Остойчивость кораблей типа "Royal Sovereign"

 

Перемещение броневой палубы на один уровень вверх увеличило объем запаса пла­вучести защищенного пространства в такой степени, что остойчивость даже сильно пов­режденного корабля оставалась по величине много больше, чем на прежних проектах. Так как корабли прежних типов испытывали боль­шие трудности из-за порывистой качки, было решено на новых кораблях, предусматривав­ших достаточно большой запас плавучести, уменьшить начальную метацентрическую высо­ту посредством уменьшения ширины корабля. Это вызвало бы плавные и продолжительные колебания, что облегчило бы действие артиллерии корабля, создав сравнительно устой­чивую орудийную платформу. Однако факти­чески это изменение не дало ожидаемых ре­зультатов. Более того, оно оказалось неже­лательным, так как теперь корабли при по­вороте получали значительный крен. Между тем опыт боевых действий показал, что прежние корабли, как орудийные платформы, оказались не такими уж плохими, как им это приписывали. А результаты их орудийной стрельбы чаще всего зависели не от качки, а совсем от иных причин.

Выход из создавшейся ситуации дали бортовые були, которыми был оснащен "Ramillies" еще до своего вступления в строй. Они вызвали увеличение ширины корабля и увеличили метацентрическую высоту, и на основе этого были изменены требования к остойчивости кораблей этого типа. Было ре­шено четыре остальных корабля оснастить подобными булями для улучшения начальной поперечной и продольной остойчивости. Пер­вым для подобных переделок был выбран "Revenge", работы на котором продолжались с октября 1917-го по май 1918 года. Борто­вые наделки на нем по конструкции несколь­ко отличались от таковых на "Ramillies". Нижняя часть буля состояла из водонепрони­цаемых камер, но без наполнения их труба­ми. Верхняя часть была заполнена смесью цемента и древесных опилок. Такая конструкция увеличила водоизмещение корабля на 1526 ts., из которых 640 ts.цемента и 186 ts.дерева. Однако осадка корабля при этом уменьшилась на 0,406 м. Окончательная ши­рина "Revenge" теперь составляла 30,93 м. После проведения подобных работ на "Resolution" его ширина оказалась почти такой же - 30,90 м.

Работы по установке булей на "Royal Sovereign" начались только в декабре 1920 года. К этому времени было решено еще бо­лее увеличить начальную остойчивость путем увеличения площади ватерлинии. Достигалось это поднятием точка соприкосновения верх­ней кромки булей с корпусом. При этом наи­более широкая часть булей как бы подтягивалась вверх, к уровню воды. Одновременно вернулись к заполнению нижней секции булей трубами, исключив из конструкции дерево и частично цемент. Работы на этом корабле были закончены только в октябре 1924 года. Водоизмещение корабля увеличилось за счет булей на 1474-ts, из них 763 ts составляли трубы и цемент.

Еще до окончания работ на "Royal So­vereign", в ходе эксплуатации кораблей этого типа, стало ясно, что линкоры с булями испытывают чрезмерную боковую качку. Было решено провести в Хэсларе [Haslar] серию экспериментов для выяснения лучшей конфигурации бортовых наделок для линкора "Royal Oak", работы на котором было решено отложить до получения окончательных ре­зультатов. Эксперименты проводились с уче­том предполагаемой установки на линкоре скуловых килей новой конструкции и были завершены к 1922 году. После этого "Royal Oak" был поставлен в док и в 1924 году ра­боты по установке булей и скуловых килей на нем были завершены. Примерно в это же время подобные скуловые кили были смонти­рованы и на остальных линкорах этого типа.

Ниже приведены данные по остойчивости кораблей типа "Royal Sovereign" в разное время.

 

ОСТОЙЧИВОСТЬ КОРАБЛЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ОКОНЧАТЕЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ.

Вид водоизмещения

Запас нефти на борту

ед . изм .

ts.

боевое

3400

проектное

900

порожнего

Водоизмещение Метацентрическая высота

Предел остойчивости

ts.

м.

град.

29 050

1,52

69

25 800

0,81

58,5

24 650

0,74

58

 

ОСТОЙЧИВОСТЬ ЛИНКОРА "ROYAL SOVEREIGN" ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КРЕНОВАНИЯ.

Вид водоизмещения

Запас нефти на борту

ед.изм.

ts.

боевое 3400

походное

2890

Проектное

900

порожнего

 

Водоизмещение Метацентрическая высота

Предел остойчивости

ts.

м.

град

31 160

1,51

67

30 650

1,26  

59

27 970

0,85

57

26 770

0,72

56

 

ОСТОЙЧИВОСТЬ ЛИНКОРА "REVENGE" ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КРЕНОВАНИЯ (после установки булей).

Вид водоизмещения

Запас нефти на борту

ед.изм.

ts.

боевое

3400

походное

3040

проектное

900

порожнего

-

Осадка

Водоизмещение

м.

ts.

9,84

32 820

9,71

32 460

8,93

29 590

8,64

28 410

Метацентрическая высота

Предел остойчивости

м.

град.

1,57

68,3

1,55

67,2

1,59

62,3

1,60

59,3

 

Из этих данных следует, что несмотря на то, что фактическое водоизмещение гото­вых кораблей значительно (больше, чем на "Queen Elisabeth") превзошло предполагае­мое по проекту, это увеличение было частично компенсировано установкой борто­вых наделок.