Прочие данные

 

Остойчивость линейных кораблей

 

В результате применения на кораблях системы броневой защиты типа "все или ни­чего" остойчивость оказалась гораздо выше, чем на любом из предыдущих английских лин­коров. "Nelson" и "Rodney" отличались са­мой большой по величине метацентрической высотой, которая когда-либо была придана британскому линкору-дредноуту, что обеспе­чивало новым линкорам относительно стреми­тельную боковую качку. Однако это оказывало вредное влияние на некоторые системы, особенно это касалось систем управления артиллерийской стрельбой. Пришлось разра­ботать новые устройства для стабилизации артиллерийских визиров и применить некото­рые иные усовершенствования в приборах уп­равления огнем.

Значительно больше оказался и запас плавучести кораблей - главным образом за счет удлинения палубы бака в корму.

 

ДАННЫЕ ОБ ОСТОЙЧИВОСТИ КОРАБЛЕЙ ПРОЕКТА "О-3"

1. Водоизмещение с облегченной нагрузкой: полный запас топлива, личный состав с багажом, продовольствие, запас питьевой и котельной воды, запасная котельная вода, а. также половина машинных и других запасов.

Водоизмещение ................. 34.521 ts

Осадка носом.................... 7,98 м.

Осадка кормой ................... 9,58 м.

Дифферент на корму .............. 1,60 м.

Метацентрическая высота ......... 2,13 м.

Наибольший восстанавливающий момент при крене ......... 37,5 град.

Предел остойчивости при крене .. 65 град.

2. Состояние с полной осадкой: корабль в состоянии стандартного водоизмещения, но с полными запасами топлива и котельной воды.

Водоизмещение ................. 39.245 ts

Осадка носом.................... 9,25 м.

Осадка кормой .................. 10,34 м.

Дифферент на корму .............. 1,09м.

Метацентрическая высота ......... 2,87м.

Наибольший восстанавливающий момент при крене ......... 38,5 град.

Предел остойчивости при крене .74,5 град.

3. Состояние с наибольшей осадкой: запол­нены камеры взрыва подводной защиты на высоту 10,668 м. от киля.

Водоизмещение ................. 42.744 ts

Осадка носом .................... 9,96 м.

Осадка кормой .................. 11,08 м.

Дифферент на корму .............. 1,12 м.

Метацентрическая высота ......... 3,11 м.

Наибольший восстанавливающий момент при крене ........... 38 град.

Предел остойчивости при крене .77,5 град.

 

После вступления линкоров в строй фло­та были проведены вычисления остойчивости корабля для поврежденного состояния. При этом рассматривались две ситуации:

- Боевое состояние и наибольшее углуб­ление: корабль полностью снаряжен, камеры взрыва подводной защиты заполнены.

- Боевое состояние, но в облегченном виде (это состояние корабль может иметь в конце боя): машина под парами, с водой в котлах, конденсаторах и т.д. Цистерны ко­тельной воды и топливные заполнены на 50 % Такое же процентное состояние относится и к запасам продовольствия, питьевой и мытьевой воды, грузов и боезапаса (40 выстре­лов на орудие). Камеры взрыва заполнены.

При проведении вычислений предполага­ли, что "мягкие" оконечности могут быть легко повреждены и залиты водой выше про­межуточной палубы, как и борта середины корабля вне броневого пояса. Борта выше средней палубы могут быть пробиты, но от­секи подводной защиты невредимы. Было оп­ределено, что в таком виде корабль будет иметь положительную метацентрическую высо­ту, однако для "облегченного" боевого сос­тояния она оказалась очень мала. Но и для "глубокого" боевого состояния она была незначительна. В обоих случаях корабль на­ходился бы на пределе остойчивости. При менее обширных повреждениях их влияние на крен и дифферент приведено в таблице.

 

Состояние корабля........ (а) | (в)

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ ПОЛНОЕ

Осадка носом ........... 16,15 15,85

Осадка кормой ........... 8,69 8,08

Надводный борт в носу ... 1,77

Надводный борт в корме .. 2,07

 

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОЕ

Осадка носом ........... 14,17 6,71

Осадка кормой ........... 7,77 13,87

Надводный борт в корме ..2,90 3,20

 

(а) - затоплена носовая часть вне ци­тадели и открыта для воды до уровня верх­ней палубы;

(в) - затоплена кормовая часть вне цитадели и доступна для воды до уровня верхней палубы;

 

Расчетный угол крена при предполагаемом повреждении.

Доступна для воды и затоплена часть корабля между шпангоутами 134 и 172 вне броневого пояса и пять отсеков ПТЗ между шпангоутами 124 и 184, а также район выше средней палубы между шпангоутами 127 и 165:

при полной осадке ........ 11.5 град.

при "облегченной" осадке ... 15 град.

 

Фактическая остойчивость линейного корабля "Nelson"

 

Фактическая остойчивость "Nelson" бы­ла определена кренованием 19 марта 1927 года. Как оказалось, значения остойчивости оказались выше расчетных, что по большей части стало возможным за счет уменьшения водоизмещения готового корабля.

 

КОНСТРУКТИВНОЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ.

Корабль имеет на борту: 1000 ts топлива в бункерах двойного дна, 1000 ts в бортовых цистернах, а также полный запас питатель­ной воды.

Водоизмещение ................. 36.200 ts

Средняя осадка .................. 9,25 м.

Метацентрическая высота ......... 2,84 м.

Наибольший восстанавливающий момент при крене ........... 39 град.

Предел остойчивости при крене .. 73 град.

 

БОЕВОЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ.

Корабль имеет на борту дополнительно: полный запас резервной питательной воды, Топливные цистерны заполнены на 95 % (что составляет 3900 ts).

Водоизмещение ................. 38.400 ts

Средняя осадка .................. 9,65 м.

Метацентрическая высота ......... 3,11 м.

Наибольший восстанавливающий момент при крене ........... 40 град.

Предел остойчивости при крене .. 77 град.

 

СТАНДАРТНОЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ.

Водоизмещение ................. 33.500 ts

Средняя осадка .................. 8,56 м.

Метацентрическая высота......... 2,35 м.

Наибольший восстанавливающий момент при крене ........... 38 град.

Предел остойчивости при крене .. 67 град.

 

МАКСИМАЛЬНОЕ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ.

На корабле заполнены все отсеки противо­торпедной защиты и приняты все необходимые запасы и грузы.

Водоизмещение ................. 41.250 ts

Средняя осадка ................. 10,21 м.

Метацентрическая высота ......... 3,35 м

Наибольший восстанавливающий момент при крене ........... 40 град.

Предел остойчивости при крене .. 81 град.

 

Мореходные качества

 

При работе обоих винтов на полном хо­ду "Nelson" и "Rodney" могли делать отно­сительно небольшой круг циркуляции - всего 613 м. Однако, не смотря на это, по мнению моряков, их маневренные качества оставляли желать лучшего. Корабли слишком медленно реагировали на перекладку руля, слишком легко сбивались с курса под воздействием ветра (большая парусность). Командир одно­го из линкоров докладывал, что при сильном ветре он не считает возможным удержать ко­рабль под контролем на скорости менее 10 узлов.

В тактическом формуляре на эти кораб­ли содержится такая фраза: "Маневренность этого корабля ухудшается при скорости ме­нее 7 или 8 узлов, а высокий борт в корме создает трудности, особенно когда, командир еще не накопил достаточного опыта в управлении этим кораблем". Однако извест­но, что один из командиров "Rodney" после завершения своего командования им в 1930 году констатировал: "...будет ошибкой ска­зать, что корабль несподручный и трудноуправляемый. При безветрии корабль в любом отношении лучше управлялся, чем линейные корабли типов "Queen Elisabeth" и "Royal Sovereign", а его маневренность на заднем ходу лучше, чем у "Queen Elisabeth".

Большая метацентрическая высота ко­раблей придавала кораблям стремительную боковую качку. Опыты в экспериментальном центре в Хасларе показали, что период бо­ковой качки равняется 14 секунд при высоте 2,29 метра и водоизмещении 35.600 ts. Фак­тические периоды качки даны в таблице.

 

Корабль

Дата наблюдения

"Nelson"

14.1.1931

"Rodney"

14.1.1931

"Rodney" 18.3.1931

Количество наблюдаемых размахов

Период

Максимальный угол крена

Средний угол крена

Водоизмещение

Состояние моря

96

12,5 сек.

10 град.

3,65 град.

-

Высота волны 4,6 м.

Длина волны 30,5 м.

106

11,3 сек .

7,5 град.

2,96 град.

37.100 ts

Спокойное волнение с переходом на зыбь

88

13,6 сек.

10 град.

-

36.550 ts

Умеренная зыбь

 

Средства связи и сигнализация

 

Ограничения в водоизмещении и прост­ранстве не дали возможности установить на корабле радио-установку, полностью соот­ветствующую требованиям начальника службы военно-морской связи. Все основные радио­помещения находились ниже броневой палубы. Главная радиорубка - на промежуточной па­лубе, прямо под грот-мачтой. Главный про­вод от передатчика к антенне шел к позиции на открытой палубе позади грот-мачты, за­тем - к 15,24-метровой рее на грот-брам-стеньге, а оттуда к на двух распорках - к посту управления зенитками. Имелось нес­колько приемных антенн и одна маломощная антенна, натянутая между основанием грот-мачты и марсом-"звездой" на мачте.

Вторая радио-рубка находилась на спар­деке, ниже кормового поста управления стрельбой. От этой рубки шли два антенных провода. Один из них был второй передающей антенной и шел к грот-брам-стеньге, а дру­гой - вспомогательной, маломощной антенной и шел к марсу-"звезде".

Радио-рубка тактического управления находилась на промежуточной палубе под бо­евой рубкой и имела четыре антенных провода - три на левом борту и один на правом. Четыре антенны растягивались от верхнего мостика к посту управления зенитным огнем.

На крыше вычислительного поста ПВО, на задней стороне платформы управления стрельбой был установлен радиокомплекс ти­па "71.FM", входящий в систему управления стрельбой, с двумя передающими антеннами (одна горизонтальная и одна вертикальная). Кроме того, имелось четыре приемных антен­ны типа "71", которые находились на плат­формах 914-мм.прожекторов на трубе и грот-мачте .

Пеленгаторная антенна средних частот подобно "Hood" находилась между трубой и мостиком.

Флажное сигнальное устройство, помимо его расположения, не считалось необычным. Главный сигнальный пост находился у осно­вания грот-мачты, на некотором расстоянии от обычной позиции на надстройке мостика. Главная сигнальная рея была под марсом-"звездой". Пост передачи сигналов также находился на спардеке у основания грот-мачты .

Четыре боевых 914-мм.прожектора были установлены на специальных платформах ря­дом с грот-мачтой и дымовой трубой. Каждый из них имел собственный пост управления и обслуживания, находившийся ниже прожекто­ра.

Кроме боевых прожекторов имелось еще шесть сигнальных 457-мм.прожекторов, рас­положенных на одной из платформ мостика. Кроме того, на платформе поста управления стрельбой находились две сигнальных лампы "Aldis".

 

Особенности новых линкоров

 

Очень важным и заметным признаком линкоров типа "Nelson" являлась башнеподобная надстройка. Она, а также все после­дующие конструкции, включая установленные на модернизированных и перестроенных лин­корах, без сомнения были значительным улучшением по отношению к открытым мости­кам и их многочисленным платформам. Боль­шая глыбовидная структура надстройки была типичным признаком британских линкоров, ничего подобного нельзя было найти в дру­гих флотах (?). Главной причиной их приме­нения было желание конструкторов придать постам управления стрельбой надежное и устойчивое основание. Не менее важно было получить большие площади помещений для размещения многочисленных постов и функциональных служб кораблей. Закрытые платфор­мы были выгодны тем, что давали хорошую защиту от непогоды и предоставляли некото­рый комфорт обслуживающему персоналу.

Центральный пост управления кораблем находился под броневой палубой, между пог­ребом башни "X" и машинными отделениями. Там же находилась нижняя боевая рубка и пост управления главным калибром. От них вверх шла коммуникационная шахта к верхней бронированной рубке. Здесь располагались также главный пост управления средним ка­либром, пост тактического отображения ин­формации, телефонный коммутатор. На палубе платформы находились передаточная радио­станция и помещение гирокомпаса. Все эти помещения были газо-непроницаемы.

 

Успехи мероприятий по экономии веса

 

На новых линейных кораблях были дос­тигнуты большие успехи в экономии веса. Для линкора "Nelson" экономия составила 2000 ts, для "Rodney" - 1600 ts.

Основным средством экономии веса ста­ло применение нового вида высокоупругой стали, известной также как "D-steel" с по­вышенными характеристиками. Так, например, прочность на разрыв равнялась 5,73-6,82 te/кв.см. в отличие от 4,03-4,65 ts/кв.см. у обычной судостроительной литой стали. Это означало, что при сборке корпуса могли быть использованы более легкие, а значит и более тонкие материалы. Когда в январе 1926 года был сделан расчет по линкору "Nelson", то оказалось, что среднее оце­ночное стандартное водоизмещение составило 33.000 ts, включая только те боеприпасы и запасы пресной воды, которые были оговоре­ны в одобренных спецификациях. После док­лада начальника отдела кораблестроения об оценочном водоизмещении адмиралтейство разрешило переоборудование снарядных пог­ребов и увеличение запаса пресной воды. Максимальный запас снарядов был увеличен с 95 до 100 выстрелов на орудие, однако сле­дует сказать, что при этом были уменьшены помещения для хранения боезапаса 152-мм. и 120-мм.орудий. Эти мероприятия увеличили оценочное стандартное водоизмещение до 33.600 ts. Точные данные приведены в таб­лице. Указанные числа базируются на взве­шенных весах деталей во время постройки корабля.

 

                      |Проект    | "Nelson"  | "Rodney"

                      | 1923 г  .  |                |

---------------+---------+----------+-------

Корпус         14.248      13.073      13.167

Вооружение 6.869        7.308        7.308

Снабжение  1.047        1.172        1.172

Защита         10.102       9.528        9.638

Механизмы 2.508         2.500        2.500

--------------+----------+----------+-------

ВСЕГО        | 34.774      | 33.580    | 33.785

 

Вес готового корабля, вычисленный по осадке, колебался на "Nelson" примерно на 200 ts, а на "Rodney" - на 150 ts. По опы­ту кренования 19 марта 1927 года оценочное водоизмещение "Nelson" составляло 33.313 ts. Это давало возможность установки до­полнительных четырех автоматов "Pom-Pom" вместо одиночных зенитных орудий, а также двух самолетов, включая их снаряжение. Это увеличивало водоизмещение еще до 33.413 ts. После всех этих мероприятий опублико­ванное водоизмещение кораблей составляло для "Nelson" 33.500 ts, для "Rodney" 33.900 ts.