Проектирование и постройка
Линейные корабли типа "Queen Elisabeth", имевшие только нефтяное отопление котлов, показались для английских адмиралов слишком смелым шагом. Согласившись на постройку серии таких кораблей, Адмиралтейство не пожелало далее идти таким же путем, поэтому проект кораблестроительной программы 1913-го года предусматривал строительство серии линейных кораблей, имевших смешанное угольно-нефтяное отопление котлов. В конечном итоге они оказались для английского флота шагом назад.
На новых кораблях предусматривалось вооружение, подобное "Queen Elisabeth", однако силовая установка должна была повторить более ранний проект кораблей - типа "Iron Duke". Предполагалось, что скорость новых кораблей будет не менее 21,5 узла. Снижение скорости давало возможность уменьшить водоизмещение новых кораблей и, как следствие, их стоимость, которая для каждого корабля предполагалась в 2150 тысяч фун. стерлингов. Возврат к прежней системе отопления котлов несомненно приносил экономическую выгоду, но оставлял мало места для будущих усовершенствований. Уже первые переделки увеличили водоизмещение с 25.500 тонн до 25.750, уменьшив в то же время скорость с 21,5 узла до 21 узла.
Утвержденная программа 1913 года предусматривала строительство серии из пяти подобных кораблей. Следующая программа 1914 года предусматривала постройку еще трех линкоров типа "Royal Sovereign", получивших наименования "Renown", "Repulse" и "Resistance", а также шестого" линкора типа "Queen Elisabeth", названного "Agincourt". Корабли типа "Royal Sovereign" почти не отличались от кораблей программы 1913 года, однако имели некоторые улучшения, как например противоторпедная переборка , получившая одинаковую толщину 38 мм. по всей своей длине.
13 мая 1914 года спецификации этих новых кораблей были одобрены Адмиралтейством и в июне был выдан заказ казенной верфи в Портсмуте на строительство линкора "Agincourt", и казенной верфи в Девонпорте на строительство линкора "Resistance". Два других линкора были заказаны несколько позже - "Repulse" на верфи "Palmers", "Renown" - на верфи в Фэрфилде.
С началом войны работы на этих четырех линкорах были остановлены и 26 августа ввиду малого процента их готовности заказы на их постройку были аннулированы. Предполагалось, что начавшаяся война не затянется и новые корабли из-за этого не успеют принять участия в боевых действиях.
В январе 1915 года было получено разрешение строить корабли с чисто нефтяным отоплением, вместо комбинированного угольно-нефтяного. По расчетам предполагалось, что в этом случае турбины после незначительных переделок будут способны развивать 40.000 WPS вместо 31.000 WPS, которые рассчитывали получить в первоначальном проекте. Это позволило бы значительно увеличить скорость - с 21 узла (при 300 обор. винта в минуту) до 23 узлов (при 320 оборотах). Переход на нефтяное отопление позволил бы значительно уменьшить запас топлива, не меняя в конечном итоге расчетную дальность плавания - вместо прежних 3000 тонн угля и 1500 тонн нефти корабли брали бы по 3400 тонн нефти. Сэкономленный вес предполагалось использовать главным образом по статье вооружения - для увеличения боезапаса главного калибра с 80 до 100 выстрелов на орудие. Ряд дальнейших усовершенствований в конце концов привел к увеличению водоизмещения измененного проекта до 25.800 тонн. Следует сказать также еще об одной хорошей стороне перехода на нефтяное отопление котлов. Это ,резко уменьшало численность кочегаров - на 75 человек.
Проект линейного корабля "Т-1" (позже линкоры типа "Royal Sovereign").
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.
Проектное водоизмещение 25.500 ts
Боевое водоизмещение 28.750 ts
Длина между перпендикулярами 176,90 м.
Ширина 26,99 м.
Проектная осадка 8,69 м.
Осадка при боевом водоизмещении 9,91 м.
Нагрузка, углубляющая на 1 см. 35,8 ts/см.
Мощность механизмов 31.000 HPS
Скорость по проекту 21,5 узла
Запас угля при проектной осадке 900 ts
Полный запас угля 3000 ts
Запас нефти 1500 ts
ВООРУЖЕНИЕ.
8 381-мм L/42 орудий главного калибра;
16 152-мм L/45 орудий противоминного калибра;
4 102-мм зенитных орудия (боекомплект 200 выстрелов на ствол);
4 533-мм подводных торпедных аппарата (20 торпед).
ЗАЩИТА БРОНЕВЫМИ ПЛИТАМИ.
пояс в середине корабля 330 мм.
пояс в носовой части 152 мм.
пояс в кормовой части 102 мм.
верхний пояс 152 мм.
носовой траверз 152 мм.
кормовой траверз 102 мм.
барбеты 254-102 мм.
башни 280 мм.
боевая рубка 280 мм.
шахта боевой рубки 252 и 102 мм.
пост упр.торпедной стрельбой 152 мм.
шахта поста УТС 102 мм.
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СТАЛЬНЫМИ ПЛИТАМИ.
кожух дымовой трубы 38 и 25,4 мм.
противоторпедная переборка 38 и 25,4 мм.
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СТАЛЬНЫМИ ПЛИТАМИ.
палуба бака над батареей 25,4 мм.
верхняя палуба между барбетами "А" и "Y" 31,7-38 мм.
главная палуба в плоской части 25,4; 38 и 50,8 мм.
главная палуба на скосах 50,8 мм.
промежуточная палуба в носу 63,4 и 25,4 мм.
промежуточная палуба в корме 63,4 и 102-76,2 мм.
ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ КОРПУСА ПО ПРОЕКТУ.
корпус с устройствами 8600 ts
бронирование 8100 ts
вооружение 4550 ts
энергетическая установка 2500 ts
топливо (уголь) 900 ts
снаряжение 750 ts
адмиралтейский резерв 100 ts
ВСЕГО 25 500 ts
В таком виде проект был принят, и на его основе началась разработка строительных чертежей. При описании этих кораблей нужно исходить из того, что прототипом их был проект "Queen Elisabeth", поэтому все сравнения будут делаться именно с ними.
ПОСТРОЕЧНЫЕ ДАТЫ И СТОИМОСТЬ КОРАБЛЕЙ ТИПА "ROYAL SOVEREIGN'
закладка спуск готовность стоимость постройки
"Royal Sovereign" |
15.01.1914 |
29.04.1915 |
Май 1915 |
12.570.929 фун. стерлингов |
"Royal Oak" |
15.01.1914 |
17.11.1914 |
Май 1915 |
12.488.269 фун. стерлингов |
"Ramillies" |
12.11.1913 |
12.09.1916 |
окт. 1917 |
12.406.500 фун. стерлингов |
"Revenge" |
22.12.1913 |
29.05.1915 |
Март 1916 |
12.449.680 фун. стерлингов |
"Resolution" |
29.11.1913 |
14.01.1915 |
дек. 1916 |
13.295.800 фун. стерлингов |
МЕСТА СТРОИТЕЛЬСТВА КОРАБЛЕЙ.
"Royal Sovereign" казенная верфь в Портсмуте "Portsmouth Dockyard"
"Royal Oak" казенная верфь в Девонпорте "Devonport Dockyard"
"Ramillies" частная верфь в Глазго "W.Beardmore & Co." (Glasgow)
"Revenge" частная верфь в Барроу "Vickers Ltd." (Barrow-on-Furness, Birmingham)
"Resolution" частная верфь в Гриноке "Palmers Shipbuilding & Engineering Co.,Ltd." (Greenock)