Глава 3. Классификация железнодорожных артиллерийских транспортеров
Таким образом, к началу 20-х годов XX века сформировались основные типы железнодорожных артиллерийских транспортеров. Однако их классификация вызывает некоторые трудности, так как при наличии нескольких характерных признаков (способ и углы горизонтального наведения, способ поглощения энергии отката, закрепление на железнодорожном пути и т.д.) две системы, имеющий общий характерный признак, могли в разной степени отличаться по другим. Проведенный в связи с этим анализ основных данных железнодорожных установок позволяет считать наиболее правильным деление систем по способу и углам горизонтального наведения. Эта характеристика является наиболее важной с точки зрения боевого использования транспортера. Итак, по способу и углам горизонтального наведения все системы можно разделить на четыре группы. При этом в пределах каждой группы системы могут подразделяться по другим выше указанным признакам.
1-я группа. Транспортеры с круговым обстрелом то есть станок с орудием имел возможность поворота на 360° относительно главной балки. Как правило, механизмы горизонтального наведения этих систем заимствовались из береговых или корабельных установок среднего калибра либо разрабатывались на их основе. Калибр орудий этой группы не превосходил 240 мм. Типичными можно считать 240-мм транспортер обр. 1893-96 гг. завода "Сен-Шамон". Транспортеры этой группы допускали круговой обстрел с любой точки пути. Однако, при наличии двойной колеи движение по ней также перекрывалось домкратами и упорами, которые устанавливались, чтобы предотвратить опрокидывание транспортера при стрельбе поперек пути. Поэтому для транспортеров этой группы было желательным наличие отдельной ветки длиной не менее 50 м. Системы при стрельбе находились в положении, близком к походному, так как тележки оставались при транспортере. И сам переход транспортера из походного положения в боевое не занимал много времени.
2-я группа. Транспортеры без поворотного механизма или с горизонтальной поправкой не более 2.5°. Горизонтальное наведение подобных систем достигалось путем передвижения всей установки по криволинейным веткам (усам), идущим от главного пути. Как во времена парусного флота, когда горизонтальное наведение орудий, не имевших поворотных механизмов, осуществлялось изменением курса корабля. У систем этой группы при стрельбе тележки также оставались при транспортере, и усилие выстрела воспринималось рельсами. Очевидно, что эти системы могли стрелять со специально подготовленного пути. Орудия использовались, в основном, корабельные и береговые калибра от 10 до 16 дм. В эту группу входили и первые русские транспортеры со станками броненосца "Ростислав". Кроме того транспортеры этой группы подразделялись еще и по способу поглощения энергии отката. У одних орудие жестко, без компрессора соединялось с лафетом, и поглощалась сила отката трением специальных балок по рельсам. Как, например, в 320-мм установке Шнейдера, так называемого "скользящего типа". В других - при наличии компрессора , также использовалась сила трения. Или же откат происходил на заторможенных тележках. Примером смешанного отката можно считать уже упоминавшуюся итальянскую железнодорожную систему с 381-мм орудием 40 калибров, изготовленную заводом Ансальдо. В ней энергия отката поглощалась гидравлическим компрессором станка и одновременно трением, как в 320-мм установке Шнейдера.
3-я группа. Транспортеры с углом поворота до 20°. Типичным представителем этой группы являлась уже упоминавшаяся американская 14-дм установка обр. 1918 года. Этот транспортер мог стрелять с пути на заторможенных колесах на небольших углах возвышения и в пределах горизонтальной поправки 5° При установке системы на подготовленную платформу угол возвышения увеличивался до 40°, а углы горизонтального наведения - до 10°. Такая платформа, как и котлован для отката орудия, могла быть установлена в любой точке пути. Транспортеры имели ряд серьезных недостатков и в двадцатые годы были сняты с вооружения.
4-я группа. Транспортеры с круговым обстрелом, предназначенные для стрельбы со специального фундамента, который и воспринимал усилие от выстрела. Первыми такими системами были немецкие установки с 380-мм орудиями типа "Е" и "В" и сверхдальнобойные пушки, стрелявшие по Парижу. Именно такие установки получили широкое распространение в береговой обороне США.
Описанными четырьмя группами не исчерпывается разнообразие установок, изготовленных к концу Первой мировой войны. (Остальные типы не заслуживают серьезного интереса, так как их выбор определялся скорее случайными факторами, но не целесообразностью - это безусловно сказывалось на техническом уровне установок.) Например, противодействие сдвигающим усилиям при стрельбе вдоль пути, достигалось повышением трения при откате на заторможенных тележках или скольжением поперечных брусьев под главной балкой транспортера по рельсам; или по специально укладываемым брусьям, трением захватов за верхнюю часть рельса, заторможенным подвижным составом и паровозом, упорами в верхнюю часть пути, якорным креплением. С развитием железнодорожной артиллерии одни механизмы совершенствовались, другие - оставались в прошлом. То же самое можно сказать и о типах транспортеров. Дальнейшее развитие получили системы с круговым обстрелом крупного и среднего калибра. Первые стреляли с постоянного фундамента, вторые - с пути