Проектирование и постройка
В конце XIX-го столетия сформировался стандартный тип линейного корабля водоизмещением около 15 тысяч тонн, с энергетической установкой из поршневых паровых машин и достигавший скорости 18 узлов. Он имел смешанное вооружение, состоящее из 305-мм, 152-мм, 12- и 3-фунтовых орудий. Однако весьма быстро прогрессирующее развитие тяжелой артиллерии в совокупности с усовершенствованием управления стрельбой привело к увеличению боевых дистанций, так что орудия небольших калибров больше не годились для боя. К тому же возросшие боевые дистанции требовали стрельбы залпами. Это в конце концов привело к однообразному вооружению из восьми тяжелых орудий, в противоположность четырем 305-мм орудиям стандартного линкора. Первоначально новый тип линкора встретил у британских адмиралов сильное сопротивление. Для строительства уже существующего линейного флота были истрачены громадные деньги, а между тем с появлением кораблей нового типа этот флот был обречен на преждевременное устаревание. Однако перелом во мнении адмиралов произошел довольно быстро, чему способствовал огромный авторитет адмирала Фишера (Sir John Fisher), который не мог допустить, чтобы первенство в нововведении было отдано иностранцам. В почти рекордный срок был спроектирован и построен HMS "Dreadnought". Этот корабль, спущенный на воду 10 февраля 1906 года, послужил образцом для всех последующих линкоров, которые впредь стали называть дредноутами.
Сам "Dreadnought" при водоизмещении 18.000 тонн при помощи паровых турбин на испытаниях показал скорость в 21 узел. Его однокалиберное главное вооружение из десяти 305-мм орудий, дополненное многочисленными 12-фунтовыми пушками для противоминной обороны, полностью отвечало новым веяниям, заложенным в основу новых кораблей.
"Dreadnought", как абсолютно новая боевая машина, оказался чрезвычайно удачным кораблем. Его появление произвело огромный эффект во всем мире, и вскоре многие страны приступили к осуществлению обширных дредноутских программ. В Англии следующими стали линейные корабли "Bellerophon", "Temeraire" и "Superb" программы 1906-го бюджетного года, а также корабли "Saint Vincent", Collingwood" и "Vanguard" программы следующего, 1907-го финансового года.* Все эти корабли почти ничем не отличались от "Dreadnought", за исключением того, что для отражения атак миноносцев на них были установлены пушки 102-мм калибра.
Кроме того, в отличие от линкоров "Dreadnought" и типа "Bellerophon,", имевших 305-мм орудия типа "Mk.X.L/45", корабли типа "Saint Vincent" несли орудия "Mk.X.L/50".
Следующими английскими дредноутами стали "Neptune" программы 1908-го финансового года, а также "Colossus" и "Hercules" 1909-го года. Эти корабли впервые получили в корме возвышенные двухорудийные башни, но в общем целом каких-либо кардинальных отличий от предшествующих эти корабли не имели. Этого нельзя сказать о следующих кораблях, сооружаемых в рамках программы того же 1909-го финансового года '- "Orion", "Thunderer", "Monarch", "Conqueror". Впервые на них отказались от установки башен главного калибра по бортам и к тому же сделали новый шаг вперед, перейдя к более крупному калибру. Десять 343-мм орудий располагались в пяти орудийных башнях, расположенных только в диаметральной плоскости - одна в средней части корабля и по две в оконечностях линейно-возвышенно.
Развитием типа "Orion" стали дредноуты 1910-го финансового года - "King George V", "Ajax", "Audacious", "Centurion", и корабли 1911-го года - "Iron Duke", "Benbow", "Marlborough" в "Emperor of India". Появившиеся вместе с "Dreadnought" крупные миноносцы вынуждали все больше увеличивать калибр противоминной артиллерии, пока он не подошел к довольно крупному калибру в 152 мм. Хотя проект кораблей типа "Iron Duke" и был похож на предшествующие, он объединил в себе ряд важных новинок, поэтому этот тип линкоров можно рассматривать как переломный в британском линкоростроения.
Следующими стали корабли типа "Queen Elisabeth", которые стали старейшими дредноутами, активно участвовавшими во второй мировой войне. Они являются естественный началом данного исследования и проводят границу между "Dreadnought" 1906 года и "Vanguard" 1946 года.
Первоначально программа 1912-го года предусматривала строительство трех линкоров и одного линейного крейсера, которые, имея вооружение из 343-мм орудий, соответствовали прежним стандартным проектам. Описание и эскизный проект линкоров был подготовлен в начале 1912 года, однако одобрение на размещение заказов из Адмиралтейства получено еще не было. Без этого программа не могла быть в феврале представлена на рассмотрение Кабинета министров. Эта задержка была вызвана новыми сведениями из заграницы - стало известно, что
в США в Японии началась постройка кораблей с 356-мм орудиями главного калибра. Это навело британских адмиралов на размышления о целесообразности их планируемой программы. Еще больше их огорчили полученные вскоре данные, что новые корабли германского флота (типа "Konig") будут иметь такой же калибр. О том, что последние сведения ложные, в Англии узнали гораздо позже. Решению проблемы помог новый Первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль (Winston Churchill). Справедливо оценивая введение 343-мм орудий как большой прогресс, он предложил перейти сразу к 381-мм калибру орудий. Проект такого орудия уже предлагался, но до тех пор еще не было изготовлено ни одного опытного образца. Положительное решение этого вопроса ставило Адмиралтейство перед целым рядом серьезных проблем, главная из которых в то время была та, что было необходимо размещать заказы на корабли, для которых орудия еще не были не только заказаны, но даже испытаны. Между тем по опыту было известно, что изготовление главной артиллерии для кораблей с орудиями, уже опробованными ранее, зачастую требовало не меньше времени, чем сооружение самого корабля. В данном же случае ожидание изготовления и испытания опытного образца 381-мм орудия могло вызвать задержку закладки линкоров программы 1912-го года. Адмиралтейство встало перед дилеммой - либо рискнуть и 'произвести закладку кораблей согласно новому предложению, то есть с неиспытанным вооружением, либо строить корабли с уже опробованным вооружением, но заведомо уступающие равнозначным кораблям других государств. После непродолжительных обсуждений было решено идти по первому пути. В большой степени этому решению способствовал контр-адмирал Муур (Moore), отвечающий за вооружение флота (Director of Naval Ordnance), который был убежден в успехе и был готов поставить на карту собственную карьеру (Churchill "The World Crisis" London, 1923-31). Такое решение было довольно рискованным, но в конечном итоге правильным, и оно впоследствии оправдало себя.
Итак, вопреки серьезным опасениям флот перешел к новому калибру орудий. Не теряя времени был произведен заказ на изготовление опытного образца, с которым должны были быть проведены испытания с целью определения дальности стрельбы и точности попаданий, должны были быть также составлены специальные документы, такие как артиллерийские таблицы и им подобные.
После того как был определен калибр главной артиллерии, необходимо было наконец подготовить проект корабля-носителя данного вооружения. Первоначальный проект соответствовал стандартному: десять орудий в пяти башнях - по две в оконечностях линейно-возвышенно и одна в середине корабля, скорость - 21 узел, бортовая броня толщиной 330 мм. Однако вскоре было подсчитано, что вес 381-мм снаряда допускает сокращение числа орудий до восьми, даже в этом случае обеспечивая превосходство в залпе над "Iron Duke". В самом деле, десять 343-мм орудий "Mk.V" давали вес бортового залпа 6250 кг, а восемь 381-мм орудий единым залпом выбрасывали 6804 кг металла. Между тем, за счет устранения средней башни сэкономленный вес позволял установить дополнительные механизмы и котлы для получения более высокой скорости. В связи с этим Военно-Морская Академия разработала для новых кораблей абсолютно новую концепцию их тактического использования. Предполагалось создать из них эффективное, быстроходное звено, которое будет в состоянии при необходимости выполнить охват неприятельской колонны, либо своим мощным огнем резко усилить огневую мощь какой-то части флота, сосредоточив огонь на отдельном корабле или отдельной эскадре неприятеля. Эти корабли много обещали, но для такого использования требовалась скорость не менее 25 узлов.
Исходя из основных тактико-технических требований (8 381-мм и 16 152-мм орудий, 25 узлов) Отдел кораблестроения подготовил три проекта, детали которых показаны ниже в таблице (вместе с линкором "Iron Duke" для сравнения):
"Iron Duke" | "R-3" | "R-3(*)" | "R-4"
Водоизмещение |
25 000 |
27 000 |
27 000 |
27 000 |
длина между перпендикулярами |
176,90 |
183,00 |
183,00 |
187,58 |
Ширина |
27,45 |
27,57 |
27,57 |
27,45 |
Осадка |
8,54 |
5,66 |
8,66 |
8,66 |
главный калибр |
10 343-мм |
8 381-мм |
8 381-мм |
8 381-мм |
средний калибр |
12 152-мм |
16 152-мм |
16 152-мм |
16 152-мм |
броневой пояс |
305 |
330 |
305 и 330 |
330 |
верхний пояс |
203 и 152 |
203 и 152 |
152 |
203 и 152 |
боевая рубка |
280 |
305 |
280 |
305 |
Барбеты |
254 |
280 |
254 |
280 |
стены башен |
280 |
305 |
280 |
305 |
крыши башен |
102 и 76,2 |
127 |
127 |
127 |
Противоторпедная переборка |
38 и 25,4 |
38 и 25,4 |
50,8 и 38 |
38 и 25,4 |
Броневая защита проектов "R-3" и "R-4" соответствовала "Iron Duke", за исключением того, что ее толщина в районе ватерлинии, боевая рубка, барбеты, стены и крыши башен была увеличена на 25,4 мм. Подводную защиту погребов и машинных отделений представляла продольная переборка, а котельные отделения имели защиту в виде угольных бункеров. Проект "R-3(*)" предусматривал дополнительную противоторпедную переборку, простиравшуюся на всю длину боепогребов и машинных отделений -и имевшую толщину 51 мм., а в районе котельных отделений уменьшенную до 38 мм., так как в этом районе дополнительная защита состояла из угольных бункеров. Для компенсации добавочного веса переборки толщина брони по ватерлинии оставлена 305 мм., как на "Iron Duke", однако в районе машинных отделений увеличена до 330 мм. Верхний пояс утоньшен до толщины 152 мм. по всей своей длине. Остальное бронирование аналогично "Iron Duke".
Размещение вооружения в проектах "R-3" и "R-3(*)" соответствовало "Iron Duke", но без средней башни "Q". Вооружение проекта "R-4" отличалось размещением третьей башни на возвышенной позиции в середине корабля (на позиции "Q") без возможности ведения стрельбы вдоль диаметральной плоскости. В корме оставлена только, одна башня (позиция "Y".
Предварительный расчет стоимости с учетом строительства на казенной верфи (что обычно дешевле, чем на частной) составил для проекта "R-3" 2,1 млн.фун.ст., для проекта "R-3(*)" стоимость предполагалась на 30 тысяч фун.ст. дешевле, для проекта "R-4" - на 30 тысяч фун.ст. дороже.
Проект получил еще одно существенное новшество - исключительно нефтяное отопление котлов. Вызвано это было жестким условием достижения проектной скорости 25 узлов, а это было возможно лишь при использовании жидкого топлива. Нефть обладала перед угольным топливом довольно значительными преимуществами - она была более энергоемка и удобна в использовании, обеспечивая в то же время при меньшем весе такую же дальность плавания. Адмиралам было нелегко отказаться от привычного их сердцу угля, тем более, что нефть в Англию доставляли с Ближнего Востока и это могло стать уязвимым звеном для британского флота, в то время как уголь добывался на территории самой Англии. Кроме того, угольные бункеры образовывали дополнительную защиту против проникновения снарядов и ограничивали район повреждений при взрыве торпеды. В то же время считалось, что нефть не обеспечивает такой защиты и к тому же таит в себе опасность легкого возгорания, Однако при этом учитывалось, что экономия в весе, полученная при переходе на нефтяное отопление котлов, позволила бы усилить броневую защиту - толщина пояса по ватерлинии могла быть увеличена до 330 мм. на всем протяжении, а противоторпедной переборки - до 50,8 мм. также по всей своей длине. Все "за" и "против" долго и внимательно обсуждались. Лишь после одобрения проекта "R-3(*)" Адмиралтейством в июне 1912 года британские адмиралы согласились с переходом на нефтяное отопление.
ПРОЕКТ ЛИНЕЙНОГО КОРАБЛЯ "R-3(*)" (по состоянию на июль 1912 года)
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.
проектное водоизмещение 27 500 ts
боевое водоизмещение 31 300 ts
длина между перпендикулярами 183,00 м.
длина наибольшая (включая кормовой балкон) 196,42 м.
ширина наибольшая 27,60 м.
осадка проектная 8.76 м.
осадка боевая 9,76 м.
нагрузка, углубляющая на 1 см. 38,5 ts/см
мощность на валах 75 000 WPS
скорость при проектной осадке 25 узлов
запас нефти при проектн.осадке 650 ts
запас нефти при боевой осадке 3500 ts
запас угля 100 ts
ЭКИПАЖ (по штату, не учитывая штаб флагмана) 831 чел.
ВООРУЖЕНИЕ.
8 381-мм L/42 орудий главного калибра;
16 152-мм L/45 орудий противоминного калибра;
4 533-мм подводных торпедных аппарата.
БРОНИРОВАНИЕ.
пояс в середине корабля 330 в 152 мм.
пояс в носу и корме 152 в 102 мм.
траверзы в носу и корме 152 в 102 мм.
барбеты 254 в 102 мм.
бока орудийных башен 280 мм.
лоб орудийных башен 330 мм.
крыша орудийных башен 127 мм.
бока боевой рубки 280 мм.
крыша боевой рубки 102 мм.
шахта боевой рубки 152 мм.
пост упр.торпедной стрельбой 152 мм.
шахта поста УТС 102 мм.
кожухи дымовых труб 38 мм.
противоторпедная переборка 50,8 мм.
подкладка под броню (миинм.) 50,8 мм.
батарея противомин.калибра 152 мм.
палуба бака над батареей 25,4 мм.
верхняя палуба в середине 50,8 и 31,8 мм.
главная палуба в носу и корме 31,8 мм.
главная палуба в середине 25,4 мм.
носовая промежуточная палуба 76,2 и 25,4 мм.
кормовая промежуточная палуба 76,2 и 57,2 мм.
ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ КОРПУСА ПО ПРОЕКТУ.
корпус с системами и устройствами 8900 ts
бронирование и стальные защитные плиты 8600 ts
главные и вспомогательные механизмы 3950 ts
топливо 650 ts
вооружение 4550 ts
снаряжение, экипаж, багаж 750 ts
адмиралтейский резерв 100 ts
ВСЕГО 27 500 ts
Строительство серии быстроходных линейных кораблей посчитали настолько важным для Англии, что в программу 1912/13 финансового года было решено не включать ни одного линейного крейсера. Так как новый проект был одобрен Адмиралтейством, то во второй половине 1912-го года были выданы заказы на постройку четырех кораблей по проекту "R-3(*)". Постройку еще одного корабля в качестве подарка для Метрополии вызвалась финансировать Малайская Федерация. В признание этого широкого жеста пятый корабль получил название "Malaya". Программа 1914/15-го финансового года предусматривала достройку шестого корабля "Agincourt". На него был выдан заказ, однако после начала войны его аннулировали.
ПОСТРОЕЧНЫЕ ДАТЫ И СТОИМОСТЬ ПОСТРОЙКИ КОРАБЛЕЙ ТИПА "QUEEN ELISABETH1
закладка спуск готовность стоимость постройки
"Queen Elisabeth" "Warspite" "Valiant" "Barham" "Malaya" |
21.10.1912 31.10.1912 31.01.1913 24.02.1913 20.10.1913 |
16.10.1913 26.11.1913 4.11.1914 31.12.1914 18.03.1915 |
янв.1915 март 1915 февр.1915 окт.1915 февр.1916 |
2.408.000 2.524.148 2.537.037 2.408.000 2.945.709 |
фун . стерлингов фун . стерлингов фун . стерлингов фун . стерлингов фун . стерлингов |
МЕСТА СТРОИТЕЛЬСТВА КОРАБЛЕЙ.
"Queen Elisabeth" казенная верфь в Портсмуте "Portsmouth Dockyard"
"Warspite" казенная верфь в Девонпорте "Devonport Dockyard"
"Valiant" частная верфь в Говане (вблизи Глазго) "Fairfield Shipbuilding & Engineering Co., Lta." (Govan, Glasgow)
"Barham" частная верфь в Клайдбэнке "John Brown & Co., Ltd., Shipyard & Engine Works" (Clydebank)
"Malaya" частная верфь в Ньюкасле "W.G.Armstrong, High Walker" (Newkastle-on-Tyne).