Проектирование и постройка

 

Линейные корабли типа "Queen Elisa­beth", имевшие только нефтяное отопление котлов, показались для английских адмира­лов слишком смелым шагом. Согласившись на постройку серии таких кораблей, Адмирал­тейство не пожелало далее идти таким же путем, поэтому проект кораблестроительной программы 1913-го года предусматривал стро­ительство серии линейных кораблей, имевших смешанное угольно-нефтяное отопление кот­лов. В конечном итоге они оказались для английского флота шагом назад.

На новых кораблях предусматривалось вооружение, подобное "Queen Elisabeth", однако силовая установка должна была пов­торить более ранний проект кораблей - типа "Iron Duke". Предполагалось, что скорость новых кораблей будет не менее 21,5 узла. Снижение скорости давало возможность умень­шить водоизмещение новых кораблей и, как следствие, их стоимость, которая для каж­дого корабля предполагалась в 2150 тысяч фун. стерлингов. Возврат к прежней системе отопления котлов несомненно приносил эко­номическую выгоду, но оставлял мало места для будущих усовершенствований. Уже первые переделки увеличили водоизмещение с 25.500 тонн до 25.750, уменьшив в то же время скорость с 21,5 узла до 21 узла.

Утвержденная программа 1913 года пре­дусматривала строительство серии из пяти подобных кораблей. Следующая программа 1914 года предусматривала постройку еще трех линкоров типа "Royal Sovereign", по­лучивших наименования "Renown", "Repulse" и "Resistance", а также шестого" линкора типа "Queen Elisabeth", названного "Agincourt". Корабли типа "Royal Sovereign" поч­ти не отличались от кораблей программы 1913 года, однако имели некоторые улучше­ния, как например противоторпедная пере­борка , получившая одинаковую толщину 38 мм. по всей своей длине.

13 мая 1914 года спецификации этих новых кораблей были одобрены Адмиралтейст­вом и в июне был выдан заказ казенной вер­фи в Портсмуте на строительство линкора "Agincourt", и казенной верфи в Девонпорте на строительство линкора "Resistance". Два других линкора были заказаны несколько позже - "Repulse" на верфи "Palmers", "Re­nown" - на верфи в Фэрфилде.

С началом войны работы на этих четы­рех линкорах были остановлены и 26 августа ввиду малого процента их готовности заказы на их постройку были аннулированы. Предпо­лагалось, что начавшаяся война не затя­нется и новые корабли из-за этого не успе­ют принять участия в боевых действиях.

В январе 1915 года было получено раз­решение строить корабли с чисто нефтяным отоплением, вместо комбинированного уголь­но-нефтяного. По расчетам предполагалось, что в этом случае турбины после незначи­тельных переделок будут способны развивать 40.000 WPS вместо 31.000 WPS, которые рассчитывали получить в первоначальном про­екте. Это позволило бы значительно увели­чить скорость - с 21 узла (при 300 обор. винта в минуту) до 23 узлов (при 320 оборотах). Переход на нефтяное отопление позволил бы значительно уменьшить запас топлива, не меняя в конечном итоге расчет­ную дальность плавания - вместо прежних 3000 тонн угля и 1500 тонн нефти корабли брали бы по 3400 тонн нефти. Сэкономленный вес предполагалось использовать главным образом по статье вооружения - для увели­чения боезапаса главного калибра с 80 до 100 выстрелов на орудие. Ряд дальнейших усовершенствований в конце концов привел к увеличению водоизмещения измененного про­екта до 25.800 тонн. Следует сказать также еще об одной хорошей стороне перехода на нефтяное отопление котлов. Это ,резко уменьшало численность кочегаров - на 75 человек.

 

Проект линейного корабля "Т-1" (позже линкоры типа "Royal Sovereign").

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.

Проектное водоизмещение        25.500 ts

Боевое водоизмещение                          28.750 ts

Длина между перпендикулярами         176,90 м.

Ширина                                                         26,99 м.

Проектная осадка                                      8,69 м.

Осадка при боевом водоизмещении       9,91 м.

Нагрузка, углубляющая на 1 см.      35,8 ts/см.

Мощность механизмов                           31.000 HPS

Скорость по проекту                              21,5 узла

Запас угля при проектной осадке   900 ts

Полный запас угля                                    3000 ts

Запас нефти                                                 1500 ts

 

ВООРУЖЕНИЕ.

8   381-мм L/42 орудий главного калибра;

16   152-мм L/45 орудий противоминного калибра;

4   102-мм зенитных орудия (боекомплект 200 выстрелов на ствол);

4   533-мм подводных торпедных аппарата (20 торпед).

 

ЗАЩИТА БРОНЕВЫМИ ПЛИТАМИ.

пояс в середине корабля                   330 мм.

пояс в носовой части                          152 мм.

пояс в кормовой части                        102 мм.

верхний пояс                                           152 мм.

носовой траверз                                    152 мм.

кормовой траверз                                  102 мм.

барбеты                                                 254-102 мм.

башни                                                         280 мм.

боевая рубка                                          280 мм.

шахта боевой рубки                          252 и 102 мм.

пост упр.торпедной стрельбой   152 мм.

шахта поста УТС                                    102 мм.

 

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СТАЛЬНЫМИ ПЛИТАМИ.

кожух дымовой трубы         38 и 25,4 мм.

противоторпедная переборка  38 и 25,4 мм.

 

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СТАЛЬНЫМИ ПЛИТАМИ.

палуба бака над батареей                                                             25,4 мм.

верхняя палуба между барбетами   "А" и "Y"         31,7-38 мм.

главная палуба в плоской части                                  25,4;  38 и 50,8 мм.

главная палуба на скосах                                                             50,8 мм.

промежуточная палуба в носу                                                  63,4 и 25,4 мм.

промежуточная палуба в корме                                        63,4  и  102-76,2 мм.

 

ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ КОРПУСА ПО ПРОЕКТУ.

корпус с устройствами                       8600 ts

бронирование                                          8100 ts

вооружение                                                4550 ts

энергетическая установка                  2500 ts

топливо (уголь)                                       900 ts

снаряжение                                                 750 ts

адмиралтейский резерв                          100 ts

ВСЕГО                                             25 500 ts

 

В таком виде проект был принят, и на его основе началась разработка строитель­ных чертежей. При описании этих кораблей нужно исходить из того, что прототипом их был проект "Queen Elisabeth", поэтому все сравнения будут делаться именно с ними.

 

ПОСТРОЕЧНЫЕ ДАТЫ И СТОИМОСТЬ КОРАБЛЕЙ ТИПА "ROYAL SOVEREIGN'

                                         закладка               спуск       готовность   стоимость постройки

"Royal Sovereign"

15.01.1914

29.04.1915

Май 1915

12.570.929 фун. стерлингов

"Royal Oak"

15.01.1914

17.11.1914

Май 1915

12.488.269 фун. стерлингов

"Ramillies"

12.11.1913

12.09.1916

окт. 1917

12.406.500 фун. стерлингов

"Revenge"

22.12.1913

29.05.1915

Март 1916

12.449.680 фун. стерлингов

"Resolution"

29.11.1913

14.01.1915

дек. 1916

13.295.800 фун. стерлингов

 

МЕСТА СТРОИТЕЛЬСТВА КОРАБЛЕЙ.

"Royal Sovereign" казенная верфь в Портсмуте "Portsmouth Dockyard"

"Royal Oak" казенная верфь в Девонпорте "Devonport Dockyard"

"Ramillies" частная верфь в Глазго "W.Beardmore & Co." (Glasgow)

"Revenge"        частная верфь в Барроу "Vickers Ltd." (Barrow-on-Furness, Birmingham)

"Resolution"     частная верфь в Гриноке "Palmers Shipbuilding & Engineering Co.,Ltd." (Greenock)