В незавидной роли плавбатареи

 

После прихода в Касабланку на корабле возобно­вили некоторые работы, включая установку и наладку механизмов стрельбы в носовой башне. Хотя сначала пришлось заняться кое-каким демонтажем. Уже 24 июня сняли необходимые для усиления ПВО базы 90-мм и 37-мм спарки, затем наступила очередь и 13,2-мм счетверенных автоматов. Вместо них поставили собранные отовсюду 13,2-мм пулеметы систем "Браунинг" и Тонкие" и даже легкие 8-миллиметровые, которыми в 1940 году самолеты можно было разве что только пугать. После подписания перемирия с немцами кораблю было запрещено покидать Ка­сабланку - за этим строго следили германские и ита­льянские представители. Фактически "Жан Бар" пре­вратился в плавучую батарею, которой, правда, надо было еще научиться стрелять. Команде в 700 человек оставалось заниматься только обслуживанием обору­дования, мелким ремонтом и доводкой смонтирован­ных систем вооружения. Повреждение от бомбы, по­лученное при выходе из Сен-Назера, исправить было трудно из-за отсутствия специальных легированных сталей, примененных на линкоре, поэтому пробоину в палубе просто заделали листами из мягкой стали.

Практически без интересных событий шли месяц за месяцем. 22 августа 1941 года произведенного еще 26 марта в контр-адмиральский чин Пьера Ронарка на посту командира корабля сменил капитан 1 ранга Бартес. В октябре наконец-то завершили монтаж и наладку всех механизмов в башне I, включая 14-метровый строенный дальномер модели 1937 года. Тогда же на каркасе башни II (имелась только плат­форма со средней переборкой и каркасом под бронеплиты) установили 8-метровый сдвоенный дально­мер модели 1937 года в башенке, по бокам надстрой­ки также в башенках появились 3-метровые зенитные, снятые с ремонтировавшегося в Тулоне "Дюнкерка", а на крыше боевой рубки - 3-метровый штурманский. Правда, при работе дизель-генераторов 8-метровый дальномер так сильно вибрировал, что определять дистанцию с его помощью становилось невозможно. Пришлось ставить еще один такой же на верху башенноподобной надстройки. Барбет незаконченной башни II заполнили цементными блоками, чтобы до вести осадку до нуж­ного значения и уменьшить диффе­рент на корму. По условиям перемирия на "Жан Бар" нельзя было установить 152-мм башни. Да и где их было взять в Аф­рике? То же касалось и 152-мм боезапаса. Имелось зато неко­торое количество снарядов к 90-мм зениткам, которые решили вернуть на корабль. Первые две спарки появились в январе 1942 года, а к октябрю их число достигло пяти: три по правому борту, две нижних по левому. Легкое зенитное во­оружение в течение 1942 года усилили 37-мм установками, доставленными из Франции, и к ноябрю "Жан Бар" имел оди­нарный (М1925) и два спаренных (М1933) 37-мм автомата, 14 одинарных 13,2-мм "браунингов", 4 спа­ренных 13,2-мм "гочкиса", а также один 8-мм "гочкис". В июне на верху башенноподобной надстройки смонтировали радар с полным круговым обзором, но в строй его ввели только 6 октября.

Чтобы не оказать­ся безоружным в случае появления кораблей против­ника, командование базы решило провести испытания башни I. 19 мая 1942 года с разрешения германских и итальянских наблюдателей "Жан Бар" выпустил из четырех орудий носовой башни пять залпов в сторону моря. Главный калибр линкора был готов к бою! Но это громкое событие не прошло незамеченным (и тем более - неуслышанным) для американского консула в Касабланке. В Вашингтон полетела шифровка и союз­ники учли эту информацию при планировании вторже­ния в Северную Африку, намеченного на ноябрь. Единственная башня на "Жане Баре" сыграла важную роль в обороне Касабланки. До этого единственными боевыми действиями корабля были обстрелы англий­ских самолетов-разведчиков, раз в месяц совершав­ших облет базы. 31 июля одного из них даже удалось сбить.