Закон о морской обороне

 

Во время наполеоновских войн английский флот по праву считался самым сильным в Европе, и после Трафальгарского сражения он неизменно продолжал обладать превосходством на море над любым противником. Но после 1815 года было до­пущено некоторое ослабление флота: строительство кораблей шло медленными темпами вплоть до 1859 года, и только когда Франция приступила к строительству броненосного флота, в Англии тоже зашевелились. Начиная с 1859 и до 1868 года анг­личане проявили большое упорство в деле обновле­ния и перестройки своего флота. Затем в связи с сокращением французского флота и назначением Гладстона премьер-министром в конце 1868 года наступил длительный период относительного за­тишья. Обещание нового правительства уменьшить расходы на флот было встречено одобрением, так как уменьшение морских сил являлось лишь след­ствием общего сокращения бюджетных расходов.

Морской бюджет, достигший в 1868 году один­надцати миллионов, в 1869 году уменьшили до де­сяти, а в 1870 и до девяти с половиной миллионов фунтов стерлингов. Эта политика не изменилась и в 1874 году, когда бывшее у власти правительство было сменено консервативным кабинетом Дизраэли. В 1877—1878 годах, в тревожное время русско-турецкой войны, морские расходы ненадолго увели­чили, но затем, когда кризис миновал, в Британии все снова вернулось к своему прежнему состоянию. Тем не менее положение английского флота до 1878 года оставалось относительно надежным, так как Франция, по-прежнему являвшаяся главной со­перницей Британии на море, занималась реоргани­зацией своей армии после поражения, нанесенного ей в 1870 году.

Однако после 1878 года положение стало опас­ным. В то время как Англия продолжала находить­ся в относительном бездействии, поскольку Гладстон, вернувшийся в 1880 году к власти, продолжал оставаться, по выражению Дизраэли, убежденным противником "раздутого вооружения", Франция приступила к выполнению широкой кораблестрои­тельной программы. В 1870-71 годах Британия вы­делила на постройку новых кораблей уже 1330 000 фунтов стерлингов против 41000 фунтов стерлин­гов, составлявших расходы Франции. В 1878-79 го­дах затраты обоих государств держались примерно на одном уровне, немного превышая полтора мил­лиона, а в течение следующих шести лет расходы Франции лишь незначительно отставали от расхо­дов Англии.

В 1884 году Британия продолжала владеть величайшим флотом в мире, но ее положение явно стало шатким. Французский флот продолжал быст­ро расти, и если бы Англии пришлось, как это уже бывало прежде, снова встретиться с коалицией ев­ропейских государств, ее положение оказалось бы незавидным. Италия и Россия также строили боль­шие флоты; новая Германская империя тоже про­являла свои интересы на море. Соединенные флоты только Франции и Германии уже превзошли анг­лийский флот по кораблям первого ранга.

Несмотря на то что постепенное относительное ослабление флота стало очевидным для определен­ного числа наиболее проницательных наблюдате­лей, ни официальные, ни неофициальные круги не проявляли практически никакого интереса к этому вопросу вплоть до 1884 года. В феврале 1879 года газета "Тайме" поздравила Англию с уменьшением морского бюджета на полтора миллиона, и до 1884 года эта газета, чутко отражавшая взгляды обще­ства на этот вопрос, выражала полное удовлетворе­ние силами флота и давала соответствующее освещение всем разговорам о морской слабости Анг­лии.

Причиной такого затишья явились отношения Англии с другими великими державами. Начиная с Берлинского конгресса 1878 года и до 1884 года эти отношения были необычайно спокойны, и именно благодаря этому обстоятельству Англия уделяла очень мало внимания возобновляющейся морской активности на континенте. Но с 1884 года междуна­родное положение усложнилось. Отношения с Рос­сией, политика которой в Средней Азии восприни­малась как угроза для Индии, быстро приближа­лись к кризису. Растущая напряженность в отноше­ниях с Францией внушала еще более серьезные опасения. Кроме уже существовавших трений на Дальнем Востоке, начиналась борьба за Африку. Отказ Англии вывести войска из Египта вызвал особенно сильное волнение во Франции. В то же время Бисмарк спорил с правительством Гладстона по вопросу о разделе Африки. В довершение всего отношения между Францией и Германией стали на­столько дружескими, что подали повод к слухам о создании морской Лиги континентальных европей­ских держав против "коварного Альбиона".

Англия решила проинспектировать первую ли­нию своей обороны и была потрясена, когда убеди­лась в том, что она совершенно не отвечает тем тре­бованиям, которые предъявят к ней в случае воз­можных столкновений с другими государствами. Буря разразилась в сентябре 1884 года, когда "Пол Мел Газетт"поместила большую серию статей под рубрикой "Правда о флоте". Анонимным автором этих статей был У. Т. Стид, который, по мнению лорда Морли, считался "наиболее влиятельным из английских журналистов". Фишер, бывший в то время кэптеном, активно сотрудничал со Стидом в создании этих статей.

Правительство откликнулось на поднятую вок­руг этого вопроса шумиху. 2 декабря (после своего возвращения в Англию) первый морской лорд про­тив своего желания объявил новую программу эк­стренных расходов в размере 3100 000 фунтов стерлингов в дополнение к обычному бюджету. Эту сумму следовало израсходовать в течение ближай­ших пяти лет на строительство 2 броненосцев пер­вого класса, 5 броненосных крейсеров, 6 минных крейсеров и 14 миноносцев. Кроме того, на мор­скую артиллерию и угольные станции было ассиг­новано 2 400 000 фунтов стерлингов.

В 1885-86 и 1886-87 годах расходы на строи­тельство новых кораблей продолжали возрастать (так как на долю правительства Солсбери выпало выполнение программы Нортбрука) и достигли цифры в 3 600 000 фунтов стерлингов. В 1887 году первый лорд заявил, что благодаря "исключительно большим" издержкам первых трех лет "стало воз­можным в течение нескольких будущих лет умень­шить расходы на строительство новых кораблей и в то же время усилить эффективность и мощь наших морских сил". Таким образом, при голосовании по новой кораблестроительной программе расходы были снижены в 1887 году до 2 800 000 и в 1888 го­ду до 2 500 000 фунтов стерлингов. В течение этих лет не заложили ни одного нового линейного кораб­ля. В связи с замедленными темпами английского и активизацией французского кораблестроения (в 1887 и 1888 годах расходы на строительство новых кораблей во Франции достигли 2800000 фунтов стерлингов по сравнению с 1300 000 в 1885 и 1886 годах), а также в связи с угрожающей международ­ной обстановкой "морская паника" 1888 года оказа­лась неизбежной.