Броневая защита линейных крейсеров

 

Позиция    |     толщина (в мм.)

 

ЗАЩИТА БРОНЕВЫМИ ПЛИТАМИ

Главный пояс       середина в носовая часть 152;

в корме - 76,2. "Repulse" (с 1921) 228,6.

Верхний пояс        "Repulse" (с 1921) 152.

Траверзы цитадели   носовой 102; кормовой 76,2.

Орудийные башни     лоб 228,6; бока 177,8; тыл 280; крыша 107,9.

Барбеты башен       177,8; 127 в 102.

Боевая рубка        до 254; шахта 76,2 в 50,8.

Вращающийся купол   152.

Пост УТС                            76,2.

 

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СТАЛЬНЫМИ ПЛИТАМИ

Верхний пояс        38 (высокоупругие плиты).

Кожуха дымов.труб   38 (высокоупругие плиты).

 

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СТАЛЬНЫМИ ПЛИТАМИ

Палуба бака         19-31 (высокоупругие).

Главная палуба в плоской части согласно проекту 25,4; с 1916 над погребами 50,8; с 1917 над машинами 76,2;

                              "Repulse" (с 1921) над погре­бами 76,2.

Главная палуба на скосах - согласно проекту 50,8; с 1917 над машинами 102; "Repulse" (с 1921) над погребами 102.

Промежуточная палуба (в нос и корму от цитадели) - согласно проекту 63,4; с 1917 над погребами 50,8;                                   с 1917 в нос от барбета "А" от барбета "Y" 63,4; "Repulse" (с 1921) над погре­бами 76,2. с 1917 над рулев. машиной 88,8;

 

Первоначальный проект пре­дусматривал лишь слабую защиту,, которая в целом соответствовала крейсеру. Главный броневой пояс имел толщину 152 мм. Ширина по­яса равнялась 2,74 м. длина -140,91 м. Он простирался от бар­бета "А" до барбета "Y", и про­должался к носу 102 мм. броней, а к корме - 76,2 мм. броней. На концах он замыкался траверзами толщиной 102 и 76,2 мм., носовой поднимался при этом до верхней палубы. Нижняя кромка* поясной брони находилась лишь в 457 мм. ниже проектной ватерлинии и в 1,30 м. ниже боевой (грузовой) ватерлинии. Между главной и вер­хней палубой находились стальные защитные плиты толщиной 38 мм., которые многократно нарушались бортовыми иллюминаторами, и мог­ли служить лишь ограниченной противоосколочной защитой для ко­жухов дымовых труб. Выше палубы бака кожухи дымовых труб защища­лись высокоупругими, стальными, защитными плитами толщиной с бо­ков 38 мм., в оконечностях 25,4 мм. Поразительно большой была толщина брони боевой рубки - 254 мм.

Так как Фишер никогда не высказывал ясных и недвусмыслен­ных соображений об использовании этих кораблей, очень трудно се­годня критиковать соответствие броневой защиты и величины ко­рабля. Сравнительно высокая скорость, данная этим кораблям в проекте, позволяла или принимать или прекращать бой в зависимости от ситуации. Во времена, когда она была построены, было легко завя­зать бой со слабыми единицами неприя­тельского флота, уничтожить их и, прервав бой, исчезнуть в случае появления сильного противника. Если все же учесть, хотя это почти невероятно, что они примут бой с противником, вооруженным тяжелой артилле­рией в 240-мм., которую они превосходят по дальнобойности, тогда их крейсерское бро­нирование будет вполне достаточным. Однако это неизбежно предполагает, что:

а) противник не построит крейсеров с более высокой скоростью;

б) "Renown" и "Repulse" 'не будут в состоянии использовать свои 381-мм.орудия против вражеских линкоров и линейных крей­серов ;

в) противник не построит кораблей с такими же качествами и уклонение от сраже­ния не будет чистым везением;

г) никогда противник не построит ко­рабль большей величины,  скорости и лучше забронированный, и поэтому "Renown" и "Re­pulse" не потеряют своего значения.  (В последней ситуации оказались в конце кон­цов сами англичане, когда они строили "Hood", соединивший в себе скорость линей­ного крейсера и бронирование линкора.)

В итоге можно констатировать: за иск­лючением высокой стоимости постройки, "Re­nown" и "Repulse" не могут быть под­вергнуты критике относительно их действия против крейсеров и легких морских сил. Од­нако в перспективе их боевая ценность в том виде, как они вступили в строй, будет незначительной. Кроме того кажется неверо­ятным, что они не будут действовать сов­местно с отрядом линейных крейсеров и сра­жаться с вражескими линейными крейсерами, и тогда их слабое бронирование будет край­ней помехой.

Бронирование палуб было абсолютно не­достаточным. Главная палуба, отходящая от второго дна, была посредством добавления 25,4-мм. стальных плит выровнена с толщи­ной скосов. Эта модификация завершилась до того, как крейсера были готовы. Когда ко­рабли присоединились к Гранд-Флиту, потеря трех линейных крейсеров у Скагеррака была еще свежим и горьким воспоминанием. Поэто­му весьма быстро "Renown" и "Repulse" ока­зались в фокусе сильной критики из-за их недостаточного бронирования и повсеместно именовались как "белые слоны".

20 октября 1916 года Главнокомандую­щий Гранд-Флитом предложил усилить брони­рование главной и промежуточной палуб, а также продольной переборки в районе боевой рубки. Далее он рекомендовал в ходе усиле­ния главной палубы также усилить находящи­еся там броневые решетчатые настилы дымо­ходов и в иных палубных отверстиях. Глав­ный конструктор со своей стороны предложил также усилить промежуточную палубу. Усо­вершенствования были одобрены, все предло­женные работы были претворены до декабря 1916 года казенной верфью в Розайте. В числе этих работ были сделаны следующие пре­образования:

- установка дополнительных стальных, высокоупругих, защитных плит толщиной 50,8 мм.  над машинными отделениями на главной палубе, опускающимися вниз по бокам в виде скосов на 1,52 м.;

- установка дополнительных стальных, высокоупругих, защитных плит в корме про­межуточной палубы над помещением рулевой машины;

- установка дополнительных стальных, высокоупругих, защитных плит толщиной 50,8 мм. на промежуточной палубе непосредствен­но над погребами;

- установка дополнительных стальных, высокоупругих, защитных плит толщиной 50,8 мм. на продольных переборках нижних поме­щений боевой рубки между шпангоутами 98 и 102;

- усиление бронирования промежуточной палубы до толщины 63,4 мм. непосредствен­но к носу от барбета "А" и к корме от бар­бета "Y";

- усиление броневых настилов поверх отверстий главной и промежуточной палубы.

Эти мероприятия увеличили водоизмеще­ние на 550 тонн, и чтобы уменьшить эту пе­регрузку было решено снизить запас топли­ва.