Броневая защита линейных крейсеров
Позиция | толщина (в мм.)
ЗАЩИТА БРОНЕВЫМИ ПЛИТАМИ
Главный пояс середина в носовая часть 152;
в корме - 76,2. "Repulse" (с 1921) 228,6.
Верхний пояс "Repulse" (с 1921) 152.
Траверзы цитадели носовой 102; кормовой 76,2.
Орудийные башни лоб 228,6; бока 177,8; тыл 280; крыша 107,9.
Барбеты башен 177,8; 127 в 102.
Боевая рубка до 254; шахта 76,2 в 50,8.
Вращающийся купол 152.
Пост УТС 76,2.
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СТАЛЬНЫМИ ПЛИТАМИ
Верхний пояс 38 (высокоупругие плиты).
Кожуха дымов.труб 38 (высокоупругие плиты).
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СТАЛЬНЫМИ ПЛИТАМИ
Палуба бака 19-31 (высокоупругие).
Главная палуба в плоской части согласно проекту 25,4; с 1916 над погребами 50,8; с 1917 над машинами 76,2;
"Repulse" (с 1921) над погребами 76,2.
Главная палуба на скосах - согласно проекту 50,8; с 1917 над машинами 102; "Repulse" (с 1921) над погребами 102.
Промежуточная палуба (в нос и корму от цитадели) - согласно проекту 63,4; с 1917 над погребами 50,8; с 1917 в нос от барбета "А" от барбета "Y" 63,4; "Repulse" (с 1921) над погребами 76,2. с 1917 над рулев. машиной 88,8;
Первоначальный проект предусматривал лишь слабую защиту,, которая в целом соответствовала крейсеру. Главный броневой пояс имел толщину 152 мм. Ширина пояса равнялась 2,74 м. длина -140,91 м. Он простирался от барбета "А" до барбета "Y", и продолжался к носу 102 мм. броней, а к корме - 76,2 мм. броней. На концах он замыкался траверзами толщиной 102 и 76,2 мм., носовой поднимался при этом до верхней палубы. Нижняя кромка* поясной брони находилась лишь в 457 мм. ниже проектной ватерлинии и в 1,30 м. ниже боевой (грузовой) ватерлинии. Между главной и верхней палубой находились стальные защитные плиты толщиной 38 мм., которые многократно нарушались бортовыми иллюминаторами, и могли служить лишь ограниченной противоосколочной защитой для кожухов дымовых труб. Выше палубы бака кожухи дымовых труб защищались высокоупругими, стальными, защитными плитами толщиной с боков 38 мм., в оконечностях 25,4 мм. Поразительно большой была толщина брони боевой рубки - 254 мм.
Так как Фишер никогда не высказывал ясных и недвусмысленных соображений об использовании этих кораблей, очень трудно сегодня критиковать соответствие броневой защиты и величины корабля. Сравнительно высокая скорость, данная этим кораблям в проекте, позволяла или принимать или прекращать бой в зависимости от ситуации. Во времена, когда она была построены, было легко завязать бой со слабыми единицами неприятельского флота, уничтожить их и, прервав бой, исчезнуть в случае появления сильного противника. Если все же учесть, хотя это почти невероятно, что они примут бой с противником, вооруженным тяжелой артиллерией в 240-мм., которую они превосходят по дальнобойности, тогда их крейсерское бронирование будет вполне достаточным. Однако это неизбежно предполагает, что:
а) противник не построит крейсеров с более высокой скоростью;
б) "Renown" и "Repulse" 'не будут в состоянии использовать свои 381-мм.орудия против вражеских линкоров и линейных крейсеров ;
в) противник не построит кораблей с такими же качествами и уклонение от сражения не будет чистым везением;
г) никогда противник не построит корабль большей величины, скорости и лучше забронированный, и поэтому "Renown" и "Repulse" не потеряют своего значения. (В последней ситуации оказались в конце концов сами англичане, когда они строили "Hood", соединивший в себе скорость линейного крейсера и бронирование линкора.)
В итоге можно констатировать: за исключением высокой стоимости постройки, "Renown" и "Repulse" не могут быть подвергнуты критике относительно их действия против крейсеров и легких морских сил. Однако в перспективе их боевая ценность в том виде, как они вступили в строй, будет незначительной. Кроме того кажется невероятным, что они не будут действовать совместно с отрядом линейных крейсеров и сражаться с вражескими линейными крейсерами, и тогда их слабое бронирование будет крайней помехой.
Бронирование палуб было абсолютно недостаточным. Главная палуба, отходящая от второго дна, была посредством добавления 25,4-мм. стальных плит выровнена с толщиной скосов. Эта модификация завершилась до того, как крейсера были готовы. Когда корабли присоединились к Гранд-Флиту, потеря трех линейных крейсеров у Скагеррака была еще свежим и горьким воспоминанием. Поэтому весьма быстро "Renown" и "Repulse" оказались в фокусе сильной критики из-за их недостаточного бронирования и повсеместно именовались как "белые слоны".
20 октября 1916 года Главнокомандующий Гранд-Флитом предложил усилить бронирование главной и промежуточной палуб, а также продольной переборки в районе боевой рубки. Далее он рекомендовал в ходе усиления главной палубы также усилить находящиеся там броневые решетчатые настилы дымоходов и в иных палубных отверстиях. Главный конструктор со своей стороны предложил также усилить промежуточную палубу. Усовершенствования были одобрены, все предложенные работы были претворены до декабря 1916 года казенной верфью в Розайте. В числе этих работ были сделаны следующие преобразования:
- установка дополнительных стальных, высокоупругих, защитных плит толщиной 50,8 мм. над машинными отделениями на главной палубе, опускающимися вниз по бокам в виде скосов на 1,52 м.;
- установка дополнительных стальных, высокоупругих, защитных плит в корме промежуточной палубы над помещением рулевой машины;
- установка дополнительных стальных, высокоупругих, защитных плит толщиной 50,8 мм. на промежуточной палубе непосредственно над погребами;
- установка дополнительных стальных, высокоупругих, защитных плит толщиной 50,8 мм. на продольных переборках нижних помещений боевой рубки между шпангоутами 98 и 102;
- усиление бронирования промежуточной палубы до толщины 63,4 мм. непосредственно к носу от барбета "А" и к корме от барбета "Y";
- усиление броневых настилов поверх отверстий главной и промежуточной палубы.
Эти мероприятия увеличили водоизмещение на 550 тонн, и чтобы уменьшить эту перегрузку было решено снизить запас топлива.