История службы линейных кораблей "Nelson" и "Rodney" (1930-1946)

 

Модернизации и перестройки, проведен­ные в 1930-1935 годах на "Nelson" и "Rod­ney" как правило не отличались в объемах работ.

В 1930-1931 годах на линкорах уста­новлена система управления зенитным огнем типа "Mk.I". Сам пост управления зенитным огнем перенесен на специально устроенную платформу, позволившую установить дополни­тельное оборудование.

В 1931-1932 годах на надстройке уста­новлен 2,74-метровый дальномер, причем на "Rodney" его установили поверх поста уп­равления зенитным огнем, а на "Nelson" -на мостике. Одновременно заменили радио­комплекс типа "71.FM" на иной - типа "75".

В 1932-1933 годах на мостиках линко­ров, на уровне адмиральского мостика, уст­роена дополнительная закрытая компасная платформа. На "Nelson" ее устроили поперек мостика перед постом управления огнем главной артиллерии.

В 1933-1934 годах на линкоре "Nelson" на грот-брам-стеньге установлено радиопеленгаторное оборудование с жесткой рамоч­ной антенной. Одновременно побортно от ды­мовой трубы установлены два дополнительных зенитных автомата "Pom-Pom". Для управле­ния стрельбой "Pom-Pom" на платформе рубки УАО оборудованы два поста с приборами типа "Mk.I*". При этом также были сняты дальне-мерные торпедные посты.

В 1934-1935 годах на кормовых углах надстройки, на уровне платформы сигнальных прожекторов установили два многоствольных зенитных автомата типа "Mk.I*" на "Nelson" и типа "Mk.ll*" - на "Rodney".

Примерно в это время в Англии начались разработки новых проектов линкоров, то требовало проведения достаточно обширных экспериментов с различными системами бронирования. В 1931 году провели опытный расстрел старого дредноута "Emperor of India". В ходе этого эксперимента один из снарядов взорвался ниже броневого пояса, и именно в момент касания борта. Его взрыв вызвал обширные повреждения, из чего был сделан вывод о необходимости более глубо­кого броневого пояса, отсутствовавшего на "Nelson" и "Rodney". В связи с этим в 1936 году адмиралтейство решилось опустить ниж­нюю кромку пояса на этих линкорах вниз, устроив специальный нижний броневой пояс. Одновременно было решено хотя бы частично защитить носовую оконечность посредством дополнительного бронирования на уровне промежуточной палубы.

Одновременно с этими работами плани­ровалось провести кардинальное перевооружение средств ПВО. Предлагались несколько вариантов, но во всех имелась в виду заме­на 152-мм.артиллерии на крупнокалиберную зенитную артиллерию:

- По четыре спаренных 133-мм.установ­ки универсального огня на каждом борту и дополнительно два автомата "Pom-Pom". По­верх башни "X" предлагали установить ката­пульту для гидросамолетов.

- По пять спаренных 114-мм.установки универсального огня на каждом борту и до­полнительно два автомата "Pom-Pom". Уста­новка самолетного ангара и катапульты на спардеке.

- По три спаренных 133-мм.установки универсального огня на каждом борту и до­полнительно два автомата "Pom-Pom". Уста­новка катапульты поверх башни "X".

Однако обстоятельства складывались так, что вывести корабли для обширной мо­дернизации до начала 1940 года не пред­ставлялось возможным. Поэтому было решено на обоих кораблях в 1937/1938 годах про­вести капитальный ремонт, с одновременной установкой дополнительного бронирования. Общие затраты предполагались в 330.000 фунтов стерлингов. Но и здесь появились трудности - все подходящие верфи оказались настолько загружены, что дополнительные работы провести было невозможно. Уже в де­кабре 1937 года было вынесено решение о переносе осуществления дополнительной за­щиты на "Rodney". На "Nelson'e" же работы были начаты, но сразу же стало ясно, что довести до конца их не удастся, поэтому ограничились только установкой в носу бро­невой палубы, без защиты бортов.

В 1936 году на "Rodney" поверх башни "X" оборудовали самолетную катапульту. На левом борту палубы бака, рядом с мостиком установили мощный кран. Поверх закрытой компасной платформы сделали открытую плат­форму, где также установили компас. На правобортной стороне платформы боевой руб­ки установили дополнительный кронштейн, в виде консоли, образовав позади нее на мос­тике специальную нишу. Цель этого измене­ния неясна, но можно предположить, что там собирались установить автомат "Pom-Pom". Сделано это не было.

С конца 1937 до января 1938 года "Nel­son" прошел текущий ремонт на военно-морс­кой верфи в Портсмуте. Одновременно на нем настелили в носу палубную броню, о которой уже упоминалось. На промежуточной палубе уложили 69,8-мм. и 76,2-мм.нецементирован­ную броню. На палубе платформы между шпан­гоутами 80 и 84 уложили 102-мм.броню, а по шпангоуту 80, от кладовой до палубы платформы, устроили броневую 102-мм.переборку. Одновременно на "Nelson" с платформы рубки управления огнем сняли оборудование k.I" управления зенитками и зенитный вы­числительный центр. Вместо них была обору­дована возвышенная платформа и установлены два поста управления зенитками с приборами типа "Mk.III*". Зенитный вычислительный центр перенесли в помещение ниже броневой палубы. Сама палуба платформы поста управ­ления огнем была увеличена по площади и в носовой части теперь заканчивалась вровень с нижележащими уровнями мостика.

Так же как и на "Rodney", на "Nelson" сбоку от надстройки был установлен мощный кран на левом борту палубы бака. На ко­рабль погрузили также новые быстроходные моторные катера.

В 1938 году на "Rodney" на юте уста­новили автомат "Pom-Pom" типа "Mk.VI". Од­новременно на линкоре оборудовали радарную станцию типа "79.Y". Таким образом, "Rod­ney" стал первым линкором, оснащенным ра­даром.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛИНКОРОВ В 1930-1946 ГОДАХ. (ПРИВЕДЕНЫ ТОЛЬКО ИЗМЕНЕНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ)

 

"Rodney" (1942)

"Nelson" (1945)

Водоизмещение стандартное

36.000 ts

37.000 ts

Водоизмещение максимальное боевое

43.140 ts

44.054 ts

Осадка при нормальном водоизмещении

 

 

носом

10,54 м.

10,64 м.

кормой

10,77 м.

11,00 м.

 

Модернизации военного времени

 

В 1939 году на линкорах имелись сле­дующие системы и посты управления огнем артиллерии:

ГЛАВНЫЙ КАЛИБР - два закрытых поста уп­равления огнем, один вычислительный пост, один пост управления огнем типа "Mk.l".

СРЕДНИЙ КАЛИБР - четыре закрытых поста, четыре целеуказателя типа "S".

ЗЕНИТНЫЙ КАЛИБР - На "Nelson" два поста типа "Mk.III", на "Rodney" один пост типа "Mk.l". На обоих по два поста управления огнем автоматов "Pom-Pom" типа "Mk.l*".

 

Линейный корабль "Rodney"

 

"Rodney" стал одним из кораблей, осо­бенно пострадавших в годы войны, и поэтому он весьма рано оставил активную службу. К началу войны корабль нуждался в серьезном ремонте, и не стоит удивляться, что в са­мом начале напряженной службы на нем стали происходить поломки и аварии. Во время вы­хода "Home Fleet" в северное море на нем произошла серьезная поломка руля, отчего корабль вернулся в Клайд. До начала 1940 года он был отремонтирован в Ливерпуле -передняя часть руля была несколько усиле­на. Позже такую же работу сделали и на "Nelson".

В начале 1940 года на "Rodney" появи­лась проблемы с обшивкой. Появились про­течки в носовой части, отмечалось, что во­да накапливалась в отсеках под промежуточ­ной палубой между двумя водонепроницаемыми переборками на шпангоутах 9 и 16. Силами экипажа в этом районе были приварены спе­циальные балки от шпангоута к шпангоуту, а также поперек корабля. Это несколько укре­пило обшивку, но от появления воды все-та­ки не избавило. Отсек так и остался негер­метичным, так как клепаные швы уже не дер­жали воду. В апреле 1940 года два близких разрыва немецких бомб усилили размеры те­чи, но и после этого основательной починки произведено не было.

6-8 декабря 1940 года "Rodney" пере­нес сильный шторм в Северной Атлантике. Линкор был застигнут штормом и, идя против ветра со скоростью 7,5 узлов, испытывал очень сильную килевую качку, мало страдая от боковой. Обшивка "дышала" настолько сильно, что балка, приваренная командой, оторвалась. Район течи резко увеличился, и вскоре оказались затоплены нижние помеще­ния двух водонепроницаемых отсеков между шпангоутами 9 и 16. Через рабочее отверс­тие (диаметром 15 мм.) в переборке на 16-м шпангоуте затопилась также и кладовая на палубе платформы. Это отверстие было сде­лано по инициативе одного из офицеров. Благодаря специальной насадке для шланга через отверстие можно было откачивать воду переносным насосом, так как отсеки перед 16-м шпангоутом не предусматривали системы осушения. Но именно эта дыра и стала при­чиной затопления помещения.

Во время этого же шторма были также оторваны листы, обшивающие соединительную шахту между цепным ящиком и баком. Вода затопила цепные ящики, причем они заполня­лись водой интенсивнее, чем откачивались вода, поэтому попытка осушения их успеха не имела. Ближайшая помпа производитель­ностью 50 тонн оказалась затопленной, а 350-тонная помпа N.1 оказалась нерабочей из-за неисправности выключателя и повреж­дения электропроводки. Старший инженер-ме­ханик проверил линию осушения и нашел, что она засорена. Пытаясь устранить засор, он разобрал соединение труб под палубой плат­формы, но из-за сильной качки, а также из-за поступления воды восстановить соедине­ние не смог. Вода проникла в торпедный отсек, а затем в кладовую и осушительные камеры торпедного отсека. Все эти неприят­ности потребовали предпринять срочные меры и в конце концов усилия экипажа увенчались успехом - вода была откачена через упомя­нутые осушительные камеры 350-тонным насо­сом N.2, а из цепных ящиков - переносной помпой.

Еще одна течь обнаружилась на правом борту, на уровне палубы платформы, между переборками шпангоутов 60 и 80 (район не­посредственно под стволами орудий башни "А"). Находившийся поблизости 50-тонный осушительный насос не смог справиться с течью, и лишь подключив 350-тонный насос N.3 команда справилась с поступлением во­ды. В этом случае насос смогли подключить, проложив линию через водонепроницаемую дверь в продольной переборке над палубой платформы и затем через палубный люк. Со стороны экипажа это был риск, так как отк­рытые водонепроницаемые двери и люк нару­шали водонепроницаемость переборок и угро­жали живучести корабля.

18 декабря 1940 года "Rodney" пришел на верфь в Розайт, где исправил полученные в шторм повреждения. Дыра в переборке шпан­гоута 16 была заделана. Одновременно по опыту этого шторма поверх отсеков IX и XVI были устроены квадратные люки, которые позволяли задействовать переносные помпы. Обшивка носовой части была подкреплена до­полнительными конструкциями - полушпангоутами. В январе 1941 года "Rodney" вышел из ремонта. Но в марте 1941 года на линкоре возобновились протечки в этом районе, а также в отсеках IX и XVI. Тогда же обнаружилась новая течь в кладовой - ниже поме­щения для запасных торпед. Так как листы обшивки по-прежнему "дышали", то наиболее эффективным средством признали установку дополнительных продольных связей. Одновре­менно появились проблемы с механизмами и конденсаторами. Последние нуждались в сроч­ной замене трубок. Неотложный ремонт тре­бовался также и для котлов. Эксплуатация линкора показала, что скорость корабля бы­ла сильно ограничена, а расход топлива за­метно повысился. Это хорошо видно из при­веденной таблицы.

 

Скорость (Уз.)

Дальность плавания (миль)

Расход топлива (ts/час)

12

8.160

5,5

14

7.336

7,1

16

6.060

9,8

18

4.820

13,8

19,5

3.910

18,5

 

В мае 1941 года "Rodney" отправился в США, где предполагался его ремонт, но в срочном порядке был отозван для участия в операции против линкора "Bismarck". Только в конце июня "Rodney" прибыл в Бостон и стал на ремонт. В число работ включили исправление боевых и погодных повреждений, дополнительные подкрепления обшивки и ре­монт энергетической установки. Весь объем работ был выполнен, однако проблемы не ре­шились. В 1943 году течи и общие поврежде­ния корпуса вновь дали о себе знать. К этому времени относятся также предложения о модернизации корабля, однако почти ника­ких сведений об этом не имеется. Известно, что основной объем ремонтных работ было решено совместить с модернизацией, а пока что опять ограничиться временными исправ­лениями. Начало ремонта назначили на осень 1943 года с проведением работ на верфи в Девонпорте, однако и эти работы решили пе­ренести ко времени модернизации. Следует сказать, что детальные чертежи для модернизационных работ подготовили только в 1944 году.

Вопреки всем предупреждениям об ухуд­шении состояния линкора обширного ремонта и перестройки так и не было сделано. В но­ябре 1944 года "Rodney" закончил активную службу и стал стационарным флагманом ко­мандующего "Home Fleet" в Скапа-Флоу.

Отдельные изменения и перестройки меж­ду 1939 и 1945 годом на "Rodney" заключа­лись в следующем:

В августе 1940 года на линкоре выпол­нены следующие работы:

- Установлены два 20-мм.автомата "Oerlikon" поверх башни "В".

- Установлен радар типа "279" (с исполь­зованием прежнего радара типа "79.У").

В сентябре 1941 года "Rodney" закончил ремонт в Бостоне, во время которого были произведены значительные изменения:

- Сняты кормовые посты управления стрель бой 152-мм.орудий, а на их месте размещены две установки зенитных автоматов "Pom-Pom" типа "Mk.vi".

- Поверх башни "В" установлены 4-стволь­ные автоматы "Pom-Pom" типа "Mk.VII" (сто­явшие там автоматы "Oerlikon" были сняты).

- Резко усилено радиолокационное и дру­гое радиотехническое вооружение линкора. В частности установлено несколько новых станций. Радар типа "279" заменен на тип "281" с операторными рубками позади мостика (приемный пост) и позади грот-мачты (посы­лающий пост). Установлен радар типа "271" с рубкой и антенной на марсе-"звезде". Также установлен радар типа "284". Поверх приемной рубки радара "281" устроен опера­торский пост радиопеленгаторного оборудо­вания типа "FM.2", а сама антенна установ­лена на носовой кромке мостика.

- Убрали консоли справа от боевой рубки.

- Побортно от рубки на платформе устрое­ны посты наблюдения за подлодками.

- Мостик слегка изменен по конфигурации.

В мае 1942 года последовали новые из­менения :

- Убраны 12,7-мм.зенитные пулеметы. Плат формы этих пулеметов переделаны в боевые посты, в том числе на них размещены прибо­ры управления огнем автоматов "Pom-Pom" типа "Mk.III" (остальные приборы управле­ния "Pom-Pom" были сняты).

- Тогда же установлены еще три поста уп­равления "Pom-Pom" типа "Mk.III", из кото­рых два разместили на грот-мачте, а третий в корме спардека.

- Для названных пяти постов "Mk.III" бы­ли установлены радары типа "282".

- По бортам и позади грот-мачты установ­лены также четыре прибора управления заг­радительным огнем с радаром типа "283".

- Радар типа "271" заменили на тип "273"

- Расширена платформа поста управления зенитками, а сам пост размещен на возвы­шенной поворотной платформе.

- Установлен радар типа "285". Оператор­ная рубка радара размещалась на крыше пос­та управления зенитками в кормовой части платформы поста УАО, а антенна радара по­верх рубки.

- Дополнительно установлены семнадцать одиночных 20-мм.зенитных автоматов типа "Oerlikon".

В середине 1942 года установлены еще четыре 20-мм.зенитных автомата типа "Оегlikon".

В августе 1943 года установлены до­полнительно 35 одиночных 20-мм.зенитных автомата типа "Oerlikon", доведя их общее число до 56 стволов. Вскоре добавили еще пять подобных автоматов. Одновременно с корабля сняли катапульту, а на 120-мм.ору­дия установлены защитные щиты.

В июне 1944 года добавлены 20-мм.ав­томаты "Oerlikon", а также установлены противоракетные глушители типа "650".

Всего за время войны количество мел­кокалиберной зенитной артиллерии на линко­ре сильно увеличилось. К концу войны в 1945 году на "Rodney" их было:

- 44 ствола 2-фунтовых зенитных автома­тов типа "Pom-Pom" в пяти 8-ствольных и одной 4-ствольной установках.

- 68 стволов 20-мм.автоматов "Oerlikon", из которых пять спаренных установок, а ос­тальные 58 - одиночные.

 

Линейный корабль "Nelson"

 

В январе-августе 1940 года "Nelson" прошел текущий ремонт на военно-морской верфи в Портсмуте, во время которого на корабле произвели некоторые дополнительные работы:

- На юте установили один зенитный авто-мат "Pom-Pom" типа "Mk.V".

- Были сняты кормовые посты управления огнем среднего калибра, а на их месте раз­местили две установки зенитных автоматов "Pom-Pom" типа "Mk.VII".

- Установлен радар типа "281". Его при­емный пост размещался в рубке на кормовой части мостика, а посылающий пост - в рубке позади грот-мачты.

- Установлен радиопеленгатор типа "FM.2", операторную рубку которого поместили по­верх рубки радара типа "281" на надстройке

- Установлены четыре пусковые установки неуправляемых ракет "UP" - две поверх баш­ни "В" и две поверх башни "X".

- 120-мм.орудия получили защитные щиты.

С октября 1941 года по март 1942-го "Nelson" вновь находился на ремонте. При этом были сделаны новые изменения.

- Установлены тринадцать 20-мм.зенитных автоматов "Oerlikon".

- Сняты зенитные ракетные пусковые уста­новки .

- Установлены три новых поста управления огнем типа "MK.III" для зенитных автоматов "Pom-Pom", из них два на грот-мачте, а третий в корме спардека. Имевшиеся первона­чально два поста управления огнем автома­тов "Pom-Pom" были заменены на такие же типа "Mk.III". Эти посты включали радарные станции типа "282".

- Установлены, четыре поста управления заградительным огнем, включающих радарную станцию типа "283" на кормовой надстройке и побортно позади грот-мачты.

- Усилено радиотехническое вооружение корабля, в частности установлены радарные станции типа "273", типа "284", упоминав­шиеся пять типа "282" (для управления ог­нем "Pom-Pom"), упоминавшиеся четыре типа "283" (для систем управления заградитель­ным огнем) и две типа "285" (для приборов управления зенитным огнем).

- Установлен автомат "Pom-Pom" типа "MX. VI" поверх орудийной башни "В".

- На платформе боевой рубки оборудованы побортные посты наблюдения за подводными лодками.

Сняты торпедные аппараты, а их помещения разделены переборками и использованы для размещения дополнительных постов.

В сентябре 1943 года произошли новые изменения в зенитном вооружении линкоров.

- Увеличено число одиночных 20-мм.зенит­ных автоматов "Oerlikon". Теперь их коли­чество достигло 41 ствола.

- Сняты зенитные 12,7-мм.пулеметы.

В 1943/1944 годах в связи с предполагавшимся участием линкора в десантной опе­рации в Северной Франции, корабль был сна­ряжен противоракетными глушителями типа "650".

С сентября 1944 года до января 1945 года линкор проходил текущий ремонт на во­енно-морской верфи в Филадельфии в США.

- Снят бронированный купол поста управ­ления стрельбой.

- Убрали с корабля часть приборов пос­тов управления огнем "Pom-Pom" для разме­щения на их местах новых 20-мм.автоматов "Oerlikon".

- Установлены четыре 20-мм.счетверенных зенитных автомата американского образца типа "Bofors Mk.II" - два на мостике и два побортно на шлюпочной палубе. Управление их огнем осуществлялось четырьмя постами типа "Mk.51".

- Число стволов 20-мм.одиночных зенитных автоматов типа "Oerlikon11 увеличено до 65 и, кроме того, было устроено значительное число дополнительных платформ для размеще­ния подобных автоматов. Это потребовало некоторого перераспределения мест шлюпок.

В апреле 1945 года были сняты четыре 20-мм.автомата "Oerlikon".

За время войны количество мелкокали­берной зенитной артиллерии на линкоре рез­ко увеличилось. К концу войны в 1945 году на "Nelson" их было:

- 48 стволов 2-фунтовых автоматов типа "Pom-Pom" в шести 8-ствольных установках.

- 16 стволов 40-мм.автоматов "Bofors" в четырех 4-ствольных установках.

- 61 ствол 20-мм.автоматов "Oerlikon" в одиночных установках.