Послевоенная модернизация

 

После войны будущее "Жана Бара" стало предме­том серьезного обсуждения и изучения. В 1946 году исследовалась стоимость его достройки как линкора или переделки в авианосец. Последний вариант тре­бовал 5 миллиардов франков (100 млн долларов), но авианосец получался слабоват - всего 54 самолета. Построенный за те же деньги новый 29000-тонный нес бы вдвое больше. Вариант же достройки как линкора требовал всего 2 миллиардов франков, что и стало решающим фактором.

При достройке и одновременной модернизации требовалось учесть весь опыт войны на Тихом океане и результаты модернизации "Ришелье" в США. По­скольку корабль был готов на 85%, решили достраи­вать его по проекту 1940 года, но модернизировать так, чтобы совместить существующие конструкции со всеми желаемыми усовершенствованиями. 11 февра­ля 1946 года "Жан Бар" под эскортом эсминца "Ле Баск" прибыл для достройки на Брестскую верфь, где 11 марта вошел в док Ланинон №8 .

Принципиальные изменения вносились в зенитное вооружение, расположение надстроек и боевой рубки, помещения для офицеров и команды. Следовало уменьшить осадку, особенно в полном грузу, когда нижняя бронепалуба оказывалась под водой. К тому же хотелось сохранить проектную скорость без увели­чения мощности. Задача осложнялась неизбежным увеличением веса при усилении ПВО и установке нового радарного оборудования. Поэтому велся жест­кий контроль за каждой снятой или добавленном тон­ной, а для экономии веса при монтаже широко ис­пользовалась сварка.

Боевой опыт "Ришелье" и, особенно, атаки амери­канских кораблей японской авиацией показали несо­ответствие исходного положения надстройки. В бою командир корабля имел только ограниченный обзор, поэтому было решено переделать боевую рубку, рас­ширить верхние мостики, главный пост управления и ходовую рубку, которую легко забронировали.

Орудия главного калибра и их механизмы, пред­назначенные для "Клемансо", успели закончить перед перемирием. Но немцы их захватили на заводе Крезо и вывезли в Норвегию. Возврат орудий после войны во Францию сделал возможным достройку "Жана Бара" как линкора.

Усиление зенитной батареи и необходимость в постоянной готовности к отражению воздушных атак привели к увеличению экипажа по штату военного времени с 1550 человек до 2150. Пришлось сильно уменьшить размеры офицерских кают и адмиральско­го салона, а младших офицеров вообще разместить по двое.

Проблема перегрузки на линкорах типа "Ришелье" возникла еще на стадии проектирования из-за непра­вильной оценки некоторых весов. Во время достройки из-за различных добавлений и изменений положение ухудшилось. Не следовало упускать из виду и увели­чение осадки "Ришелье" после модернизации в США. Рассматривалось два средства исправления положения: частичное облегчение корабля или увеличение плавучести за счет увеличения ширины путем уста­новки булей. Були решили ставить по всей длине цитадели с максимальной шириной 1,1 м. Их обшивка рассчитывалась на сопротивление гидростатическому давлению и соединялась с существующим корпусом, который имел благоприятные для этого обводы - в районе миделя борта были практически вертикаль­ными.

На конструкцию булей накладывались некоторые ограничения:

- сопротивление трения не должно сильно возрасти;

-  максимальная ширина подводной части не должна препятствовать постановке в имеющиеся доки;

-  увеличение ширины по ВЛ не должно привести к избыточной остойчивости, которая при определенных состояниях моря могла стать причиной жестокой бор­товой качки.

Такие ограничения не позволили осуществить желаемое полностью, но принятые обводы дали сле­дующие результаты:

-  коэффициент тормозящего сопротивления при пол­ном водоизмещении не увеличился для скоростей, близких к максимальной;

-  осадка слегка уменьшилась, нижняя бронепалуба поднялась над ватерлинией;

- ширина по ВЛ возросла на 2,7 м, увеличив тем са­мым ширину ПТЗ;

-  метацентрическая высота в полном грузу увеличи­лась на 0,19 м, но период качки уменьшился не силь­но

Були улучшали подводную защиту корпуса, еще дальше относя точку контактного взрыва от ПТП. Но­вые характеристики корабля стали следующими:

 

Нормальное водоизмещение              42130 т (42806 т)

Полное водоизмещение                      48177 т (48950 т)

Длина/ширина по ватерлинии (ВЛ)               242/35,54 м

Длина максимальная                                       247,855 м

Осадка при легкой нагрузке                                    9,20 м

Вооружение                       8 380/45 (2x4). 9 152/55 (3x3), 24 100-мм (12x2), 28 57-мм (14x2)

Скорость (норм./форс.)                            31,84 / 32,13 уз.

Мощность на валах                162853/ 176028 метр.л.с.

Дальность                                             8000 миль (14 уз.)

Защита                                                 как на "Ришелье"

Подводная защита                 ширина 8,27 м на глубине половины осадки; проектная сопротивляемость взрыву 500-кг заряда в любом месте цитадели

 

26 ноября 1947 года "Жан Бар" вывели из дока и приступили к достройке на плаву. После модерниза­ции между "Жаном Баром" и "Ришелье" появились заметные различия во внешнем виде - форма и раз­меры носовой надстройки, зенитные батареи. Из-за отсутствия новых 100-мм и 57-мм установок "Жан Бар" временно получил 8 одиночных "бофорсов" и 20 оди­ночных "эрликонов".

С 20 марта по 9 октября 1948 года в доке №9 на "Жане Баре" установили були. Предварительные мор­ские испытания он прошел 4 и 5 декабря 1948 года, а 16 января следующего - закончил приемные. На 6-часовом пробеге полным ходом линкор развил ско­рость 31,84 узла при мощности 162853 л.с., а на 2-часовом с форсировкой - 32,13 узла, имея водоизме­щение 46700 т. Дальность плавания на 16 узлах со­ставила 8832 мили, на 20 узлах - 7671 милю и 3181 милю на 30 узлах. Результаты этих, а также артиллерийских испытаний, проведенных, несмотря на фи­нансовые трудности, в первой половине 1949 года, показали удачность модернизации. Правда, скорость стрельбы оказалась не такой высокой, как ожидалось перед войной (цикл стрельбы 380-мм орудий составил 45 секунд, 152-мм - 8 секунд по надводным и 7 секунд по воздушным целям), но зато точность, благодаря наличию новых радаров, возросла многократно. Над боевой рубкой в ноябре 1948 года установили радар типа D.R.B.V.10 поиска надводных целей, а также навигационный типа D.R.B.V.30; в июне следующего корабль получил радар воздушного поиска типа D.R.B.V.20; затем - радар управления стрельбой ГК типа А.В.М.; наконец, в начале 1950 года добавили зенитный радар для 152-мм орудий типа А.С.А.Е. В дополнение к радарам орудия ГК обслуживались тре­мя 14-метровыми стереодальномерами (на верху надстройки и в башнях), а 152-мм пушки - пятью двойными 8-метровыми стереодальномерами (в ба­шенках на верху "мачто-трубы" и за ней, а также в каждой 152-мм башне). Стрельбой 40-мм автоматов управляли два 4-метровых стереодальномера в ба­шенках на крыльях 2-го уровня носовой надстройки, которые также служили для навигационных целей. Боезапас состоял из 368 бронебойных (образца 1943 года) и 368 фугасных (1945 года) 380-мм снарядов, 750 бронебойных (1937 года) и 2250 фугасных (1947 года, позднее 1954 года) 152-миллиметровых.

В апреле 1950 года "Жан Бар" вошел в строй и приступил с учениям с другими кораблями француз­ского флота, входя в состав эскадры вице-адмирала Ламбера в качестве флагмана. В мае экипаж линкора насчитывал 911 человек, но 1 августа 1950 года его уменьшили до 700. 20 мая "Жан Бар" вышел из Бреста и спустя 5 суток прибыл в Бизерту. За время пребывания на Средиземном море он посетил ряд портов, включая Мерс-эль-Кебир, Алжир, 15 июня был в Касабланке, вернувшись в Брест 26 июня. Из-за задержек в производстве и финансовых трудностей зенитную 100-мм батарею установили только зимой 1951-52 годов, а 57-мм установки - в 1953-м.

В мае 1955 года президент Рене Коти на борту "Жана Бара" прибыл с государственным визитом в Данию, а после возвращения в Брест линкор посетил Осло. В память о высадке французского генерала Жана Рошамбо во время войны за независимость США 8-11 июля корабль посетил Ньюпорт, а затем Нью-Йорк. Вернувшись во Францию, "Жан Бар" стал флагманом Средиземноморского флота.

26 октября 1956 года линкор вышел в Алжир для участия в Суэцкой операции. Его главной задачей была артиллерийская поддержка десанта. Затем он вернулся в Алжир, а 4 ноября посетил рейд Лимассола на о.Кипр, уйдя через 5 дней в Тулон.

До 1961 года "Жан Бар" находился в составе Сре­диземноморского флота, а затем стал тендером при артиллерийской школе в Тулоне. Еще в 1969 году он принимал её курсантов. Большую часть зениток сня­ли, но главный калибр оставался на месте. В таком виде корабль даже мелькал в кадрах некоторых фильмов. Существовало предложение превратить его в плавучий военно-морской музей, однако средств на это собрать не удалось. 15 января 1970 года послед­ний французский линкор был предложен к продаже, а 24 июня выведен из Тулона для разборки в Ла Сейме.