История проектирования

 

Вашингтонский морской договор 1922 года, установивший предел стандартного водоиз­мещения линкоров в 35000 Т ("длинных" тонн по 1016 кг) и предел калибра их орудий в 406 мм. объявил так называемые "линкорные каникулы", запрещавшие строительство кораблей этого клас­са до 1930 года. Франции и Италии в виде компен­сации за отказ закончить строительство начатых в годы мировой войны новых линкоров было разре­шено начать постройку "договорных" кораблей до истечения указанного срока. Тяжелая экономиче­ская ситуация и постоянно проводимые диплома­тические переговоры долгое время не позволяли обеим странам взяться за дело, хотя конструктор­ские проработки проектов велись с должной ин­тенсивностью. Только в 1932 году французский парламент санкционировал закладку первого лин­кора нового поколения - "Дюнкерка", а спустя два года и однотипного "Страсбурга". По многим при­чинам, как экономическим, так и политическим, их стандартное водоизмещение (26500 Т) оказалось гораздо ниже разрешенного, но в проект были за­ложены те конструкторские концепции, которые стали основой и для более мощных кораблей.

На формирование мнения Высшего Совета флота, отвечавшего за кораблестроительную по­литику, относительно облика будущих линкоров наибольшее влияние оказали два события. В 1933 году Германия приступила с постройке третьего корабля серии так называемых "карманных линко­ров" и было известно, что планируются еще два. А в 1934 году лидер фашистской Италии Бенито Муссолини объявил о намерении построить два 35000-тонных корабля, вооруженных 380-мм ору­диями. Наряду с уже начавшейся модернизацией двух старых итальянских дредноутов типа "Джулио Чезаре" (ответ на постройку "Дюнкерка") это озна­чало, что Франция сталкивается с перевооружени­ем своих главных соперников по Атлантике и Сре­диземноморью.

25 июня 1934 года Высший Совет обсудил сло­жившуюся ситуацию и спланировал ответные дей­ствия. Двух быстроходных линкоров типа "Дюнкерк" с 330-мм орудиями главного калибра (ГК) вполне хватало, чтобы противостоять герман­ским дизельным "карманникам" с 283-мм артилле­рией, но для сохранения баланса сил на Среди­земном море следовало построить два 35000-тонных линкора, вооруженных 380-мм или 406-мм ГК, Проект корабля, удовлетворявшего вашингтон­ским лимитам, получил официальное обозначение "PN 196" и 24 июля к нему сформулировали сле­дующие требования:

 

Проектные требования к линкору в 35000 т

Стандартное водоизмещение - 35000 т (35562 т)

Вооружение - 8 или 9 380-мм или 406-мм в 3- или 4-орудийных башнях; универсальные пушки среднего калибра, расположенные как на "Дюнкерке"

Скорость - 29.5-32 узла

Защита - пояс 360 мм с наклоном 11,3°, главная палуба 160+15, нижняя 40, скосы 50; противоторпедная как на "Дюнкерке"

 

Как видно, в требования были сразу заложены многие черты проекта "Дюнкерка" с той лишь раз­ницей, что толщина брони и калибр орудий увели­чивались. Хотя на первом этапе не исключалось и расположение ГК в 2-орудийных башнях. Основы­ваясь на этих требованиях, Техническая Служба Кораблестроения во второй половине 1934 года приступила к работе и сначала подготовила эскиз­ный проект корабля с минимальной скоростью 29,5 узла. К 27 ноября некоторые характеристики про­екта были уточнены:

- скорость должна быть не менее 31,5 узла;

- расположение главной и вспомогательной артил­лерии как на "Дюнкерке" (с 380-мм орудиями впе­реди в двух башнях);

- толщина брони в соответствии с требованиями от 24 июля 1934 года;

-  калибр вспомогательной артиллерии следует по возможности увеличить со 130 мм до 138 или 152 мм ( в последнем случае пять 4-орудийных 130-мм башен, планировавшихся первоначально, заменя­лись на пять 3-орудийных 152-мм);

-  размещение самолетов как на "Дюнкерке" при модификации ангара под самолеты "Луар-Ньюпор 130" (ни при каких обстоятельствах ангар не дол­жен мешать действию вспомогательных орудий).

В качестве легкого зенитного вооружения Выс­ший Совет потребовал установки не менее четы­рех спаренных 37-мм автоматов или, в качестве альтернативы, следовало рассмотреть возмож­ность установки многоствольной системы «Ле Прие». Предлагалось приложить все усилия для начала работ на верфи в середине 1935 года. Ис­пытания головного корабля планировались на 1938 год, а полностью ввод в строй - на 1939-й. В кораблестроительной программе 1935 года по­стройка линкора в 35000 Т получила высший при­оритет.

13 февраля 1935 года в связи с предполагае­мой установкой на новые корабли 75-мм зенитных орудий Высший Совет потребовал исследовать состав и расположение вспомогательной батареи, чтобы определить оптимальное число зениток с точки зрения их сочетания с числом башен уни­версальных орудий. Следовало рассмотреть три основных схемы:

- пять защищенных башен с 152-мм (одна по диа­метральной плоскости - ДП - в корме и по две с каждого борта);

- четыре такие башни (две по ДП и по одной с бор­та);

-   пять  защищенных  башен  с   130-мм  орудиями (расположение как на первой схеме).

К 12 апреля по проекту первого французского "договорного" линкора приняли некоторые оконча­тельные решения и наметили для дальнейшей проработки отдельные спорные элементы. Оста­новились на вспомогательной батарее из пяти 3-орудийных башен 152-мм калибра, орудия в кото­рых должны быть универсальными - то есть иметь соответствующие приспособления для заряжания при углах возвышения 90° и выше, а также высо­кие скорости горизонтальной (ГН) и вертикальной (ВН) наводки. Толщина брони башен колебалась в пределах 90-120 мм. Требовалось провести ис­следования по определению состава зениток ближнего радиуса действия: новых 75-миллиметровок с возвышением 90е, 37-мм авто­матов, комбинации из них или орудий промежуточ­ного калибра. На суммарный вес системы ближней ПВО отводилось 100 Т.

Французские кораблестроители, как и их колле­ги в других странах, в желании обеспечить мощное вооружение, достаточную защиту и высокую ско­рость "договорных" линкоров столкнулись с про­блемой превышения лимита водоизмещения в 35000 Т. При этом принимались самые различные решения - от применения технических новинок до самого элементарного сокрытия истинных цифр весовых нагрузок. Французы, к их чести, менее других грешили последним. На ранней стадии про­ектирования они рассматривали следующие меры по снижению веса:

-  главные траверзы вертикальной защиты изгото­вить из 147-мм плит брони "класса А" (цементированной) вместо планировавшихся сна­чала 160-мм "класса В" (или STS - стали специ­альной обработки);

- из-за получаемой экономии в 300 т было решено изучить вопрос об использовании новых котлов с наддувом при горении, над которыми уже работа­ла фирма Индрэ;

- уменьшить толщину главного броневого пояса на 20 мм при сохранении угла наклона 11,3°;

-  определить возможность снятия 200-250 тонн брони с башен 152-мм орудий.

При этом последние две меры следовало при­менить только в случае недостаточной эффектив­ности первых. Рассматривалась также возмож­ность использования для главной броневой палу­бы 140-150-мм цементированной брони вместо 150-170-мм гомогенной (однородной), что одно­временно усиливало защиту. Но изготовление та­кой брони всё еще сталкивалось с трудностями. Для принятия окончательного решения в Бресте и Гавре начали соответствующие эксперименты.

К ноябрю 1934 года стало ясно, что для сохра­нения желаемой защиты и скорости 29,5 узлов ГК из восьми 380-мм орудий следует расположить в двух 4-орудийных башнях, а при варианте 6 406-мм - в двух 3-орудийных. Во всех эскизных проек­тах башни ГК группировались в носу, а вспомога­тельного калибра - в корме. Высший Совет пред­почитал ГК из 9 406-мм орудий, ссылаясь на ан­глийские "Нельсон" и "Родни", но конструкторы яс­но дали понять, что такое вооружение в сочетании с требуемыми защитой и скоростью хода в преде­лах договорных 35000 Т водоизмещения просто невозможно и что англичане не случайно оставили "нельсонов" с 23 узлами. Существовал еще один немаловажный довод против трехорудийных ба­шен ГК. абсолютно новых для французского флота - их еще нужно было спроектировать, изготовить и испытать. А механизмы заряжания и вертикальной наводки сулили множество проблем, на разреше­ние которых требовалось время.

Большие дискуссии развернулись и по поводу батареи универсальных орудий среднего калибра (СК), поскольку выбор её калибра влиял на число и калибр зениток ближней ПВО. В результате вы­яснилось, что перспективы разработки универ­сального орудия 130-138-мм калибра меньше, чем 152-миллиметрового. Также установили, что такие орудия нельзя обеспечить унитарным патроном. Трудным делом оказалось и размещение 75-мм зениток, 37-мм и 13,2-мм автоматов, которые должны были обеспечить полную полусфери­ческую защиту корабля от авиации, но оказыва­лись в районах, подверженных воздействию дуль­ных газов орудий ГК и СК. Наиболее безопасными в этом отношении оказались полубак и часть над­стройки между 152-мм башнями.

 

После завершения всех дискуссий базовый проект получил следующие характеристики:

Стандартное водоизмещение       37960 т (38580 т)

Полное водоизмещение                44385 т (45110 т)

Длина/ширина по ватерлинии (ВЛ)         242/33,08 м

Проектная осадка                                             9,17 м

Вооружение               8 380/45 (2x4), 15 152/55 (5x3), 8 37-мм (4x2), 24 13,2-мм (6x4), 5 гидросамолетов "Луар-Ньюпор 130"

Скорость                            31,5 уз. (при 1/3 топлива)

Мощность на валах             150000 метрических л.с.

Запас топлива                                       6300 т нефти

Дальность     14300 миль (15 уз.), 9900 миль (18 уз.)

Защита                       пояс 340 мм с наклоном 11,3°, палубы 170 (погреба)/150 (механизмы) мм (от попадания 500-кг бомб,

сброшенных с высоты 4000 м)

Подводная защита должна выдерживать взрыв 300-кг заряда в любом месте цитадели

 

Многое в проекте осталось от "Дюнкерка": 11-метровый отсек между башнями ГК для уменьше­ния вероятности их вывода из строя одним попа­данием, чертежи самих башен 380-мм орудий, их погребов и элеваторов подачи боезапаса. Похо­жим было и расположение башен СК: одна по ДП за кормовым турбинным отделением, две - по бо­кам и еще две бортовых - на миделе.

Но озабоченное возможными политическими проблемами руководство признало водоизмеще­ние чрезмерным и на совещании 12 апреля 1935 года снова было выдвинуто требование попытать­ся, где возможно, сэкономить вес. Поскольку испы­тания новых котлов Сюраль-Индрэ (Норгэ) с ис­пользованием наддува при горении топлива про­шли успешно, решили остановиться на них. За счет их меньших габаритов одновременно удалось сократить число котельных отделений (КО) с трех до двух, разместив в каждом по не по два, а по три котла. При такой перегруппировке энергетической установки (ЭУ) удалось добавить в корме, сразу перед 152-мм погребами, второе отделение турбо­генераторов. При этом длина броневой цитадели сокращалась на 4,85 м. Тем не менее, в полном грузу нижняя бронепалуба оказывалась в опасной близости от ВЛ и снова посыпались призывы сни­зить водоизмещение. После очередных дискуссий решили еще на 10 мм уменьшить толщину пояса, одновременно придав ему больший наклон - 15,5е, чтобы эффективная толщина не менялась. Снизи­ли толщину и главных броневых траверзов в око­нечностях цитадели, а также стен боевой рубки ( с 350 до 340 мм). Не обошли вниманием и башни СК: толщину барбетов уменьшили до 100 мм, ло­бовых плит - до 120 и крыш - до 70 мм.

В то же время исследования защиты башен ГК показали, что 420-мм лобовые, 280-мм боковые и 170-мм верхние плиты могут оказаться недоста­точными в условиях повышения точности бомбо­метания с большой высоты и использования на кораблях вероятных противников типов "Бисмарк" и "Витторио Венето" мощных 380-мм орудий. Предполагалось, что экономия на бронировании других частей позволит усилить его на башнях ГК без роста водоизмещения. Надо сказать, что пере­груженность этих линкоров беспокоила корабле­строителей и моряков в течение всей их службы и, в конце концов, уже в послевоенный период, это привело к модернизации "Жана Бара".

После завершения предварительных прорабо­ток французский парламент санкционировал вы­деление средств на постройку первых двух ко­раблей нового типа: первый, получивший название "Ришелье", должен был строиться на военной верфи Бреста, а второй - "Жан Бар" - в Сен-Назере совместно верфями Пенойё и Луар. Вооб­ще-то в практике французского флота уже утвер­дилось правило давать имена линкорам по назва­ниям провинций, а в честь исторических лиц назы­вали крейсера. Однако в данном случае, как и впо­следствии с "Клемансо", сделали исключение (имя "Ришелье" в 70-х годах прошлого века уже носил один из рангоутных броненосцев, чуть позже в со­ставе французского флота появился и бронепа­лубный крейсер "Жан Бар").

В январе 1935 года Франция отказалась от дальнейшего соблюдения условий Вашингтонского договора и сообщила, что впредь не будет придерживаться ограничений относительно тоннажа её линкоров. В июне Великобритания без консуль­таций со своим союзником - Францией - вступила в переговоры с Германией относительно пере­вооружения флота последней. 18 июня в Лондоне был подписан договор, разрешавший Германии в дополнение к прочим типам боевых кораблей на­чать строительство двух линкоров по 26000 Т (будущие "Шарнхорст" и "Гнейзенау"). А поскольку из-за политики премьер-министра Лаваля ухудши­лись отношения с Италией, Франция внезапно ока­залась перед лицом новой угрозы как со стороны Северного моря, так и со стороны Средиземного. Оставалось надеяться на прочность союза с Бри­танией и на её мощный, хотя и морально старею­щий флот.

В декабре 1935 года состоялась Вторая Лон­донская Морская конференция, призванная уста­новить новые "лимиты" по водоизмещению ко­раблей основных классов (так общие, так и по от­дельным кораблям). Франция оказалась в числе стран, подписавших новое соглашение. Но после отказа Японии, обстановка в военно-морских кру­гах всех стран накалилась. Тем не менее, Франция предпочла соблюдать договорные ограничения, чтобы не провоцировать новый виток гонки мор­ских вооружений на европейском театре. Её при­мер не возымел действия и уже в 1936 году Гер­мания приступила к постройке "Бисмарка" и Тирпица", а Италия в следующем заложила ещё два корабля типа "Витторио Венето".

Перед лицом такого поведения всех "стран Оси" в 1938 году представители Франции, США и Великобритании встретились в Лондоне для об­суждения возможных отступлений от военно-морских договоров. "Владычица морей" желала ограничить калибр орудий линкоров 406 мм, а во­доизмещение - 40000 т. Именно такие характери­стики имели планируемые к закладке её новые корабли типа "Лайон". Франция хотела 406 мм и 35000 т, однако англичане указывали на то, что это несовместимо с 30-узловой скоростью. Фран­цузы на примере "Ришелье" и так это знали, но им трудно было смириться с напрасностью уже про­деланной титанической работы по экономии веса на своих последних линкорах, постройка которых шла полным ходом. США, соглашаясь с 406-мм ГК, проталкивали предел водоизмещения в 45000 т. И именно их предложения после долгой дискуссии приняли 30 июня.

Для Франции это мало что значило, поскольку разработка нового проекта требовала значитель­ного времени, а обстановка в Европе накалялась с каждым месяцем. После подписания Мюнхенского соглашения, которое практически развязывало руки Гитлеру для прямых агрессий в соседние страны, французы решили заказать еще два лин­кора по 35000 Т, получивших названия "Клемансо" и "Гасконь". Первый собирались заложить на Брестской военной верфи сразу после спуска "Ришелье", второй - на верфи Шантье де ла Луар в Сен-Назере сразу после спуска "Жана Бара". К этому времени все уже ясно понимали возросшую угрозу воздушных атак, поэтому необходимость в усилении "чисто" зенитного вооружения не вызы­вала сомнений. Тем более, что заряжание 152-мм орудий, поспешно названных "универсальными", при угле возвышения свыше 75° вызывало определенные трудности. Пришлось снизить указанный в проектных требованиях угол в 90° до 75°, а зе­нитное вооружение дополнить проверенными 100-мм спаренными установками за счет снятия двух 152-мм башен в средней части. Сначала хотели обойтись без последней меры, но весовые сооб­ражения и недостаток места для получения хоро­ших углов обстрела заставил эти башни снять. Увеличивалось и число 37-мм автоматов - еще две спаренные закрытые установки помещались сразу перед 2-й башней ГК.

 

Окончательные характеристики "Ришелье"

Стандартное водоизмещение - 37832 т (38450 т)

Полное водоизмещение - 44708 т (45438 т)

Длина/ширина по ватерлинии (ВЛ) - 242/33,08 м

Проектная осадка - 9,17 м

вооружение - 8 380/45 (2x4), 9 152/55 (3x3), 12 100/45(6x2), 12 37-мм (6x2), 24 13,2-мм (6x4), 3 самолета "Луэр-Ньюпор 130", 2 катапульты

Скорость - 31,5 уз. (при 1/3 топлива)

Мощность на валах - 150000 метрических л.с.

Запас топлива - 6900 т нефти

Дальность - 10000 миль на 15 узлах

Защита - пояс 330 мм с наклоном 15,5°, палубы 170 (погреба)/150 (механизмы) мм

броня пояса - "класса А", палуб - "класса В"

 

При выборе проектов для двух следующих ко­раблей, постройку которых одобрили 2 мая 1938 года, рассмотрели 12 вариантов расположения вооруже­ния, разбитых на три группы. Проекты группы "А" имели обе башни ГК в носу, группы "В" - в обеих око­нечностях, а проекты группы "С" имели ГК в трех 3-орудийных башнях (2 в носу и 1 корме). Так как уже имелись предварительные оценки весов с Брестской верфи, где строился головной "Ришелье", для третье­го корабля выбрали проект А2, где число 152-мм ба­шен было уменьшено до четырех, при полном отказе от авиационного вооружения (ангара, катапульт, са­молетов). Это позволяло установить шесть 100-мм спарок новейшего типа 1937 года, шесть спаренных 37-мм автоматов и 9 счетверенных 13,2-мм, дав им хорошие углы обстрела (по другим данным 4 кормо­вых 13,2-мм установки заменялись на две 4-ствольные 37-мм). Улучшались и углы обстрела 152-мм орудий: расположение двух башен по бортам на миделе и двух линейно-возвышенных по ДП давало в бортовом залпе те же 9 стволов, что и при пятибашенном варианте.

Проект четвертого корабля - "Гаскони" подвергся более решительным изменениям. В течение 1939 года, по мере достройки "Ришелье", проблема пере­грузки становилась все острее. Фирме Луар поручили провести исследование для определения лучшего размещения зенитных орудий и рекомендовать пути снижения веса. Формой корпуса "Гасконь" не должен был отличаться от предыдущих кораблей, но при размещении башен ГК на нем вернулись к традицион­ной схеме, разделив их поровну между оконечностя­ми. Все башни среднего калибра перемещались в ДП: две возвышенно над носовой башней ГК, третья -возвышенно над кормовой (проект 83). За счет еще большего сокращения числа 152-мм орудий удава­лось более удачно расположить зенитки (16 100-мм в 8 спарках, 20 37-мм автоматов в спаренных и счетве­ренных установках и 20 13,2-мм в счетверенных) в местах, не подверженных воздействию дульных газов орудий ГК и СК. Тем не менее, как и на "Клемансо", 37-мм спарки планировались в закрытых установках. Все зенитки, включая и 152-мм калибр, могли стре­лять изолированными группами и их огнем управляли четыре директора. Перераспределение вооружения на 3,65 м увеличивало длину броневой цитадели и дополнительный вес решили компенсировать утонче­нием пояса до 320 мм и модификацией противоосколочной защиты. Броню барбетов 152-мм башен уве­личили до 150. а их лобовые плиты - до 155 мм. Бо­лее компактное расположение башен позволило дать 152-мм погребам такую же горизонтальную защиту, что 380-мм. Но толщина главной броневой палубы уменьшалась со 150-170 мм на типе "Ришелье" до 140-150 мм. Снова восстановили авиационное во­оружение: 2 самолета должны были помещаться в подпалубном ангаре в самой корме, свободной от воздействия дульных газов кормовой башни ГК; за ангаром планировалась одна поворотная катапульта и кран для подъёма гидросамолетов с воды и уста­новки их на катапульту. Хотя наиболее заметным на "Гаскони" было перераспределение башен ГК и СК, равное по важности изменение сделали в ЭУ, сдвину­той из-за этого на 19,4 м в нос.

15 апреля 1940 года флот предложил постройку еще двух линкоров типа "Гасконь" с закладкой первого в 1941-м и второго в 1944 году. Премьер-министр этот план одобрил, но после падения Франции под натис­ком германских войск спустя всего два месяца его, естественно, пришлось аннулировать.

Но и на этом история проектирования крупной серии французских быстроходных линкоров, родона­чальником которой стал "Ришелье", не закончилась. В начале 1940 года флот приступил к проработкам сле­дующих линкоров большего размера, чтобы "подтянуться" в этом отношении к другим державам. Немцы, заканчивая строительство "Бисмарка" и "Тирпица", уже заложили первые из планируемых шести гигантских линкоров типа "И" (Аш). В ответ Высший Совет флота решил начать работы над про­ектом ещё более мощно вооруженных и защищенных кораблей. Рассматривались три варианта со стан­дартным водоизмещением 40000 Т (как у британских "лайонов"), 45000 Т (верхняя граница, установленная Лондонским договором 1936 года) и промежуточный 42500 Т (характеристики проектов даны в таблице).

Хотя французский флот и не решил, по какому из вариантов строить новые линкоры, по мнению многих специалистов, в частности американцев Р. Дулина и У.Гартцке, при полном отсутствии опыта проектирова­ния и производства трехорудийных башен крупного калибра с раздельным наведением стволов в услови­ях войны французы предпочли бы третий вариант. Форма корпуса и система защиты, скорее всего, была бы аналогична предыдущим кораблям, но толщина палуб и пояса (на варианте 3), уменьшенная на типе "Ришелье" из-за перегрузки, увеличивалась.

15 апреля 1940 года французский парламент одобрил постройку этих линкоров и были даже вы­браны названия "Эльзас", "Норманди", "Фландр" и "Бургонь". Тогда же предложенные к постройке два корабля типа "Гасконь" названий так и не получили.

 

Вариант проекта

Водоизмещение [станд. /норм.), Т

Длина/ширина, м

Вооружение (число- калибр в мм)

Бронирование (борт /палубы), мм

Мощность, л. с. =скорость, уз.

1

40000 / 45500

252 / 35,0

9-380,9-152,16-100

330/170-180 + 40

170000=31

2

42500 / 47800

256 / 35,5

9-406,9-152, 16-100

330/170-180 + 40

190000=31

3

45000 / 51500

265 / 35,5

12-380,9-152.24-100

350/170-180 + 40

220000=32