Вооружение линейных кораблей типа "Queen Elisabeth"
8 381-мм орудий "Mk.I"; спаренные установки с двойными лафетами "Mk.I"; боезапас: 100 выстрелов на орудие.
12 152-мм орудий "Mk.XII"; одинарные установки "P-IX"; боезапас: 130 выстрелов на орудие + 100 осветительных снарядов на каждом корабле.
2 76,2-мм зенитных орудия;
4 3-фунтовые салютные пушки (только в мирное время); боезапас: 64 выстрела на орудие.
5 пулеметов системы "Maxim";
4 533-мм подводных торпедных аппарата; запас торпед: 20 штук.
Артиллерия главного калибра
Главное оружие линкоров "Dreadnought" и типа "Bellerophon" состояло из десяти 305-мм орудий "Mk.x.L/45" вполне отвечавших требованиям того времени. Увеличение боевых дистанций потребовало разработки более совершенного и дальнобойного вооружения, в связи с чем появилось новое 305-мм орудие, получившее обозначение "Mk.xl.L/50". Оно обеспечивало более высокую начальную скорость снаряда за счет увеличения длины ствола и веса рабочего заряда. Такими пушками предполагалось вооружать следующие поколения дредноутов, однако этого не произошло. Дело в том, что усиленный заряд "... не всегда достигал полного сгорания. На момент выхода снаряда из ствола рабочий заряд не успевал сгореть полностью. Скорость сгорания изменялась от выстрела к выстрелу, и поэтому мощность орудия не была постоянной" (Bacon "From 1900 onward..." London, 1940).
Неудачи с 305-мм орудием "Mk.XI" привели к основательному рассмотрению проблемы боевой мощи новых кораблей в пользу перехода к орудиям более тяжелого калибра. Оптимальным решением было вместо увеличения скорости снаряда увеличить его вес, перейдя к калибру 343 мм. За счет своей большой тяжести и следовательно большей инертности 343-мм снаряд весом 567 кг не так быстро терял свою скорость, как 305-мм снаряд весом всего лишь 386 кг. К тому же было установлено, что 343-мм снаряд орудия "Mk.V" имел примерно такую же начальную скорость, что и 305-мм снаряд орудия "Mk.X", но немного меньше, чем у орудия "Mk.XI". Однако вместе с тем на дальних дистанциях скорость при встрече с целью и пробивная мощь у 343-мм снаряда была выше. Новое орудие оказалось весьма надежным и получило в дальнейшем развитие для использования снаряда весом 879 кг.
381-мм орудие "Mk.I" было сконструировано по такому же принципу, то есть комбинация тяжелого снаряда и сравнительно небольшой начальной скорости. Оно оказалось еще более удачным в, вероятно, наиболее полноценным тяжелым орудием, когда-либо изготовленным для Королевского Флота. В период разработки это орудие обозначалось как "356-мм экспериментальное" в целях сохранения тайны.
Конструкция башенной установки для 381-мм орудий была аналогична башне для 343-мм . орудий. В период проектирования много внимания было уделено особенностям башен 381-мм калибра: таким как гораздо больший вес вращающейся части и более сильная отдача при выстреле. Причем первое требовало особенно пристального внимания, так, как могло ухудшить эксплуатационные характеристики установки. Для решения этой проблемы впервые применили подвижно-дисковый гидравлический привод (hydraulischen Taumelscheibenmotor), обеспечивающий спокойное и плавное движение, гораздо более мягкое, чем привода более ранних кораблей. К тому же привод обеспечивал более точные малые поправки горизонтального наведения установки. На корабле имелось четыре таких мотора - по одному для каждой башни. Установка обеспечивала заряжание башни при любом горизонтальном и вертикальном (до 20 градусов, что соответствовало дальности 22,42 км) положении ствола. Наибольшая скорострельность составляла 2 выстрела в минуту.
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ БРИТАНСКОЙ ТЯЖЕЛОЙ АРТИЛЛЕРИИ.
Калибр |
мм |
305 |
305 |
343 |
343 |
381 |
Марка |
|
Mk.X |
Mk.XI |
Mk.V |
Mk.V |
Mk.I |
длина ствола |
Калибр |
L/45 |
L/50 |
L/45 |
L/45 |
L/42 |
вес орудия без затвора вес снаряда вес рабочего заряда |
кг. кг. кг. |
57 708 385,55 117 |
66 700,4 385,55 139,25 |
76 198,4 566,98 132,90 |
76 198,4 635,02 134,70 |
98 704,4 870,89 194,10 |
НА ВЫХОДЕ ИЗ СТВОЛА:
дульная энергия мкг 14827797 16429334 19571144 18792200 24110365
начальная скорость к/сек. 869,25 918,05 723,50 762,50 747,25
броня, пробиваемая снарядом
без наконечника мм. 406 426 439 439 457
НА ДАЛЬНОСТИ 9140 м.:
энергия встречи мкг 6587723 7299977 9688010 10287317 14107700
скорость встречи м/сек 579,5 610,0 579,5 554,25 554,25
броня, пробиваемая сна-
рядом без наконечника мм. 259 284 320 317,7 356
1) указанные выше данные о бронепробиваемости действительны для снаряда без наконечника, ударяющегося о плиту под нормальным углом (90 град.к поверхности). Если плита имеет наклон, то естественно пробивная сила снижается, что означает для 381-мм снаряда на дистанции 9144 м. приблизительно 335 мм. при наклоне 20 град, в 310 мм. при наклоне 30 град. Снаряд с наконечником дает увеличение пробивной силы на 10-20 % при наименьшей скорости в на 30-50 % при наибольшей скорости.
2) приведенные в тексте подобные данные округлены; в таблице указаны точные.
3) имеется в виду пробиваемость цементированного броневого материала.
Противоминная артиллерия
Первый проект предусматривал вооружение кораблей шестнадцатью 152-ми орудиями "Mk.XII.L/45" на лафетах "P-IX". Из общего числа двенадцать орудий устанавливались на верхней палубе и четыре - в кормовой части главной палубы. Однако в начале войны на кораблях типа "Iron Duke" выявились некоторые недостатки такого размещения. Орудия находились очень близко к ватерлинии и к форштевню, так что орудийные порты постоянно заливались водой. Было решено порты удалить, но это не решило проблемы, так как защитные щиты 152-мм орудий не были водонепроницаемыми, поэтому вода имела практически свободный доступ в казематы и на уровень данной палубы. Набивка резиновых уплотнений между защитным щитом и стенкой борта, хотя и помогла частично, но все-таки оставляла желать лучшего. Для предотвращения растекания воды по палубе позади орудий были установлены невысокие металлические перегородки. В отношении кормовых орудий эти меры вообще не помогли и лучшим решением проблемы было удаление их с главной палубы, тем более, что низкое расположение не позволяло использовать их в открытом море даже в не очень большое волнение.
Аналогичные меры предполагалось принять и на новых кораблях типа "Queen Elisabeth", на которых позади 152-мм орудий была установлена металлическая перегородка высотой 75 мм. Головной "Queen Elisabeth" был достроен еще с кормовой батареей 152-мм орудий, но в 1915/16 они были сняты. Ликвидация кормовых орудий компенсировалась установкой двух 152-мм орудий на палубе бака, под шлюпками. Однако оба в 1916 году были сняты, хотя считалось, что они по своей ценности были равны всей 152-мм батарее верхней палубы. Три носовых 152-мм орудия имели сектора обстрела от 1 градуса в нос от линии киля до 29 градусов в корму от траверза. Другие от 13 градусов в нос от линии киля до 45 градусов в корму также от линии киля. То есть кормовой мертвый угол для противоминной артиллерии составлял 90 градусов. Орудийные позиции отделялись друг от друга броневой переборкой толщиной 38 мм, однако с тыла имели открытый доступ по всей длине батареи. Еще во время постройки кормовые и носовые батареи были отделены друг от друга проходящей по диаметральной плоскости переборкой толщиной 50,8 мм. Снаряды к орудиям подавались при помощи подъемника, расположенного в носовой части каждой батареи. Заряды с главной палубы подавались через люки Миллерса (Millers) при помощи талей, приводившихся в действие при помощи обычного барабанного шпиля. Боевой запас первых выстрелов составлял по 30 на каждое орудие и помещался в L-образных кранцах рядом с талями. Этот метод подачи боезапаса сильно критиковался командиром учебно-артиллерийского корабля "Excellent". Он ссылался на опыт до-дредноутов, где снабжение боеприпасами 152-мм орудий производилось посредством талей и люков Миллерса. Такой способ, как показал опыт, оказался не вполне удовлетворительным. Он также ссылался на то, что по этой причине все снабжение боеприпасами 152-мм орудий на до-дредноутах типа "King Edward VII" было основано на применении подъемников, что улучшило боеготовность этих орудий. Однако эта критика была отклонена, ибо на до-дредноутах 152-мм орудия дополняли главную артиллерию, являясь их составной частью, а на дредноутах они предназначались исключительно для обороны от миноносцев, а это подразумевало лишь кратковременное их использование и поэтому в продолжительной подаче боезапаса не было необходимости. Кроме того, считалось очень важным, что принятая система подачи боезапаса позволяет осуществить разрыв в цепочке подачи зарядов между погребом и батареей. Такие аргументы не нуждались в каких-либо доказательствах, однако упускался такой важный момент, что приверженность к медленной подаче боезапаса вынуждала складировать большое число готовых картузов в батарее.
Во время Ютландского сражения палуба бака на "Malaya" была пробита 305-мм. снарядом, который взорвался в 152-мм. каземате и, полностью уничтожив 152-мм. орудие N-3 правого борта, вызвал возгорание пороха, жертвами вспыхнувшего пожара стали более 100 человек. Весь каземат был выведен из строя, пожар едва не привел к гибели корабля. Как результат этого урока, люки Millers'а были затем заменены подъемниками, что восстановило поток пороха между погребами и орудиями. Как дополнение к этому на местах окончания подъемников были устроены огнестойкие заготовительные помещения, которые были окружены переборками толщиной 25,4 мм. для того, чтобы избежать распростанения пожара на погреб пороха. Обдумывалась также установка в тылу батарей защитной переборки, однако от этого в конце концов отказались, ибо это затруднило бы отдачу приказаний.
Мелкокалиберная артиллерия
Противовоздушная оборона была представлена двумя 76,2-мм. орудиями по бокам от дымовой трубы на палубе бака. Хотя во время войны предлагалось заменить их на две 102-мм. зенитные пушки, которые должны были быть установлены вместо обоих 152-мм. орудий, это изменение не было осуществлено и все корабли этого класса сохранили свои два 76,2-мм. орудия до конца войны. Когда в январе 1915 года "Queen Elisabeth" был завершен, 76,2-мм. зенитные орудия и их лафеты еще не были готовы и, таким образом он получил кратковременно одно 76,2-мм. орудие и одно 3-фунтовое орудие вместо 76,2-мм. зенитных. В 1912 году предлагалось изготовить 381-мм. орудие в тройном лафете (трехорудийная установка), однако это предложение не преследовало серьезных намерений. В дальнейшем предлагалось установить дополнительно ряд 12-фунтовых орудий для усиления защиты от миноносцев. Это предложение также было отброшено ,ибо было установлено, что эти 12-фунтовые пушки значительно не усилят имеющуюся огневую мощь,- кроме того было нежелательно иметь на борту три различных калибра.
Оборудование управления стрельбой
Для главного вооружения проект предусматривал центральный пост управления, который должен был находиться в бронированном колпаке над боевой рубкой. Во вращающейся бронированной верхней части этого колпака находился 4,57-м, дальномер. В январе 1915 года было решено оснастить все новые дредноуты приборами центральной наводки главной артиллерии. Все корабли этого класса были после этого, но еще до окончания постройки, снабжены двумя такими приборами - один в имеющемся колпаке на боевой рубке и другой на фор-марсе. Каждая башня была снабжена 4,57-м. дальномером, а также открытым визирным устройством для горизонтальной наводки. Это оборудование было решено установить в конце 1914 года, для остальных кораблей в марте 1915 года и, таким образом, при готовности все корабли этого класса имели такое оборудование. При необходимости огнем всей тяжелой артиллерии можно было управлять также из башни "В" (носовая возвышенная).
Управление стрельбой 152-мм. артиллерии первоначально находилось по бокам боевой рубки, за ее стенами. Оборудование управления стрельбой средней артиллерии было заказано еще в декабре 1914 года, однако недостаточные производственные мощности задержали установку. Поэтому "Queen Elisabeth" в ноябре-декабре 1916 года был снабжен временным оборудованием управления стрельбой 152-мм. артиллерии, которое лишь в мае 1917 года было заменено штатным оборудованием. "Malaya" и "Valiant" получили его в апреле 1917 года, "Barham" и "Warspite" в июле 1917 года. Второй пост управления стрельбой был установлен по бокам компасной платформы.