К читателю. Процесс создания корабля

 

Выполнение программы постройки новой серив кораблей начинал Морской штаб разра­боткой специального документа "Военные требования" для желаемого типа кораблей. Контроллер (Controller - Третий морской лорд), ответственный за состояние флота, передавал эти "Военные требования", из­вестные как "Требования Штаба", директору военного кораблестроения (DNC - Director of Naval Construction). Служба последнего подготавливала предварительный проект, ба­зирующийся на опыте прежних кораблей, ре­зультатах опытов с моделями, опытных рас­стрелах броневого материала и др. В случае невыполнения "Военных требований" DNC предлагал изменения, в особенности если величина желаемого корабля превосходила установленные границы. Для определения внешнего вида изготавливались проектные эскизы. К вопросам снаряжения, которые вы­ходили за пределы компетенции службы DNC, подключались другие службы. Ведущий инже­нер (EinC - Chefingenieur) производил расчет величины, веса, требуемого прост­ранства и мощности желаемого машинного оборудования. Руководитель артиллерийского отдела (DNO - Director of Naval Ordnance) представлял сведения о размерах, весе и других подробностях для предусматриваемого вооружения. Обычно подготавливалось мно­жество проектов, чтобы иметь лучшие усло­вия для сравнения и потому наиболее полно оценить их достоинства и этим облегчить возможность реализации программы. Проект, снабженный подробным описанием, наконец, подавался в Адмиралтейство для одобрения. Создание архитектуры корабля вменялось в обязанности DNC в проводилось им с учетом требуемой скорости и других важных факто­ров. Отдельные фазы проектирования были примерно следующие:

1) Подробное вычисление веса, плаву­чести, осадки, остойчивости, живучести, прочности корпуса и наружной  обшивки, расположение помещений и др.;

2) Изготовление теоретического черте­жа и некоторых детальных чертежей, в числе которых конструктивные сечения, растяжка обшивки и др.. Одновременно определялась планировка внутренних помещений и опреде­ление конкретных целей использования полу­ченных площадей;

3) Изготовление  детальных чертежей размещения главных и вспомогательных механизмов силовой установки;

4) Составление спецификаций чертежей и инструкций по строительству. В них отоб­ражаются все части корабля, их конструкция и назначение. К ним относятся снаряжение, механизмы, оружие, электрооборудование, а также их состав, качество строительных ма­териалов, методы сборки, качество и требо­вания к работе.

В ходе этих работ все отдельные служ­бы координируются службой DNC, что позво­ляет составить окончательный проект с уче­том всех вопросов в пожеланий. Считая от момента одобрения Адмиралтейством эскизно­го проекта до завершения строительной до­кументации, позволяющей верфи составить смету расходов (или до момента передачи строительной документации на казенную верфь) проходило примерно около девяти месяцев (для дредноута). Снабженный специ­фикациями подробный проект затем обычно еще раз представлялся в Адмиралтейство для одобрения, и лишь затем выбирались строи­тельные верфи (для линкорной строительной программы 1936-40 годов в противополож­ность обычному процессу сперва была испро­шена смета стоимости. Проект был еще в ра­боте, когда уже были известны строительные верфи).

При строительстве корабля заключались отдельные контракты на сборку корпуса, его оснащения,  изготовление оборудования в вспомогательных механизмов,  бронирования, вооружения и иного оборудования,  такого как якорное устройство,  помпы и др. Быст­рое изготовление корабля во многом зависит от своевременной установки орудийных башен на достроечном этапе.  В мирное время на это отводилось около 12 месяцев. В описы­ваемый период орудия, лафеты и башни зака­зывались заранее,  с тем чтобы их изготов­ление не затянуло постройку кораблей.  Это же относится и к заказам на броню. При осуществлении программ 1936-го и последую­щих годов большая часть требуемой брони была заказана заранее, так чтобы ее произ­водство растянулось на длительный срок. Таким образом удалось взбежать перегружен­ности фирм заказами,  так как в то время производственные мощности предприятий по изготовлению брони были ограничены,  а ко­раблестроительные программы были очень об­ширны .

 

ОЪЯСНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ, ПРИНЯТЫХ В ДАННОМ ТРУДЕ.

 

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ. В этом труде все дан­ные о .водоизмещении и весе даются в анг­лийских тоннах. 1 тонна (ts) = 1016 кг.

НАГРУЗКА, ИЗМЕНЯЮЩАЯ ОСАДКУ. Эта ве­личина измеряется весом, который необходим для увеличения осадки на 1 см. Следует учитывать, что эта величина изменяется по мере погружения корабля, так как изменя­ется площадь ватерлинии. В этом труде дан­ная величина соотносится с увеличением осадки от конструктивной ватерлинии, при этом считается, что корабль находится на ровном киле.

ДЛИНА. Наибольшая - измеряется от пе­редней кромки носа до задней кромки кормы. Этот размер особенно важен при доковании. Между перпендикулярами - измеряется от точки пересечения КВЛ с форштевнем до точ­ки пересечения КВЛ с вертикальной осью стержня руля. Этот размер в основном ис­пользуется для расчетов и имеет значение для оценки маневренности.

ШИРИНА. В этом труде везде дается на­ибольшая ширина корпуса. Главные факторы, влияющие на задание ширины линкора - это размер, допускающий проход Суэцким или Па­намским каналом, а также возможности докования. Ширина влияет на остойчивость и свойства качки, а также на сопротивляемость повреждениям - при затоплении бортовых отсеков кренящий момент больше, чем больше ширина корабля.

ОСАДКА, в данном труде указывается наибольшая, измеряемая от нижней кромки киля. Осадка ограничивается возможностью прохода каналов и фарватеров, а также воз­можностью докования.

СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ. В данном труде по мере возможности указываются (даны также некоторые объясняющие термины):

- калибр (в мм.);

- длина ствола (в калибрах);

- дульная энергия - величина кинети­ческой энергии снаряда в момент, когда он покидает орудийный ствол. Равна произведе­нию массы и скорости снаряда и дается в кгм (килограммометры). Иначе говоря дуль­ная энергия в 3.097.190 кгм теоретически способна выбросить снаряд весом в 1 т.  на расстояние 3097 м.;

- начальная скорость - скорость снаряда на выходе из ствола.  Дается в м/сек. Ско­рость 746 м/сек.- 2685,6 км/час.

- дальность стрельбы дается максимальная (если нет оговорок);

ЗАЩИТА КОРАБЛЯ. В этом труде различа­ются два вида защиты, применявшиеся на британских дредноутах: броневой материал (цементированный и нецементированный), а также стальные (защитные) плиты.

- Крупповская цементированная броня -последнее большое достижение в изготовле­нии броневого материала.  Так называемый "Метод Крупна" стал известен в 90-е годы прошлого столетия.  Он позволял изготавли­вать "Крупповскую прокатную сталь"  (Krupp Walzstahl) или иначе "Крупповская цементированная" (КС = Krupp Cementiert).  С того времени были разработаны некоторые другие методы изготовления брони, однако качест­венного улучшения добились лишь в' межвоен­ный период.  В эти годы произошел прогресс в создании и использовании стальных спла­вов.  Однако все эти методы,  с какой бы стороны их не рассматривать,  основывались на "Методе Крупна" (Krupp-Verfahren). Пер­воначально стальные сплавы имели в своем составе добавки никеля, хрома и марганца. Позднее стали добавлять ванадий,  а затем молибден и вольфрам.  Необходимое процентное содержание углерода в верхнем слое стали достигалось способом цементирования, заключавшемся первоначально в том,  что примерно в течении трех недель в плавиль­ной печи сталь принимала в свой верхний слой древесный уголь. Последующие техноло­гии выполнялись несколько по иному, но не давали лучших результатов. Глубина проник­новения углерода зависела от длительности обработки.  После достаточного охлаждения производили механическую обработку (фор­мовку или изгиб). Затем производили термо­обработку материала - медленный нагрев до определенной температуры и мгновенное ох­лаждение поверхностного слоя,  придававшее высокую твердость поверхности, насыщенной углеродом.  Материал  последующего слоя оставался сравнительно мягким.

- Нецементированная броневая сталь - ме­тоды изготовления такие же, однако отсут­ствует соприкосновение с углеродом.

- Стальные защитные плиты - основное от­личие их от собственно брони состоит в том что они имеют однородную твердость и соп­ротивляемость. Для их изготовления исполь­зовалась весьма мягкая сталь,  которая после Первой мировой войны была заменена улучшенной D-сталью (D-Stahl) и нецементи­рованными броневыми плитами.

- Броневые решетчатые настилы - формиру­ются из специально изготовленных балок, защищающих отверстия дымоходов и другие коммуникационные проходы,  ослабляющие па­лубное бронирование.

ОСТОЙЧИВОСТЬ. Метацентрическая высота (GM) - основное понятие, характеризующее остойчивость - это расстояние между цент­ром тяжести корабля и метацентром, являю­щимся точкой пересечения диаметральной плоскости корабля и вертикальной равно­действующей силы поддержания, действующей на корабль. Остойчивость корабля тем луч­ше, чем больше GM, однако слишком большая GM придает кораблю порывистую качку и соз­дает плохие условия для стрельбы, что для военного корабля неприемлемо.

Набольшая остойчивость при крене ко­рабля наступает в период, когда восстанавливающий момент (проекция GM на горизон­тальную ось) является наибольшим.

Предел остойчивости наступает когда GM (и соответственно восстанавливающий мо­мент) равен нулю. Кренясь до этого угла корабль всегда может выровняться, но пре­высив этот угол корабль переворачивается.

В данной книге, если нет особой отмет­ки, всегда речь идет о поперечной началь­ной остойчивости неповрежденного корабля.