Остойчивость
На британских до-дредноутах метацентрическая высота была относительно небольшой - главным образом из-за доминирующего положения при проектирований все приносить в жертву боевой мощи артиллерии. В данном случае малая метацентрическая высота исчислялась из стремления получить устойчивую орудийную платформу. Естественно, это значительно снижало живучесть корабля и его сопротивляемость повреждениям. Начиная с "Dreadnought" и до "Queen Elisabeth" метацентрическая высота постепенно и постоянно увеличивалась и на линкорах типа "Queen Elisabeth" она была больше, чем у других британских дредноутов. Хотя ко времени завершения строительства кораблей их проектное водоизмещение было значительно превзойдено, метацентрическая высота лишь незначительно расходилась с проектной, однако все же увеличение осадки уменьшило запас плавучести корабля в высоту надводного борта в ущерб остойчивости. По проекту поперечная метацентрическая высота равнялась :
водоизмещение 26.788 ts = 1,77 м.
спецификац. вод-ние 27.700 ts = 1,83 м.
боевое водоизмещение 31.534 ts = 2,38 м.
Исчисление водоизмещения производилось исходя из следующих весовых нагрузок в соответствии со спецификацией корабля:
корпус и устройства 9034 ts
бронирование 8750 ts
вооружение 4546 ts
энергетическая установка 3950 ts
нефть 650 ts
снаряжение 670 ts
адмиралтейский резерв 100 ts
ВСЕГО 27.700 ts
В результате строительных переделок, вызвавших весовые отклонения от первоначального проекта для готового корабля данные по остойчивости оказались следующие:
водоизмещение | ед.изм. | боевое | проектное | порожнее
водоизмещение |
ts. |
33 100 |
29 200 |
28 250 j |
осадка |
м. |
10,19 |
9,20 |
8,96 |
метацентрическая высота |
м. |
2,38 |
1,80 |
1,61 |
макс . восстанавливающий |
|
1 |
|
|
момент при крене |
град. |
39 |
38 |
38 |
угол опрокидывания (предел остойчивости) |
град. |
79 |
69 |
68 |
|
* БОЕВОЕ водоизмещение - полное снаряжение, весь запас питьевой и котельной воды, 3400 тонн топлива на борту.
* ПРОЕКТНОЕ водоизмещение - пустые цистерны котельной воды, полное снаряжение, 650 ts топлива на борту.
* ПОРОЖНЕЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ - чистый вес корабля, на борту нет боезапаса, снабжения, все цистерны пусты.