Постройка

 

Киль корабля, который по некоторым данным сна­чала должны были назвать "Франс", но затем пере­именовали в "Ришелье", заложили на военной верфи Бреста 22 октября 1935 года. Средства были выделе­ны в рамках бюджета на 1935 финансовый год. В Бресте имелся только один док Ланинон (250x36 м), способный обеспечить постройку корабля таких раз­меров. Но поскольку он использовался также для ремонта и достройки больших кораблей, чтобы его надолго не занимать, решили строить "Ришелье" тре­мя секциями. Средняя - самая большая - строилась в сухом доке Салу №4, имевшем размеры 200x40 м (в другом доке готовился к спуску "Дюнкерк", еще не имевший небольшой части носа). Носовая секция имела длину 52 м, кормовая, начинавшаяся за кормо­вой переборкой отделения рулевых машин - еще короче. Постройка затянулась из-за различных дора­боток и изменений проекта, нехватки рабочих рук и ограниченных возможностей цехов и мастерских. После того как 17 января 1939 года корабль (точнее -его центральная секция) всплыл в доке, его перевели в док Ланинон, где произвели монтаж носовой и кор­мовой секций.

После начала второй мировой войны работы по оборудованию "Ришелье" ускорились. 14 и 15 января 1940 года прошли доковые испытания турбин, 4 апре­ля испытывались вся энергетическая установка и размагничивающее устройство, а 7 апреля доковые испытания закончили. ЭУ при этом развила мощность 100000 м.л.с. Спустя неделю около Бреста состоялись первые ходовые испытания, на которых совершались пробеги со скоростью 18,5, 22,7 и 30 узлов.

5 мая британское правительство, обеспокоенное приближающимся вводом в строй немецких линкоров "Бисмарк" и "Тирпиц", противопоставить которым Ко­ролевский флот, по сути дела, ничего не мог, напра­вило в Брест герцога Кентского, чтобы на месте про­верить степень готовности "Ришелье". Новейшему линкору уже было присмотрено место в оперативных порядках Флота Метрополии, но ... с этим пришлось подождать целых три года.

В день немецкого вторжения во Францию коман­дир корабля капитан 1 ранга (капитан де вайссо) Поль Мзрзен совещался с персоналом верфи. Повестка дня - ускорение работ с целью проведения испытания главного калибра 15 июня. Механизмы горизонталь­ной и вертикальной наводки башен испытали 31 мая в полном соответствии с требованиями корабельной спецификации. При этом обнаружились некоторые недостатки в действии оборудования при статическом крене корабля в 10°, которые следовало устранить в кратчайший срок. На следующий день пять 100-мм установок были готовы открыть огонь, продолжался монтаж 4-х 37-мм спарок и работы над главными дальномерами. Неделей позже командир корабля информировал французское Адмиралтейство, обес­покоенное возрастанием угрозы воздушных атак на Брест, что с наличной рабочей силой нельзя рассчи­тывать на готовность погребов к 15 июня.

13 июня 43000-тонный "Ришелье" вышел на пробе­ги полным ходом, развив 32 узла при нормальной максимальной мощности и 32,6 узла при перегрузке в 179000 м.л.с. Шести выстрелов, произведенных из каждого 380-мм и 100-мм орудия, было явно недостаточно для уверенности в их боеготовности. Поскольку в башнях ГК успели установить только временные зарядные устройства, 380-мм орудия могли стрелять не чаще одного раза в 15 минут. На следующий день корабль вернулся в Брест для погрузки всех наличных боеприпасов, в ходе которой ему пришлось 13 раз открывать огонь по впервые появившимся над базой немецким самолетам.

15 июня Адмиралтейство приказало "Ришелье" и "Жану Бару" погрузить все необходимое для их ввода в строй оборудование и быть в готовности уйти в ан­глийские порты, "Ришелье" принял столько 380-мм снарядов, сколько смог, так как организовать их про­изводство за пределами Франции было очень трудно. Меньшим приоритетом пользовались гильзы с мета­тельным порохом, которые изготовить было куда лег­че. За двое суток погрузили 269 снарядов и 48 заря­дов ГК, 1770 100-мм и 2030 37-мм выстрелов, а также продовольствие на два месяца. Оставшиеся 400 380-мм и 1400 152-мм выстрелов следовало вывести на транспортах.