История службы линейных кораблей "Nelson" и "Rodney" (1930-1946)
Модернизации и перестройки, проведенные в 1930-1935 годах на "Nelson" и "Rodney" как правило не отличались в объемах работ.
В 1930-1931 годах на линкорах установлена система управления зенитным огнем типа "Mk.I". Сам пост управления зенитным огнем перенесен на специально устроенную платформу, позволившую установить дополнительное оборудование.
В 1931-1932 годах на надстройке установлен 2,74-метровый дальномер, причем на "Rodney" его установили поверх поста управления зенитным огнем, а на "Nelson" -на мостике. Одновременно заменили радиокомплекс типа "71.FM" на иной - типа "75".
В 1932-1933 годах на мостиках линкоров, на уровне адмиральского мостика, устроена дополнительная закрытая компасная платформа. На "Nelson" ее устроили поперек мостика перед постом управления огнем главной артиллерии.
В 1933-1934 годах на линкоре "Nelson" на грот-брам-стеньге установлено радиопеленгаторное оборудование с жесткой рамочной антенной. Одновременно побортно от дымовой трубы установлены два дополнительных зенитных автомата "Pom-Pom". Для управления стрельбой "Pom-Pom" на платформе рубки УАО оборудованы два поста с приборами типа "Mk.I*". При этом также были сняты дальне-мерные торпедные посты.
В 1934-1935 годах на кормовых углах надстройки, на уровне платформы сигнальных прожекторов установили два многоствольных зенитных автомата типа "Mk.I*" на "Nelson" и типа "Mk.ll*" - на "Rodney".
Примерно в это время в Англии начались разработки новых проектов линкоров, то требовало проведения достаточно обширных экспериментов с различными системами бронирования. В 1931 году провели опытный расстрел старого дредноута "Emperor of India". В ходе этого эксперимента один из снарядов взорвался ниже броневого пояса, и именно в момент касания борта. Его взрыв вызвал обширные повреждения, из чего был сделан вывод о необходимости более глубокого броневого пояса, отсутствовавшего на "Nelson" и "Rodney". В связи с этим в 1936 году адмиралтейство решилось опустить нижнюю кромку пояса на этих линкорах вниз, устроив специальный нижний броневой пояс. Одновременно было решено хотя бы частично защитить носовую оконечность посредством дополнительного бронирования на уровне промежуточной палубы.
Одновременно с этими работами планировалось провести кардинальное перевооружение средств ПВО. Предлагались несколько вариантов, но во всех имелась в виду замена 152-мм.артиллерии на крупнокалиберную зенитную артиллерию:
- По четыре спаренных 133-мм.установки универсального огня на каждом борту и дополнительно два автомата "Pom-Pom". Поверх башни "X" предлагали установить катапульту для гидросамолетов.
- По пять спаренных 114-мм.установки универсального огня на каждом борту и дополнительно два автомата "Pom-Pom". Установка самолетного ангара и катапульты на спардеке.
- По три спаренных 133-мм.установки универсального огня на каждом борту и дополнительно два автомата "Pom-Pom". Установка катапульты поверх башни "X".
Однако обстоятельства складывались так, что вывести корабли для обширной модернизации до начала 1940 года не представлялось возможным. Поэтому было решено на обоих кораблях в 1937/1938 годах провести капитальный ремонт, с одновременной установкой дополнительного бронирования. Общие затраты предполагались в 330.000 фунтов стерлингов. Но и здесь появились трудности - все подходящие верфи оказались настолько загружены, что дополнительные работы провести было невозможно. Уже в декабре 1937 года было вынесено решение о переносе осуществления дополнительной защиты на "Rodney". На "Nelson'e" же работы были начаты, но сразу же стало ясно, что довести до конца их не удастся, поэтому ограничились только установкой в носу броневой палубы, без защиты бортов.
В 1936 году на "Rodney" поверх башни "X" оборудовали самолетную катапульту. На левом борту палубы бака, рядом с мостиком установили мощный кран. Поверх закрытой компасной платформы сделали открытую платформу, где также установили компас. На правобортной стороне платформы боевой рубки установили дополнительный кронштейн, в виде консоли, образовав позади нее на мостике специальную нишу. Цель этого изменения неясна, но можно предположить, что там собирались установить автомат "Pom-Pom". Сделано это не было.
С конца 1937 до января 1938 года "Nelson" прошел текущий ремонт на военно-морской верфи в Портсмуте. Одновременно на нем настелили в носу палубную броню, о которой уже упоминалось. На промежуточной палубе уложили 69,8-мм. и 76,2-мм.нецементированную броню. На палубе платформы между шпангоутами 80 и 84 уложили 102-мм.броню, а по шпангоуту 80, от кладовой до палубы платформы, устроили броневую 102-мм.переборку. Одновременно на "Nelson" с платформы рубки управления огнем сняли оборудование k.I" управления зенитками и зенитный вычислительный центр. Вместо них была оборудована возвышенная платформа и установлены два поста управления зенитками с приборами типа "Mk.III*". Зенитный вычислительный центр перенесли в помещение ниже броневой палубы. Сама палуба платформы поста управления огнем была увеличена по площади и в носовой части теперь заканчивалась вровень с нижележащими уровнями мостика.
Так же как и на "Rodney", на "Nelson" сбоку от надстройки был установлен мощный кран на левом борту палубы бака. На корабль погрузили также новые быстроходные моторные катера.
В 1938 году на "Rodney" на юте установили автомат "Pom-Pom" типа "Mk.VI". Одновременно на линкоре оборудовали радарную станцию типа "79.Y". Таким образом, "Rodney" стал первым линкором, оснащенным радаром.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛИНКОРОВ В 1930-1946 ГОДАХ. (ПРИВЕДЕНЫ ТОЛЬКО ИЗМЕНЕНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ)
|
"Rodney" (1942) |
"Nelson" (1945) |
Водоизмещение стандартное |
36.000 ts |
37.000 ts |
Водоизмещение максимальное боевое |
43.140 ts |
44.054 ts |
Осадка при нормальном водоизмещении |
|
|
носом |
10,54 м. |
10,64 м. |
кормой |
10,77 м. |
11,00 м. |
Модернизации военного времени
В 1939 году на линкорах имелись следующие системы и посты управления огнем артиллерии:
ГЛАВНЫЙ КАЛИБР - два закрытых поста управления огнем, один вычислительный пост, один пост управления огнем типа "Mk.l".
СРЕДНИЙ КАЛИБР - четыре закрытых поста, четыре целеуказателя типа "S".
ЗЕНИТНЫЙ КАЛИБР - На "Nelson" два поста типа "Mk.III", на "Rodney" один пост типа "Mk.l". На обоих по два поста управления огнем автоматов "Pom-Pom" типа "Mk.l*".
Линейный корабль "Rodney"
"Rodney" стал одним из кораблей, особенно пострадавших в годы войны, и поэтому он весьма рано оставил активную службу. К началу войны корабль нуждался в серьезном ремонте, и не стоит удивляться, что в самом начале напряженной службы на нем стали происходить поломки и аварии. Во время выхода "Home Fleet" в северное море на нем произошла серьезная поломка руля, отчего корабль вернулся в Клайд. До начала 1940 года он был отремонтирован в Ливерпуле -передняя часть руля была несколько усилена. Позже такую же работу сделали и на "Nelson".
В начале 1940 года на "Rodney" появилась проблемы с обшивкой. Появились протечки в носовой части, отмечалось, что вода накапливалась в отсеках под промежуточной палубой между двумя водонепроницаемыми переборками на шпангоутах 9 и 16. Силами экипажа в этом районе были приварены специальные балки от шпангоута к шпангоуту, а также поперек корабля. Это несколько укрепило обшивку, но от появления воды все-таки не избавило. Отсек так и остался негерметичным, так как клепаные швы уже не держали воду. В апреле 1940 года два близких разрыва немецких бомб усилили размеры течи, но и после этого основательной починки произведено не было.
6-8 декабря 1940 года "Rodney" перенес сильный шторм в Северной Атлантике. Линкор был застигнут штормом и, идя против ветра со скоростью 7,5 узлов, испытывал очень сильную килевую качку, мало страдая от боковой. Обшивка "дышала" настолько сильно, что балка, приваренная командой, оторвалась. Район течи резко увеличился, и вскоре оказались затоплены нижние помещения двух водонепроницаемых отсеков между шпангоутами 9 и 16. Через рабочее отверстие (диаметром 15 мм.) в переборке на 16-м шпангоуте затопилась также и кладовая на палубе платформы. Это отверстие было сделано по инициативе одного из офицеров. Благодаря специальной насадке для шланга через отверстие можно было откачивать воду переносным насосом, так как отсеки перед 16-м шпангоутом не предусматривали системы осушения. Но именно эта дыра и стала причиной затопления помещения.
Во время этого же шторма были также оторваны листы, обшивающие соединительную шахту между цепным ящиком и баком. Вода затопила цепные ящики, причем они заполнялись водой интенсивнее, чем откачивались вода, поэтому попытка осушения их успеха не имела. Ближайшая помпа производительностью 50 тонн оказалась затопленной, а 350-тонная помпа N.1 оказалась нерабочей из-за неисправности выключателя и повреждения электропроводки. Старший инженер-механик проверил линию осушения и нашел, что она засорена. Пытаясь устранить засор, он разобрал соединение труб под палубой платформы, но из-за сильной качки, а также из-за поступления воды восстановить соединение не смог. Вода проникла в торпедный отсек, а затем в кладовую и осушительные камеры торпедного отсека. Все эти неприятности потребовали предпринять срочные меры и в конце концов усилия экипажа увенчались успехом - вода была откачена через упомянутые осушительные камеры 350-тонным насосом N.2, а из цепных ящиков - переносной помпой.
Еще одна течь обнаружилась на правом борту, на уровне палубы платформы, между переборками шпангоутов 60 и 80 (район непосредственно под стволами орудий башни "А"). Находившийся поблизости 50-тонный осушительный насос не смог справиться с течью, и лишь подключив 350-тонный насос N.3 команда справилась с поступлением воды. В этом случае насос смогли подключить, проложив линию через водонепроницаемую дверь в продольной переборке над палубой платформы и затем через палубный люк. Со стороны экипажа это был риск, так как открытые водонепроницаемые двери и люк нарушали водонепроницаемость переборок и угрожали живучести корабля.
18 декабря 1940 года "Rodney" пришел на верфь в Розайт, где исправил полученные в шторм повреждения. Дыра в переборке шпангоута 16 была заделана. Одновременно по опыту этого шторма поверх отсеков IX и XVI были устроены квадратные люки, которые позволяли задействовать переносные помпы. Обшивка носовой части была подкреплена дополнительными конструкциями - полушпангоутами. В январе 1941 года "Rodney" вышел из ремонта. Но в марте 1941 года на линкоре возобновились протечки в этом районе, а также в отсеках IX и XVI. Тогда же обнаружилась новая течь в кладовой - ниже помещения для запасных торпед. Так как листы обшивки по-прежнему "дышали", то наиболее эффективным средством признали установку дополнительных продольных связей. Одновременно появились проблемы с механизмами и конденсаторами. Последние нуждались в срочной замене трубок. Неотложный ремонт требовался также и для котлов. Эксплуатация линкора показала, что скорость корабля была сильно ограничена, а расход топлива заметно повысился. Это хорошо видно из приведенной таблицы.
Скорость (Уз.) |
Дальность плавания (миль) |
Расход топлива (ts/час) |
12 |
8.160 |
5,5 |
14 |
7.336 |
7,1 |
16 |
6.060 |
9,8 |
18 |
4.820 |
13,8 |
19,5 |
3.910 |
18,5 |
В мае 1941 года "Rodney" отправился в США, где предполагался его ремонт, но в срочном порядке был отозван для участия в операции против линкора "Bismarck". Только в конце июня "Rodney" прибыл в Бостон и стал на ремонт. В число работ включили исправление боевых и погодных повреждений, дополнительные подкрепления обшивки и ремонт энергетической установки. Весь объем работ был выполнен, однако проблемы не решились. В 1943 году течи и общие повреждения корпуса вновь дали о себе знать. К этому времени относятся также предложения о модернизации корабля, однако почти никаких сведений об этом не имеется. Известно, что основной объем ремонтных работ было решено совместить с модернизацией, а пока что опять ограничиться временными исправлениями. Начало ремонта назначили на осень 1943 года с проведением работ на верфи в Девонпорте, однако и эти работы решили перенести ко времени модернизации. Следует сказать, что детальные чертежи для модернизационных работ подготовили только в 1944 году.
Вопреки всем предупреждениям об ухудшении состояния линкора обширного ремонта и перестройки так и не было сделано. В ноябре 1944 года "Rodney" закончил активную службу и стал стационарным флагманом командующего "Home Fleet" в Скапа-Флоу.
Отдельные изменения и перестройки между 1939 и 1945 годом на "Rodney" заключались в следующем:
В августе 1940 года на линкоре выполнены следующие работы:
- Установлены два 20-мм.автомата "Oerlikon" поверх башни "В".
- Установлен радар типа "279" (с использованием прежнего радара типа "79.У").
В сентябре 1941 года "Rodney" закончил ремонт в Бостоне, во время которого были произведены значительные изменения:
- Сняты кормовые посты управления стрель бой 152-мм.орудий, а на их месте размещены две установки зенитных автоматов "Pom-Pom" типа "Mk.vi".
- Поверх башни "В" установлены 4-ствольные автоматы "Pom-Pom" типа "Mk.VII" (стоявшие там автоматы "Oerlikon" были сняты).
- Резко усилено радиолокационное и другое радиотехническое вооружение линкора. В частности установлено несколько новых станций. Радар типа "279" заменен на тип "281" с операторными рубками позади мостика (приемный пост) и позади грот-мачты (посылающий пост). Установлен радар типа "271" с рубкой и антенной на марсе-"звезде". Также установлен радар типа "284". Поверх приемной рубки радара "281" устроен операторский пост радиопеленгаторного оборудования типа "FM.2", а сама антенна установлена на носовой кромке мостика.
- Убрали консоли справа от боевой рубки.
- Побортно от рубки на платформе устроены посты наблюдения за подлодками.
- Мостик слегка изменен по конфигурации.
В мае 1942 года последовали новые изменения :
- Убраны 12,7-мм.зенитные пулеметы. Плат формы этих пулеметов переделаны в боевые посты, в том числе на них размещены приборы управления огнем автоматов "Pom-Pom" типа "Mk.III" (остальные приборы управления "Pom-Pom" были сняты).
- Тогда же установлены еще три поста управления "Pom-Pom" типа "Mk.III", из которых два разместили на грот-мачте, а третий в корме спардека.
- Для названных пяти постов "Mk.III" были установлены радары типа "282".
- По бортам и позади грот-мачты установлены также четыре прибора управления заградительным огнем с радаром типа "283".
- Радар типа "271" заменили на тип "273"
- Расширена платформа поста управления зенитками, а сам пост размещен на возвышенной поворотной платформе.
- Установлен радар типа "285". Операторная рубка радара размещалась на крыше поста управления зенитками в кормовой части платформы поста УАО, а антенна радара поверх рубки.
- Дополнительно установлены семнадцать одиночных 20-мм.зенитных автоматов типа "Oerlikon".
В середине 1942 года установлены еще четыре 20-мм.зенитных автомата типа "Оегlikon".
В августе 1943 года установлены дополнительно 35 одиночных 20-мм.зенитных автомата типа "Oerlikon", доведя их общее число до 56 стволов. Вскоре добавили еще пять подобных автоматов. Одновременно с корабля сняли катапульту, а на 120-мм.орудия установлены защитные щиты.
В июне 1944 года добавлены 20-мм.автоматы "Oerlikon", а также установлены противоракетные глушители типа "650".
Всего за время войны количество мелкокалиберной зенитной артиллерии на линкоре сильно увеличилось. К концу войны в 1945 году на "Rodney" их было:
- 44 ствола 2-фунтовых зенитных автоматов типа "Pom-Pom" в пяти 8-ствольных и одной 4-ствольной установках.
- 68 стволов 20-мм.автоматов "Oerlikon", из которых пять спаренных установок, а остальные 58 - одиночные.
Линейный корабль "Nelson"
В январе-августе 1940 года "Nelson" прошел текущий ремонт на военно-морской верфи в Портсмуте, во время которого на корабле произвели некоторые дополнительные работы:
- На юте установили один зенитный авто-мат "Pom-Pom" типа "Mk.V".
- Были сняты кормовые посты управления огнем среднего калибра, а на их месте разместили две установки зенитных автоматов "Pom-Pom" типа "Mk.VII".
- Установлен радар типа "281". Его приемный пост размещался в рубке на кормовой части мостика, а посылающий пост - в рубке позади грот-мачты.
- Установлен радиопеленгатор типа "FM.2", операторную рубку которого поместили поверх рубки радара типа "281" на надстройке
- Установлены четыре пусковые установки неуправляемых ракет "UP" - две поверх башни "В" и две поверх башни "X".
- 120-мм.орудия получили защитные щиты.
С октября 1941 года по март 1942-го "Nelson" вновь находился на ремонте. При этом были сделаны новые изменения.
- Установлены тринадцать 20-мм.зенитных автоматов "Oerlikon".
- Сняты зенитные ракетные пусковые установки .
- Установлены три новых поста управления огнем типа "MK.III" для зенитных автоматов "Pom-Pom", из них два на грот-мачте, а третий в корме спардека. Имевшиеся первоначально два поста управления огнем автоматов "Pom-Pom" были заменены на такие же типа "Mk.III". Эти посты включали радарные станции типа "282".
- Установлены, четыре поста управления заградительным огнем, включающих радарную станцию типа "283" на кормовой надстройке и побортно позади грот-мачты.
- Усилено радиотехническое вооружение корабля, в частности установлены радарные станции типа "273", типа "284", упоминавшиеся пять типа "282" (для управления огнем "Pom-Pom"), упоминавшиеся четыре типа "283" (для систем управления заградительным огнем) и две типа "285" (для приборов управления зенитным огнем).
- Установлен автомат "Pom-Pom" типа "MX. VI" поверх орудийной башни "В".
- На платформе боевой рубки оборудованы побортные посты наблюдения за подводными лодками.
Сняты торпедные аппараты, а их помещения разделены переборками и использованы для размещения дополнительных постов.
В сентябре 1943 года произошли новые изменения в зенитном вооружении линкоров.
- Увеличено число одиночных 20-мм.зенитных автоматов "Oerlikon". Теперь их количество достигло 41 ствола.
- Сняты зенитные 12,7-мм.пулеметы.
В 1943/1944 годах в связи с предполагавшимся участием линкора в десантной операции в Северной Франции, корабль был снаряжен противоракетными глушителями типа "650".
С сентября 1944 года до января 1945 года линкор проходил текущий ремонт на военно-морской верфи в Филадельфии в США.
- Снят бронированный купол поста управления стрельбой.
- Убрали с корабля часть приборов постов управления огнем "Pom-Pom" для размещения на их местах новых 20-мм.автоматов "Oerlikon".
- Установлены четыре 20-мм.счетверенных зенитных автомата американского образца типа "Bofors Mk.II" - два на мостике и два побортно на шлюпочной палубе. Управление их огнем осуществлялось четырьмя постами типа "Mk.51".
- Число стволов 20-мм.одиночных зенитных автоматов типа "Oerlikon11 увеличено до 65 и, кроме того, было устроено значительное число дополнительных платформ для размещения подобных автоматов. Это потребовало некоторого перераспределения мест шлюпок.
В апреле 1945 года были сняты четыре 20-мм.автомата "Oerlikon".
За время войны количество мелкокалиберной зенитной артиллерии на линкоре резко увеличилось. К концу войны в 1945 году на "Nelson" их было:
- 48 стволов 2-фунтовых автоматов типа "Pom-Pom" в шести 8-ствольных установках.
- 16 стволов 40-мм.автоматов "Bofors" в четырех 4-ствольных установках.
- 61 ствол 20-мм.автоматов "Oerlikon" в одиночных установках.