Проект нового броненосца
В августе 1888 года Уайт вынужден был прервать свой отдых, так как его вызвали на заседание Совета Адмиралтейства, проведенное 17 августа на Девонпортской верфи. На нем обсуждались главные элементы и размерения эскадренных броненосцев нового типа, которые следовало заказать по программе 1889 года. Корабли такого типа предполагалось заложить уже в текущем году. А спецификация и размерения линейных кораблей должны определяться, исходя из бюджета 1889 года. Члены Совета располагали документами и чертежами, подробно описывающими многие типы линейных кораблей, и в процессе обсуждения рассмотрели достоинства различных конструкций эскадренных броненосцев. Главными темами обсуждения были: а) будут ли новые корабли иметь высокий или низкий надводный борт (первый возможен только с барбетными установками артиллерии главного калибра); б) число, расположение и устройство установок артиллерии главного калибра; в) расположение артиллерии среднего калибра; г) устройство и толщина броневой защиты; д) каковы будут главные механизмы.
После тщательного рассмотрения имеющихся данных о преимуществах и недостатках других кораблей, принимая во внимание главным образом такие важные элементы военного корабля, как скорость, запас угля, высота орудий над ватерлинией, главная и вспомогательная артиллерия, и долгих споров все присутствующие приняли следующее:
1. На броненосце должно быть четыре тяжелых орудия в двух защищенных местах, находящихся на значительном расстоянии друг от друга. Каждая пара орудий должна иметь сектор обстрела по крайней мере 260 градусов (130 градусов в ту и другую сторону от диаметральной плоскости), и обе пары должны иметь возможность стрелять одновременно на каждый борт корабля. После большой дискуссии решили, что эти орудия должны иметь калибр 343 мм, что позволит включить их в одну группу с достраивавшимися в то время новейшими линейными кораблями ("Nile" и "Trafalgar"), а сами орудия устанавливаться в носу и в корме.
2. Артиллерия среднего калибра должна состоять из десяти 152-мм орудий, большую часть которых следует поместить в длинной бортовой центральной батарее, расположенной между установками артиллерии главного калибра, и иметь, по возможности, легкую защиту. Остальные орудия среднего калибра следовало разместить палубой выше, чтобы практически каждое из них имело возможность стрелять, не мешая другому из-за действия дульных пороховых газов, и тем самым уменьшить опасность выведения из строя нескольких орудий при одном удачном попадании вражеского снаряда (ввиду большого прогресса в области бризантных взрывчатых веществ и скорострельных орудий среднего калибра считалось желательным разместить орудия среднего калибра как можно дальше друг от друга).
3. Отношение длины главного броневого пояса к длине корабля сохранить таким же, как на типе "Trafalgar". Толщину главного пояса определили в 457 мм, а верхнего пояса 127 мм (позднее уменьшили до 102 мм) при 76-мм броневой палубе.
В то время опыты, производившиеся на "Resistance" для выяснения последствий от артиллерийского огня на броню, еще не закончились, поэтому вопрос о наилучшей защите орудий и прислуги артиллерии среднего калибра оставили нерешенным.
Вопрос о размещении орудий главного калибра в оконечностях или в середине корабля, где для их защиты требовалось меньше брони, обсуждался особенно долго.
Также прошла дискуссия о преимуществах цитадельной (дающей полностью забронированный ящик над главным поясом) и редутной (в этом случае тяжелая вертикальная броневая защита ограничивалась платформами установок орудий главного калибра) системах бронирования. Для цитадельной системы приводились чертежи кораблей с броней 356-мм и 305-мм толщины. Разбирали достоинства системы размещения тяжелых орудий в одиночных защищенных установках, изолированных одна от другой. Такая система применялась многими флотами, в том числе и английским на броненосном крейсере (именовавшемся также колониальным броненосцем) "Warspite", у которого четыре 234-мм 22-тонных орудия размещались по одному в барбетах на верхней палубе. Однако недостаток состоял в том, что при таком размещении большие орудия мешали действовать артиллерии среднего калибра, не говоря уже о том, что защита каждого орудия броней в отдельности значительно увеличила бы вес всей корабельной брони по сравнению с двухорудийными башнями.
С другой стороны, концентрация орудий в средней части корабля (как это сделали на "Inflexible", "Italia", "Lepanto" и др.) имела тот важный недостаток, что разрыв одного тяжелого снаряда, попавшего под броневую защиту, мог вывести из строя всю артиллерию главного калибра. Последнее скорее всего могло произойти на итальянских кораблях, на которых основание установок тяжелых орудий совершенно не .защищалось. Кроме того, при такой схеме расположения углы обстрела в значительной мере ограничивались надстройками и дымовыми трубами.
Решение о том, какой тип корабля должен быть принят, так и не нашли. Тем не менее стало ясно, что какой бы тип не был избран, он должен подчиняться требованию, касающемуся ограничения стоимости. Большая часть принципов, выработанных этим совещанием была впоследствии одобрена в ноябре того же года на другом заседании Совета Адмиралтейства, о котором будет рассказано ниже.
На заседании Совета Уайту предложили подготовить ряд проектов улучшенного "Trafalgar", имеющего высоту надводного борта 3,51 м. Артиллерия главного калибра оставалась, как у прототипа, но с орудиями, расположенными на 0,61 м выше и в более глубоких (на 0,61 м) башнях. Вспомогательная артиллерия должна была состоять из десяти 6" орудий и возможно большего числа 47-мм [3-футовых] орудий и пулеметов. Броня по толщине и расположению требовалась такая же, как на "Trafalgar". Скорость, тем не менее, посчитали необходимым поднять до 17 узлов.
Такой корабль представлял бы собой идеальный броненосец, если не принимать во внимание его размеры и стоимость. Одновременно с выполнением этих указаний Уайт также представил альтернативные проекты и меморандум, в котором он критиковал как "Trafalgar", так и эту его улучшенную версию. В завершение он подсчитал, что "Trafalgar" станет в 12 500 тонн (здесь и далее имеются в виду английские тонны, или 1016 кг) с 900 тоннами угля на борту при наибольшей осадке 8,84 м, имея среднюю осадку 8,69 м. За незначительные улучшения пришлось бы платить дорогой ценой большого водоизмещения.
В представленном проекте, воплощавшем в себе новые предложения, Уайт указал, что: "Модифицированный "Trafalgar" — корабль водоизмещением около 16 000 тонн (включая в него запас водоизмещения в 600 тонн). Такое большое увеличение водоизмещения по сравнению с "Trafalgar" вызвано главным образом следующими причинами: 1) Скорость 17 узлов при открытом котельном отделении должна быть примерно на пол-узла больше, чем теоретически определенная скорость "Trafalgar" с форсированной тягой. Мощность стоило увеличить приблизительно на 70%, а вес механизмов примерно на 50% (560 тонн). 2) Количество угля должно быть увеличено на 300 тонн. 3) Цитадель необходимо удлинить с 58,8 м до 73,2 м для того, чтобы получить в ее пределах большое пространство, требующееся для машины и котлов. Это повлечет прибавление около 240 тонн прежде всего за счет брони. 4) Пояс должен быть удлинен с 70,1 м до 85,3 м для того, чтобы обеспечить такую же пропорцию длины бронирования по ватерлинии. Это повлекло бы за собой дополнительный вес свыше 200 тонн. 5) Поднятие осей орудий на 0,61 м (добавление 120 тонн к весу башенной брони). 6) Увеличение артиллерии среднего калибра повлекло добавление около 270 тонн. 7) Для того чтобы нести эти увеличенные грузы при более высокой скорости, необходимо увеличение размеров корабля и, следовательно, веса корпуса. 8) На таком корабле с большей мощностью механизмов и большим числом орудий экипаж увеличится с 540 до 700 человек.
Все это в новом проекте привело к неприемлемому водоизмещению. Такова была цена за эти, казалось бы, весьма небольшие прибавления к надводному борту, скорости и вооружению.
К проекту этого модифицированного "Trafalgar" Уайт добавил серию из пяти проектов башенных кораблей, сделанных по тому же образцу и водоизмещавших от 16 000 до 11700 тонн (последний для сравнения с новым французским броненосцем "Brennus"), в которых условия Совета не выполнялись полностью. Он также настаивал на установке барбета и указывал, что на современных французских и итальянских кораблях оси орудий возвышались над водой от 7,92 м до 8,84 м, на русских кораблях 6,71 м и на типе "Admiral" 6,40 м.
В предложенных им проектах броневые стенки барбетов должны быть вертикальными и опускаться до броневой палубы, а надводный борт иметь высоту 5,49 м (против 3,43 м на башенных кораблях) с осями орудий 7,01 м над ватерлинией вместо 5,18 м.
Существенное различие между башенными и барбетными кораблями заключалось в расположении брони. На башенных кораблях с более низким надводным бортом, имеющих центральную цитадель и представляющих собой меньшую по размерам цель, бронировалась гораздо большая часть борта. Броня, если она шла в верх от главного пояса, не только защищала орудия, но и могла обеспечить защиту запаса остойчивости при больших углах крена.
Эскизные проекты
Корабль |
'Trafalgar" (как спроектирован) |
Цитадельный башенный корабль |
Редутный башенный корабль |
Редутный башенный корабль |
Барбетный корабль типа "Admiral" (как ступил в строй) |
Барбетный корабль |
Барбетный корабль |
Длина, м |
105,2 |
115,8 |
115,8 |
106,7 |
100,6 |
115,8 |
106,7 |
Ширина, м |
22,2 |
22,9 |
22,9 |
21,3 |
20,9 |
22,9 |
21,3 |
Осадка (средняя) , м |
8,38 |
8,38 |
8,38 |
8,23 |
8,48 |
8,38 |
8,38 |
Водоизмещение, т |
12000 |
14000 |
14000 |
12000 |
04550 |
14000 |
12000 |
Высота надводного борта, м |
3,43 |
3,43 |
3,43 |
3,43 |
3,12 |
5,49 |
5,49 |
Высота осей орудий над ватерлинией, м |
4,57 |
5,18 |
5,18 |
5,18 |
6,10 |
7,01 |
7,01 |
Мощность механизмов (форсированная тяга), л. с. |
12000 |
13000 |
13000 |
12000 |
11000 |
13000 |
12000 |
Скорость, узлы (при форсированной тяге) |
16,5 |
17 |
17 |
17 |
16,75 |
17 |
17 |
Скорость, узлы (при естественной тяге) |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Уголь, тонны |
900 |
900 |
900 |
900 |
900 |
900 |
900 |
Артиллерия: орудия главного калибра
орудия среднего калибра
орудия мелкого калибра |
4х67-тонных казнозаряд. 8х120-мм скорострельн. 8х57-мм [6-фунтовых] 10х47-мм [3-фунтовых] |
4х67-тонных казнозаряд. 10х152-мм скорострельн. 10х57-мм [6-фунтовых] 8х47-мм [3-фунтовых] |
4х67-тонных казнозаряд. 10х152-мм скорострельн. 10х57-мм [6-фунтовых] 10х47-мм [3-фунтовых] |
4х67-тонных казнозаряд. 10х152-мм скорострельн. 10х57-мм [6-фунтовых] 10х47-мм [3-фунтовых] |
4х45-тонных казнозаряд. 6х152-мм скорострельн. 12х57-мм [б-фунтовых] 7х47-мм [3-фунтовых] |
4х67-тонных казнозаряд. 10х152-мм скорострельн. 16х57-мм [6-фунтовых] 8х47-мм [3-фунтовых] |
4х45-тонных казнозаряд. 10х152-мм скорострельн. 16х57-мм [6-фунтовых] 8х47-мм [3-фунтовых] |
Длина пояса, м |
70,1 |
76,2 |
76,2 |
70,1 |
45,7 |
76,2 |
70,1 |
Броня, мм: пояса башен цитадели, редутов или барбетов борта между основаниями барбетов или башен бронированной трубы или основания барбетов боевой рубки артиллерии среднего калибра |
508-356 457 457 406 - 356 не защищена |
457-356 381 356 305 - 356 защищена |
457-356 457 432 127 - 356 защищена |
356 330 330 102 - 356 защищена |
457 - 356 не защищены 305 305 не защищена |
457-356 - 432 127 432 356 защищена |
356 - 330 102 330 356 защищена |
Эскизные проекты башенных и барбетных кораблей, разработанные начальником управления военного кораблестроения с учетом требований Совета Адмиралтейства, стали предметом жаркого обсуждения и породили определенные разногласия. Уайт убедительно изложил преимущества барбетного корабля с редутной защитой и, что особенно важно, высоким надводным бортом, в то время как первый морской лорд адмирал Худ отдавал предпочтение более солидной защите, обеспечивающейся типом башенного корабля. Но башенный корабль из-за необходимости принять во внимание высоко расположенные веса (каковыми являются тяжелые башни) для обеспечения приемлемой остойчивости одновременно требовал низкого надводного борта (в данном случае достаточно вспомнить "Captain" и его судьбу). Кроме того, недостатками башен тогда считалась их сложность и ненадежность поворотного механизма. Недостатком барбетов была их уязвимость от огня скорострельной артиллерии.
Чтобы разрешить разногласие по поводу выбора схемы бронирования и типа корабля, Совет решил узнать мнение моряков, обладающих свежим опытом морской практики, для чего адмиралы У. Довелл, Р. Весей Гамильтон, вице-адмиралы Ф. Ричарде, Дж. К. Э. Байярд и генерал-адъютант короля от военно-морского флота кэптен лорд Уолтер Керр были приглашены на заседание Совета Адмиралтейства (адмирала Георга Трайона также пригласили, но он не смог присутствовать). 16 ноября 1888 года его провели в кабинете первого лорда. На заседании также присутствовали начальник управления военного кораблестроения Уайт, начальник артиллерийского управления кэптен Джон Фишер (впоследствии ставший адмиралом и первым лордом Адмиралтейства) и члены Совета — член парламента лорд Георг Гамильтон, адмирал Артур Худ, вице-адмирал Э. Г. Госкинс, контр-адмирал Дж. О. Гопкинс (третий морской лорд), контр-адмирал К. Ф. Готхем и член парламента Э. Б. Форвард (парламентский и финансовый секретарь Адмиралтейства). Собравшиеся обладали всеми необходимыми полномочиями для любого решения.
Всех офицеров попросили высказать критические замечания по различным аспектам эскизных проектов, подготовленных начальником управления военного кораблестроения (основные тактико-технические данные которых даны в таблице). Лорд Гамильтон сообщил им выводы, сделанные на предыдущем совещании, которые, за весьма небольшим исключением, и подтвердили присутствующие.
Главными вопросами, обсуждавшимися на этом собрании, были скорость хода предполагаемых к постройке кораблей, расположение и выбор их артиллерии и брони, машин и котлов. После продолжительных дебатов все присутствующие согласились, что предложенное размещение вооружения удовлетворительно и что скорость 15 узлов для постоянного хода и 17 узлов при форсированной тяге достаточна, так как достижение больших скоростей было бы сопряжено со слишком большим увеличением размеров и стоимости кораблей. По мнению присутствующих, лучше иметь большое число кораблей с такой скоростью, чем ограниченное их количество с большим ходом.
Они посчитали, что редутная система защиты лучше, чем цитадельная, но склонились к тому, что верхний пояс должен быть, если только возможно, толще и предлагали, чтобы артиллерия среднего калибра получила защиту. Относительно спорного вопроса о том, защищать ли корабли сплошь броней от штевня до штевня или же сосредоточить ее в середине, пришли к выводу, что лучше разместить броню в середине, увеличив толщину броневого пояса. Затем предлагалось защитить нос более тонкой броней, чтобы оградить его хотя бы от огня скорострельной артиллерии, поскольку повреждения в носовой части сильно отразились бы на ходе корабля. Но и тут собравшиеся решили, что лучше покрыть этой броней остающиеся незащищенными части корабля посередине от верхнего края броневого пояса до верхней палубы.
Относительно высоты надводного борта взгляды начальника управления военного кораблестроения поддержали и все согласились, что для мореходного линейного корабля, способного на волнении сохранить высокую скорость и огневую мощь, высокий надводный борт и высоко расположенные орудия барбетного корабля предпочтительнее низкого надводного борта и низко расположенных орудий башенного корабля, несмотря на его лучшую защиту. Орудия главного калибра весом около 50 тонн должны быть в барбетах и калибром 305 мм. Так как таких орудий еще не было в распоряжении Адмиралтейства, первые три из восьми броненосцев должны иметь орудия калибром 343 мм, хорошо испытанные и удачной модели.
67-тонное 343-мм орудие выбрали главным образом потому, что в состав иностранных флотов уже входили корабли с 75-тонными орудиями. Взгляды участвовавших на заседании Совета по этому поводу сильно разнились.
Адмирал Худ (хотя принятые решения почти во всем расходились с его точкой зрения), настаивал, чтобы по крайней мере один корабль этой программы был построен как башенный броненосец, и поэтому начальнику управления военного кораблестроения Уайту поручили детально разработать проект как барбетного, так и башенного корабля, которые в конце концов стали проектами "Royal Sovereign" и" Hood".
Проект барбетного корабля, ставший возможным благодаря усовершенствованию брони, которое позволило покрыть большую часть борта без увеличения доли веса в водоизмещении, представлял собой компромисс между "Anson" и "Trafalgar". Испытания в марте 1888 года стальных (с лицевой стороны) плит Кэммела дали превосходные результаты. Стальные плиты, произведенные Виккерсом — тогда еще новой фирмой, по результатам испытаний были почти такими же. Броневые плиты компаунд Джона Брауна также оказались превосходного качества, и эти три фирмы обязались изготовить экспериментальные 102-мм плиты, пригодные для верхнего пояса бортовой брони. В июне 1889 года Джессопс из Шеффилда изготовил никелево-стальную плиту, что допускало возможность освоения их выпуска другими производителями.
Решение установить орудия в барбетах стало большой победой Уайта. Как уступка рекомендациям Худа, один из трех кораблей, которые должны быть заложены на казенных верфях, будет строиться низкобортным башенным кораблем. Его заказали Чатему.
Строптивости адмирала Худа можно найти вполне определенное оправдание, поскольку открытая сверху барбетная установка оставляла орудия незащищенными, а механизмы и прислуга под ними оказывались уязвимы для снарядов от легких орудий, стреляющих с марсов вражеских кораблей. Надстройка в проекте барбетного корабля также была менее защищена, но большая эффективность этого типа как более мореходного все-таки значительно перевешивала упомянутые недостатки. Доказательством правильности принятого решения стало вступление "Hood" в строй. Он показал себя худшим эскадренным броненосцем по сравнению с другими кораблями этого класса и в результате стал последним низкобортным линейным кораблем, построенным для британского военно-морского флота. Основные недостатки защиты броненосцев типа "Royal Sovereign" в значительной степени устранили на более поздних кораблях, главным образом благодаря принятию стальной гарвеевской, а впоследствии и крупповской брони, которая позволила защитить большую площадь без увеличения веса и добавления на верх барбетов бронированных колпаков (позже известных как башни).
Уайт, реализовав требования Совета в своем проекте "Royal Sovereign", дал военно-морскому флоту Великобритании превосходнейшие боевые корабли, имевшие величественный вид в открытом море. Впервые с тех пор, как "Devastation" сделал невзрачность для эскадренного броненосца своеобразным стандартом, британский линейный корабль обладал гордым, привлекательным и симметричным силуэтом, который делал его не похожим на любой другой из плававших военных кораблей. После двух десятилетий строительства, угрюмых и уродливых кораблей началась новая эра поразительной красоты.