Характеристики корпуса

 

Проведенные французскими конструкторами ана­лиз, расчеты и эксперименты на моделях при проек­тировании корпуса "Ришелье" были самыми глубоки­ми и сложными из всех, проведенных для линкоров того времени. Прочность корпуса рассчитывалась при отношении высоты волны к длине корабля равном 0.05 (длина корабля / 20). Однако при определении максимального изгибающего момента рассматри­вались как различные положения гребня волны, так и разные длины волн. При проведении прочностных расчетов несущей палубой считалась главная, а пер­вая за обшивкой продольная переборка служила основным компонентом балки корпуса по длине си­стемы ПТЗ.

Мореходность считалась одним из главных требо­ваний для этих кораблей, поэтому на самой ранней стадии проектирования был сделан выбор в пользу высокого надводного борта и большого наклона фор­штевня. Так что расстояние между главной и верхней палубами оказалось больше, чем на большинстве других кораблей того времени. Испытания в Париж­ском опытовом бассейне показали, что высота борта в носу будет достаточной, чтобы орудия ГК могли дей­ствовать даже в бурную погоду. Период бортовой качки 13,5 с стал результатом требования большой метацентрической высоты, выбранной из соображе­ний живучести в бою, и несколько превышал период качки "Нельсона" и "Бадена". Расчетный период киле­вой качки составил 4,77 с, что было маловато. Но подъем палубы к форштевню и достаточно большое расстояние от него до первой башни обеспечивали хорошую мореходность.

Как и на "Дюнкерке", при постройке широко ис­пользовалась сварка. На головном "Ришелье" свар­ными выполнялись некоторые стыки плит и продоль­ных связей, вся обшивка и подкладка всех платформ и палуб (за исключением несущей и броневых), внеш­няя фомка пояса, все поперечные и продольные пере­борки внутри цитадели. На последующих кораблях этого типа объем сварных работ увеличивался, что сокращало время постройки и позволяло экономить вес. На "Клемансо" сварка использовалась даже при сборке несущей палубы и ее подкреплений. Вполне вероятно, что "Гасконь" вообще имела бы на 95% сварную конструкцию корпуса. В ходе послевоенной модернизации "Жана Бара" успешно применялись усовершенствованные методы сварки, особенно при замене конструктивных элементов. В результате большинство швов обшивки и палуб, а также про­дольные связи стали сварными.

В 1937 году договорные ограничения стандартного водоизмещения линкоров повысили до 45000 Т, что дало большую свободу в улучшении броневой защи­ты, конструкции корпуса и вооружения. Во время по­стройки "Ришелье" различные добавления в его кон­струкцию увеличили стандартное водоизмещение примерно до 37100 т и из наиболее значительных изменений первоначального проекта можно отметить следующие:

- помещения для увеличившегося экипажа:

- подъем верхней палубы к носу и повышение высоты борта;

- усиление конструкции корпуса перед цитаделью:

- установку размагничивающего устройства;

- замену шарнирной трубы мачто-трубой и двух носо­вых 152-мм башен шестью спаренными 100-мм уста­новками;

- добавление двух 37-мм спаренных установок по бокам ангара;

- устройство расширительных каналов через броне­вые палубы над погребами боезапаса.

При этом вес сокращался только при замене трубы и вспомогательной артиллерии. Правда, некоторую экономию веса дало интенсивное применение сварки. Во время модернизации в 1943 году увеличение веса оценивалось примерно в 1200 т: появились многочис­ленные 40-мм и 20-мм автоматы, их погреба, новое радарное оборудование, дополнительные помещения для возросшего экипажа, 500 т дополнительного топ­лива. Сняли при этом тоже немало: самолеты, ката­пульты, ангар, кран, авиатопливо, верхний зенитный директор с носовой надстройки. Но суммарная пере­грузка привела к опусканию нижней бронепалубы под уровень ВЛ - критическая ситуация в случае получе­ния боевых повреждений.