К читателю. Процесс создания корабля
Выполнение программы постройки новой серив кораблей начинал Морской штаб разработкой специального документа "Военные требования" для желаемого типа кораблей. Контроллер (Controller - Третий морской лорд), ответственный за состояние флота, передавал эти "Военные требования", известные как "Требования Штаба", директору военного кораблестроения (DNC - Director of Naval Construction). Служба последнего подготавливала предварительный проект, базирующийся на опыте прежних кораблей, результатах опытов с моделями, опытных расстрелах броневого материала и др. В случае невыполнения "Военных требований" DNC предлагал изменения, в особенности если величина желаемого корабля превосходила установленные границы. Для определения внешнего вида изготавливались проектные эскизы. К вопросам снаряжения, которые выходили за пределы компетенции службы DNC, подключались другие службы. Ведущий инженер (EinC - Chefingenieur) производил расчет величины, веса, требуемого пространства и мощности желаемого машинного оборудования. Руководитель артиллерийского отдела (DNO - Director of Naval Ordnance) представлял сведения о размерах, весе и других подробностях для предусматриваемого вооружения. Обычно подготавливалось множество проектов, чтобы иметь лучшие условия для сравнения и потому наиболее полно оценить их достоинства и этим облегчить возможность реализации программы. Проект, снабженный подробным описанием, наконец, подавался в Адмиралтейство для одобрения. Создание архитектуры корабля вменялось в обязанности DNC в проводилось им с учетом требуемой скорости и других важных факторов. Отдельные фазы проектирования были примерно следующие:
1) Подробное вычисление веса, плавучести, осадки, остойчивости, живучести, прочности корпуса и наружной обшивки, расположение помещений и др.;
2) Изготовление теоретического чертежа и некоторых детальных чертежей, в числе которых конструктивные сечения, растяжка обшивки и др.. Одновременно определялась планировка внутренних помещений и определение конкретных целей использования полученных площадей;
3) Изготовление детальных чертежей размещения главных и вспомогательных механизмов силовой установки;
4) Составление спецификаций чертежей и инструкций по строительству. В них отображаются все части корабля, их конструкция и назначение. К ним относятся снаряжение, механизмы, оружие, электрооборудование, а также их состав, качество строительных материалов, методы сборки, качество и требования к работе.
В ходе этих работ все отдельные службы координируются службой DNC, что позволяет составить окончательный проект с учетом всех вопросов в пожеланий. Считая от момента одобрения Адмиралтейством эскизного проекта до завершения строительной документации, позволяющей верфи составить смету расходов (или до момента передачи строительной документации на казенную верфь) проходило примерно около девяти месяцев (для дредноута). Снабженный спецификациями подробный проект затем обычно еще раз представлялся в Адмиралтейство для одобрения, и лишь затем выбирались строительные верфи (для линкорной строительной программы 1936-40 годов в противоположность обычному процессу сперва была испрошена смета стоимости. Проект был еще в работе, когда уже были известны строительные верфи).
При строительстве корабля заключались отдельные контракты на сборку корпуса, его оснащения, изготовление оборудования в вспомогательных механизмов, бронирования, вооружения и иного оборудования, такого как якорное устройство, помпы и др. Быстрое изготовление корабля во многом зависит от своевременной установки орудийных башен на достроечном этапе. В мирное время на это отводилось около 12 месяцев. В описываемый период орудия, лафеты и башни заказывались заранее, с тем чтобы их изготовление не затянуло постройку кораблей. Это же относится и к заказам на броню. При осуществлении программ 1936-го и последующих годов большая часть требуемой брони была заказана заранее, так чтобы ее производство растянулось на длительный срок. Таким образом удалось взбежать перегруженности фирм заказами, так как в то время производственные мощности предприятий по изготовлению брони были ограничены, а кораблестроительные программы были очень обширны .
ОЪЯСНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ, ПРИНЯТЫХ В ДАННОМ ТРУДЕ.
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ. В этом труде все данные о .водоизмещении и весе даются в английских тоннах. 1 тонна (ts) = 1016 кг.
НАГРУЗКА, ИЗМЕНЯЮЩАЯ ОСАДКУ. Эта величина измеряется весом, который необходим для увеличения осадки на 1 см. Следует учитывать, что эта величина изменяется по мере погружения корабля, так как изменяется площадь ватерлинии. В этом труде данная величина соотносится с увеличением осадки от конструктивной ватерлинии, при этом считается, что корабль находится на ровном киле.
ДЛИНА. Наибольшая - измеряется от передней кромки носа до задней кромки кормы. Этот размер особенно важен при доковании. Между перпендикулярами - измеряется от точки пересечения КВЛ с форштевнем до точки пересечения КВЛ с вертикальной осью стержня руля. Этот размер в основном используется для расчетов и имеет значение для оценки маневренности.
ШИРИНА. В этом труде везде дается наибольшая ширина корпуса. Главные факторы, влияющие на задание ширины линкора - это размер, допускающий проход Суэцким или Панамским каналом, а также возможности докования. Ширина влияет на остойчивость и свойства качки, а также на сопротивляемость повреждениям - при затоплении бортовых отсеков кренящий момент больше, чем больше ширина корабля.
ОСАДКА, в данном труде указывается наибольшая, измеряемая от нижней кромки киля. Осадка ограничивается возможностью прохода каналов и фарватеров, а также возможностью докования.
СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ. В данном труде по мере возможности указываются (даны также некоторые объясняющие термины):
- калибр (в мм.);
- длина ствола (в калибрах);
- дульная энергия - величина кинетической энергии снаряда в момент, когда он покидает орудийный ствол. Равна произведению массы и скорости снаряда и дается в кгм (килограммометры). Иначе говоря дульная энергия в 3.097.190 кгм теоретически способна выбросить снаряд весом в 1 т. на расстояние 3097 м.;
- начальная скорость - скорость снаряда на выходе из ствола. Дается в м/сек. Скорость 746 м/сек.- 2685,6 км/час.
- дальность стрельбы дается максимальная (если нет оговорок);
ЗАЩИТА КОРАБЛЯ. В этом труде различаются два вида защиты, применявшиеся на британских дредноутах: броневой материал (цементированный и нецементированный), а также стальные (защитные) плиты.
- Крупповская цементированная броня -последнее большое достижение в изготовлении броневого материала. Так называемый "Метод Крупна" стал известен в 90-е годы прошлого столетия. Он позволял изготавливать "Крупповскую прокатную сталь" (Krupp Walzstahl) или иначе "Крупповская цементированная" (КС = Krupp Cementiert). С того времени были разработаны некоторые другие методы изготовления брони, однако качественного улучшения добились лишь в' межвоенный период. В эти годы произошел прогресс в создании и использовании стальных сплавов. Однако все эти методы, с какой бы стороны их не рассматривать, основывались на "Методе Крупна" (Krupp-Verfahren). Первоначально стальные сплавы имели в своем составе добавки никеля, хрома и марганца. Позднее стали добавлять ванадий, а затем молибден и вольфрам. Необходимое процентное содержание углерода в верхнем слое стали достигалось способом цементирования, заключавшемся первоначально в том, что примерно в течении трех недель в плавильной печи сталь принимала в свой верхний слой древесный уголь. Последующие технологии выполнялись несколько по иному, но не давали лучших результатов. Глубина проникновения углерода зависела от длительности обработки. После достаточного охлаждения производили механическую обработку (формовку или изгиб). Затем производили термообработку материала - медленный нагрев до определенной температуры и мгновенное охлаждение поверхностного слоя, придававшее высокую твердость поверхности, насыщенной углеродом. Материал последующего слоя оставался сравнительно мягким.
- Нецементированная броневая сталь - методы изготовления такие же, однако отсутствует соприкосновение с углеродом.
- Стальные защитные плиты - основное отличие их от собственно брони состоит в том что они имеют однородную твердость и сопротивляемость. Для их изготовления использовалась весьма мягкая сталь, которая после Первой мировой войны была заменена улучшенной D-сталью (D-Stahl) и нецементированными броневыми плитами.
- Броневые решетчатые настилы - формируются из специально изготовленных балок, защищающих отверстия дымоходов и другие коммуникационные проходы, ослабляющие палубное бронирование.
ОСТОЙЧИВОСТЬ. Метацентрическая высота (GM) - основное понятие, характеризующее остойчивость - это расстояние между центром тяжести корабля и метацентром, являющимся точкой пересечения диаметральной плоскости корабля и вертикальной равнодействующей силы поддержания, действующей на корабль. Остойчивость корабля тем лучше, чем больше GM, однако слишком большая GM придает кораблю порывистую качку и создает плохие условия для стрельбы, что для военного корабля неприемлемо.
Набольшая остойчивость при крене корабля наступает в период, когда восстанавливающий момент (проекция GM на горизонтальную ось) является наибольшим.
Предел остойчивости наступает когда GM (и соответственно восстанавливающий момент) равен нулю. Кренясь до этого угла корабль всегда может выровняться, но превысив этот угол корабль переворачивается.
В данной книге, если нет особой отметки, всегда речь идет о поперечной начальной остойчивости неповрежденного корабля.