Вашингтонская конференция 1921 - 1922 годы.
В 1921 году крупнейшие морские державы - Великобритания, Соединенные Штаты и Япония - уже определились в тактико-технических характеристиках будущих линейных кораблей и линейных крейсеров, и ухе имели достаточно полно разработанные проекты, и даже уже заложенные по некоторым из них корабли на стапелях.
СРАВНЕНИЕ ПРОЕКТОВ ДРЕДНОУТОВ КРУПНЕЙШИХ МОРСКИХ ДЕРЖАВ.
|
Великобритания |
Соединенные Штаты |
Япония |
|||
"G-3" |
"N-3" |
"Lexington" "S.Dakota" |
"Amagi" |
"Kii" |
"Nr.13" |
|
Водоизмещение Скорость Главный калибр Поясная броня Броня палуб |
48.400 31-32 9 406 356 203 |
48.500 23 9 457 381 203 |
43.500 43.200 33,25 23 8 406 12 406 190,5 343 50,8 88,9 |
40.000 30 10 406 254 152 |
41.400 29,75 10 406 292 152 |
47.500 30 8 457 343 127 |
Самые первые проекты подобных кораблей были созданы в США, поэтому их характеристики сказались сравнительно хуже, чем у кораблей других держав. О японских проектах Европа знала сравнительно мало, и когда, наконец, стали известны некоторые подробности они подействовали как шок.
Не лишним будет провести краткую сравнительную характеристику этих проектов.
Корабли типа "South Dakota" отличались неплохим вооружением и достаточно мощным вертикальным бронированием, однако на фоне этих достоинств слабая защита палуб и низкая скорость явно снижали их боевую ценность - особенно если сравнить с японскими проектами.
Крейсера типа "Lexington", хотя и имели достаточно высокую скорость, не могли более ничем превзойти японские корабли, поэтому в некоторой степени справедливы были высказывания, что эта скорость нужна "Lexington'ам" только для того, чтобы как можно дальше удирать от японских кораблей. Для европейских держав и Японии весьма слабая защита линейных крейсеров типа "Lexington" оказалась некоторого рода сюрпризом, хотя и превосходила защиту ранних британских крейсеров и, справедливости ради, можно сказать, что первоначальный проект "Hood" также не имел лучшей защиты. Но при этом следует отметить первенство американцев в применении принципа защиты кораблей "Все или Ничего", позднее принятый всеми морскими державами.
Британский проект "N-3" имел несколько лучшую защиту, чем американский "South Dakota", но, применительно к ним, можно вполне сказать, что оба они были близки по техническим данным; при одинаковой скорости более тяжелый калибр британских орудий компенсировался большим количеством американских кораблей. Но за исключением скорости британский проект более ни в чем не уступал японским.
Сравнение британского "G-3" с японскими проектами также говорит о превосходстве более позднего по времени "G-3", особенно в отношении скорости и защиты. Однако, как и в предыдущем случае, 4 предполагавшихся британских крейсера выглядели бы несколько тускло на фоне 12 планировавшихся японских крейсеров. Само собой разумеется, что "Lexington", уступал по всем данным британскому "G-3".
Таково было положение дел в начале 1921 года, и из всего сказанного явно проступало, что качественное превосходство кораблей было на стороне Японии. При этом США были поставлены перед фактом, что их корабли устареют еще до того, как будут окончательно готовы. К тому же следует добавить , что Великобритания к этому времени не имела достаточное количество кораблей, чтобы сохранить за собой "владение морями" ("One Power Standard"). На Востоке появилось мощная морская держава, которая сильно угрожала интересам Англии и США в этом регионе, и выходом из создавшегося положения для обеих держав было только форсирование новой кораблестроительной программы, причем для США необходимо было заново начинать строительство еще более крупных и мощных боевых кораблей. Разумеется, что в ответ на это Япония расширила бы свою программу. В итоге такой политики продолжавшаяся гонка морских вооружений неизбежно привела бы к войне на дальневосточном театре. Для США это было чревато тем, что в предполагаемом конфликте победа зависела бы от позиции Великобритании, а американские политики не были уверены, что английские корабли не присоединятся к японскому флоту, поскольку еще существовал англо-японский альянс. К тому же существовали в собственные внутренние проблемы. В США выделилась сильная оппозиция, недовольная большими размерами принятой военно-морской программы и требовавшая ее резкого сокращения. В таких условиях американские адмиралы и не мечтали о расширении программы -сохранить бы существующую. Выход виделся только в одном направлении - всемирная конференция об ограничении морских вооружений .
В июле 1921 года США, в то время крупнейшая морская держава, предложила созвать конференцию с тем, чтобы осудить создавшееся положение на Тихом океане и Дальнем Востоке, а также возможности ограничения гонки вооружений. Предложение сразу же было поддержано Лондоном, так как англичане, только что перенесшие трудную войну, были заинтересованы в уменьшении громадных финансовых затрат на строительство флота. Вслед за Англией согласились прислать свои делегации Япония, Франция и Италия.
Конференция была открыта в Вашингтоне 12 ноября 1921 года. Великобританию на ней представляли бывший премьер-министр Артур Бальфур (Arthur James Balfour), Первый Лорд Адмиралтейства Форхэм (Arthur Hamilton Lee of Fareham) и британский посол в Вашингтоне Окленд Геддес (Sir Auckland Campbell Geddes). Co стороны Великобритании были также представители Австралии, Канады и Новой Зеландии. Советниками по морским вооружениям были адмирал Битти (Sir David Beatty), помощник начальника генерального штаба ВМС контр-адмирал Четфилд (Assistent Chief of Naval Staff Rear-Admiral Sir Alfred Ernie Montacute Chatfield) и капитаны 1-го ранга Бэрри Домвиль (Sir Barry Edward Domville) и Чарльз Литтл (Sir Charles James Colebrooke Little). Вскоре после начала конференции адмирал Битти вернулся в Адмиралтейство, а его место занял Четфилд. Председателем на конференции был госсекретарь (министр иностранных дел) США Чарльз Хьюджес (Charles E.Hughes). Он и открыл конференцию с предложением от имени своей страны об ограничении морских вооружений.
США были готовы отказаться от достройки и пустить на слом 15 из 16 кораблей программы 1916 года ("Maryland" к этому времени был почти готов) если Великобритания и Япония не откажутся сделать то же самое со своими военными программами.
Следующим шагом должно было стать исключение из состава флота многих старых ко раблей, с условием, что в ближайшие 10 лет никакой из оставшихся дредноутов не может быть заменен, а новые корабли не должны превышать по водоизмещению 35.000 тонн стандартного водоизмещения, общий тоннаж оставшихся дредноутов должен был быть распределен в определенном соотношении.
Учитывая вышесказанные касательно дредноутов Хьюджес предложил следующие мероприятия:
- США: пуск на слом 15 строящихся кораблей и 15 старых до-дредноутов. В строю остаются 18 кораблей;
- Британия: отказ от строительства запланированных кораблей и разборка 19 старых. В строю остаются 22 корабля;
- Япония: отказ от строительства (заложенных и запланированных) 15 кораблей и разборка 10 до-дредноутов. В строю остаются 10 кораблей;
- Большее количество кораблей, остающихся у Великобритании, объяснялось их большим сроком службы по сравнению с кораблями США и Японии;
- В дальнейшем соотношение линейных морских сил этих наций должно было относиться как 5:5:3.
Эти предложения, касающиеся трех наиболее крупных морских держав, оказали несколько большее действие, чем предполагали американцы. Тем не менее Британия в принципе одобрила эти предложения, хотя оспорила некоторые пункты, в частности (и особенно) - касающееся десятилетнего перерыва в строительстве новых дредноутов. Это означало необходимость государственных дотаций для британской военной промышленности во избежание ее развала из-за отсутствия заказов. Принимая во внимание большой возраст своих кораблей Бальфур предложил вместо десятилетней строительной паузы постепенную замену кораблей.
Предложения Хьюджеса также не полностью удовлетворяли интересы Японии, желавшей увеличить свою долю в предложенном соотношении. Кроме того, японская делегация под руководством морского министра Томособуро Като (Navy Minister Vice-Admiral Kato Tomosaburo), высказалась за окончание постройки линкора "Mutsu", собрата уже находившегося в строю "Nagato".
В последовавших дебатах был достигнут компромисс. Япония получила право достроить "Mutsu", США - "Colorado" и "West Virginia", а Британия - построить два новых корабля водоизмещением не более 35.000 тонн и с орудиями калибра не более 406 мм. В качестве компенсации этого Япония обязалась разобрать дополнительно на один старый корабль больше, США - на два, а Великобритания - на четыре, как только будут готовы оба новых.
35.000-тонный предел был принят вопреки желанию Адмиралтейства, которое хотело завершить постройку линейных крейсеров проекта "G-3". Для корабля с 406-мм.орудиями водоизмещение 35.000 тонн считалось недостаточным - минимальное реальное водоизмещение считалось Адмиралтейством 43.000 тонн.
Конференция окончилась 6 февраля 1922 года. В итоге полуторамесячной работы были выработаны следующие основные положения:
- Англо-японский альянс должен быть расторгнут;
- Никаких новостроек в ближайшие 10 лет, за исключением двух линкоров в Англии;
- Соотношение сил флотов между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией должно составлять 5 : 5 : 3 : 1,75 : 1,75;
По истечении 10-летней паузы никакой линкор не может быть заменен новостройкой, если он моложе 20 лет;
- Максимальное водоизмещение должно составлять :
35.000 тонн для дредноута,
33.000 тонн для авианосца,
10.000 тонн для крейсера;
Водоизмещение это исчисляется для корабля с полным боевым снаряжением, нормальным боевым запасом, но без нефти и запаса котельной воды;
- Максимальный калибр орудий должен составлять для дредноута 406 мм, для крейсера 203 мм.;
- Государства, подписавшие соглашение, имели право увеличить водоизмещение имеющихся кораблей на 3000 тонн в ходе развития воздушной и подводной угрозы. Усиление наступательной мощи кораблей запрещалось;
- В определенных районах Тихого океана запрещалось (за исключением Сингапура) расширение имеющихся укреплений и морских баз.
Условия договора по ограничению вооружений были вскоре выполнены участвующими нациями, в том числе и в Великобритании.
Строительство линейных крейсеров проекта "G-3" было остановлено 18 ноября 1920 года, а заказы были аннулированы 13 февраля 1921 года. Согласно условиям договора англичане могли перестроить два корабля этого проекта в авианосцы, однако корабли были сочтены Адмиралтейством непригодными для этого. В то же время работы над проектом будущих линкоров "Nelson" и "Rodney" сильно продвинулись вперед.
Четыре старых британских дредноута были проданы на слом еще в 1920 и 1921 годах, следующие двенадцать - последовали в 1922 году. За ними, в 1924 году - линейный крейсер "Lion", а в 1926-ом - "Princess Royal". Линкор "Monarch" был использован как цель для артиллерийских и авиационных опытов. В январе 1925 года он был потоплен снарядами "Revenge". Похожая судьба постигла и австралийский линейный крейсер "Australia". В 1924 году он был отбуксирован в море и потоплен напротив Сиднея.
Таким образом, флот Великобритании уменьшился на 20 дредноутов, а еще два "Courageous" и "Glorious" были перестроены в авианосцы. В строю остались следующие корабли:
5 - типа "Royal Sovereign";
5 - типа "Queen Elisabeth";
4 - типа "Iron Duke";
3 - типа "King George V";
1 - "Hood";
2 - типа "Repulse";
1 - "Tiger";
1 - "Thunderer" - в качестве учебного корабля кадет.
После вступления в строй двух новых кораблей, "Thunderer" и три корабля типа "King George V" предусматривалось пустить на слом согласно договора. Так и произошло - в ноябре и декабре 1926 года они были проданы, за исключением "Centurion", который стал радиоуправляемой целью.
США остановили все новостройки 8 февраля 1922 года, кроме уже готового "Maryland" и его двух собратьев "Colorado" и "West Virginia", которые были готовы в августе и декабре 1923 года. Четвертый корабль этого типа при готовности 75 % был потоплен как цель в 1924 году.
Шесть кораблей типа "South Dakota" и четыре типа "Lexington" были в 1923-1924 годах разобраны на стапелях, a "Lexington" и "Saratoga" переделаны в авианосцы.
Девятнадцать до-дредноутов и четыре дредноута в 1923-24 годах были исключены из списков флота и разобраны или использованы для вспомогательных целей.
В строю флота США остались только восемнадцать дредноутов.
Заказы на все японские строящиеся или планирующиеся корабли в 1922 году были аннулированы, за исключением "Mutsu", который был достроен в октябре 1921 года, а также "Akagi" и "Кага", достроенных как авианосцы.
Все до-дредноуты в 1922-23 годах были исключены из списков флота, а самый старый дредноут "Settsu" в 1924 году перестроен в корабль-цель.
В строю остались только десять дредноутов .