Линейные крейсера типа "Renown"
Программа 1914 года предусматривала постройку трех линкоров типа "Royal Sovereign" (в дополнение к пяти линкорам программы 1913 года), получивших наименования "Renown", "Repulse" и "Resistance", а также шестого линкора типа "Queen Elisabeth", названного "Agincourt". Корабли типа "Royal Sovereign" почти не отличались от кораблей программы 1913 года, однако имели некоторые улучшения, как например противоторпедная переборка, получившая одинаковую толщину 38 мм. по всей своей длине.
13 мая 1914 года спецификацией этих новых кораблей были одобрены Адмиралтейством и в июне был выдан заказ казенной верфи в Портсмуте на строительство линкора "Agincourt", и казенной верфи в Девонпорте на строительство линкора "Resistance". Два других линкора были объявлены на конкурс. "Repulse" в итоге оказался на верфи "Palmers", "Renown" - на верфи в Фэрфилде.
С началом войны работы на строящихся линкорах были остановлены и 26 августа ввиду малого процента их готовности заказы на их постройку были аннулированы. Предполагалось, что война не затянется и новые корабли из-за этого не успеют принять участия в боевых действиях. В октябре 1914 года по рекомендации Черчилля адмирал Фишер (Sir John Arbuthnot Fisher) был возвращен на пост Первого Морского Лорда в Адмиралтействе, сменив на этом посту несправедливо отстраненного адмирала Луи Батенбергского (Prince Ludwig of Battsnberg). Позже Черчилль писал в своих мемуарах "The World Crisis": "Лорд Фишер был весьма активным в своей деятельности и проводил день с невероятной энергией. Во время конференции он собрал вокруг себя всех известных кораблестроителей и представителей верфей, и после четырех-пяти плодотворных дней, в которых каждая минута достойна восхищения, он предложил массу планов по увеличению строительства подводных лодок, эсминцев и малых боевых кораблей, которые я или кто-либо из моих консультантов не имели возможности внимательно рассмотреть". Несомненно, это собрание весьма содействовало расширению военных усилий, однако Фишер немало внимания уделял также и кораблям основных классов. Казалось бы, что с постройкой "Queen Elisabeth" линейные крейсера как класс кораблей устаревают, однако Фишер очень быстро вернул к жизни свою идею о легко-бронированных, но тяжело-вооруженных линейных крейсерах.
Адмиралтейство никогда не предусматривало, что линейные корабли типа "Queen Elisabeth" заменят в британском флоте линейных крейсеров, для этого новые корабли не обладали нужной скоростью, однако они оказались недостаточно быстроходны и для образования "быстроходного крыла" боевого флота, что первоначально и было основанием для их постройки. Следует признать, однако, что аналогичный проект с более высокой скоростью гарантированно делал линейный крейсер ненужным.
Аргументы Фишера получили значительное подтверждение после боев в Гельголандской бухте 28 августа 1914 года и у Фолклендских островов 8 декабря 1914 года. В этих столкновениях было отлично продемонстрировано превосходство сочетания огневой мощи и высокой скорости. Казалось бы доктрина линейных крейсеров Фишера была достаточно обоснована. После Фолклендского сражения Фишер предложил Черчиллю вынести на решение кабинета предложение о расширении строительства линейных крейсеров, однако получил отказ, мотивированный тем, что их постройка будет мешать строительству более важных кораблей, а также тем, что новые линейные крейсеры все равно не будут готовы до конца войны. На это Фишер ответил, что он позаботится о постройке кораблей в рекордно короткий срок, как это произошло восемь лет назад - при постройке "Dreadnought". Он также сослался на то, что ни один из британских дредноутов из числа готовых или строящихся не сможет превзойти новый германский линейный крейсер "Lutzow" с его 28-узловой скоростью. Наконец Черчилль поддался оказываемому на него с различных сторон давлению и добился от кабинета одобрения постройки двух линейных крейсеров. 19 декабря 1914 года Фишер информировал об этом руководителя проектного отдела (Director of Naval Construction). Проект должен был быть в сущности увеличенным "Invincible" с более - высокой скоростью и вооруженным наиболее крупной артиллерией, насколько это было возможно. В то же время защита должна была стоять по значимости на третьем месте. Фишер хотел добиться скорости в 32 узла, иметь 381-мм артиллерию и бронирование, соответствующее прежним линейным крейсерам. Кроме того, предполагалась придать новым кораблям возможно малую осадку, так как не исключалась возможность его использования в Балтийском море (лелеемая Фишером идея - высадка войск в Германии - была отвергнута Адмиралтейством сразу после ухода оттуда Фишера).
Вскоре выяснилось, что для новых кораблей можно было выделить только по шесть 381-мм орудий, поэтому проект корабля готовился с учетом выполнения этого условия. 21 декабря были представлены технические характеристики корпуса, необходимые для получения ожидаемой скорости и установки планируемого вооружения. 24 декабря Фишеру представили модель нового корабля. Прежде чем ее показали Адмиралтейству Фишер предложил некоторые усовершенствования, с учетом которых через два дня представили новую модель. 28 декабря было получено одобрение и главный конструктор (Director of Naval Construction) получил наряд на изготовление детального проекта. Уже на следующий день Фишер провел переговоры с представителями верфей. Было решено возобновить аннулированные заказы на постройку обоих кораблей типа "Royal Sovereign" - "Renown" и "Repulse". Только строить корабли нужно было по другому проекту. Но поскольку верфь "Palmers" не имела в своем распоряжении эллинга для корабля такой необычайной длины заказ на постройку был передан частной верфи "John Brown" в Клайдбэнке. Фишер высказал пожелание, чтобы оба корабля были построены в. рекордно короткий, срок 15 месяцев и при этом выделил это требование патетическими словами: "Мы должны устранить все, что встанет на нашем пути". После достижения договоренности о сроке постройки 15 месяцев в внесения этого пункта в строительный контракт фирмы сразу же получили официальные заказы.
Та срочность, с которой проводилась подготовка к строительству этих кораблей противоречила обычной практике адмиралтейства . Так, официальное разрешение на постройку было выдано не ранее, чем 30 декабря, а одобрение измененного проекта произошло только в марте 1915 года. В последующие недели представители службы главного конструктора (Director of Naval Construction) осмотрели уже заготовленные для кораблей материалы на верфях "Palmers" и в Фэрфилде и решили что из них можно использовать при строительстве кораблей по новому проекту. Материал от "Palmers'а" был перевезен затем в Клайдбэнк. До 21 января 1915 года верфи провели подготовительные работы, а 25 января была произведена одновременная закладка кораблей. Таким образом, прошло всего чуть больше месяца от начала проектных работ до закладки корабля. К 12 апреля верфям были переданы все необходимые построечные чертежи, спецификации и инструкции к постройке. 22 апреля проект был официально одобрен адмиралтейством.
Первоначальный проект линейных крейсеров "Renown" и "Repulse" (по состояние на апрель 1915 года).
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.
проектное водоизмещение 26 500 ts
боевое водоизмещение 30 835 ts
длина между перпендикулярами 228,75 м.
длина наибольшая 242,17 м.
ширина наибольшая 27,45 м.
осадка проектная носом 7,62 м.
осадка проектная кормой 7,93 м.
осадка боевая средняя 8,92 м.
нагрузка, углубляющая на 1 см. 40,5 ts/см.
мощность на валах 122 000 WPS
скорость при проектной осадке 31,5 узлов
запас нефти при проектной осадке 1000 ts
запас нефти при боевой осадке 4000 ts
запас угля 100 ts
ЭКИПАЖ КРЕЙСЕРОВ.
экипаж по штату (без штаба) 953 чел.
экипаж крейсера как флагмана 967 чел.
ВООРУЖЕНИЕ.
6 381-мм L/42 орудий главного калибра;
17 102-мм L/50 орудий противоминного калибра Mk.V;
2 76,2-мм зенитных орудия; 5 пулеметов системы "Maxim".
БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА КОРАБЛЯ.
Позиция | толщина (в мм.)
ЗАЩИТА БРОНЕВЫМИ ПЛИТАМИ
Главный пояс середина 152; уменьшается к носу до 102, к корме - до 76,2.
Траверзы цитадели носовой 102 и 76,2; кормовой 102 и 76,2.
Орудийные башни лоб 228,6; бока 177,8; тыл 280; крыша 114,3.
Барбеты башен 177,8; 127 и .102.
Боевая рубка 254; шахта рубки 76,2 и 50,8.
Пост УГС 76,2.
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СТАЛЬНЫМИ ПЛИТАМИ
Кожуха дымов.труб на борта 38; выше палубы бака 25,4.
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СТАЛЬНЫМИ ПЛИТАМИ
Палуба бака 19,5 - 28,5.
Главная палуба плоская 25,4; на скосах 50,8.
Промежуточная палуба в нос и корму от цитадели 63,4.
ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ ПРОЕКТА.
корпус с системами и устройствами 10 800 ts
бронирование и стальные защитные плиты 4 770 ts
главные и вспомогательные механизмы 5 780 ts
топливо 1 000 ts
вооружение 3 335 ts
снаряжение, экипаж, багаж 685 ts
адмиралтейский резерв 130 ts
ВСЕГО 26 500 ts
ПОСТРОЕЧНЫЕ ДАТЫ КРЕЙСЕРОВ ТИПА "RENOWN".
закладка | спуск | готовность
"Renown" 25.1.1915 4.3.1916 20.9.1916
"Repulse" 25.1.1915 8.1.1916 18.8.1916
МЕСТА СТРОИТЕЛЬСТВА КОРАБЛЕЙ.
"Renown" "Fair-field Shipbuilding & Engineering Co.,Ltd" (Govan, Glasgow)
"Repulse" "John Brown & Co.,Ltd, Shipbuilding & Engine Works" (Clydebank)
Технические характеристики по корпусу линейных крейсеров типа "Renown" (в 1915-1921 годах).
Водоизмещение:
проектное | боевое наибольшее | боевое нормальное
"Repulse" (1916) |
26 584 |
31 592 |
- |
"Renown" (1917) |
27 420 |
32 633 |
32 220 |
"Repulse" (1917) |
27 333 |
32 074 |
31 661 |
"Renown" (июнь 1917) |
27 947 |
32 727 |
32 314 |
"Repulse" (1918) |
28 000 |
- |
- |
"Repulse" (1921) |
32 740 |
37 490 |
36 920 |
* нормальное боевое водоизмещение соответствует максимальному боевому, но с вычетом 412 ts. нефти.
Длина (в метрах): наибольшая | по КВЛ ) | между перпендикулярами
"Renown" 242,21 240,30 228,75 (по проекту) "Repulse" 242,23 240,33 228,78 |
||
Ширина наибольшая (в метрах): 27,45 Ширина "Repulse" (с булями): 30,81
|
||
Осадка ; |
средняя проектная |
макс. средняя боевая при боевом водоизмещении |
"Repulse" (1916) "Renown" (1917) Renown' (июнь 1917) "Repulse" (1918) "Repulse" (1921) |
7,87 8,01 - ок. 8,21 8,51 |
9,07 9,19 9,30 - 9,61 |
Нагрузка, углубляющая на 1 см. 40,5 ts. |
ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ ЛИНЕЙНЫХ КРЕЙСЕРОВ.
"Repulse" - по готовности "Renown" - после усиления бронепалуб |
расчетные |
"Renown" (1917) |
"Repulse" (1916) |
корпус с бронированием |
15 570 |
16 189 |
15 653 |
главные и вспомогательные механизмы |
5 560 |
6 068 |
6 009 |
снабжение энергетической установки |
120 |
87 |
87 |
топливо ( нефть ) |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
вооружение |
3 335 |
3 391 |
3 420 |
снаряжение, экипаж, багаж |
685 |
685 |
685 |
адмиралтейский резерв |
0 |
0 |
0 |
ВСЕГО | 26 500 | 27 420 | 26 854
ЭКИПАЖ кораблей составляли:
"Renown" 953 чел. в мирное время; 1043 чел. в военное время;
"Repulse" 967 чел. в мирное время; 1057 чел. как флагман в военное время.