Постройка
При распределении контрактов ,решили, что первый пакет заказов должны получить верфи, где детальные вопросы могли быть решены без задержки и проработаны опытными строителями при консультациях с офицерами военно-морского флота.
В Портсмуте не было достаточно длинного строительного стапеля, и там требовался сухой док. Пемброук имел необходимые стапеля, но нуждался в новых кранах для тяжелого оборудования и поэтому посылал свои корабли в Чатем для достройки; Девонпорт также еще не был способен строить линейные корабли. Предполагалось, что время строительства кораблей должно составлять три года, но в случае "Royal Sovereign" предприняли специальные меры, чтобы добиться более раннего завершения постройки, и его следовало испытать раньше других кораблей серии. В результате этих усилий под руководством адмирал-инспектора Дж. А. Фишера достигли рекордного срока постройки в два года и восемь месяцев (от закладки до вступления в строй), перекрыв тем самым достижение с "Trafalgar". "Royal Sovereign" спустили уже через 17 месяцев после закладки (спусковой вес 7200 тонн). Чуть медленнее строился "Empress of India" (первоначально названный "Renown"). Его спусковой вес достиг 7500 тонн (у "Repulse" — 7650 т), а на смазку при его спуске ушло 9 тонн русского сала.
Семь линейных кораблей типа "Royal Sovereign" заказали на основании акта (закона) морской обороны 1889 года, из них три казенным верфям, а остальные частным. Они были самой большой серией линейных кораблей, построенных по одному проекту со времени появления броненосцев и положили начало десятилетия единообразия в британском флоте, который снова получил возможность образовывать однородные боевые эскадры.
Во время постройки произошли некоторые изменения в проекте, реализованные на кораблях. Они включали увеличение высоты дымовых труб, что добавило 13 тонн веса, увеличение боевых марсов (добавившее 4 тонны) и увеличение толщины котельных трубок (добавившее 20 тонн). Экипаж также увеличили (добавив дополнительно 10 тонн), и установили еще три 47-мм (3-фунтовых) скорострельных орудия и увеличили число шлюпок. Это вместе с другими различными более мелкими добавлениями дало при суммарном подсчете вес 137,5 тонн, который покрыли за счет запаса водоизмещения.
Корабли вступили в строй в 1892—1894 годах и вскоре были признаны очень удачными. Они стали одними из сильнейших кораблей мира. Их "элегантный и выразительный" внешний вид позволял легко опознать их по двум дымовым трубам, поставленным поперек корабля, высокому надводному борту и открытым сверху барбетам. Все, кто принимал участие в их проектировании и постройке, остались более чем довольными результатом своих трудов.
Характеристики линейных кораблей типа "Royal Sovereign"
Название корабля |
Строитель корабля |
Изготовитель механизмов |
Заложен |
Спущен на воду |
Вступил в строй |
Стоимость, фунты Стерлингов |
"Royal Sovereign" |
Портсмутская верфь |
Хампфри & Теннант |
30.09.1889 |
26.02.1891* |
5.1892 |
912986 |
"Revenge" |
Палмерс |
Палмерс |
12.02.1891 |
3.11.1892* |
22.03.1894 |
954 825 |
"Resolution" |
Палмерс |
Палмерс |
14.06.1890 |
28.05.1892 |
5.12.1893 |
953 817 |
"Repulse" |
Пемброукская верфь |
Хампфри & Теннант |
1.01.1890 |
27.02.1892 |
25.04.1894 |
915302 |
"Ramillies" |
Томпсон (Клайдбэнк) |
Томпсон |
11.08.1890 |
1.03.1892 |
17.10.1893 |
980 895 |
"Empress of India" (бывший "Renown") |
Пемброукская верфь |
Хампфри & Теннант |
9.07.1889 |
7.05.1891 |
11.09.1893 |
912 162 |
"Royal Oak" |
Лейрд |
Лейрд (Биркенхед) |
29.05.1890 |
29.05.1890* |
12.06.1894 |
977 996 |
*Выведен из дока.
Водоизмещение: проектное — 14 150 тонн, действительное — от 14050 ("Empress of India") до 14 420 ("Ramillies") тонн, в полном грузу 15220, "Ramillies" 10 464 тонн порожнем при осадке 6.60 м, 13390 тонн при осадке 7,90 м, 14620 тонн при осадке 8,53 м, 15 220 тонн в перегруз при осадке 8,81 м.
Увеличение водоизмещения на дюйм осадки: 52,5 тонн при водоизмещении в перегруз, 51,9 тонн при водоизмещении порожнем.
Длина: между перпендикулярами — 115,8 м, наибольшая — 125,0м.
Ширина: 22,9 м.
Осадка: средняя — 8,38 м, максимальная 8,84—9,14 м.
Вооружение: четыре 343-мм 67-тонных казнозарядных орудия; десять 152-мм скорострельных орудий; шестнадцать 57-мм [6-фунтовых] скорострельных орудий; двенадцать 47-мм [3-фунтовых] скорострельных орудий; 7 457-мм торпедных аппаратов (2 подводных бортовых в носу, 4 надводных бортовых, 1 надводный кормовой).
Боезапас: как утверждено 30 июня 1891 года - 80 выстрелов на 343-мм орудие (20 бронебойных, 12 чугунных Паллизера, 39 полубронебойных, 10 шрапнельных снарядов), 150 выстрелов на 152-мм орудие (10 бронебойных, 38 чугунных Паллизера, 128 полубронебойных, 24 шрапнельных снаряда); при вступлении в строй — 80 выстрелов на 343-мм орудие, 200 выстрелов на 152-мм орудие, 500 выстрелов на 57-мм [6-фунтовое] орудие.
Бронирование (броня — компаунд и стальная): главный пояс 457 мм, 406 мм, у траверзов 356 мм длиной 76,2 м и высотой 2,59 м с от 102-мм до 203-мм тиковой подкладкой; верхний пояс 102 мм длиной 45,7 м и высотой 1,98 м; общая высота бортовой брони 4,57 м (1,68 м под и 2,89 м над грузовой ватерлинией); носовая поперечная переборка главного пояса 406 мм, кормовая поперечная переборка главного пояса 356 мм, переборки в оконечностях верхнего пояса 76 мм; барбеты — 432-мм, 406-мм и 279-мм стенки, 25,4-мм крыша и пол; казематы — 152-мм лобовые и боковые стенки (крыша и пол не защищены); носовая боевая рубка 356—305 мм и 203 мм, кормовая боевая рубка 76 мм; палубы — средняя 76 мм (на протяжении главного пояса), нижняя 63,5 мм (вне цитадели).
Механизмы: 2 3-х цилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения мощностью 9000 л. с. - 15,5 узлов (естественная тяга), 11 000 л. с. - 16,5 узлов (форсированная тяга), максимум 13 360 л. с. •• 18 узлов (только "Royal Sovereign"); 8 цилиндрических односторонних котлов с 4 топками каждый, рабочее давление 8,09 кг/кв. см; 2 винта; машинная команда — 138 человек.
Запас угля: проектный — 900 тонн, нормальный — 1100 тонн, максимальный — 1490 тонн.
Дальность плавания: 2780 миль пои 14 узлах, 3086 миль при 13 узлах, 4720 миль (по формуле В. И. Афанасьева около 3000 миль) при 10 узлах.
Шлюпки: утвержденный при проектировании комплект (1889—90гг.) —один 12,2-метровый [40-футовый] паровой полубарказ, один 16,2-метройый [53-футовый] минный паровой катер, одна 17,1-метровая [56-футовая] деревянная миноноска, один 12,8-метровый [42-футовый] барказ, один 11,0-метровый [36-футовый] полубарказ, один 9,14-метровый [30-футовый] тендер, одна 9,14-метровая [30-футовая] гичка, одна 8,23-метровая [27-футовая] вельботная гичка, одна 7,62-метровая [25-футовая] гичка, один 7,92-метровый [26-футовый] ял, один 4,88-метровый [16-футовый] динги, один 4,27-метровый [14-футовый] тузик;
Якоря: два 5,99-тонных Инглфильда (становых), -один 5,94-тонный Инглфильда (запасной становой), два 2,79-тонных Мартина, два 2,18-тонных Мартина.
Мачты: фок-мачта — от шпора до палубы 4,57 м при диаметре 0,940 м, от палубы до верхушки 21,5 м при диаметре 0,940 м, общая высота мачты 26,1 м; фор-стеньга — 14,6 м при диаметре от 305 до 152 мм; нижний рей — 16,2 м при диаметре 254 мм, нок реи — 0,965 м при диаметре у концов 127 мм; сигнальный гафель — 7,73 м при диаметре 165 мм (основание) и 114 мм (верхушка); нижний рей — 7,45 м при диаметре 140 мм, нок реи — 0,305 м при диаметре 76 мм (размеры грот-мачты идентичны фок-мачте).
Экипаж : 670—700 человек; на "Empress of India" в качестве флагманского корабля (1903 г.) 692 человека, на "Resolution" (1903 г.) 672 человека, на "Revenge" в качестве учебного артиллерийского корабля (1906 г.) 466 человек.