Противоторпедная защита. Конструктивная подводная защита.

 

Почти по всей длине корабля, на про­тяжении боевых погребов, машинных и ко­тельных отделений и помещений торпедных аппаратов на новых кораблях была установле­на противоторпедная переборка. Ее располо­жение не отличалось от "Queen Elisabeth", но толщина составляла лишь 38 мм., а в междудонном пространстве - 25,4 мм. Веро­ятная причина уменьшения толщины переборки заключается в том, что первоначальный про­ект предусматривал дополнительную защиту в виде угольных бункеров. После перепроекти­рования кораблей под нефтяное отопление защита угольными бункерами естественно устранилась, но следует учитывать, что нефтяные цистерны тоже создают некоторую защиту, поэтому величина уменьшения борто­вой защиты остается спорной.

Однако, принимая во внимание малую ширину линкоров типа "Royal Sovereign" счи­талось, что его подводная защита остава­лась ниже приемлемой величины, установлен­ной линкором "Queen Elisabeth". Поэтому в марте 1915 года, еще в период постройки кораблей, было решено в виде опыта устано­вить на корабле "Ramillies" бортовые на­делки (були). Основанием для этого был ряд обстоятельных опытов, которые были прове­дены с так называемыми "Чатамскими плота­ми" ["Chatham-Floss"] с целью поиска луч­шей формы подводной защиты от торпед и мин. "Чатамские плоты" - это серия миделевых секций боевых кораблей, изготовленные для проведения опытов по воздействию подводных взрывов на корпус корабля и проверки эффективности применяемой противоторпедной защиты. Обычно эти опыты проводились на, макетах, сперва применялся масштаб 1:4, затем 1:2, и наконец переходили к масштабу 1:1. Лишь после этого принималось решение об усовершенствовании или изменении систе­мы подводной защиты.

Бортовые були разделялись на верхнюю и нижнюю камеры, причем нижняя еще раз де­лилась в продольном направлении. Внутрен­ние камеры нижних частей заполнялись стальными, замкнутыми по торцам, трубами диаметром 228,6 мм. Они должны Выли при разрушении поглощать часть энергии взрыва, уменьшая таким образом его воздействие на конструкции набора. Между наружной обшив­кой и полостью, заполненной трубами, были устроены промежуточные воздушные камеры шириной 1,21 м. По длине корабля були простирались от помещения носового торпед­ного аппарата до помещения кормового аппа­рата и выдавались за линию борта на 2,13 м., увеличивая этим ширину корабля до 31,26 м. Однако осадка за счет их примене­ния уменьшилась на 0,305 м., хотя сами по себе були увеличили водоизмещение корабля на 2500 ts, включая сюда 773 ts труб и 194 ts дерева.

В октябре 1917 года было решено ос­настить такими же булями остальные четыре корабля этого типа. Однако основной целью этих переделок было увеличение остойчивос­ти; усиление подводной защиты имело лишь второстепенное значение. Эти були имели другой внешний вид и будут описаны ниже.