Остойчивость кораблей типа "Royal Sovereign"
Перемещение броневой палубы на один уровень вверх увеличило объем запаса плавучести защищенного пространства в такой степени, что остойчивость даже сильно поврежденного корабля оставалась по величине много больше, чем на прежних проектах. Так как корабли прежних типов испытывали большие трудности из-за порывистой качки, было решено на новых кораблях, предусматривавших достаточно большой запас плавучести, уменьшить начальную метацентрическую высоту посредством уменьшения ширины корабля. Это вызвало бы плавные и продолжительные колебания, что облегчило бы действие артиллерии корабля, создав сравнительно устойчивую орудийную платформу. Однако фактически это изменение не дало ожидаемых результатов. Более того, оно оказалось нежелательным, так как теперь корабли при повороте получали значительный крен. Между тем опыт боевых действий показал, что прежние корабли, как орудийные платформы, оказались не такими уж плохими, как им это приписывали. А результаты их орудийной стрельбы чаще всего зависели не от качки, а совсем от иных причин.
Выход из создавшейся ситуации дали бортовые були, которыми был оснащен "Ramillies" еще до своего вступления в строй. Они вызвали увеличение ширины корабля и увеличили метацентрическую высоту, и на основе этого были изменены требования к остойчивости кораблей этого типа. Было решено четыре остальных корабля оснастить подобными булями для улучшения начальной поперечной и продольной остойчивости. Первым для подобных переделок был выбран "Revenge", работы на котором продолжались с октября 1917-го по май 1918 года. Бортовые наделки на нем по конструкции несколько отличались от таковых на "Ramillies". Нижняя часть буля состояла из водонепроницаемых камер, но без наполнения их трубами. Верхняя часть была заполнена смесью цемента и древесных опилок. Такая конструкция увеличила водоизмещение корабля на 1526 ts., из которых 640 ts.цемента и 186 ts.дерева. Однако осадка корабля при этом уменьшилась на 0,406 м. Окончательная ширина "Revenge" теперь составляла 30,93 м. После проведения подобных работ на "Resolution" его ширина оказалась почти такой же - 30,90 м.
Работы по установке булей на "Royal Sovereign" начались только в декабре 1920 года. К этому времени было решено еще более увеличить начальную остойчивость путем увеличения площади ватерлинии. Достигалось это поднятием точка соприкосновения верхней кромки булей с корпусом. При этом наиболее широкая часть булей как бы подтягивалась вверх, к уровню воды. Одновременно вернулись к заполнению нижней секции булей трубами, исключив из конструкции дерево и частично цемент. Работы на этом корабле были закончены только в октябре 1924 года. Водоизмещение корабля увеличилось за счет булей на 1474-ts, из них 763 ts составляли трубы и цемент.
Еще до окончания работ на "Royal Sovereign", в ходе эксплуатации кораблей этого типа, стало ясно, что линкоры с булями испытывают чрезмерную боковую качку. Было решено провести в Хэсларе [Haslar] серию экспериментов для выяснения лучшей конфигурации бортовых наделок для линкора "Royal Oak", работы на котором было решено отложить до получения окончательных результатов. Эксперименты проводились с учетом предполагаемой установки на линкоре скуловых килей новой конструкции и были завершены к 1922 году. После этого "Royal Oak" был поставлен в док и в 1924 году работы по установке булей и скуловых килей на нем были завершены. Примерно в это же время подобные скуловые кили были смонтированы и на остальных линкорах этого типа.
Ниже приведены данные по остойчивости кораблей типа "Royal Sovereign" в разное время.
ОСТОЙЧИВОСТЬ КОРАБЛЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ОКОНЧАТЕЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ.
Вид водоизмещения Запас нефти на борту |
ед . изм . ts. |
боевое 3400 |
проектное 900 |
порожнего |
Водоизмещение Метацентрическая высота Предел остойчивости |
ts. м. град. |
29 050 1,52 69 |
25 800 0,81 58,5 |
24 650 0,74 58 |
ОСТОЙЧИВОСТЬ ЛИНКОРА "ROYAL SOVEREIGN" ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КРЕНОВАНИЯ.
Вид водоизмещения Запас нефти на борту |
ед.изм. ts. |
боевое 3400 |
походное 2890 |
Проектное 900 |
порожнего
|
Водоизмещение Метацентрическая высота Предел остойчивости |
ts. м. град |
31 160 1,51 67 |
30 650 1,26 59 |
27 970 0,85 57 |
26 770 0,72 56 |
ОСТОЙЧИВОСТЬ ЛИНКОРА "REVENGE" ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КРЕНОВАНИЯ (после установки булей).
Вид водоизмещения Запас нефти на борту |
ед.изм. ts. |
боевое 3400 |
походное 3040 |
проектное 900 |
порожнего - |
Осадка Водоизмещение |
м. ts. |
9,84 32 820 |
9,71 32 460 |
8,93 29 590 |
8,64 28 410 |
Метацентрическая высота Предел остойчивости |
м. град. |
1,57 68,3 |
1,55 67,2 |
1,59 62,3 |
1,60 59,3 |
Из этих данных следует, что несмотря на то, что фактическое водоизмещение готовых кораблей значительно (больше, чем на "Queen Elisabeth") превзошло предполагаемое по проекту, это увеличение было частично компенсировано установкой бортовых наделок.