Линейные корабли "Nelson" и "Rodney" (1922-1930 годы)
"Nelson" и "Rodney" в различных отношениях были единственными в своем роде, как в английском флоте, так и в мире. Они были единственными британскими линкорами с вооружением из 406-мм.орудий и вплоть до появления кораблей типа "King George V" единственными новыми кораблями, при постройке которых был учтен опыт Первой мировой войны. Их необыкновенный внешний вид с сосредоточенным главным калибром в носовой части и надстройками в корме был беспримерным, а для многих - и уродливым. Эти корабли не были прямыми наследниками "Hood" в отношении его изящных и нежных конструктивных очертаний, при этом производя ясное впечатление боевой мощи.
Проект этих кораблей создавался на базе проекта "G-3" (о нем и о других проектах говорилось в предыдущей книге) и был, в сущности, его 23-узловой версией.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТОВ ЛИНЕЙНЫХ КРЕЙСЕРОВ "F-2" И "F-3" (ноябрь 1928 года).
"F-2" "F-3"
Водоизмещение стандартное |
35.000 ts |
35.000 ts |
Длина между перпендикулярами |
219,60 м. |
213,50 м. |
Длина наибольшая |
231,80 м. |
225,70 м. |
Ширина максимальная |
32,33 м. |
32,33 м. |
Осадка |
8,69 м. |
8,69 м. |
Корпус корабля |
13.500 ts |
13.500 ts |
Броневая защита |
10.210 ts |
9.970 ts |
Вооружение |
4.600 ts |
5.400 ts |
Машинная установка |
4.660 ts |
4.100 ts |
Запас топлива |
1.000 ts |
1.000 ts |
Снабжение |
850 ts |
850 ts |
Адмиралтейский резерв |
180 ts |
180 ts |
ВСЕГО |
35.000 ts |
35.00 ts |
Вооружение главное |
6 381/50 |
9 381/50 |
Противоминный калибр |
12 152/50 |
8 152/50 |
Зенитное вооружение |
4 "Pom-Pom" |
4 "Pom-Pom" |
Мощность механизмов |
Hi. 000 SHP |
96.000 SHP |
Скорость при стандартном |
|
|
водоизмещении |
29,5 уз. |
28,5 уз. |
Скорость при проектном |
|
|
водоизмещении |
30,0 уз. |
29,0 уз. |
Запас топлива наибольший |
4000 ts |
4000 ts |
Главный пояс (наклон брони |
|
|
72 град. от горизонтали) |
|
|
в районе боепогребов |
330 мм. |
305 мм. |
в районе МКО |
305 мм. |
305 мм. |
Броневые траверзы |
280-254-203 мм. |
254-229-127 мм |
Барбеты |
330 мм. |
305 мм. |
Башни ГК: лобовая плита |
406 мм. |
406 мм. |
боковые плиты |
305 мм. |
305 мм. |
задняя плита |
228,6 мм. |
228,6 мм. |
крыша |
177,8 мм. |
177,8 мм. |
Боевая рубка: боковые плиты |
305 мм. |
228,6 мм. |
плиты крыши |
152 мм. |
152 мм. |
шахта рубки |
152 мм. |
152 мм. |
Палуба бака |
25,4 мм. |
25,4 мм. |
Верхняя палуба: над погребами |
177,8 мм. |
177,8 мм. |
над МКО |
82,5 мм. |
82,5 мм. |
Когда стало окончательно известно, что будет принято предложенное в Вашингтоне ограничение водоизмещения в 35.000 тонн, начальнику управления кораблестроения (Director of Naval Construction) было предъявлено требование предоставить проект линейного крейсера, соответствующий этим условиям. Были подготовлены два проекта -"F-2" и "F-3". Один из проектов - с двухорудийными башнями, и в альтернативу ему - другой, с трехорудийными башнями. Эскизы и спецификации 30 ноября были предъявлены адмиралтейству.
В обоих проектах все три башни с 381-мм. орудиями находились перед мостиком. В результате такого размещения боевые погреба сосредотачивались в середине корабля, и поэтому сокращалась длина броневого пояса, требуемая для прикрытия погребов и механизмов корабля.
Проект "F-2" предусматривал среднюю артиллерию из четырех двухорудийных и четырех одноорудийных башен, в проекте "F-3" одноорудийные башни отсутствовали, что явилось следствием жестких требований к экономии веса. В качестве зенитного вооружения ближнего действия для обоих проектов предусматривались автоматические установки "Pom-Pom", но зенитных орудий дальнего действия (английский флот уже имел на вооружение хорошие 120-мм.орудия) не было.
В отношении броневой защиты можно отметить только то, что общий вес бронирования в сравнении с проектом "G-3" был сокращен, особенно это касается проекта "F-3". Для определения оптимального варианта защиты были проведены натурные испытания. 29 ноября провели стрельбы по броневым плитам, в результате чего выяснилось, что требуется усиление палубной защиты, при этом отмечалось, что даже палубная защита "G-3" недостаточна против современных снарядов.
Проект "F-3" отличался также еще и более низкой скоростью, причем основной причиной этого было именно применение трехорудийных башен. Начальник управления кораблестроения ссылался на то, что если флот будет по прежнему настаивать на 30-узловой скорости механическому отделу придется согласиться на работу котлов в форсированном режиме, а также на установку на линкорах механизмов облегченной конструкции (подобных установленным на крейсерах типа "Courageous" и легких крейсерах типа "Е").
В целом указанные проекты имели много недостатков, просуществовали они недолго и вскоре были отклонены. Произошло это когда стало известно, что условиями Вашингтонского Соглашения Англии разрешена постройка двух линейных кораблей с 406-мм.вооружением. Поскольку противниками новых кораблей в ближайшие годы могли быть только линкоры с 406-мм.орудиями и достаточно умеренной скоростью - японские типа "Nagato" и американские типа "Maryland" - адмиралтейство решило ограничиться на новых кораблях скоростью 23 узла и за счет этого усилить бронирование кораблей. Было очевидно, что в ограниченном водоизмещении будет невозможно совместить высокую скорость, хорошую защиту и мощное вооружение. Новые корабли предполагалось вооружить 406-мм.орудиями, предназначенными ранее для двух первых кораблей проекта "G-3".
17 декабря 1921 года начальник управления кораблестроения (Director of Naval Construction) направил конструктору, корабельному инженеру Этвуду (Attwood) следующие общие требования, на которых должны были основываться новые проекты.
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ:
35.000 ts (в соответствии с Вашингтонским соглашением);
ВООРУЖЕНИЕ:
Главная артиллерия - девять 406-мм. Противоминный и зенитный калибр еще не определены, однако считалось достаточным двенадцать 152-мм.орудий и четыре 120-мм,орудий;
БРОНИРОВАНИЕ:
Пояс у боевых погребов 356 мм. Пояс у силовой установки 330 мм. Барбеты и боевая рубка 381 мм. Кожухи дымовых труб 254 мм. Палуба над погребами 203 мм. Палуба над механизмами 102-127 мм.
ПОДВОДНАЯ ЗАЩИТА:
Достаточно сильная, чтобы противостоять 340-кг.зарядам торпед;
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА:
Мощность механизмов 46.000 SHP; Ведущий инженер (Chefingenieur) возражал против снижения числа котлов менее восьми;
ЭЛЕКТРО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА:
Разрешалось уменьшить число генераторов до шести, если будет очень трудно определить место для восьми генераторов;
ОСОБЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ:
В стремлении удержаться в пределах 35.000-тонного водоизмещения следует все ограничить до минимума.
На основании этих требований и пожеланий были подготовлены два предварительных проекта. Первый из них соответствовал всем указанным требованиям, однако его водоизмещение равнялось 35.500 тонн. Во втором предусматривалось только шесть котлов, и, кроме того, размещение мостика и оборудование постов управления стрельбой полностью совпадали с рекомендациями "Комиссии по оборудованию управления стрельбой" (в противоположность таковому на проекте "G-3"). Благодаря этому удалось сократить длину цитадели и "вписаться" в лимит водоизмещения.
19 декабря черновые эскизы проекта были рассмотрены Начальником управления кораблестроения (Director of Naval Construction ). Одновременно ему были представлены на утверждение некоторые предложения, основная цель которых заключалась в сохранении общих требований первых проектов при одновременном уменьшении водоизмещения. В числе этих предложений были:
1) Уменьшение калибра главной артиллерии до 381 мм. при длине 50 калибров;
2) Уменьшение толщины палубной защиты на 25,4 мм.;
3) Компоновка мостика с использованием предложений "Комиссии по приборам управления оружием";
4) Уменьшение веса корпуса корабля за счет применения материалов повышенной прочности и легких сплавов;
Первое предложение было отклонено начальником управления кораблестроения, так как со стороны Первого морского лорда было неукоснительное требование калибра главной артиллерии не менее 406 мм.
В отношении второго предложения начальник управления кораблестроения согласился на уменьшение брони только на 12,7 мм.
В отношений компоновки мостика он предложил придерживаться проекта "G-3", однако соглашался на незначительные изменения.
В отношении уменьшения веса корпуса посредством использования новых материалов существовало общее мнение, что здесь необходимо тщательное исследование. Позже, в окончательном проекте, это привело к использованию D-стали, а затем, на новых более поздних кораблях обусловило значительную экономию веса.
21 декабря начальник управления кораблестроения проверил проект и предложил несколько опустить верхнюю палубу и, если возможно, между ней и главной палубой вставить две палубы с намерением увеличить свободную площадь и увеличить продольную жесткость. Кроме того, он предложил устроить в оконечностях (вне цитадели) специальные отсеки, заполненные водой, которые при необходимости можно было продуть с помощью специального устройства. Таким образом корабль мог получить дополнительную плавучесть в оконечностях.
Другим решением начальника управления кораблестроения было уменьшение высоты броневого пояса (на следующий день он подробно объяснил свое решение тем, что считает достаточным если броневой пояс будет простираться от 1,53 м. выше боевой ватерлинии до 0,69 м. ниже проектной ватерлинии). В тот же день он также решил, что при разработке обводов -корпуса конструкторы должны ориентироваться на "Hood". Позже он изменил это решение, однако оговорил, что при необходимости потребует изменения обводов в носу и корме.
Первая спецификация и проектный эскиз нового линкора были закончены в январе 1922 года. Этот проект получил обозначение "О-З". В качестве альтернативы (и сравнения) были подготовлены два других эскизных проекта "Р-3" и "Q-3" (оба с 381-мм.орудиями) .
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТОВ ЛИНЕЙНЫХ КОРАБЛЕЙ "О-3", "Р-3" И "Q-3". (январь 1922 года).
|
"О-3" |
"Р-3" и "Q-3" |
|||
Водоизмещение стандартное |
35.000 ts |
35.000 ts |
|||
Длина между перпендикулярами |
204,35 м. |
204,35 м. |
|||
Длина наибольшая |
218,69 м. |
218,69 м. |
|||
Ширина максимальная |
31,72 м. |
31,72 м. |
|||
Осадка средняя |
9,15 м. |
9,15 м. |
|||
Осадка максимальная |
10,98 м. |
10,98 м. |
|||
Корпус корабля |
13.400 ts |
13.400 ts |
|||
Броневая защита |
11.100 ts |
11.400 ts |
|||
Вооружение |
6.900 ts |
6.550 ts |
|||
Машинная установка |
2.600 ts |
2.600 ts |
|||
Запас топлива |
0 ts |
0 ts |
|||
Снабжение |
1.000 ts |
1.050 ts |
|||
Адмиралтейский резерв |
0 ts |
0 ts |
|||
ВСЕГО |
35.000 ts |
35.00 ts |
|||
Вооружение главное |
9 406/45 |
9 381/50 |
|||
Противоминный калибр |
12 152/50 |
16 152/50 |
|||
Зенитные орудия |
4 120 зен. |
4 120 зен. |
|||
Зенитные автоматы |
4 "Pom-Pom" |
4 "Pom-Pom" |
|||
Торпедное оружие |
2 622-мм.ТА |
2 622-мм.ТА |
|||
Мощность механизмов |
45.000 SHP |
45.000 SHP |
|
||
Скорость |
23 уз. |
23 уз. |
|
||
Запас топлива наибольший |
3500 ts |
3500 ts |
|
||
Дальность плавания |
5000 (16) миль |
5000 (16) миль |
|
||
Главный пояс (наклон брони |
|
|
|
||
72 град. от горизонтали) |
|
|
|
||
в районе боепогребов |
356 мм. |
356 мм. |
|
||
в районе МКО |
356 мм. |
254 мм. |
|
||
Носовой броневой траверз |
305 и 203 мм. |
305 и 203 мм. |
|
||
Кормовой броневой траверз |
254 и 102 мм. |
254 и 102 мм. |
|
||
Барбеты |
381 мм. |
381 мм. |
|
||
Башни ГК: лобовая плита |
406 мм. |
406 мм. |
|
||
боковые плиты |
305 мм. |
305 мм. |
|
||
задняя плита |
228,6 мм. |
228,6 мм. |
|
||
крыша |
190,5 мм. |
190,5 мм. |
|
||
Боевая рубка: боковые плиты |
381 мм. |
381 мм. |
|
||
плиты крыши |
177,8 мм. |
177,8 мм. |
|
||
шахта рубки |
152 мм. |
152 мм. |
|
||
Пост управления огнем ГК |
127-76,2 мм. |
127-76,2 мм. |
|
||
Пост управления огнем ПМК |
50,8-25,4 мм. |
50,8-25,4 мм. |
|
||
Пост управления зенитным огнем |
38-25,4 мм. |
38-25,4 мм. |
|
||
Главная палуба над боепогребами |
190,5 мм. |
190,5 мм. |
|
||
Главная палуба над механизмами |
139,7 мм. |
139,7 мм. |
|
||
Промежуточная палуба |
127 мм. |
127 мм. |
|
||
Защита дымовых труб (ср. толщина) |
203 мм. |
203 мм. |
|
||
Экипаж |
1500 чел. |
1600 чел. |
|
||
Все три проекта были рассмотрены Первым Лордом Адмиралтейства после его возвращения из Вашингтона. Однако, поскольку проект "0-3" еще до его возвращения был одобрен Адмиралтейством, можно предполагать, что проекты "Р-3" и "Q-3" не принимались в расчет достаточно серьезно. В течение января и февраля 1922 года проект "0-3" подвергся серьезному обсуждению. Одновременно были внесены некоторые изменения - здесь особенно постарался Третий Морской Лорд.
Новая спецификация, известная как "0-3 (mod)", была одобрена Адмиралтейством 6 февраля - в день завершения работы Вашингтонской конференции.
Технические данные нового корабля за некоторым исключением не отличались от предыдущей спецификации. Далее приведены технические данные нового проекта.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТА ЛИНЕЙНОГО КОРАБЛЯ "О-3". (февраль 1922 года).
Длина между перпендикулярами 201,30 м.
Длина наибольшая 216,55 м.
Ширина наибольшая 32,33 м.
Броня башен ГК: лоб 406 мм. бока 280 мм. тыл 228,6 мм. крыша 158,8 мм.
Боевая рубка: боковая броня 356 мм. крыша 165,1 мм.
Главная палуба над погребами 171,4 мм.
Главная палуба над механизмами 107,9 мм.
Зенитные установки 38,0 мм.
Пост управления огнем ПМК 50,8 мм.
Зенитное вооружение: шесть 120-мм.орудий
Корпус корабля 14.150 ts
Броневая защита 10.250 ts
Вооружение 6.950 ts
Машинная установка 2.600 ts
Запас топлива 0 ts
Снабжение 1.050 te
Адмиралтейский резерв 0 ts
ВСЕГО 35.000 ts
11 сентября 1922 года Адмиралтейство одобрило окончательные спецификации и эскизный проект, а 16 октября - строительные чертежи.
В целом, в ходе всех проработок с февраля 1922 года, проект претерпел лишь незначительные изменения - уменьшилась максимальная осадка до 10,68 м., запас нефти -до 4000 ts, экипаж уменьшился по штату до 1560 чел. Рядом в таблице приведены весовые нагрузки этого проекта.
Корпус корабля 14.250 ts
Броневая защита 10.250 ts
Вооружение 6.900 ts
Машинная установка 2.550 ts
Запас топлива 0 ts
Снабжение 1.050 ts
Адмиралтейский резерв 0 ts
ВСЕГО 35.000 ts
16 октября Адмиралтейство объявило о принятии предложений от верфей о строительстве новых кораблей. После рассмотрения предложений, 11 ноября Адмиралтейство приняло решение выдать заказы верфям "Canunell Lairds" (1.563.000 фун.ст.) и "Armstrong" (1.479.000 фун.ст.). Оба Корабля были заложены 28 декабря, а официальная выдача заказов состоялась 1 января 1923 года.
ПОСТРОЕЧНЫЕ ДАННЫЕ ЛИНЕЙНЫХ КОРАБЛЕЙ.
| заложены | сошли на воду | готовность | стоимость постройки
----------+------------+-----------------+-------------+--------------------------
"Nelson" | 28.12.1922 | 3.09.1925 | июнь 1927 | 7.504.055 фун.ст.
"Rodney" | 28.12.1922 | 17.12.1925 | август 1927 | 7.617.799 фун.ст.
"Nelson" "W.G.Armstrong, High Walker (Ньюкасл-он-Тайн)
"Rodney" "Cammell Laird & Co., Shipbuilding & Engineering Works" (Биркенхед)