Энергетическая установка линейных кораблей
Линейные корабли типа "Queen Elisabeth" имели четырехвальную паротурбинную установку, состоящую из двух главных агрегатов системы Parsons-'а (на "Malaya", "Queen Elisabeth" и "Warspite") и системы Brown-Curtis (на "Barham" и "Valiant"). Главные турбинные агрегаты передавали вращение непосредственно на гребные валы (без механической передачи). Энергетические установки для "Queen Elisabeth" и "Malaya" были изготовлены заводом "Wallsend Ship-way", для "Warspite" - заводом "Hawthorn Leslie", для остальных двух кораблей установки изготовлены на заводе фирмы-строителя.
Каждый турбинный агрегат двухкорпусного исполнения включал в себя четыре турбины. Две турбины низкого давления (одна переднего, другая заднего хода) в общем корпусе работали на внутренние валы, а две турбины высокого давления (одна переднего, другая заднего хода), также в общем корпусе, работали на внешние валы. Машинный отсек разделялся продольными переборками на три отделения: в среднем находились турбины низкого давления обоих агрегатов, в бортовых - турбины высокого давления. Кроме того, в бортовых отделениях, в их носовой части, находились турбины экономического хода реактивного типа с зубчатыми передачами. На "Queen Elisabeth", "Warspite" и "Valiant" были установлены турбины экономического хода системы Parsons'а, на "Barham" и "Malaya" - системы Brown-Curtis'a.
В среднем турбинном отделении также были установлены четыре главных конденсатора, а в бортовых - по одному вспомогательному .
Во внешних турбинных отделениях были также установлены по одному опреснительному агрегату, каждый из которых состоял из двух испарителей и одного конденсатора дистиллята. Их общая производительность равнялась 650 ts в сутки.
Котельная установка включала 24 водотрубных котла с широкими трубками системы Yarrow на "Warspite" и "Barbara", и системы Babcock-Wilcox на "Queen Elisabeth", "Valiant" и "Malaya". Максимальное рабочее давление котлов - до 20 атм.
Предполагалось, что мощность силовой установки позволит кораблям довольно свободно достигнуть скорости 23 узла при наибольшей продолжительной мощности 56.000 WPS и 25 узлов при повышенной (форсированной) мощности 75.000 WPS. На большей части кораблей установки достигли проектной мощности, но из-за увеличения водоизмещения в сравнении с первоначальным проектом скоростные результаты оказались ниже ожидаемых. Лучшие корабли этого типа развивали при благоприятных условиях 25 узлов, однако в более плохую погоду или в иных неблагоприятных условиях, таких как переход при боевой нагрузке или с обросшим днищем, эта скорость становилась недостижимой. В целом после вступления в строй кораблей этого типа по результатам испытаний были составлены усредненные (для всех пяти линкоров) эксплуатационные данные, которые выглядели примерно в таком виде: наибольшая продолжительная скорость: 23,25 узла при 67.500 WFS; наибольшая кратковременная скорость: 24,0 узла при 75.000 WPS и 300 оборотов винта в минуту; запас нефти (ок.95 %): около 3300 ts. дальность плавания: 8600 миль (12,5-узловым ходом); 390.0 миль (21-узловым ходом).
режим хода к.н.м. |
4/5(*) |
3/5(*) |
2/5(*) |
мощность [WPS] 75.000 скорость [узлов] 25,0 расход нефти [ts/ч] 40,5 |
60.000 24,0 31,4 |
45.000 22,5 25,2 |
30.000 20,5 18,0 |
(*) - доля от к.н.м. (кратковременной наибольшей мощности).
Условия военного времени препятствовали проведению нормальных ходовых испытаний, поэтому результаты оказались далеко неполными, а в некоторых случаях и недостоверными. К тому же далеко не все результаты стали известны широкому кругу. Ниже приводятся некоторые из них, относящиеся ко времени Первой мировой войны.
1) "Warspite" - заводские ходовые пробы у западного побережья Ирландии, проведенные 11 апреля 1915 года. Корабль закончил докование 22 марта 1915 года.
- 1,5-часовые испытания на полном ходу: 56.580 WPS =24,1 узла при 274 оборотах винтов в минуту. Расход нефти 45,7 ts.
- 2-часовые испытания на повышенной мощности: 75.510 WFS = 24,65 узла.
2) "Valiant" - заводские ходовые пробы в районе Фирт-оф-Форта проведены 27 февраля 1916 года. Корабль не проходил докования со дня спуска на воду в ноябре 1914 года.
- 2-часовые испытания на полной мощности: 57.315 WPS при 275 оборотах винтов в минуту.
- испытания на повышенной мощности: 71.112 WPS.
3) "Malaya" - заводские ходовые пробы в Северном море 17 февраля 1916 года. Корабль вышел из дока 14 января 1916 года и имел чистое днище. К началу проб водоизмещение составляло 32.976 ts, осадка 10,20 м. Отчет об испытаниях этого корабля наиболее полный среди кораблей своей серии.
- 2-часовые испытания на полной мощности: 57.332 WPS =23,5 узла при 280 оборотах винтов в минуту. Расход нефти 66 ts.
- 2-часовые испытания на повышенной мощности: 76.074 WPS =25,0 узлов при 304 оборотах винтов в минуту. Расход нефти 90 ts.
Среднее давление пара во время данных испытаний - около 15,4 ат. на выходе из котлов и около 12,7 ат. на входе в турбины.
4) "Barham" - заводские ходовые пробы в районе Фирт-оф-Форт 27 августа 1915 года. Корабль закончил докование 31 декабря 1914 года. Водоизмещение к началу испытаний 29.410 ts, осадка 9,40 м.
- 2-часовые испытания на полной мощности: 60.950 WPS при 285 оборотах винтов в минуту.
- 2-часовые испытания на повышенной мощности: 76.575 WPS.
5) "Queen Elisabeth" - заводские ходовые испытания.
- линкор достиг мощности 57.130 WPS на испытаниях полной мощности. Более подробных сведений нет.
Ни одно из вышеупомянутых испытаний не проводилось на мерной миле, и поэтому достигнутые скорости не являются абсолютно достоверными. 6 июля 1916 года линкор "Barham" совершил пробег на вымеренной миле в районе Bute Sound со следующими результатами:
режим испытаний форсированный
начальное водоизмещение 32 252 ts
волнение моря 0 баллов
мощность 70.788 WPS
скорость 23,91 узла
число оборотов винтов 293,25 в мин.
Достигнутая скорость была только на 0,1 узла ниже ожидаемой при указанном водоизмещении, хотя мощность на валах и вакуум в конденсаторах имели значения ниже, чем во время заводских испытаний. Поэтому точность результатов подвергается некоторым сомнениям, а данные о мощности на внешних валах считаются явно заниженными -достигнутая мощность была несомненно больше указанной.
В результате ходовых испытаний выяснилось, что корабли с турбинами Parsons'а обычно имели большее число оборотов винтов, чем корабли с турбинами Brown-Curtis 'а. Предполагается, что "Valiant" и "Barham", оснащенные последними, могли бы достичь большего числа оборотов, если бы их мощность не ограничивалась конденсаторами, приемная способность которых не соответствовала испаряемой массе, хотя для "Valiant" было признано сомнительным, что его котлы могли произвести достаточное количество пара для достижения большей мощности, чем достигнутая фактически. Общеизвестно, что этот корабль был самым тихоходным в эскадре, и одной из главных причин этого считались недостаточная паропроизводительность котлов, а также неудачная конструкция турбин высокого давления, сопла которых отличались от таких же на "Barham", отчего величина вакуума в них оказалась несколько меньше, чем на других кораблях этого типа.
"Malaya" оказался наиболее быстроходным кораблем этого класса. Этот корабль мог без особого вреда для механизмов достичь 306 оборотов винтов, что было значительно выше расчетов.
После пробы "Barham' на мерной миле в Bute Sound адмирал Джеллико констатировал, что поскольку "Valiant" тихоходнее, чем "Barham", то 5-я боевая эскадра в целом не может иметь хода более 23 узлов, при этом он напомнил, что пробы проходили в идеальных условиях и при водоизмещении корабля весьма близком к боевому. Подводя итог, Джеллико сказал, что такая скорость есть слишком малое превосходство над скоростью линейного флота, и поэтому сомнительно, что эту эскадру можно будет развернуть в случае необходимости в голове боевой линии, не опасаясь нарушить ее строй. Джеллико подчеркивал, что 5-я боевая эскадра по своей скорости лишь незначительно превосходит 3-ю эскадру немецкого Флота Открытого Моря, в потому ее возможности в качестве мобильного быстроходного крыла Гранд-Флита будут ограничены. К тому же при боевом водоизмещении турбины даже не будут в состоянии развить максимальное число оборотов.
Для достижения большей эффективности установки было предложено заменить винты на другие, однако технический отдел высказался против, считая, что предложенная конструкция винтов приведет к большим потерям скорости на небольших режимах хода. Предложение отклонили. Вместо этого было решено при первом же удобном случае изменить конструкцию сопел турбин. Остается неизвестным, было ли это выполнено, ибо "Valiant" оставался самым тихоходным кораблем этого класса вплоть до модернизации в конце 30-х годов, когда полностью заменили энергетическую установку.
Стремясь получить достоверную " информацию о ходовых качествах кораблей в феврале 1919 года было решено, что "Warspite", "Valiant", "Barham" я "Malaya" выполнят пробег при наибольшей продолжительной мощности. "Barham" сделал это во время своего перехода из Скапа-Флоу на верфи в Инвергордон, а остальные три корабля - в ходе плаваний южнее Скапа-Флоу.
линейный корабль |
"Valiant" |
"Warspite" |
"Barham" |
"Malaya" |
|
дата испытания место пробега |
11.3.1919 переход в Плимут |
11.3.1919 сев. - зап. Шотландии |
21.2.1919 переход в Инвергордон |
11.3.1919 переход в Портсмут |
|
последнее докование |
9.3.1918 |
25.3.1918 |
|
||
время пробега вид испытания среднее число оборотов вала мощность [ WPS ] средняя скорость [узлов] расход нефти [ ts ] |
1 час н.п.м. 275,2 57.703 23,0 33,0 |
2 часа н.к.м. 296,0 75.800 23,5 ? |
1 час н.к.м. 289,9 72.872 23,8 ? |
1 час н.к.м. 305,85 76.740 24,9 ? |
|
ПРИМЕЧАНИЯ К ТАБЛИЦЕ.
1) н.п.м. - наибольшая продолжительная мощность н.к.м. - наибольшая кратковременная мощность
2) Кроме того, на пути в Плимут "Valiant" провел еще четыре последовательных испытания, а именно на длительное время (16-18 часов). Максимальная скорость, достигнутая во время этих пробегов была 23,5 узла при 66.570 лс.
3) К началу пробега "Warspite" имел осадку 10.01 м.носом и 10,07 м.кормой, его водоизмещение составляло около 32.500 ts.
4) К началу пробега "Barham" имел осадку 9,48 м.носом и 9,63 м.кормой при водоизмещении около 30.500 ts.
Использование нефти вместо угля требовало бункеров глубиной до 9,14 м. Так как конструкторы не вмели еще достаточного опыта в создании объемных топливных цистерн, для удобства и ускорения работ был изготовлен специальный опытный бункер-макет, по размерам и конструкции соответствующий корабельному. Опыт, полученный при этом был использован при разработке строительных детальных чертежей. Поскольку для хранения топлива теперь требовались только подобные цистерны и отпала необходимость хранения угля на палубах выше броневой, то оказалось, что на средней палубе освободилось значительная площадь, прежде занимаемая углем. Было решено использовать это пространство для устройства столовой команды и других бытовых помещений, однако здесь остро встала проблема вентиляции, так как ее устройство потребовало бы дополнительных вырезов в переборках, а в районе ватерлинии непременно требовалось сохранить водонепроницаемое разделение помещений. Поэтому решили ограничиться только некоторыми из предполагаемых бытовых помещений, в том числе душевых. Кроме того, также за счет места, обычно использовавшегося для размещения угля была устроена прачечная. Таким образом на этих кораблях в сравнении с предшествующими была значительно улучшена обитаемость.
Наибольшая вместимость бункеров была рассчитана на 3500 ts нефти, однако при нормальном заполнении 95 % она составляла 3325 ts. Обычно же принимаемый запас топлива составлял около 2800 ts, что было вызвано превышением фактического водоизмещения от проектного.
Электроэнергетическая установка линейных кораблей
Для производства необходимого количества электроэнергии проект предусматривал два дизель-генератора по 450 кВт. и два турбогенератора по 200 кВт. Они должны были вырабатывать постоянный ток в 200 В., который подавался бы на главный распределительный щит.
К началу войны "Queen Elisabeth" и "Valiant" получили по одному генератору в 200 кВт., приводившиеся в действие от поршневой паровой машины. Другие корабли этого типа получили их только после войны.