы проследить историю линкоров типа "Royal Sovereign". Этим также облегчается понимание значения отдельных периодов, так как они включены в отдельные главы при описании кораблей. При составлении этого труда большое внимание обращалось на его содержание, составленное так, чтобы труд имел одинаковую ценность как для обычны читателей, интересующихся общими вопросами, так и для экспертов, специализирующихся на технических подробностях. Мы надеемся, что это удалось и наш труд понравится всем, кто интересуется военным кораблестроением, боевыми кораблями и историей морских войн.
Alan Raven, John Roberts.