Вооружение

 

Благодаря высокому надводному борту в 5,49 м над верхней палубой .возвышались только верхушки барбетов, а орудия имели высоту осей над ватерли­нией 7,01 м. Орудия полностью возвышались над верхней горизонтальной плоскостью барбета, где они не только были уязвимы для повреждений от артиллерийского огня, но и могли стать причиной разрывов вражеских снарядов, при которых осколки летели бы вниз внутрь барбета. Против осколков су­ществовала весьма ограниченная защита из листов, покрывавших верх барбета. Колпаки прислуги для прицеливания находились на этом покрытии справа и позади орудия.

Барбеты имели вид грушевидных цилиндров из стальной брони компаунд. По высоте они разделя­лись на два яруса: на верхнем размещались враща­ющиеся столы, а на нижнем — механизмы враще­ния и прочее оборудование орудийных установок. Столы тяжелых орудий были расположены в более широкой их части с радиусом 6,10 м, другая же часть, радиусом 1,83 м, служила защитой шахт по­дачи боеприпасов. Наибольшее протяжение барбе­тов по длине составляло 16,5 м. Уайт защитил барбеты тяжелыми броневыми стенками, опускавши­мися вниз до уровня броневого пояса. Они были толщиной 432 мм в более широкой своей части и 406 мм в узкой и 279 там, где прикрывались борто­вой броней верхнего пояса. Барбеты основанием ка­сались броневой палубы и выступали на 0,762 м над верхней. Таким образом, не только станок ору­дия, но и находящиеся под ним, в нижней части барбета, поворотный и подъемный механизмы, ме­ханизмы для заряжания и подачи снарядов и заря­дов были надежно защищены броней на всем своем протяжении сверху до броневой палубы. В то же время барбеты оставляли орудия открытыми, кроме этого, уязвимым местом этих артиллерийских ус­тановок являлись отверстия вокруг и внизу пово­ротной платформы. Этот недостаток всех барбетных установок исправили на итальянском броненосце "Sardegna" при помощи установки броневых щитов на барбетах, подобных тем, что были на линейных кораблях типа "Admiral" (1888 г.). Итальянское ре­шение послужило моделью для всех последующих британских броненосцев Уайта.

Продолжение брони барбетов до броневой палу­бы стало большим преимуществом по сравнению с линейными кораблями типа "Admiral", у которых нижние концы барбетов доходили только до глав­ной палубы и снизу защищались стальной броней толщиной всего в 50,8 мм. Так что если тяжелый снаряд разорвался бы под этой 50,8-мм палубной броней, то он мог сильно повредить орудия и их механизмы. Но вместе с тем такое устройство бар­бетов имело свой недостаток: из-за того, что верх­ние края барбетов возвышались всего на 0,762 м над верхней палубой, а следовательно, оси орудий приблизительно на 1,37 м, при стрельбе с малыми углами возвышения и под углом от 34 до 45 граду­сов от диаметральной плоскости корабля вызывали не только повреждение досок палубного настила, но и бимсов и пиллерсов, поддерживавших палубу. Впрочем, по мнению англичан, такие повреждения в бою не могли считаться серьезными.

Поворотные платформы, на которых помещались по два 67-тонных орудия, набирали из стали и весили они около 80 тонн каждая. Они стояли на стальных роликах, катавшихся по стальному пого­ну, врезанному в главной палубе. Нижний край платформы имел крепкие зубцы из пушечного ме­талла, которые соединялись с шестерней, переда­вавшей вращение вертикального вала, приводивше­гося в движение с помощью гидравлики.

 

Данные артиллерийских орудий главного калибра

343-мм казнозарядное орудие марки II

Вес орудия, включая затвор: 68 150 кг.

Наибольшая длина орудия: 11,0м.

Диаметр казенной части: 1,45 м

Диаметр дульной части: 0,594 м.

Вес затвора: 1084 кг.

Калибр: 343мм [13,5"].

Длина канала ствола: 30 калибров.

Камора: 457 мм х 1690 мм, объем 0,280 м2.

Нарезы: 54 правых нареза постоянного шага, делавших 1 оборот за 30 калибров.

Вес боевого заряда: 286 кг пороха марки SBC (позднее 85,2 кг кордита).

Вес учебного заряда: 214 кг пороха марки SBC.

Вес снаряда: 567 кг (разрывной заряд 38,3 кг.)

Начальная скорость снаряда: 628 м в секунду.

Скорострельность: 1 выстрел в 2 минуты.

Пробиваемость: 711 мм ковкого железа на расстоянии 914 м; 279 мм крупповской стали на расстоянии 2740 м.

Стоимость: 10859 фунтов стерлингов каждое.

Наибольший угол возвышения: 13,5 градусов.

 

Гидравлические машины для поворачивания орудийных платформ размещались за барбетной броней. Для удержания платформы в определенном положении имелся стопор, приводимый автомати­чески в действие сжатием, получаемым во время остановки машин. Всеми гидравлическими приспо­соблениями управляли из самого барбета. Для про­ворачивания платформ тогда, когда не требовалось особой быстроты (например, в порту), в дополнение к ручному приводу имелся еще небольшой гидрав­лический.

Машины, служившие для управления орудий­ными установками имели мощность по 600 л. с. На случай повреждений имелись также запасные ма­шины, и каждая из них могла обеспечивать работу орудийных установок как одного, так и двух барбе­тов.

Два зарядных погреба 343-мм орудий находи­лись непосредственно под барбетами, снарядные же погреба ниже, в трюме. Снаряды тяжелых орудий перемещались гидравлическими же подъемными механизмами, к которым, в свою очередь, вручную передвигались и заряды. Подъемником боеприпасы подавались к орудию, поставленному для заряжа­ния в диаметральную плоскость в определенное фиксированное положение (в это же положение орудие приводили после каждого выстрела), а снаряды досылались до места гидравлическим при­бойником. Усовершенствования в гидравлических приспособлениях, работавших со значительной для того времени скоростью, позволили увеличить ско­рострельность орудий главного калибра.

Эскадренные броненосцы типа "Royal Sovereign" стали первыми британскими линейными корабля­ми, которые вооружили 152-мм орудиями нового образца. Они могли производить пять выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда была 655 м в секунду при весе снаряда 45,4 кг. Орудие имело длину 40 калибров (прежние 152-мм орудия были длиной всего в 26 калибров). Вследствие большей длины ствола удалось добиться при заряде в 13,5 кг пороха марки "Е.Х.Е." большую начальную скоро­сть, чем у прежних орудий с употреблявшимися за­рядами в 21,8 кг. При замене пороха кордитом за­ряд снаряда уменьшался до 6,8 кг. Эти орудия стали первыми специально изготовленными для стрель­бы кордитными снарядами. Затвор новых орудий имел коническую форму и был снабжен прерываю­щейся винтовой нарезкой.

Для батареи орудий среднего калибра исполь­зовали схему расположения артиллерии на крейсе­рах "Blake" и "Blenheim", построенных по программе 1888 года (в два яруса друг над другом, причем на верхней палубе находилось шесть орудий на высту­пающих площадках, устроенных между поперечны­ми броневыми переборками, а четыре на главной палубе). 152-мм орудия могли стрелять на 60 гра­дусов в нос от траверза и на 60 в корму. Со стороны бортов казематы были защищены 152-мм броне­выми плитами, с тыла и с боков толщина их защи­ты достигала 50,8-мм. Таким образом, 152-мм ору­дие как бы замыкалось в стальной ящик достаточ­ной толщины, чтобы защитить его от всех снаря­дов, кроме самых тяжелых. В этих казематах в палубе находилось большое круглое отверстие для подачи снарядов и зарядов через бронированные шахты. Так как орудия были расположены в два яруса друг над другом, то удалось их изолировать, что, по мнению англичан, должно было избежать разрушений, которые на­блюдались на "Resistance" после обстрела его фугас­ными снарядами.

Уайт хотел поставить верхние орудия в казема­ты, но, поскольку Совет придавал большое значе­ние сохранению шлюпоч­ной палубы, ему разре­шили поставить только щиты.

По сравнению с про­ектами Барнаби батарея артиллерии среднего ка­либра из десяти орудий в какой-то мере казалась не­многочисленной для тако­го большого водоизмеще­ния, но Уайт воспользо­вался случаем, чтобы ука­зать, что эти скоро­стрельные орудия вместе с установками и боезапасом эквивалентны двадцати обычным казнозарядным 152-мм с нормальным боезапасом. На "Royal Sovereign" прислуга во время похода убирала орудие внутрь (в походное положение из боевого) за 3 ми­нуты 12 секунд. Расстояние, на которое вдвигалось орудие, было 4,04 м. Боеприпасы к 152-мм оруди­ям подавались электрическими элеваторами.

Вскоре в сражении при Ялу японцы доказали, что в морском бою наиболее эффективным оружи­ем является скорострельная артиллерия. Стало яс­но, что плотность артиллерийского огня, которая достигается при использовании скорострельных орудий крупного калибра (119 мм и 152 мм), в ко­нечном итоге более разрушительна, чем медленное действие огня тяжелых орудий.

Скорострельные 57-мм орудия стояли на верх­ней (4 орудия) и главной палубах (12 орудий). 47-мм орудия размещались на навесной палубе и боевых марсах. Кроме того, имелось два 9-фунто­вых десантных орудия. Вместо прежних торпедных аппаратов 356-мм калибра эти корабли получили на вооружение новую модель 457-мм калибра. Пер­воначально на броненосцах имелось по 7 торпедных аппаратов, из которых два были подводные, а из ос­тальных надводных четыре располагались на глав­ной палубе побортно между броневыми переборка­ми, а пятый в корме.