Линейные крейсера типа "Renown"

 

Программа 1914 года предусматривала постройку трех линкоров типа "Royal Sove­reign" (в дополнение к пяти линкорам прог­раммы 1913 года), получивших наименования "Renown", "Repulse" и "Resistance", а так­же шестого линкора типа "Queen Elisabeth", названного "Agincourt". Корабли типа "Royal Sovereign" почти не отличались от кораблей программы 1913 года, однако имели некоторые улучшения, как например противо­торпедная переборка, получившая одинаковую толщину 38 мм. по всей своей длине.

13 мая 1914 года спецификацией этих новых кораблей были одобрены Адмиралтейст­вом и в июне был выдан заказ казенной вер­фи в Портсмуте на строительство линкора "Agincourt", и казенной верфи в Девонпорте на строительство линкора "Resistance". Два других линкора были объявлены на конкурс. "Repulse" в итоге оказался на верфи "Pal­mers", "Renown" - на верфи в Фэрфилде.

С началом войны работы на строящихся линкорах были остановлены и 26 августа ввиду малого процента их готовности заказы на их постройку были аннулированы. Предпо­лагалось, что война не затянется и новые корабли из-за этого не успеют принять участия в боевых действиях. В октябре 1914 года по рекомендации Черчилля адмирал Фи­шер (Sir John Arbuthnot Fisher) был возв­ращен на пост Первого Морского Лорда в Ад­миралтействе, сменив на этом посту неспра­ведливо отстраненного адмирала Луи Батенбергского (Prince Ludwig of Battsnberg). Позже Черчилль писал в своих мемуарах "The World Crisis": "Лорд Фишер был весьма ак­тивным в своей деятельности и проводил день с невероятной энергией. Во время кон­ференции он собрал вокруг себя всех из­вестных кораблестроителей и представителей верфей, и после четырех-пяти плодотворных дней, в которых каждая минута достойна восхищения, он предложил массу планов по увеличению строительства подводных лодок, эсминцев и малых боевых кораблей, которые я или кто-либо из моих консультантов не имели возможности внимательно рассмот­реть". Несомненно, это собрание весьма со­действовало расширению военных усилий, од­нако Фишер немало внимания уделял также и кораблям основных классов. Казалось бы, что с постройкой "Queen Elisabeth" линей­ные крейсера как класс кораблей устарева­ют, однако Фишер очень быстро вернул к жизни свою идею о легко-бронированных, но тяжело-вооруженных линейных крейсерах.

Адмиралтейство никогда не предусмат­ривало, что линейные корабли типа "Queen Elisabeth" заменят в британском флоте ли­нейных крейсеров, для этого новые корабли не обладали нужной скоростью, однако они оказались недостаточно быстроходны и для образования "быстроходного крыла" боевого флота, что первоначально и было основанием для их постройки. Следует признать, одна­ко, что аналогичный проект с более высокой скоростью гарантированно делал линейный крейсер ненужным.

Аргументы Фишера получили значитель­ное подтверждение после боев в Гельголандской бухте 28 августа 1914 года и у Фолк­лендских островов 8 декабря 1914 года. В этих столкновениях было отлично проде­монстрировано превосходство сочетания ог­невой мощи и высокой скорости. Казалось бы доктрина линейных крейсеров Фишера была достаточно обоснована. После Фолклендского сражения Фишер предложил Черчиллю вынести на решение кабинета предложение о расшире­нии строительства линейных крейсеров, од­нако получил отказ, мотивированный тем, что их постройка будет мешать строительст­ву более важных кораблей, а также тем, что новые линейные крейсеры все равно не будут готовы до конца войны. На это Фишер отве­тил, что он позаботится о постройке кораб­лей в рекордно короткий срок, как это про­изошло восемь лет назад - при постройке "Dreadnought". Он также сослался на то, что ни один из британских дредноутов из числа готовых или строящихся не сможет превзойти новый германский линейный крей­сер "Lutzow" с его 28-узловой скоростью. Наконец Черчилль поддался оказываемому на него с различных сторон давлению и добился от кабинета одобрения постройки двух ли­нейных крейсеров. 19 декабря 1914 года Фи­шер информировал об этом руководителя про­ектного отдела (Director of Naval Construction). Проект должен был быть в сущности увеличенным "Invincible" с более - высокой скоростью и вооруженным наиболее крупной артиллерией, насколько это было возможно. В то же время защита должна была стоять по значимости на третьем месте. Фишер хотел добиться скорости в 32 узла, иметь 381-мм артиллерию и бронирование, соответствующее прежним линейным крейсерам. Кроме того, предполагалась придать новым кораблям воз­можно малую осадку, так как не исключалась возможность его использования в Балтийском море (лелеемая Фишером идея - высадка войск в Германии - была отвергнута Адми­ралтейством сразу после ухода оттуда Фише­ра).

Вскоре выяснилось, что для новых ко­раблей можно было выделить только по шесть 381-мм орудий, поэтому проект корабля го­товился с учетом выполнения этого условия. 21 декабря были представлены технические характеристики корпуса, необходимые для получения ожидаемой скорости и установки планируемого вооружения. 24 декабря Фишеру представили модель нового корабля. Прежде чем ее показали Адмиралтейству Фишер пред­ложил некоторые усовершенствования, с учетом которых через два дня пред­ставили новую модель. 28 декабря было получено одобрение и глав­ный конструктор (Director of Na­val Construction) получил наряд на изготовление детального проек­та. Уже на следующий день Фишер провел переговоры с представите­лями верфей. Было решено возоб­новить аннулированные заказы на постройку обоих кораблей типа "Royal Sovereign" - "Renown" и "Repulse". Только строить кораб­ли нужно было по другому проекту. Но поскольку верфь "Palmers" не имела в своем распоряжении эл­линга для корабля такой необы­чайной длины заказ на постройку был передан частной верфи "John Brown" в Клайдбэнке. Фишер выс­казал пожелание, чтобы оба ко­рабля были построены в. рекордно короткий, срок 15 месяцев и при этом выделил это требование па­тетическими словами: "Мы должны устранить все, что встанет на нашем пути". После достижения договоренности о сроке постройки 15 месяцев в внесения этого пунк­та в строительный контракт фирмы сразу же получили официальные заказы.

Та срочность, с которой проводилась подготовка к стро­ительству этих кораблей проти­воречила обычной практике ад­миралтейства . Так, официальное разрешение на постройку было выдано не ранее, чем 30 декаб­ря, а одобрение измененного проекта произошло только в мар­те 1915 года. В последующие не­дели представители службы глав­ного конструктора (Director of Naval Construction) осмотрели уже заготовленные для кораблей материалы на верфях "Palmers" и в Фэрфилде и решили что из них можно использовать при строительстве кораблей по но­вому проекту. Материал от "Palmers'а" был перевезен за­тем в Клайдбэнк. До 21 января 1915 года верфи провели подго­товительные работы, а 25 янва­ря была произведена одновре­менная закладка кораблей. Та­ким образом, прошло всего чуть больше месяца от начала проек­тных работ до закладки кораб­ля. К 12 апреля верфям были переданы все необходимые пост­роечные чертежи, спецификации и инструкции к постройке. 22 апреля проект был официально одобрен адмиралтейством.

 

Первоначальный проект линейных крейсеров "Renown" и "Repulse" (по состояние на апрель 1915 года).

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.

проектное водоизмещение                                 26 500 ts

боевое водоизмещение                                       30 835 ts

длина между перпендикулярами                        228,75 м.

длина наибольшая                                                  242,17 м.

ширина наибольшая                                                  27,45 м.

осадка проектная носом                                         7,62 м.

осадка проектная кормой                                       7,93 м.

осадка боевая средняя                                           8,92 м.

нагрузка, углубляющая на 1 см.                  40,5 ts/см.

мощность на валах                                           122 000 WPS

скорость при проектной осадке                    31,5 узлов

запас нефти при проектной осадке               1000 ts

запас нефти при боевой осадке                     4000 ts

запас угля                                                             100 ts

 

ЭКИПАЖ КРЕЙСЕРОВ.

экипаж по штату  (без штаба)                           953 чел.

экипаж крейсера как флагмана                          967 чел.

 

ВООРУЖЕНИЕ.

6 381-мм L/42 орудий главного калибра;

17 102-мм L/50 орудий противоминного  калибра Mk.V;

2 76,2-мм зенитных орудия; 5 пулеметов системы "Maxim".

 

БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА КОРАБЛЯ.

Позиция    |     толщина (в мм.)

ЗАЩИТА БРОНЕВЫМИ ПЛИТАМИ

Главный пояс       середина 152; уменьшается к носу до 102, к корме - до 76,2.

Траверзы цитадели   носовой 102 и 76,2; кормовой 102 и 76,2.

Орудийные башни     лоб 228,6; бока 177,8; тыл 280; крыша 114,3.

Барбеты башен       177,8; 127 и .102.

Боевая рубка        254; шахта рубки 76,2 и 50,8.

Пост УГС                            76,2.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СТАЛЬНЫМИ ПЛИТАМИ

Кожуха дымов.труб   на борта 38; выше палубы бака 25,4.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СТАЛЬНЫМИ ПЛИТАМИ

Палуба бака                     19,5 - 28,5.

Главная палуба               плоская 25,4; на скосах 50,8.

Промежуточная палуба               в нос и корму от цитадели 63,4.

 

ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ ПРОЕКТА.

корпус с системами и устройствами               10 800 ts

бронирование и стальные защитные плиты       4 770 ts

главные и вспомогательные механизмы             5 780 ts

топливо                                                                 1 000 ts

вооружение                                     3 335 ts

снаряжение, экипаж, багаж             685 ts

адмиралтейский резерв                   130 ts

           ВСЕГО                               26 500 ts

 

ПОСТРОЕЧНЫЕ ДАТЫ КРЕЙСЕРОВ ТИПА "RENOWN".

 

                          закладка |  спуск       | готовность

"Renown"        25.1.1915     4.3.1916     20.9.1916

"Repulse"         25.1.1915     8.1.1916     18.8.1916

 

МЕСТА СТРОИТЕЛЬСТВА КОРАБЛЕЙ.

"Renown"   "Fair-field Shipbuilding & Engineering Co.,Ltd" (Govan, Glasgow)

"Repulse"  "John Brown & Co.,Ltd, Shipbuilding & Engine Works" (Clydebank)

 

Технические характеристики по корпусу линейных крейсеров типа "Renown" (в 1915-1921 годах).

 

Водоизмещение:

                                          проектное | боевое наибольшее | боевое нормальное

"Repulse"  (1916)

26 584

31 592

-

"Renown"   (1917)

27 420

32 633

32 220

"Repulse"  (1917)

27 333

32 074

31 661

"Renown" (июнь 1917)

27 947

32 727

32 314

"Repulse"  (1918)

28 000

-

-

"Repulse"  (1921)

32 740

37 490

36 920

* нормальное боевое водоизмещение соответствует максимальному боевому, но с вычетом 412 ts. нефти.

 

Длина (в метрах):     наибольшая | по КВЛ ) | между перпендикулярами

"Renown"                            242,21   240,30    228,75 (по проекту)

"Repulse"                             242,23   240,33    228,78

 

Ширина наибольшая (в метрах):           27,45

Ширина "Repulse" (с булями):               30,81

 

Осадка ;

средняя проектная

макс. средняя боевая при боевом водоизмещении

"Repulse"  (1916) "Renown"   (1917) Renown' (июнь 1917) "Repulse"  (1918) "Repulse"  (1921)

7,87

8,01

-

ок. 8,21

8,51

9,07

9,19

9,30

-

9,61

 

Нагрузка, углубляющая на 1 см.   40,5 ts.

 

ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ ЛИНЕЙНЫХ КРЕЙСЕРОВ.

"Repulse" - по готовности

"Renown" - после усиления бронепалуб

расчетные

"Renown" (1917)

"Repulse" (1916)

корпус с бронированием

15 570

16 189

15 653

главные и вспомогательные механизмы

5 560

6 068

6 009

снабжение энергетической установки

120

87

87

топливо ( нефть )

1 000

1 000

1 000

вооружение

3 335

3 391

3 420

снаряжение, экипаж, багаж

685

685

685

адмиралтейский резерв

0

0

0

ВСЕГО                                                                          |  26 500             |   27 420               |   26 854

 

ЭКИПАЖ кораблей составляли:

"Renown"   953 чел. в мирное время;   1043 чел. в военное время;

"Repulse"  967 чел. в мирное время;   1057 чел. как флагман в военное время.