Остойчивость

 

На британских до-дредноутах метацентрическая высота была относительно неболь­шой - главным образом из-за доминирующего положения при проектирований все приносить в жертву боевой мощи артиллерии. В данном случае малая метацентрическая высота исчислялась из стремления получить устой­чивую орудийную платформу. Естественно, это значительно снижало живучесть корабля и его сопротивляемость повреждениям. Начи­ная с "Dreadnought" и до "Queen Elisabeth" метацентрическая высота постепенно и постоянно увеличивалась и на линкорах типа "Queen Elisabeth" она была больше, чем у других британских дредноутов. Хотя ко вре­мени завершения строительства кораблей их проектное водоизмещение было значительно превзойдено, метацентрическая высота лишь незначительно расходилась с проектной, од­нако все же увеличение осадки уменьшило запас плавучести корабля в высоту надводного борта в ущерб остойчивости. По проек­ту поперечная метацентрическая высота рав­нялась :

водоизмещение 26.788 ts = 1,77 м.

спецификац. вод-ние 27.700 ts = 1,83 м.

боевое водоизмещение 31.534 ts = 2,38 м.

 

Исчисление водоизмещения производи­лось исходя из следующих весовых нагрузок в соответствии со спецификацией корабля:

корпус и устройства            9034 ts

бронирование                      8750 ts

вооружение                         4546 ts

энергетическая установка   3950 ts

нефть                                    650 ts

снаряжение                          670 ts

адмиралтейский резерв      100 ts

ВСЕГО                                 27.700 ts

В результате строительных переделок, вызвавших весовые отклонения от первоначального проекта для готового корабля дан­ные по остойчивости оказались следующие:

                   водоизмещение       | ед.изм.      | боевое     | проектное      | порожнее

водоизмещение

ts.

33 100

29 200

28 250  j

осадка

м.

10,19

9,20

8,96

метацентрическая высота

м.

2,38

1,80

1,61

макс . восстанавливающий

 

1

 

 

момент при крене

град.

39

38

38

угол опрокидывания (предел остойчивости)

град.

79               

69

68

 

* БОЕВОЕ водоизмещение - полное снаряжение, весь запас питьевой и котельной воды, 3400 тонн топлива на борту.

* ПРОЕКТНОЕ водоизмещение - пустые цистерны котельной воды, полное снаряжение, 650 ts топлива на борту.

* ПОРОЖНЕЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ - чистый вес корабля, на борту нет боезапаса, снабжения, все цистерны пусты.