Линейные корабли "Nelson" и "Rodney" (1922-1930 годы)

 

"Nelson" и "Rodney" в различных отно­шениях были единственными в своем роде, как в английском флоте, так и в мире. Они были единственными британскими линкорами с вооружением из 406-мм.орудий и вплоть до появления кораблей типа "King George V" единственными новыми кораблями, при пост­ройке которых был учтен опыт Первой миро­вой войны. Их необыкновенный внешний вид с сосредоточенным главным калибром в носовой части и надстройками в корме был беспримерным, а для многих - и уродливым. Эти корабли не были прямыми наследниками "Hood" в отношении его изящных и нежных конструктивных очертаний, при этом произ­водя ясное впечатление боевой мощи.

Проект этих кораблей создавался на базе проекта "G-3" (о нем и о других про­ектах говорилось в предыдущей книге) и был, в сущности, его 23-узловой версией.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТОВ ЛИНЕЙНЫХ КРЕЙСЕРОВ "F-2" И "F-3" (ноябрь 1928 года).

 

                                                               "F-2"                                  "F-3"

Водоизмещение стандартное

35.000 ts

35.000 ts

Длина между перпендикулярами

219,60 м.

213,50 м.

Длина наибольшая

231,80 м.

225,70 м.

Ширина максимальная

32,33 м.

32,33 м.

Осадка

8,69 м.

8,69 м.

Корпус корабля

13.500 ts

13.500 ts

Броневая защита

10.210 ts

9.970 ts

Вооружение

4.600 ts

5.400 ts

Машинная установка

4.660 ts

4.100 ts

Запас топлива

1.000 ts

1.000 ts

Снабжение

850 ts

850 ts

Адмиралтейский резерв

180 ts

180 ts

ВСЕГО

35.000 ts

35.00 ts

Вооружение главное

6 381/50

9 381/50

Противоминный калибр

12 152/50

8 152/50

Зенитное вооружение

4 "Pom-Pom"

4 "Pom-Pom"

Мощность механизмов

Hi. 000 SHP

96.000 SHP

Скорость при стандартном

 

 

водоизмещении

29,5 уз.

28,5 уз.

Скорость при проектном

 

 

водоизмещении

30,0 уз.

29,0 уз.

Запас топлива наибольший

4000 ts

4000 ts

Главный пояс (наклон брони

 

 

72 град. от горизонтали)

 

 

в районе боепогребов

330 мм.

305 мм.

в районе МКО

305 мм.

305 мм.

Броневые траверзы

280-254-203 мм.

254-229-127 мм

Барбеты

330 мм.

305 мм.

Башни ГК: лобовая плита

406 мм.

406 мм.

боковые плиты

305 мм.

305 мм.

задняя плита

228,6 мм.

228,6 мм.

крыша

177,8 мм.

177,8 мм.

Боевая рубка: боковые плиты

305 мм.

228,6 мм.

плиты крыши

152 мм.

152 мм.

шахта рубки

152 мм.

152 мм.

Палуба бака

25,4 мм.

25,4 мм.

Верхняя палуба: над погребами

177,8 мм.

177,8 мм.

над МКО

82,5 мм.

82,5 мм.

 

Когда стало окончательно известно, что будет принято предложенное в Вашингто­не ограничение водоизмещения в 35.000 тонн, начальнику управления кораблестроения (Di­rector of Naval Construction) было предъ­явлено требование предоставить проект ли­нейного крейсера, соответствующий этим условиям. Были подготовлены два проекта -"F-2" и "F-3". Один из проектов - с двухорудийными башнями, и в альтернативу ему - другой, с трехорудийными башнями. Эскизы и спецификации 30 ноября были предъявлены адмиралтейству.

В обоих проектах все три башни с 381-мм. орудиями находились перед мостиком. В результате такого размещения боевые погре­ба сосредотачивались в середине корабля, и поэтому сокращалась длина броневого пояса, требуемая для прикрытия погребов и меха­низмов корабля.

Проект "F-2" предусматривал среднюю артиллерию из четырех двухорудийных и че­тырех одноорудийных башен, в проекте "F-3" одноорудийные башни отсутствовали, что явилось следствием жестких требований к экономии веса. В качестве зенитного воору­жения ближнего действия для обоих проектов предусматривались автоматические установки "Pom-Pom", но зенитных орудий дальнего действия (английский флот уже имел на воо­ружение хорошие 120-мм.орудия) не было.

В отношении броневой защиты можно от­метить только то, что общий вес бронирова­ния в сравнении с проектом "G-3" был сок­ращен, особенно это касается проекта "F-3". Для определения оптимального варианта за­щиты были проведены натурные испытания. 29 ноября провели стрельбы по броневым плитам, в результате чего выяснилось, что тре­буется усиление палубной защиты, при этом отмечалось, что даже палубная защита "G-3" недостаточна против современных снарядов.

Проект "F-3" отличался также еще и более низкой скоростью, причем основной причиной этого было именно применение трехорудийных башен. Начальник управления ко­раблестроения ссылался на то, что если флот будет по прежнему настаивать на 30-узловой скорости механическому отделу при­дется согласиться на работу котлов в фор­сированном режиме, а также на установку на линкорах механизмов облегченной конструк­ции (подобных установленным на крейсерах типа "Courageous" и легких крейсерах типа "Е").

В целом указанные проекты имели много недостатков, просуществовали они недолго и вскоре были отклонены. Произошло это когда стало известно, что условиями Вашинг­тонского Соглашения Англии разрешена пост­ройка двух линейных кораблей с 406-мм.воо­ружением. Поскольку противниками новых ко­раблей в ближайшие годы могли быть только линкоры с 406-мм.орудиями и достаточно умеренной скоростью - японские типа "Nagato" и американские типа "Maryland" - адми­ралтейство решило ограничиться на новых кораблях скоростью 23 узла и за счет этого усилить бронирование кораблей. Было оче­видно, что в ограниченном водоизмещении будет невозможно совместить высокую ско­рость, хорошую защиту и мощное вооружение. Новые корабли предполагалось вооружить 406-мм.орудиями, предназначенными ранее для двух первых кораблей проекта "G-3".

17 декабря 1921 года начальник управ­ления кораблестроения (Director of Naval Construction) направил конструктору, кора­бельному инженеру Этвуду (Attwood) следую­щие общие требования, на которых должны были основываться новые проекты.

 

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ:

35.000 ts (в соответствии с Вашингтонским соглашением);

ВООРУЖЕНИЕ:

Главная артиллерия - девять 406-мм. Противоминный и зенитный калибр еще не определены, однако считалось доста­точным двенадцать 152-мм.орудий и че­тыре 120-мм,орудий;

БРОНИРОВАНИЕ:

Пояс у боевых погребов 356 мм. Пояс у силовой установки 330 мм. Барбеты и боевая рубка 381 мм. Кожухи дымовых труб 254 мм. Палуба над погребами 203 мм. Палуба над механизмами 102-127 мм.

ПОДВОДНАЯ ЗАЩИТА:

Достаточно сильная, чтобы противостоять 340-кг.зарядам торпед;

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА:

Мощность механизмов 46.000 SHP; Ведущий инженер (Chefingenieur) возра­жал против снижения числа котлов ме­нее восьми;

ЭЛЕКТРО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА:

Разрешалось уменьшить число генераторов до шести, если будет очень трудно оп­ределить место для восьми генераторов;

ОСОБЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ:

В стремлении удержаться в пределах 35.000-тонного водоизмещения следует все ограничить до минимума.

 

На основании этих требований и поже­ланий были подготовлены два предваритель­ных проекта. Первый из них соответствовал всем указанным требованиям, однако его во­доизмещение равнялось 35.500 тонн. Во вто­ром предусматривалось только шесть котлов, и, кроме того, размещение мостика и обору­дование постов управления стрельбой пол­ностью совпадали с рекомендациями "Ко­миссии по оборудованию управления стрель­бой" (в противоположность таковому на про­екте "G-3"). Благодаря этому удалось сок­ратить длину цитадели и "вписаться" в ли­мит водоизмещения.

19 декабря черновые эскизы проекта были рассмотрены Начальником управления кораблестроения (Director of Naval Const­ruction ). Одновременно ему были представ­лены на утверждение некоторые предложения, основная цель которых заключалась в сохра­нении общих требований первых проектов при одновременном уменьшении водоизмещения. В числе этих предложений были:

1) Уменьшение калибра главной артиллерии до 381 мм. при длине 50 калибров;

2) Уменьшение толщины палубной защиты на 25,4 мм.;

3) Компоновка мостика с использованием предложений "Комиссии по приборам управле­ния оружием";

4) Уменьшение веса корпуса корабля за счет применения материалов повышенной проч­ности и легких сплавов;

Первое предложение было отклонено на­чальником управления кораблестроения, так как со стороны Первого морского лорда было неукоснительное требование калибра главной артиллерии не менее 406 мм.

В отношении второго предложения на­чальник управления кораблестроения согла­сился на уменьшение брони только на 12,7 мм.

В отношений компоновки мостика он пред­ложил придерживаться проекта "G-3", однако соглашался на незначительные изменения.

В отношении уменьшения веса корпуса посредством использования новых материалов существовало общее мнение, что здесь необ­ходимо тщательное исследование. Позже, в окончательном проекте, это привело к ис­пользованию D-стали, а затем, на новых более поздних кораблях обусловило значитель­ную экономию веса.

21 декабря начальник управления ко­раблестроения проверил проект и предложил несколько опустить верхнюю палубу и, если возможно, между ней и главной палубой вставить две палубы с намерением увеличить свободную площадь и увеличить продольную жесткость. Кроме того, он предложил устро­ить в оконечностях (вне цитадели) специ­альные отсеки, заполненные водой, которые при необходимости можно было продуть с по­мощью специального устройства. Таким обра­зом корабль мог получить дополнительную плавучесть в оконечностях.

Другим решением начальника управления кораблестроения было уменьшение высоты броневого пояса (на следующий день он под­робно объяснил свое решение тем, что счи­тает достаточным если броневой пояс будет простираться от 1,53 м. выше боевой ватер­линии до 0,69 м. ниже проектной ватерли­нии). В тот же день он также решил, что при разработке обводов -корпуса конструкто­ры должны ориентироваться на "Hood". Позже он изменил это решение, однако оговорил, что при необходимости потребует изменения обводов в носу и корме.

Первая спецификация и проектный эскиз нового линкора были закончены в январе 1922 года. Этот проект получил обозначение "О-З". В качестве альтернативы (и сравне­ния) были подготовлены два других эскизных проекта "Р-3" и "Q-3" (оба с 381-мм.оруди­ями) .

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТОВ ЛИНЕЙНЫХ КОРАБЛЕЙ "О-3", "Р-3" И "Q-3". (январь 1922 года).

 

"О-3"

"Р-3" и "Q-3"

Водоизмещение стандартное

35.000 ts

35.000 ts

Длина между перпендикулярами

204,35 м.

204,35 м.

Длина наибольшая

218,69 м.

218,69 м.

Ширина максимальная

31,72 м.

31,72 м.

Осадка средняя

9,15 м.

9,15 м.

Осадка максимальная

10,98 м.

10,98 м.

Корпус корабля

13.400 ts

13.400 ts

Броневая защита

11.100 ts

11.400 ts

Вооружение

6.900 ts

6.550 ts

Машинная установка

2.600 ts

2.600 ts

Запас топлива

0 ts

0 ts

Снабжение

1.000 ts

1.050 ts

Адмиралтейский резерв

0 ts

0 ts

ВСЕГО

35.000 ts

35.00 ts

Вооружение главное

9 406/45

9 381/50

Противоминный калибр

12 152/50

16 152/50

Зенитные орудия

4 120 зен.

4 120 зен.

Зенитные автоматы

4 "Pom-Pom"

4 "Pom-Pom"

Торпедное оружие

2 622-мм.ТА

2 622-мм.ТА

Мощность механизмов

45.000 SHP

45.000 SHP

 

Скорость

23 уз.

23 уз.

 

Запас топлива наибольший

3500 ts

3500 ts

 

Дальность плавания

5000 (16) миль

5000 (16) миль

 

Главный пояс (наклон брони

 

 

 

72 град. от горизонтали)

 

 

 

в районе боепогребов

356 мм.

356 мм.

 

в районе МКО

356 мм.

254 мм.

 

Носовой броневой траверз

305 и 203 мм.

305 и 203 мм.

 

Кормовой броневой траверз

254 и 102 мм.

254 и 102 мм.

 

Барбеты

381 мм.

381 мм.

 

Башни ГК: лобовая плита

406 мм.

406 мм.

 

боковые плиты

305 мм.

305 мм.

 

задняя плита

228,6 мм.

228,6 мм.

 

крыша

190,5 мм.

190,5 мм.

 

Боевая рубка: боковые плиты

381 мм.

381 мм.

 

плиты крыши

177,8 мм.

177,8 мм.

 

шахта рубки

152 мм.

152 мм.

 

Пост управления огнем ГК

127-76,2 мм.

127-76,2 мм.

 

Пост управления огнем ПМК

50,8-25,4 мм.

50,8-25,4 мм.

 

Пост управления зенитным огнем

38-25,4 мм.

38-25,4 мм.

 

Главная палуба над боепогребами

190,5 мм.

190,5 мм.

 

Главная палуба над механизмами

139,7 мм.

139,7 мм.

 

Промежуточная палуба

127 мм.

127 мм.

 

Защита дымовых труб (ср. толщина)

203 мм.

203 мм.

 

Экипаж

1500 чел.

1600 чел.

 

     

 

Все три проекта были рассмотрены Пер­вым Лордом Адмиралтейства после его возв­ращения из Вашингтона. Однако, поскольку проект "0-3" еще до его возвращения был одобрен Адмиралтейством, можно предпола­гать, что проекты "Р-3" и "Q-3" не прини­мались в расчет достаточно серьезно. В те­чение января и февраля 1922 года проект "0-3" подвергся серьезному обсуждению. Од­новременно были внесены некоторые изменения - здесь особенно постарался Третий Морской Лорд.

Новая спецификация, известная как "0-3 (mod)", была одобрена Адмиралтейством 6 февраля - в день завершения работы Ва­шингтонской конференции.

Технические данные нового корабля за некоторым исключением не отличались от предыдущей спецификации. Далее приведены технические данные нового проекта.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТА ЛИНЕЙНОГО КОРАБЛЯ "О-3". (февраль 1922 года).

Длина между перпендикулярами 201,30 м.

Длина наибольшая 216,55 м.

Ширина наибольшая 32,33 м.

Броня башен ГК: лоб 406 мм. бока 280 мм. тыл 228,6 мм. крыша 158,8 мм.

Боевая рубка: боковая броня 356 мм. крыша 165,1 мм.

Главная палуба над погребами 171,4 мм.

Главная палуба над механизмами 107,9 мм.

Зенитные установки 38,0 мм.

Пост управления огнем ПМК 50,8 мм.

Зенитное вооружение: шесть 120-мм.орудий

Корпус корабля 14.150 ts

Броневая защита 10.250 ts

Вооружение 6.950 ts

Машинная установка 2.600 ts

Запас топлива 0 ts

Снабжение 1.050 te

Адмиралтейский резерв 0 ts

ВСЕГО 35.000 ts

 

11 сентября 1922 года Адмиралтейство одобрило окончательные спецификации и эс­кизный проект, а 16 октября - строительные чертежи.

В целом, в ходе всех проработок с фев­раля 1922 года, проект претерпел лишь нез­начительные изменения - уменьшилась макси­мальная осадка до 10,68 м., запас нефти -до 4000 ts, экипаж уменьшился по штату до 1560 чел. Рядом в таблице приведены весо­вые нагрузки этого проекта.

Корпус корабля 14.250 ts

Броневая защита 10.250 ts

Вооружение 6.900 ts

Машинная установка 2.550 ts

Запас топлива 0 ts

Снабжение 1.050 ts

Адмиралтейский резерв 0 ts

ВСЕГО 35.000 ts

 

16 октября Адмиралтейство объявило о принятии предложений от верфей о строи­тельстве новых кораблей. После рассмотре­ния предложений, 11 ноября Адмиралтейство приняло решение выдать заказы верфям "Canunell Lairds" (1.563.000 фун.ст.) и "Armstrong" (1.479.000 фун.ст.). Оба Ко­рабля были заложены 28 декабря, а офици­альная выдача заказов состоялась 1 января 1923 года.

 

ПОСТРОЕЧНЫЕ ДАННЫЕ ЛИНЕЙНЫХ КОРАБЛЕЙ.

                | заложены  | сошли на воду | готовность | стоимость постройки

----------+------------+-----------------+-------------+--------------------------

"Nelson"  | 28.12.1922 |       3.09.1925    | июнь 1927  | 7.504.055 фун.ст.

"Rodney" | 28.12.1922 |       17.12.1925  | август 1927 | 7.617.799 фун.ст.

 

"Nelson" "W.G.Armstrong, High Walker (Ньюкасл-он-Тайн)

"Rodney" "Cammell Laird & Co., Shipbuilding & Engineering Works" (Биркенхед)